Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 04:56, курсовая работа
Цель - исследование вопроса государственное регулирование рыночной экономики Казахстана и ее особенности в РК В 2000-2008 годы и на период до 20030 года.
Для раскрытия цели были поставлены задачи:
1. исследование литературы по теме курсовой работы:
2. исследование классической, кейнсианской, марксисткой модели государственного регулирования экономики,
3. исследование общей характеристики системы государственного регулирования экономики,
4.исследование вопроса государственного регулирования стратегии рыночной экономики РК в 2000-2008 годы и на период до 2030 года.
Предмет исследования: государственное регулирование экономики Казахстана в 2000-2008 годы и на период до 2030 года.
Объектом исследования выступает экономика Казахстана
ВВЕДЕНИЕ 3
1.1. Классическая модель взаимоотношений государства и экономики 5
1.3. Марксистская модель взаимоотношений государства и экономики 10
2. Общая характеристика системы государственного регулирования экономики 13
2.1. Несовершенство рынка и необходимость государственного регулирования 13
2.2. Цели государственного регулирования экономики 16
3. Государственное регулирование: экономика Казахстана 2000-2030 г.г. 19
3.1 Стратегические приоритеты индустриально-инновационного развития экономики Казахстана 19
3.3 Экономические условия формирования инновационного производства в Казахстане 25
3.3 Проблемы интеграции и ВТО 28
Заключение 33
Список использованных источников 36
Попытаемся выяснить, какие факторы определяет конкурентоспособность фирмы, отрасли и страны. На этот счет имеется много теорий. Согласно модели стадий экономического развития, экономика на первой стадии развития опирается на факторы производства, обеспечивающие преимущества по издержкам, на второй стадии -- на инвестиции, обеспечивающие эффективность производства, а на третьей -- на инновации, создающие уникальную стоимость. Таким образом, важность инноваций для конкурентоспособности установлена относительно давно, однако до недавнего времени они рассматривались лишь как один из источников конкурентоспособности.
Научный подход к проблеме конкурентоспособности предполагает адекватное теоретико-методологическое ее решение, а именно - выбор приоритетов, соответствующих национальной политике Казахстана, ее основным ориентирам в социально-экономическом развитии. При разработке внешнеэкономической стратегии и политики страны определяющей должна являться базовая национальная стратегия развития Казахстана до 2030 года, обращенная к гражданам и предприятиям страны. В этой стратегии сформулированы принципиально важные для субъектов национальной экономики ориентиры деятельности, содержащие образ будущего хозяйства и социальной сферы страны.
Как же расположен Казахстан в мировой таблице конкурентоспособности? К примеру, «Давосский» Индекс глобальной конкурентоспособности за 2006-2007 гг. Казахстан занимает 56-е место среди 125-ти государств мира, опередив все страны СНГ и многие государства Восточной Европы. Казахстан по макроэкономическим показателям, занимает в этой группе факторов 10-е место. По темпам роста ВВП Казахстан занимает 1-е место (10%) среди всех стран, занимающих более высокие места в рейтинге. В целом высокая позиция Казахстана по качеству макроэкономической ситуации была обеспечена значительным профицитом государственного бюджета, высоким уровнем национальных сбережений и успешным развитием финансового сектора. Ещё в двух группах факторов из девяти групп «Давосского» Индекса Казахстан занимает хорошие позиции: по показателям эффективности рынка - 44-е место, по качеству высшего образования - 51-е. Но если по трём указанным группам факторов конкурентоспособности Казахстан вошёл в лучшую половину стран мира, то по остальным шести наша страна значительно отстаёт. Так, по уровню технологического развития Казахстан занимает 66-е место, развития инфраструктуры 68-е, в области инноваций 70-е место, улучшению бизнеса 72-е, развитию государственных институтов 75-е, качеству здравоохранения и начального образования только 86-е место.
Таким образом, неблагополучная ситуация в области уровня технологического развития и инновационной сферы является одним из барьеров к повышению конкурентоспособности Казахстана[18,26].
В Республике Казахстан разработана и реализуется концепция перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007-2024 годы. Положения, которые вошли в вышеуказанную концепцию, направлены на реализацию направлений стратегии развития Казахстана до 2030 года.
Республика Казахстан, активно участвуя в процессах глобализации, сумела на национальном уровне минимизировать ее негативные последствия и добиться стабильного экономического роста.
Согласно концепции экономический рост Республики Казахстан до настоящего времени происходит в основном за счет роста цен на сырье на мировых рынках и использования значительного объема природных ресурсов. Имеют место огромные потери и деградация природного капитала. Прирост валового внутреннего продукта сопровождается высокими эмиссиями в окружающую среду. По имеющимся оценкам, около 75 % территории страны подвержены повышенному риску экологической дестабилизации. Имеет место существенный разрыв в экономическом и социальном положении регионов Казахстана. Сохраняются проблемы в демографической ситуации и состоянии здоровья населения страны, имеет место пока недостаточный уровень его правовой, экономической, экологической грамотности.
Преодоление этих барьеров должно стать главной этапной задачей на пути перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию.
Численность населения Республики Казахстан является важным критерием устойчивого развития. Низкая плотность населения (при значительной протяженности границ) всегда является фактором неустойчивости для развития государства. Несмотря на то, что значительная часть территории страны трудна для хозяйственного освоения, и невозможно поставить задачу пропорционального заселения всех регионов Казахстана, все же численность населения следует поддерживать на определенном уровне, наращивая тем самым экономические возможности (в первую очередь, решая проблемы рынка труда), сохраняя генетический и культурный потенциал казахстанцев среди соседствующих мировых наций, преодолевая нежелательную дифференциацию между регионами, вызванную, в частности, слабостью инфраструктуры и демографическими диспропорциями [4].
В современных условиях конкурентоспособность учитывает не только макроэкономические факторы, но и качество рабочей силы, ее способность практически внедрять инновации. Высокий уровень образования -- важный двигатель национальной экономики, который (наряду с другими факторами) должен быть широко использован в процессе перевода казахстанской экономики на путь повышения ее конкурентоспособности.
Анализ результатов приоритетных направлений экономического развития Казахстана позволяет сделать вывод о том, что наиболее важными факторами роста конкурентоспособности Казахстана являются внедрение инноваций; разработка политики, нацеленной на защиту потребителей и поддержку конкуренции на рынке; развитие институциональной системы (законодательные и социальные институты) в рыночном направлении; улучшение организации и управления предприятиями; рост производительности труда, особенно в сфере производства; приток капитала на предприятия, включая прямые иностранные и внутренние инвестиции; расширение внутреннего и внешнего рынка.
На современном этапе в Казахстане имеются значительные предпосылки и возможности для построения эффективного инновационного сектора, позволяющего снизить сырьевую направленность национального производства и повысить конкурентоспособность экономики в целом.
Отдельно следует отметить, что национальная производственная система имеет огромный потенциал для развития в виде богатейших запасов основных видов минеральных ископаемых таких как нефть, природный газ, каменный уголь, железные, медные и марганцевые руды. Республика занимает 9 место в мире по размеру территории, по этому показателю ее опережают только Россия, Канада, США, Бразилия, Австрия, Индия, Китай и Аргентина[19,101].
Однако, как показывают исследования, уровень экономического развития в странах богатых нефтью и другими природными ресурсами, в число которых входит Казахстан, как правило, ниже, чем в странах, где запасы нефти и другие природные ресурсы ограничены или вообще отсутствуют. Об этом также свидетельствуют выводы исследований Всемирного банка, констатирующие, что между величиной запасов природных ресурсов и экономическим ростом сохраняется отрицательная взаимосвязь [19,100].
Как свидетельствует опыт мирового развития, порой страны с ограниченными возможностями могут добиться впечатляющих результатов. Возможно, это является дополнительным подтверждением того факта, что в современной экономике для достижения лидирующих позиций и даже обеспечения экономической безопасности необходимо строить производственный сектор, выпускающий стратегическую продукцию, обладающую значительным инновационным потенциалом, способным обеспечить стране временное преимущество на глобальном рынке.
Отсутствие зависимости подтверждает тот факт, что для построения инновационно ориентированной экономики необходимо уделять внимание именно человеческому капиталу, росту которого способствуют уровень образованности и возможности получения новых навыков и профессиональных возможностей. Именно это определяет важность качества и эффективности системы университетов и остальных элементов образовательного сектора в процессе формирования инновационного производства.
Об этом свидетельствует израильский опыт построения научно-исследовательской системы, который определил первостепенное значение качества человеческих ресурсов. Одним из косвенных мер, призванных поддерживать создание и внедрение результатов научных разработок является использование и мобильность управленческих и технических кадров, а также помощь в создании, применении, распространении и обмене техническими и технологическими знаниями между государственными и частными институтами. Эффективность каждого стимулирующего элемента постоянно отслеживается.
Этот процесс начался с 1990 г., когда активность экономики в сфере новых технологий была признана недопустимо низкой и в 1993 году была запущена государственная программа поддержки инновационного развития УО2МА. В ее рамках создана одноименная государственная инвестиционная компания, которую иногда называют как "Фонд фондов", вложившая на первом этапе 100 млн. долл. в десять инвестиционных фондов венчурного характера с 30-40% государственного и 60-70% корпоративного капитала. Управляли созданными фондами независимые израильские частные компании, но к участию в программе были приглашены университеты, а также крупные зарубежные корпорации с опытом венчурного бизнеса. Причем в обязанности государственных представителей в советах директоров фондов входило "распространение успешных технологических и организационных новаций", которые возникли в ходе деятельности фондов.
Помимо представленной программы государство инициировало программу МАСЫЕТ (обеспечение совместной разработки технологий университетскими лабораториями и частными корпорациями) и Программа технологических инкубаторов (государственная инвестиционная поддержка частных инновационных компаний в начальный период деятельности на срок до двух лет). В них активно включались университеты и их лаборатории. При этом степень государственного финансового участия в перечисленных программах неуклонно снижалась, а инновационная активность корпоративного сектора возрастала. В результате в 2000 г. доля высокотехнологичной продукции в израильском экспорте превысила 46% и по абсолютной величине составила около 11 млрд. долл. [20,54].
В Казахстане успешно действует большое количество единиц образовательного сектора, как государственных, так и частных. Даже если небольшая часть из них, имеющая соответствующее материально-техническое обеспечение и кадровый потенциал могла бы быть привлечена в сектор инновационного производства, то от этого эффективность данного сектора могла бы только возрасти.
К положительным предпосылкам также можно отнести имеющиеся значительные финансовые средства, поступления от продаж нефтепродуктов, научные кадры и учреждения, разработанные нормативно-правовые акты и государственные программы, регулирующие процессы развития инновационного сектора в республике. Так, принятие Стратегии инновационно-индустриального развития до 2015 года определяет, что основой для устойчивого развития страны является диверсификация отраслей экономики, способствующая ее отходу от сырьевой направленности, подготовка условий перехода в долгосрочном плане к экономике знаний.
Специалисты Международного Валютного фонда, отмечают, что экономический рост Казахстана за десятилетие был значительным. Бурный рост сектора углеводородов, инициированный небывалым скачком цен на нефтепродукты, имеющий тенденции к постоянному росту и в дальнейшем, является основным источником повышения экономических показателей и показателей общественного развития. Так, реальный валовой внутренний продукт увеличивался в среднем на 10 процентов в год, доходы на душу населения также резко возросли - с 1000 долл. в 1998 г. до 4600 в 2008 (коэффициент роста 4,6). Отмечается также устойчивое снижение безработицы. Государственные расходы, направляемые в социальную сферу увеличились, что в целом способствовало повышению уровня благосостояния населения. В то же самое время, увеличение правительственных доходов, особенно от нефти, обеспечило наличие излишка финансовых средств, которые определили формирование существенных активов накопления в Национальный Фонд Республики Казахстан[21,4].
Преодоление отставания национального производства в плане соответствия современным стандартам - значительная преграда для формирования экономики, основанной на знаниях и инновациях. Казахстан взял ориентир на построение инновационной экономики и имеет практически все предпосылки для построения эффективной модели инновационного производства, способной производить конкурентоспособные товары. Однако на сегодня, основная проблема казахстанской новой экономики - повышение инновационной эффективности. На данном этапе pвенья, созданные с целью содействия внедрению новых идей в производство, все еще не дают должного эффекта. Открыты Банк развития Казахстана, Инвестиционный и Инновационный фонды, Фонд поддержки малого бизнеса, Центр маркетингово-ана-литических исследований, Фонд науки, венчурные фонды, ряд технопарков, университетских научных лабораторий. Приняты программы космических, информационных, ядерных, нано-, биотехнологий. По данным ФУР «Казына», всеми институтами развития поддержано 135 инвестиционных проектов на сумму 5 млрд. долларов.