Государственное регулирование экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 04:56, курсовая работа

Описание работы

Цель - исследование вопроса государственное регулирование рыночной экономики Казахстана и ее особенности в РК В 2000-2008 годы и на период до 20030 года.
Для раскрытия цели были поставлены задачи:
1. исследование литературы по теме курсовой работы:
2. исследование классической, кейнсианской, марксисткой модели государственного регулирования экономики,
3. исследование общей характеристики системы государственного регулирования экономики,
4.исследование вопроса государственного регулирования стратегии рыночной экономики РК в 2000-2008 годы и на период до 2030 года.
Предмет исследования: государственное регулирование экономики Казахстана в 2000-2008 годы и на период до 2030 года.
Объектом исследования выступает экономика Казахстана

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.1. Классическая модель взаимоотношений государства и экономики 5
1.3. Марксистская модель взаимоотношений государства и экономики 10
2. Общая характеристика системы государственного регулирования экономики 13
2.1. Несовершенство рынка и необходимость государственного регулирования 13
2.2. Цели государственного регулирования экономики 16
3. Государственное регулирование: экономика Казахстана 2000-2030 г.г. 19
3.1 Стратегические приоритеты индустриально-инновационного развития экономики Казахстана 19
3.3 Экономические условия формирования инновационного производства в Казахстане 25
3.3 Проблемы интеграции и ВТО 28
Заключение 33
Список использованных источников 36

Работа содержит 1 файл

курс раб государств регулирован эк bt.doc

— 428.91 Кб (Скачать)

    Представленный анализ позволяет сделать вывод, что очень сложно построить эффективное инновационное производство, только увеличивая единицы инфраструктуры, или направляя финансовые средства в сектор науки. Как показывает анализ, в первую очередь необходимо формировать рыночные составляющие процесса, а именно первоначальный спрос на сами инновации, формировать восстребованность новых продуктов.

    3.3 Проблемы интеграции и ВТО

 

    Важным компонентом экономического развития государств СНГ, в том числе и Казахстана, является их интеграция в международную торговую систему. Это позволит им строить свою стратегию развития в более предсказуемой и стабильной торговой среде, гарантирует им такие же права, какие имеют все другие партнеры[22,13].

    Присоединение какой-либо страны к торгово-экономическому союзу даже в самой простейшей его форме неизбежно оказывает определенное воздействие на параметры ее экономического функционирования.

    Вступление в ГАТТ/ВТО диктует необходимость разработки национальной системы включения в систему мирохозяйственных связей[22,c.44].

    Киргизия - единственный среди центрально-азиатских стран член ВТО. Это привело к тому, что в республику пошли производственные инвестиции. Республика имеет положительное сальдо в торговле с ЕС (2005 г.) в размере 93 млн. евро.

    Запланированное на начало 2005 г. вступление в ВТО после приезда Генерального секретаря ВТО было перенесено на 2006 г., однако и эти сроки оказались предварительными. Перед Казахстаном все еще стоит ряд серьезных вопросов. По словам экс-премьер-министра Д. Ахметова, вступление Казахстана в ВТО является «важнейшей задачей предстоящего периода, но при этом необходимо оценить, что республика от этого выиграет, а что потеряет»[22,14]. Мы должны тщательно проанализировать все «за» и «против», предпринять ряд превентивных мер, аргументированно отстаивать наши позиции в ходе переговоров. Вхождение во Всемирную торговую организацию должно принести как можно меньше потерь, а главное - сыграть позитивную роль в обеспечении устойчивого экономического роста. Условия нашего членства должны учитывать потребности национальной экономики, не допускать дискриминации казахстанского экспорта и обеспечить доступ на мировые рынки конкурентоспособных отечественных товаров и услуг.

    В период с 8 по 11 декабря 2008.г. в г. Женеве (Швейцарская Конфедерация) казахстанская делегация во главе с Вице-Министром индустрии и торговли Республики Казахстан - Специальным представителем Республики Казахстан на переговорах по вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО), Жанар Айтжановой провела ряд встреч с представителями международных организаций[23,15].

    Так, 9 декабря 2008г. состоялась встреча с Генеральным секретарем Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) д-ром Паничпакди Супачаем, во время которой обсуждались вопросы, связанные с технической помощью, оказываемой ЮНКТАД по вступлению Казахстана в ВТО.

    Также состоялась встреча с вновь назначенным Послом, Постоянным представителем Финляндии при ООН и других международных организациях в Женеве, Ханно Химаненом, который с сентября т.г. возглавляет Рабочую группу по вступлению Казахстана в ВТО.

    В ходе встречи обсуждались вопросы подготовки текста проекта Рабочего доклада, документа, который будет содержать обязательства, принимаемые РК при вступлении в ВТО. В ходе переговоров стороны обсуждали уровни импортных таможенных пошлин на такие чувствительные для Эквадора товары как: тропические фрукты и соки из них, а также морскую и океаническую рыбу и морепродукты, которые не производятся в Казахстане. Переговоры прошли весьма конструктивно и стороны заявили о возможном подписании Протокола о завершении двусторонних переговоров по вступлению Казахстана в ВТО в начале 2009 года.

    В период с 7 по 10 января 2009 года состоялся третий раунд двусторонних переговоров по вступлению Казахстана во Всемирную торговую организацию с Индией. В ходе переговоров, продолжавшихся в течение 2-х лет, обсуждались вопросы либерализации условий доступа на казахстанский рынок чая, кофе, текстиля и изделий из кожи, а также либерализации условий въезда иностранных квалифицированных специалистов и доступа на рынок энергетических услуг[23,15].

    По итогам переговоров двусторонние переговоры с Индией по вступлению Казахстана в ВТО были завершены и Стороны запарафировали проект соответствующего Протокола. Подписание Протокола о завершении двусторонних переговоров с Индией по вступлению Казахстана в ВТО Rfpf[cnfy.

    24 января 2009 года подписан Протокол о завершении двусторонних переговоров по вступлению Казахстана в ВТО с Индией. Протокол подписан на взаимовыгодных условиях. Индия является 22-ой страной - членом ВТО с которой завершены переговоры[23,16].

    1-5 марта 2209г. в г. Эр-Рияд состоялся первый раунд двусторонних переговоров с Саудовской Аравией по вступлению Казахстана во Всемирную торговую организацию. Казахстанскую сторону возглавила Вице-Министр индустрии и торговли, Специальный представитель на переговорах по вступлению Республики Казахстан в ВТО Жанар Айтжанова, в переговорах также принял участие Вице-Министр энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан Асет Магауов[23,17].

    Со стороны Королевства в переговорах приняли участие представители министерств торговли и индустрии, нефти и минеральных ресурсов, финансов, Агентства по регулированию телекоммуникаций и Центрального банка. В ходе визита состоялась встреча с заместителем Министра нефти Королевства Саудовская Аравия, Принцем Абдель Азизом бен Салманом, который выразил готовность оказать содействие в скорейшем завершении двусторонних переговоров и оказать поддержку при проведении многосторонних переговоров по вступлению Казахстана в ВТО.

    Во время двусторонних встреч обсуждались вопросы доступа на казахстанский рынок товаров, представляющих коммерческий интерес для Королевства, в частности, товаров нефтехимической промышленности, кондиционеров, морепродуктов и ряда других товаров, которые являются основными экспортными статьями Саудовской Аравии.

    Представители Саудовской Аравии поделились опытом ведения консультаций по вступлению Королевства в ВТО, в частности, по вопросам регулирования государственных торговых предприятий, торговых прав и др., и выразили готовность оказывать консультационную поддержку казахстанской переговорной команде.

    На основании вышеизложенного можно сделать выводы:

    1. Вступление в ВТО на выгодных для Казахстана условиях - это цель, которую Республика Казахстан обязана достичь.

          3.4 Финансовый рынок Казахстана

 

     По мнению многих экспертов, Казахстан уже преодолел наиболее болезненный после достижения финансовой стабилизации пик структурных экономических преобразований и добился заметных успехов, реализуя собственную стратегию и, тактику экономических реформ. Это показывает и анализ финансового сектора экономики[24,2].

    По официальным данным Агентства Республики Казахстан по статистике инфляция в январе 2009 года составила 0,6% (в январе 2008 года -4,4%). Цены на продовольственные товары выросли на 0,6% (на 6,5%), непродовольственные -на 0,4% (на 1,5%), платные услуги - на 0,9% (на 4,2%). На рынке продовольственных товаров в январе 2009 года года наибольший рост цен был зарегистрирован на яйца - на 5,0%, на молочные продукты -на 2,3%, на рыбу и морепродукты - на 0,7%, на сахар и кондитерские изделия - на 0,6%. Цены на масло и жиры снизились на 0,4%, в том числе на подсолнечное масло - на 1,4%. В группе непродовольственных товаров было отмечено повышение цен на одежду и обувь - на 0,8% и предметы домашнего обихода - на 0,7%. Дизельное топливо и бензин стали дешевле на 4,9% и 2,7%, соответственно. В структуре платных услуг населению жилищно-коммунальные услуги стали дороже на 1,2%. При этом центральное отопление подорожало на 5,4%, твердое топливо - на 5,0%, электроэнергия - на 0,4%, газоснабжение- на0,1%, а водоснабжение подешевело - на 1,3%. Цены и тарифы на услуги образования повысились на 2,9%, на медицинские услуги -на 0,6%, а на транспортные услуги снизились на 1,2%. За январь-октябрь 2008 года инфляция составила 8,8% (в январе-октябре 2007 года -13,4%).

    Замедлению инфляции за 10 месяцев 2008 года по сравнению с соответствующим показателем 2007 года способствовало замедление роста цен ее составляющих, главным образом, на продовольственные товары, которые за этот период выросли на 9,5% (за 10 месяцев 2007 года - на 18,6%). Непродовольственные товары стали дороже на 6,5% (на 7,3%) и платные услуги на 10,1% (на 11,9%). В январе 2009 года года инфляция в годовом выражении составила - 13,9%.

    В декабре 2008 года произошло снижение международных резервов Национального Банка на 4,2% (или на 926,8 млн. долл. США)[24,3]. Операции по продаже валюты на внутреннем валютном рынке, снижение остатков на корреспондентских счетах банков второго уровня в иностранной валюте в Национальном Банке, обслуживание внешнего долга Правительства были частично нейтрализованы поступлением валюты на счета Правительства в Национальном Банке. В результате, чистые валютные запасы (СКВ) уменьшились на 685,4 млн. долл. США, активы в золоте снизились на 241,4 млн. долл. США в результате снижения его цены на мировых рынках на 11,9%. Международные резервы страны в целом (в текущих ценах), включая деньги Национального фонда (по предварительным данным 26 326,4 млн. долл. США), снизились с начала месяца на 4,4% до 47 355,3 млн. долл. США.

    Сокращение чистых международных резервов Национального Банка в декабре 2008 года обусловило сжатие денежной базы на 10,5% до 1 570,2 млрд. тенге (с начала года - расширение на 7,2%). Узкая денежная база, т.е. денежная база без учета срочных депозитов банков второго уровня в Национальном Банке, сжалась на 5,5% до 1 461,8 млрд. тенге (с начала 2009 года -расширение на 0,5%). За январь 2009 года объем денежной массы практически не изменился (сокращение на 0,03%) до 5 885,8 млрд. тенге. С начала года денежная масса выросла на 27,1%. За январь 2009 года наличные деньги в обращении выросли на 1,3% до 806,8 млрд. тенге (с начала года - рост на 9,1%), при этом депозиты в банковской системе сократились на 0,2% до 5 079,0 млрд. тенге (с начала года - рост на 30,6%). Рост наличных денег в обращении на фоне сжатия темпов роста депозитов обусловил снижение доли депозитов в структуре денежной массы с 86,5% в августе до 86,3% в январе 2008 года.

    В январе 2009 года ситуация на внутреннем валютном рынке оставалась стабильной. В течение месяца курс тенге к доллару США изменялся в диапазоне 119,27-120,04 тенге за 1 доллар. На конец октября биржевой курс тенге составил 119,84 тенге за доллар, не изменившись по сравнению с показателем на конец сентября. С начала года тенге укрепился на 0,38%. В октябре объем биржевых операций на Казахстанской Фондовой Бирже с учетом сделок на дополнительных торгах снизился по сравнению с сентябрем 2008 г. на 27,5% и составил 5,4 млрд. долл. США (за 10 месяцев - 55,3 млрд. долл. США). На внебиржевом валютном рынке объем операций снизился на 11,2% и составил 8,2 млрд. долл. США (за 10 месяцев -84,7 млрд. долл. США)[24,4].

    В январе 2009 года состоялось 6 аукционов по размещению государственных ценных бумаг Министерства финансов. На них были размещены 6-ти месячные МЕККАМ (10,9 млрд. тенге), 12-ти месячные МЕККАМ (10,5 млрд. тенге), 3-годичные МЕОКАМ (1,1 млрд. тенге), 4-годичные МЕОКАМ (1,3 млрд. тенге), 5-ти летние МЕОКАМ (7,3 млрд. тенге), 10-ти летние МЕУЖКАМ (15,0 млрд. тенге).

    Эффективная доходность по размещенным ценным бумагам составила: по 6-ти месячным МЕККАМ - 7,12%, по 12-ти месячным МЕККАМ -7,64%, по 3-годичным МЕОКАМ - 8,58%, по 4-х годичным МЕОКАМ - 8,73%, по 5-ти летним МЕОКАМ - 8,94% и по 10-ти летним МЕУЖКАМ годовая доходность составила 0,01%. Объем ценных бумаг Министерства финансов в обращении на конец 2008 года составил 746,9 млрд. тенге.

    Выводы:

     1.Долгосрочное социально-экономическое развитие страны, предусмотренное стратегией «Казахстан-2030», предполагает реализацию предварительного и трех десятилетних этапов.

   2.Казахстан придает конкурентоспособности своих товаров и услуг приоритетное значение. Завоевание подобающего места в мировой экономике в современных условиях необходимо для обеспечения устойчивого развития страны, роста благосостояния ее граждан, расширения взаимовыгодного сотрудничества в мире.

    3.На современном этапе в Казахстане имеются значительные предпосылки и возможности для построения эффективного инновационного сектора, позволяющего снизить сырьевую направленность национального производства и повысить конкурентоспособность экономики в целом.

    4.Вступление в ВТО на выгодных для Казахстана условиях - это цель, которую Республика Казахстан обязана достичь.

     5.По мнению многих экспертов, Казахстан уже преодолел наиболее болезненный после достижения финансовой стабилизации пик структурных экономических преобразований и добился заметных успехов, реализуя собственную стратегию и, тактику экономических реформ.

 

    Заключение

 

    Анализ литературы показал:

    История государственного регулирования восходит к концу средневековья, когда основной экономической школой была школа меркантилистов.

    2.Основоположником классической теории стал Адам Смит с работой «Исследование о природе и причинах богатства народов», в которой он утверждал, что свободная игра рыночных сил создает гармоничное устройство. В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственности, разрешать споры, словом, делать то, что индивид либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании системы рыночной экономики

Информация о работе Государственное регулирование экономики