Государственное регулирование экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 04:56, курсовая работа

Описание работы

Цель - исследование вопроса государственное регулирование рыночной экономики Казахстана и ее особенности в РК В 2000-2008 годы и на период до 20030 года.
Для раскрытия цели были поставлены задачи:
1. исследование литературы по теме курсовой работы:
2. исследование классической, кейнсианской, марксисткой модели государственного регулирования экономики,
3. исследование общей характеристики системы государственного регулирования экономики,
4.исследование вопроса государственного регулирования стратегии рыночной экономики РК в 2000-2008 годы и на период до 2030 года.
Предмет исследования: государственное регулирование экономики Казахстана в 2000-2008 годы и на период до 2030 года.
Объектом исследования выступает экономика Казахстана

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.1. Классическая модель взаимоотношений государства и экономики 5
1.3. Марксистская модель взаимоотношений государства и экономики 10
2. Общая характеристика системы государственного регулирования экономики 13
2.1. Несовершенство рынка и необходимость государственного регулирования 13
2.2. Цели государственного регулирования экономики 16
3. Государственное регулирование: экономика Казахстана 2000-2030 г.г. 19
3.1 Стратегические приоритеты индустриально-инновационного развития экономики Казахстана 19
3.3 Экономические условия формирования инновационного производства в Казахстане 25
3.3 Проблемы интеграции и ВТО 28
Заключение 33
Список использованных источников 36

Работа содержит 1 файл

курс раб государств регулирован эк bt.doc

— 428.91 Кб (Скачать)

    Как видно, трудно однозначно и обоснованно оценить правомерность того или иного подхода к определению и объектов, и субъектов, и целевых установок государственного регулирования экономики. Все рассуждения авторов одновременно и правомерны, и спорны.

    Такое разнообразие мнений по самым важным аспектам проблемы затрудняет не только усвоение этой проблемы, но и формирование на практике адекватной существующим условиям экономической политики государства.

    Выводы:

    В развитии существующих взглядов можно заметить, что все же самой глобальной целью государственного регулирования экономики является создание условий для движения экономики по пути наибольшей эффективности, с точки зрения макроуровня, для максимизации общественного благосостояния. Такое определение цели характеризуется, с одной стороны, тем, что рынок действительно эффективно распределяет ресурсы, но не считается с социальной эффективностью, которая, в конечном счете, способна оказать значительное влияние и на саму экономическую эффективность. А с другой стороны, перенос центра тяжести регулирования на государство, на внешнеэкономические (административные) факторы существенно снизит эффективность функционирования экономики.

 

      3. Государственное регулирование: экономика Казахстана 2000-2030 г.г.

     3.1 Стратегические приоритеты индустриально-инновационного развития экономики Казахстана

 

   В начале 1990-х гг., в период кардинальных изменений в государственном устройстве, казахстанское общество пребывало в некоторой растерянности. Прежние ценности переставали быть таковыми, новые еще не определились. Возникшие экономические трудности также не внушали оптимизма. Но главное - не только тяжелая экономическая ситуация, но и выявившаяся несостоятельность идеи  в построении коммунизма и распад СССР. Люди не могли сразу принять цели и идеологию нового государства, тем более что они пока были лишь желаемыми и гипотетическими. [10,30]

   К началу 1996 г., когда глубокие институциональные преобразования государственного устройства и экономики начали приносить первые плоды, наступил момент осмысления того, где мы находимся, в каком направлении нам необходимо развиваться дальше. Важно было определиться в приоритетах дальнейшего развития и дать четкие ответы на вопросы: что строит государство, что оно должно дать гражданам, как вселить веру в будущее страны[11,8]?

   Так началась работа над долгосрочной стратегией развития государства, провозглашенной президентом страны Н. Назарбаевым в октябре 1997 г., -«Казахстан - 2030: Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев». Ее семь основных приоритетов - национальная безопасность; внутриполитическая стабильность и консолидация общества; экономический рост; здоровье, образование и благополучие граждан; энергетические ресурсы; инфраструктура и профессиональное правительство - определили основные направления курса на построение независимого, процветающего и политически стабильного государства, обеспечивающего социальную справедливость и экономическое благосостояние всего населения. [12,8]

     Долгосрочное социально-экономическое развитие страны, предусмотренное стратегией «Казахстан-2030», предполагает реализацию предварительного и трех десятилетних этапов. В целях реализации ее начального этапа Указом президента Республики Казахстан от 28 января 1998 г. №3834 были утверждены Стратегический план развития на 1998-2000 гг. и Программа действий правительства Республики Казахстан на этот же период, которые в целом были успешно реализованы.  

     В целях выработки и реализации комплексной антиинфляционной политики распоряжением Премьер-Министра Республики Казахстан от 24 декабря 2004 года № 379-р Утвержден План мероприятий по регулированию инфляционных процессов в Республике Казахстан на 2005-2006 годы.

   Начиная с 2001 г. Казахстан приступил к реализации десятилетних планов развития, первым среди которых стал Стратегический план развития Республики Казахстан до 2010 г., определяющий основные направления государственной политики, на которых предполагается акцентировать внимание в текущем десятилетии. Цели, обозначенные в Стратегическом плане до 2010 г., - это построение основ конкурентоспособной в долгосрочном плане экономики, создание условий для социального и демографического развития страны и достижение к 2010г. двукратного увеличения объема ВВП. Основные меры, предусмотренные стратегическим планом, направлены на дальнейшую демократизацию общества, эволюционную реформу политической системы и децентрализацию основ государственного управления.

   В целях формирования конкурентоспособного индустриального комплекса страны, обеспечения диверсификации отраслей экономики и экспортного потенциала в 2003 г. разработаны ключевые государственные программы, формирующие долгосрочную государственную индустриальную политику. В частности, принята и начата реализация Стратегии индустриально-инновационного развития Казахстана на 2003-2015 гг.[13]. С целью сбалансированного развития отраслей промышленности ее главным приоритетом определено развитие высокотехнологичных, конкурентоспособных и экспортно-ориентированных производств в обрабатывающей промышленности и сфере услуг.

    Цель Стратегии: достижение устойчивого развития страны путем  диверсификации отраслей  экономики,  способствующей  отходу  от    сырьевой направленности,   подготовка   условий   для   перехода    в долгосрочном плане к сервисно-технологической экономике.

    Государственное устройство и управление развитием имели и будут иметь неизменно важное значение [14,12J. В классических экономиках роль государства сводилась к поддержанию закона и порядка, сбору налогов и обеспечению минимума соци&пьных услуг. В рыночном хозяйстве благодаря кейнсианству на государство была возложена ответственность за стабилизацию экономической жизнедеятельности посредством антициклической, денежной и налоговой политики, нацеленной на обеспечение полной занятости без инфляции.

    В последнее время в рыночной системе хозяйствования имеет место явная тенденция сокращения роли государства в сфере производства. Однако в ряде других областей его роль, наоборот, имеет четкую тенденцию к возрастанию. Прежде всего такая ситуация возникла в сфере распределения и, в еще большей степени, формирования экономической политики. Существует прямая логиическая связь: новые условия экономического развития влекут за собой изменение роли государства и проведение экономических реформ, а это, в свою очередь, требует усиления роли государства, его правительства, как органа, отвечающего за экономическую политику и государственное регулирование экономикой.

    Данный вывод проистекает, в том числе, и из собственного опыта Казахстана, накопленного в ходе проведения недавних радикальных экономических реформ, который отчетливо показал ошибочность ослабления роли государства в этот период. Поэтому, представляется совершенно оправданным включение в раздел 2.3. Задачи «Концепции перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007 - 2024 годы» пункта - «усиление роли государства в регулировании основных макроэкономических параметров развития страны»[14,12].

     3.2 Факторы повышения конкурентоспособности экономики Казахстана

 

   Стратегия базируется на следующих принципах: партнерство с частным сектором; направленность инвестиционных и инновационных предложений на повышение конкурентоспособности товаров и услуг, производимых в несырьевых отраслях промышленности; государственная финансовая и иная поддержка реализации проектов, направленных на модернизацию промышленности, гласность и транспарентность процедур по ее оказанию; комплексный характер мер государственной поддержки отраслей, обеспечивающих развитие цепочки добавленных стоимостей; обеспечение равных конкурентных условий и здоровой конкурентной среды; отказ от всяких льгот и преференций индивидуального характера; нацеленность индустриальной политики на формирование конкурентных преимуществ.

    Казахстан придает конкурентоспособности своих товаров и услуг приоритетное значение. Завоевание подобающего места в мировой экономике в современных условиях необходимо для обеспечения устойчивого развития страны, роста благосостояния ее граждан, расширения взаимовыгодного сотрудничества в мире[15,11].

    Анализ результатов современных исследований свидетельствует о том, что сегодня на первый план выдвинулась проблема конкурентоспособности отраслей и предприятий. Известный экономист М. Портер показал, что термин «конкурентоспособная страна» не имеет решающего самостоятельного значения для процветания государства, так как цель последнего в экономике - обеспечить гражданам высокий (и повышающийся) уровень жизни. Конкурентоспособность национальной экономики обеспечивают конкретные предприятия, производящие товары и услуги, а предприятие должно прежде всего добиваться основных конкурентных преимуществ - минимизации затрат и дифференциации продукта.

    С другой стороны, в условиях жесткой конкуренции на мировом рынке успеха отдельного предприятия недостаточно для того, чтобы обеспечить конкурентоспособность страны. Отдельному предприятию даже с уникальной технологией трудно удерживать конкурентное преимущество, ибо оно зависит от надежных национальных поставщиков и сильных конкурентов. В настоящее время на мировом рынке конкурируют кластеры взаимосвязанных отраслей. Поэтому казахстанская конкурентоспособность, по сути, зависит от конкурентоспособности основных отраслей ее экономики.

    Отмечая актуальность этих теорий, добавим, что из поля зрения их авторов выпадает ключевой момент глобальной конкуренции, каковым является конкуренция стран, выдвигающая на первое место социальные факторы развития. Высшей формой конкурентных преимуществ является «движение инноваций», позволяющее максимально эффективно использовать любые мировые ресурсы [16,22]. Однако за «движением инноваций» (научно-исследовательскими, маркетинговыми разработками, развитием персонала и организации фирм) чаще всего стоит социальная сфера страны, воспроизводящая основные ресурсы фирм -- человеческие. Данные ресурсы воспроизводятся за пределами фирм, но определяют потенциал развития последних. Это специфические страновые ресурсы международной конкуренции, которые представляют собой ключевые ресурсы глобальной конкуренции, ибо за право обладать и пользоваться ими в хозяйственной деятельности фактически разворачивается конкурентная борьба фирм. Но воспроизводят этот ресурс, как правило, не фирмы, а страны. Именно поэтому способность воспроизводить его, а затем пользоваться результатами этого воспроизводства - признак глобальной конкурентоспособности страны. Казахстан как страна с социально ориентированной экономикой может целенаправленно стремиться к достижению подобных целей и тем самым позитивно влиять на свою конкурентоспособность.

    Страна может предоставить конкурентные преимущества, если в ней сформирована экономическая среда, дающая импульс динамичному развитию отрасли, являющаяся источником технологических и управленческих инноваций. Каждая страна преуспевает в тех отраслях, которые в наибольшей степени отвечают сложившимся условиям и национальному характеру. Эта среда имеет тенденцию самопроизводиться, и совершенствоваться, поскольку повышающаяся конкурентоспособность, означающая эффективный экономический рост, создает условия для повышения жизненных стандартов - а это растущий и более требовательный спрос, более образованная и квалифицированная рабочая сила, развитие науки и прикладных исследований, более совершенной инфраструктуры и т.д. С другой стороны, может снизиться динамика развития отраслей и произойти потеря конкретных преимуществ, если снижается интенсивность конкуренции вследствие монопольных тенденций или протекционизма, «замораживается» технологическое развитие, ослабляется поиск новых конкурентных преимуществ, преобладает инерция мышления.

    Сильные конкурентные позиции страны - это показатель успешности и эффективности её экономического роста. Чем большие конкурентные преимущества может предоставить страна в качестве базы для размещения производств, тем больший потенциал она имеет в плане социально-экономического развития.

    Страна получает конкурентные преимущества в каких-либо отраслях, если существуют следующие условия:

  • факторные условия, необходимые для успешной конкуренции в той или иной отрасли (относительно низкая стоимость материальных факторов производства, включая земельные и природные ресурсы, квалифицированная рабочая сила, капитал, инфраструктура, технические новшества и т.д.);
  • условия внутреннего спроса на продукцию отрасли;
  • наличие родственных и поддерживающих конкурентоспособных отраслей;
  • грамотная глобальная стратегия фирм, их структура и характер конкуренции между ними на внутреннем рынке.

    Конкурентные преимущества страны в той или иной отрасли не являются неизменными и заданными наперёд. Преимущества сохраняются только в том случае, если их источники постоянно совершенствуются. Причём те условия, которые обеспечивают динамику преимуществ (интенсивные инновационные процессы, своевременное развитие и свёртывание производств, развитие квалификационного уровня трудовых ресурсов), имеют большое значение для сохранения конкурентоспособности, чем условия, обеспечивающие статическое преимущество (цены на ресурсы, ёмкий внутренний рынок) [17,55].

Информация о работе Государственное регулирование экономики