Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 04:56, курсовая работа
Цель - исследование вопроса государственное регулирование рыночной экономики Казахстана и ее особенности в РК В 2000-2008 годы и на период до 20030 года.
Для раскрытия цели были поставлены задачи:
1. исследование литературы по теме курсовой работы:
2. исследование классической, кейнсианской, марксисткой модели государственного регулирования экономики,
3. исследование общей характеристики системы государственного регулирования экономики,
4.исследование вопроса государственного регулирования стратегии рыночной экономики РК в 2000-2008 годы и на период до 2030 года.
Предмет исследования: государственное регулирование экономики Казахстана в 2000-2008 годы и на период до 2030 года.
Объектом исследования выступает экономика Казахстана
ВВЕДЕНИЕ 3
1.1. Классическая модель взаимоотношений государства и экономики 5
1.3. Марксистская модель взаимоотношений государства и экономики 10
2. Общая характеристика системы государственного регулирования экономики 13
2.1. Несовершенство рынка и необходимость государственного регулирования 13
2.2. Цели государственного регулирования экономики 16
3. Государственное регулирование: экономика Казахстана 2000-2030 г.г. 19
3.1 Стратегические приоритеты индустриально-инновационного развития экономики Казахстана 19
3.3 Экономические условия формирования инновационного производства в Казахстане 25
3.3 Проблемы интеграции и ВТО 28
Заключение 33
Список использованных источников 36
3.В З0-е годы прошлого века, после глубочайшего спада экономики США, Джон Мейнард Кейнс выдвинул свою теорию, в которой он опроверг, взгляды классиков на роль государства.
4.В теоретически обоснованной модели Маркса - планово-социалистической организации экономики - экономическая деятельность государства рассматривается, во-первых, как содержание исторической формы общественной (в масштабе общества) организации производства и потребления и, во-вторых, как господствующий сектор в экономической системе в целом.
Необходимость государственного регулирования не отрицалась даже Адамом Смитом, основоположником теории «невидимой руки», принципа «Laissez faire». Он, в частности, писал, что у государства есть «... три весьма важные обязанности: обеспечение военной безопасности, отправление правосудия и обязанность создавать и содержать определенные общественные учреждения, создание и содержание которых не могут быть выгодны отдельным лицам или небольшим группам, потому что прибыль от них не сможет никогда возместить издержки отдельному лицу или небольшой группе, хотя и сможет, часто с излишком, возместить их большому обществу»[5,51-52].
В последнем случае речь идет о так называемых общественных товарах, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного механизма, поскольку требуют слишком крупных вложений, которых не в состоянии обеспечить отдельные предприниматели или даже небольшие группы, или такие товары, которые не приносят достаточной прибыли. Это своего рода «коллективный товар», без которого общество обойтись не может, а отдельные производители не могут его создать: национальная оборона, фундаментальная наука, космические исследования, коммуникационные сооружения, электроэнергетика, образование, здравоохранение, в особенности профилактическое здравоохранение, охрана памятников и другие. Очевидно, что производство таких товаров и услуг должно взять на себя государство, поскольку рынок не способен обеспечить потребность общества в них.
Современные западные экономисты считают, что чисто общественные товары и услуги являются не единственными товарами и услугами, которыми не могут адекватно обеспечить частные рынки. «Всякий раз, когда они оказываются не в состоянии обеспечить какой-то товар или услугу, даже если издержки при этом меньше, чем цена, которую платят индивидуумы, мы имеем дело с несовершенством рынка, которое мы называем неполным рынком. Полный рынок обеспечил бы всеми товарами и услугами, для которых затраты меньше чем те, что индивидуумы готовы за них платить»[6,81].
Считается, что рынки не справляются со страхованием вкладчиков от потерь сбережений при банкротстве банков, страхованием фермерского риска, порожденного колебанием цен на сельхозпродукцию, страхованием от наводнений, пожаров и т.п. Поэтому страховой рынок дополняется государственным страхованием.
Более того, государство дополняет рынок и в других сферах. Например, сфера реконструкции и обновления городов нуждается в координации действий и усилий многих заводов, землевладельцев, торговцев и других бизнесменов и эту координирующую функцию берет на себя государство. Оно заставляет субъектов рыночной экономики производить то, что необходимо в этих случаях.
Такого рода несовершенств в действиях рынка довольно много. Некоторые их называют «провалами» рынка. К их числу можно отнести и то, что рынок дает мало информации о деятельности субъектов рынка, о нуждах общества, потребительских стандартах. Поэтому в ряде стран принимаются законы, которые предписывают, чтобы кредиторы информировали заемщиков о действительной ставке процента за кредиты, производители соблюдали соответствующее качество товаров, пищевых продуктов, медикаментов и др. Эта информация по своей сути тоже является общественным товаром, который рынок не в состоянии создать.
Существует ряд обстоятельств, которые сопровождают функционирование самого рынка и способствуют его саморазрушению. Это тенденция монополизации в экономике и циклический характер развития самой рыночной экономики. Эти тенденции уводят экономику с пути наибольшей эффективности и тормозят общественный прогресс. В этих условиях для обеспечения развития конкуренции как важнейшего механизма, регулирующего деятельность рынка, становится жизненно необходимой выработка государством соответствующих антимонопольных законодательств и создание определенных «рамок» деятельности хозяйствующих субъектов. Для смягчения последствий циклического развития в периоды депрессии -- безработицы, инфляции, неравновесия совокупного спроса и совокупного предложения -- только государство способно проводить в жизнь необходимые экономические меры по преодолению экономического спада и стабилизации экономики. Принято считать, что именно здесь наиболее четко определяется сила государства, его способность выполнять свои регулирующие функции.
Существует еще и такое несовершенство рынка, как его неспособность равномерно и справедливо распределять доходы. Рыночная экономика, представленная самой себе, может быть эффективной, и справедливое распределение с точки зрения законов рынка неизбежно приводит к значительной дифференциации доходов и социальной незащищенности значительных слоев общества. Такое положение не может устраивать большинство населения, в том числе и самих бизнесменов, поскольку это чревато серьезными социальными конфликтами, напряжением во взаимоотношениях работающих и работодателей, что отнюдь не способствует эффективности и на микроуровне.. Поэтому важнейшей обязанностью государства является перераспределение доходов для поддержки малоимущих и обездоленных слоев населения, стариков, инвалидов и т.д.
Следует отметить, что существует мнение, согласно которому марксистские и социалистические концепции, делавшие акцент на выравнивание доходов, существенно повлияли на то, что правительства стран с рыночной экономикой начали играть важную роль в перераспределении доходов.
К числу проблем, которые не решает рыночный механизм, относятся так называемые внешние эффекты (экстреналии). Наиболее известные из них -- это загрязнение среды обитания (воздушного и водного бассейнов, земли), расточительное отношение к невоспроизводимым природным ресурсам. Неспроста широко распространено убеждение, что без вмешательства государства уровень загрязнения окружающей среды был бы слишком высок. Только государство имеет возможность реагировать на эти отрицательные внешние эффекты через соответствующие инструменты: штрафы, нормы, запреты, цены и др.
Таким образом, несостоятельность или «провалы» рынка выступают как основной мотив деятельности государства в сфере экономики. Как видно, без дополнения рыночного механизма механизмом сознательного государственного регулирования национальные экономики не могли бы эффективно функционировать и обеспечить максимизацию общественного благосостояния.
Макроэкономическая теория объясняет необходимость государственного регулирования экономики различными проявлениями несовершенства рынка, предоставленного самому себе. Речь идет о следующих проявлениях:
Из указанных выше, а также других проявлений несовершенства рынка вытекает не только сама по себе необходимость государственного регулирования, но еще и экономические функции государства, которые и реализуются посредством такого регулирования.
Государственное регулирование экономики -- процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной концепции.
В качестве основных методов влияния на экономику для достижения необходимых обществу результатов государство использует методы прямого и косвенного воздействия. Использование этих методов предполагает применение характерных для них приемов и средств. Так, метод прямого^воздействия на экономику реализуется средствами административного и экономического влияния. Kocвенный метод регулирования реализуется только экономическими средствами. Особенностью прямого метода государственного регулирования является прежде всего то, что он основан на авторитете государственной власти и не связан с созданием дополнительных материальных стимулов для его осуществления. Важная специфическая его черта состоит еще в том, что им предполагаются меры запрета, разрешения, принуждения (законотворческая деятельность, лицензирование и др.), а также предусматривает организацию управления предприятиями государственного сектора, государственной собственностью. Косвенный метод государственного регулирования хозяйственной жизни характеризуется опосредованным способом влияния на социально-экономические процессы и хозяйственные объекты.
Государственное регулирование экономики ставит своей целью соблюдать интересы государства, общества в целом, социально незащищенных слоев населения, не забывая при этом о правах и свободе личности. Государство следит за тем, чтобы в условиях экономической свободы общественные интересы не были ущемлены устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц. Государственное регулирование направлено также на защиту интересов будущих поколений, охрану окружающей среды, предотвращение ее загрязнения, гибели природы.
Цели государственного регулирования, находясь в тесной взаимосвязи, неравнозначны по значению и масштабам воздействия. В дереве целей государственного регулирования экономики можно выделить цели генеральные и конкретные. Среди генеральных приоритетным является достижение экономической и социальной стабильности. Конкретные цели различаются по объектам государственного регулирования, но всегда исходя из необходимости увязки общественных и частных интересов. Эффективность государственного регулирования предопределяется наличием сильной законодательной, исполнительной и судебной власти.
Безусловно, самой главной целью государственного регулирования экономики является экономическая и социальная стабильность, а также укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом. Исходя из этой главной цели возникает множество более конкретных дополнительных целей, без осуществления которых не может быть достигнута главная цель. Эти конкретные цели неразрывно связаны с объектами государственного регулирования экономики. Цель, то есть выравнивание экономического цикла, направлена на объект. Совершенствование отраслевой и региональной структуры хозяйства направлено на секторальную, отраслевую и региональную структуры. Улучшение окружающей среды направлено на окружающую среду. Как правило, одна цель не может быть достигнута вне зависимости от других. Например, обеспечение дополнительных капиталовложений на модернизацию шахт по добыче полезных ископаемых может быть целью -- посредником в стабилизации и снижении издержек в данной добывающей промышленности; снижении импорта этого полезного ископаемого; поддержании занятости в отрасли; снятии в этих районах социальной напряженности. Из этого следует, что конкретные цели подчиняются главной цели и взаимодействуют между собой[7,33].
В дополнение к такому разнообразию мнений можно присоединить и столь же множественное разнообразие целей государственного регулирования. Приведем мнение ряда авторов на этот вопрос.
Некоторые авторы в качестве целей государственного регулирования выдвигают следующие процессы:
-- поддержание конкурентной среды.
Автор одного из пионерных учебных пособий по курсу «Государственное регулирование экономики» В. П. Орешинp[8,22] выдвигает четыре следующие взаимосвязанные цели, которые он называет «магический четырехугольник»:
Другие авторы в качестве главных целевых установок весьма аргументированно выдвигают другие процессы. «К главным целям принято относить: 1) свободное развитие общества; 2) правовой порядок; 3) внешнюю и внутреннюю безопасность. Выполнение данных целей обеспечивает наиболее общие, принципиальные условия существования рыночной системы»[9,54].