Государственное регулирование экономики в условиях рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 16:26, курсовая работа

Описание работы

В условиях развития предпринимательства, модернизации и разгосударствления государственного сектора существенно изменяется содержание организационных, управленческих и социально-экономических отношений в системе государственного управления. На основании юридического признания равноправия всех форм собственности формируются разнообразные малые предприятия и их ассоциации, совместные предприятия, акционерные общества, концерны и холдинги.

Содержание

Введение 3
1. Государственное регулирование в условиях рынка 4
1.1. Представления о государственном регулировании 4
1.2. Методы государственного воздействия на рынок 9
1.3. Ограничение государственного вмешательства и дерегулирование 13
2. Государство в условиях смешанной экономики 22
2.1. Принципиальные основы смешанной экономики 22
2.2. Пути реформирования хозяйственного механизма государственного регулирования 24
Заключение 30
Список использованной литературы 31

Работа содержит 1 файл

Гос регулирование.doc

— 269.00 Кб (Скачать)

     1. Производство общественных благ: является одной из важнейших  функций государства. Рыночный  механизм не может предоставить  общественные блага. К общественным  относят такие блага, которые обладают двумя характерными свойствами: несоперничество и неисключаемость из потребления. Оба свойства тесно связаны между собой:

     Неисключаемость из потребления означает, что на практике сложно или невозможно обеспечить потребление данного блага отдельными лицами, не предоставляя их всем другим. У частного сектора нет стимулов производить такие блага, поскольку положительным внешним эффектом от их создания и потребления могут воспользоваться любые лица, независимо от того, платили они за эти блага или нет. К общественным благам относятся: национальная оборона, вакцинация населения, дорожная разметка и знаки, маяки, уличное освещение и целый ряд аналогичных благ, где невозможно дозировать их потребление при помощи механизма цен. Общественным благом является и законотворческая деятельность государства, общественный порядок и т.п.

     Принято различать чистые общественные блага  и смешанные общественные блага. Чистые общественные блага обладают двумя указанными свойствами в ярко выраженной степени. Классический пример: национальная оборона. У смешанных общественных благ одно или оба свойства могут быть выражены слабее. Пример смешанного блага: автодороги. В некоторых случаях (при перегрузках движения) вводится плата при въезде на отдельные участки.

     Блага, которые не обладают вообще указанными свойствами, называются «частными» и производятся на рыночной основе. Для приобретения частного блага требуется заплатить за него.

     Кроме того, есть блага, которые, по определению, не относятся к общественным, но из-за неспособности рынка обеспечить их производство, государство берет на себя их финансирование. Это связано с таким явлением, как неполнота рынков – ситуацией, когда рынки не в состоянии обеспечить предоставление какого-либо товара или услуги даже тогда, когда издержки, связанные с такой деятельностью, ниже цены, которую платят индивиды. Частные компании могут отказаться страховать отдельные виды рисков, и тогда этим занимается государство. Очень часто на государственной основе базируется страхование вкладчиков от потерь в случае банкротств банков, страхование от наводнений, пожаров и т.д.

     2. Минимизация отрицательных и  поощрение положительных экстерналий:  согласно теореме Коуза, если  трансакционные издержки равны  нулю, то вне зависимости от  первоначальной (исходной) спецификации прав собственности их окончательное распределение Парето – эффективно. Если условия теоремы Коуза соблюдаются, можно минимизировать внешние эффекты без вмешательства государства. Но что делать, когда условия теоремы Коуза нарушаются? Очевидно, что необходимым становится вмешательство государства.

     Существуют  два основных способа минимизации  отрицательных экстерналий.

     Первый  способ – принятие административных мер по отношению к тем, чья деятельность вызывает отрицательные экстерналии. На государство возлагается осуществление контроля за деятельностью, порождающей отрицательные внешние эффекты с применением административно-командных мер, штрафных санкций, рыночных лицензий на выброс отходов до определенного уровня загрязнения окружающей среды и т.д.

     Последний из перечисленных способов ограничения  государством отрицательных экстерналии  стал основой образования рынка  прав на причинение внешних издержек. Другими словами, государство административными  мерами способствует созданию рыночных механизмов борьбы с отрицательными внешними эффектами.

     Государство поощряет деятельность, порождающую  положительные экстерналии. В этих целях проводится субсидирование производителей или потребителей положительных  экстерналии. Предоставляется ли субсидия потребителю (он сможет платить более высокую цену за пользование положительными экстерналиями) или производителю (снижаются его издержки), в любом случае это ведет к увеличению потребления блага. Как правило, государство стремится предоставить субсидию тому, у кого большая эластичность спроса по доходам, так как чувствительность спроса на блага после субсидии будет выше. Государство субсидирует здравоохранение, образование, различные благотворительные программы, поскольку от реализации мероприятий в этих сферах выигрывают не только непосредственные получатели блага, но и общество в целом: ведь чем больше здоровых, образованных и культурных людей будет в обществе, тем меньше трансакционные издержки координации деятельности между людьми. Следовательно, при прочих равных условиях, тем больше предпосылок для экономического роста имеет такое общество.

     3. Пресечение асимметричной информации: те, кто пытается застраховать, например, свое здоровье, обладают большей  информацией, чем те, кто предоставляет  услуги страхования. В связи  с этим из-за асимметричной информации частные страховые компании могут отказаться страховать отдельные виды рисков, и тогда этим занимается государство.

     Государство может сглаживать асимметричность  информации путем контроля за качеством  товаров и услуг, распространения нужных потребителям сведений, препятствуя распространению вводящей в заблуждение рекламы и т.д. Большое значение имеет законодательство в сфере защиты прав потребителей. Принимаются серьезные санкции против продажи некачественных товаров, предоставления ложной информации о деятельности фирм и т.д. Государство, предоставляя потребителям информацию о качестве товаров, о степени риска в сферах инвестирования и страхования и т.п., создает тем самым общественное благо (информацию), которой бесплатно пользуются все экономические субъекты.

     4. Защита конкуренции: монополизация  экономики имеет ряд негативных  последствий: возникает дефицит (недопроизводство) благ, завышений цен, средние издержки не достигают минимума, появляется «мертвый убыток». С помощью исключительно рыночных методов невозможно решить проблему монополизации. Борьба с монополизацией, защита конкуренции – задача государства. В экономически развитых странах разработано антимонопольное законодательство, ограничивающее элемент недобросовестного соперничества.

     5. Сглаживание макроэкономических  колебаний: явление цикличности,  свойственное рынку, порождает  массу экономических проблем.  Преодолеть эти проблемы чисто  рыночными способами не представляется  возможным. Поэтому антициклическая  политика является прерогативой государства.

     6. Политика поддержания доходов:  это – особый пункт. Неравенство в распределении доходов, строго говоря, нельзя назвать фиаско рынка, и оно вполне сочетается с Парето – эффективностью, но с нормативной точки зрения слишком большое неравенство считается несправедливым и ведет к социальной нестабильности. Поэтому государство перераспределяет национальный доход и осуществляет социальную политику поддержания наименее обеспеченных членов общества.

     7. Правовое обеспечение функционирования рыночного механизма: рынок представляет собой систему добровольного обмена. Нужно обеспечить эту добровольность, т.е. создать правовые рамки, ограждающие экономических субъектов от насилия (обман, кражи, вымогательство).

     Таким образом, государство приходит на помощь рынку в тех сферах, где рынок терпит фиаско.

     По  оценкам американских специалистов, государственное воздействие на экономическую жизнь приводит к  падению темпов роста приблизительно на 0,4% в год.

     В силу определенных несовершенств государственное вмешательство иногда ведет за собой потери. В связи с этим в последние годы обострился вопрос о дерегулировании экономики и о приватизации. Дерегулирование предполагает снятие законодательных актов, которые сдерживают вхождение потенциальных конкурентов на рынок, устанавливают цены на определенные товары и услуги. Например, в США дерегулирование затронуло грузовой автотранспорт, железнодорожный и воздушный виды транспорта. В результате снизились цены и улучшилось обслуживание пассажиров. Это принесло немалую прибыль, оцениваемую соответственно в 39-63 млрд. долларов, 15 млрд. долларов и 9-15 млрд. долларов в год.

     Приватизация  – продажа государственных предприятий  частным лицам или организациям направлена на повышение хозяйственной  рациональности. Она вызвана тем, что государственные предприятия оказываются убыточными и неэффективными [10, с. 213].

     Если  частное предприятие терпит убытки долгое время, то оно закрывается. Государственному же предприятию оказывается помощь, поэтому оно может не стремиться к повышению своей рентабельности.

     Это еще раз доказывает, что государственное  вмешательство нужно только там, где оно жизненно необходимо. Во всех остальных случаях рынок  более эффективно решит поставленные экономические задачи. Иногда рынок  противопоставляют плану, но это представление противоречит реалиям экономики. Рыночный механизм и плановое регулирование должны сочетаться между собой, что способствует достижению наибольшего эффекта. Отношения на рынке в равной степени основываются на действии закона спроса, предложения и на координирующем воздействии плановых регуляторов, которые определяют общие правила состояния хозяйства

      

 

      2. Государство  в условиях смешанной  экономики

     2.1. Принципиальные основы  смешанной экономики

 

     Рынок, представляет собой хорошо отлаженный, несмотря на свой спонтанный характер, механизм, способный решать основные экономические задачи, стоящие перед обществом.

     Особым  фактором объективного усиления роли государства выступает чрезвычайно  возросшая социально-организационная  сложность современной экономики, которая нарушает обычные функциональные связи внутри рыночной системы. Это явление «институциональная ригидность» проявляется в том, что фундаментальные рыночные переменные, теоретически способные изменяться как в сторону увеличения, так и в сторону снижения, в современном обществе обычно изменяются только в одну сторону из-за сопротивления правовых институтов и организаций изменениям в другом направлении (обычно даже при ухудшении деловой конъюнктуры абсолютный уровень цен и зарплаты не снижается, затруднены увольнения рабочих и т.д.). Современная рыночная экономика в значительной мере утратила гибкость, которая была присуща раннему капитализму [12, с.172].

     Как известно, существуют экономические  проблемы, которые принято называть фиаско (провалы, несостоятельность) рынка. Это такие ситуации, когда рыночный (ценовой) механизм не может эффективно распределить ресурсы. В этом случае возможно и необходимо использование механизма государственного регулирования. В связи с этим основными сферами деятельности государства являются следующие: производство общественных благ, минимизация отрицательных и поощрение положительных экстерналий, пресечение асимметричной информации, защита конкуренции, сглаживание макроэкономических колебаний, политика поддержания доходов.

     Важно понимать, что многоукладность экономики – необходимое условие сохранения и поддержания жизнеспособности любого государства.

     Необходимо  допущение любых форм собственности, которые сводят к минимуму отчуждение работников и управляющих и обеспечивают наиболее высокую эффективность экономических результатов. Это предполагает также допустимость государством мелких предприятий и его гибкое взаимодействие с крупными.

     Государство должно обеспечивать свободную конкуренцию  между различными формами собственности и организации производства, не допуская преимуществ и льгот для отдельных форм. Государство должно отказаться от регулирования любых форм, сохраняемых исключительно по идеологическим или иным внеэкономическим соображениям.

     Государство должно способствовать наилучшему сочетанию экономического оптимизма на уровне предприятий и народного хозяйства с гарантией социальной справедливости.

     В этих целях желательно иметь сильный  и эффективный государственный  сектор, охватывающий производственные предприятия стратегического характера, а также учреждения социальной сферы. И на государственных предприятиях возможно оптимальное сочетание различных функций и противоположных интересов. Для этого необходимо ликвидировать отраслевые министерства и ведомства, преобразовать формы государственного контроля и управления в экономике, запретив какое-либо административное воздействие со стороны государства на решения предприятий и других производственных единиц, а также их вмешательство в дела организаций и учреждений социальной сферы. При этом дается простор разнообразию форм владения и организации внутри государственного сектора [2, с.219].

     Государство должно обеспечить свободное развитие кооперации и частного сектора как  важнейших факторов способствующих развитию конкуренции, подрыву монополии, достижению рыночного равновесия. Использование кооперативной и частной собственности, особенно в сфере мелкого производства, будет способствовать его интеграции в экономику, повышению общеэкономической эффективности, скорейшему удовлетворению потребностей населения.

     Государство должно избегать прямого вмешательства  в деятельность кооперативного и  частного секторов, ограничиваясь преимущественно  методами налогового регулирования. Средствами налоговой политики государства должно быть обеспечено уравнение предельных личных доходов с целью свободного перелива рабочей силы из отрасли в отрасль, из сектора в сектор.

Информация о работе Государственное регулирование экономики в условиях рынка