Государственное регулирование экономики в условиях рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 16:26, курсовая работа

Описание работы

В условиях развития предпринимательства, модернизации и разгосударствления государственного сектора существенно изменяется содержание организационных, управленческих и социально-экономических отношений в системе государственного управления. На основании юридического признания равноправия всех форм собственности формируются разнообразные малые предприятия и их ассоциации, совместные предприятия, акционерные общества, концерны и холдинги.

Содержание

Введение 3
1. Государственное регулирование в условиях рынка 4
1.1. Представления о государственном регулировании 4
1.2. Методы государственного воздействия на рынок 9
1.3. Ограничение государственного вмешательства и дерегулирование 13
2. Государство в условиях смешанной экономики 22
2.1. Принципиальные основы смешанной экономики 22
2.2. Пути реформирования хозяйственного механизма государственного регулирования 24
Заключение 30
Список использованной литературы 31

Работа содержит 1 файл

Гос регулирование.doc

— 269.00 Кб (Скачать)

     Финансовая  политика предполагает использование  бюджетно-налогового и фискального  механизма для достижения национально-экономических  и социальных целей.

     Денежно-кредитная  политика предполагает использование метода косвенного воздействия Центрального банка на элементы рыночного механизма и прежде всего оптимальность денежного обращения.

     Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям [8, с. 61].

     По  мере развития рыночного хозяйства  возникали и обострялись экономические  и социальные проблемы, которые не моли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась  необходимость значительных инвестиций малорентабельных и нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных масштабах; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировом рынке требовали государственной экономической политике.

     Государство оказывает свое воздействие на рыночный механизм через свои расходы, налогообложение, регулирование и государственное  предпринимательство.

     Государственные расходы считаются одним из важнейших элементов макроэкономической политики. Они влияют как на распределение дохода, так и ресурсов. Государственные расходы состоят из государственных закупок и трансфертных платежей. Государственные закупки представляют собой, как правило, приобретение общественных товаров. Трансфертные платежи – это выплаты, перераспределяющие налоговые доходы, полученные от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения в виде пособий по безработице, выплат в связи с инвалидностью и т.п. Нужно заметить, что государственные закупки вносят вклад в национальный доход и непосредственно используют ресурсы, в то время как трансферты не используют ресурсы и не связаны с производством. Государственные закупки приводят к перераспределению ресурсов от частного к общественному потреблению товаров. Они дают возможность гражданам пользоваться общественными товарами. Трансфертные платежи имеют другое значение: они изменяют структуру производства товаров индивидуального потребления. Суммы, взятые в виде залогов у одних слоев населения, выплачиваются другим. Однако те, которым предназначаются трансферты, тратят эти деньги на иные товары, чем и достигается изменение структуры потребления.

     Другим  важным инструментом государственной  политики является налогообложение. Налоги – основной источник бюджетных средств. В государствах с рыночной экономикой взимаются различные виды налогов. Одни из них носят видимый характер, например подоходный налог, другие не столь очевидны, поскольку накладываются на производителей сырьевых ресурсов и воздействуют на домохозяйства косвенным путем в виде более высоких цен на товары. Налоги охватывают как домохозяйства, так и фирмы. В виде налогов в бюджет попадают значительные суммы (например, в США около 30% всей стоимости производимых товаров и услуг).

     Одна из основных проблем – справедливость распределения налогового бремени. Существует три основных системы, основанные на понятии прогрессивности налогообложения – отношения суммы, взимаемой в виде налога с дохода конкретного работника к величине этого дохода:

     1. Пропорциональный налог (сумма налога пропорциональна доходу работника);

     2. Регрессивный налог (в процентном отношении налог взимается тем ниже, чем выше доход работника);

     3. Прогрессивный налог (в процентном отношении, чем выше доход, тем выше налог).

     Как представляется автору, наиболее справедливым является прогрессивный налог, однако процентное повышение налога не должно быть значительным, чтобы не ослаблять  стимулы к труду, а следовательно  – к большим заработкам. Как  правило, подоходный налог построен именно по этому принципу. Однако налоги с продаж и акцизные налоги являются фактически регрессивными, так как они в большинстве случаев перекладываются на потребителей, в доходе которых одна и та же сумма занимает разную долю.

     Задача  государства – собрать налоги таким образом, чтобы обеспечить потребности бюджета и одновременно не вызвать недовольства налогоплательщиков. При слишком высоких налоговых  ставках начинается массовое уклонение  от налогов. На современном этапе  в России происходит именно такая ситуация.

     Государственное регулирование призвано координировать экономические процессы и увязывать  частные и общественные интересы. Оно осуществляется в законодательной, налоговой, кредитной и субвенционной  формах. Законодательная форма регулирования регламентирует деятельность предпринимателей. Примером могут служить антимонопольные законы. Налоговая и кредитная формы регулирования предусматривают использование налогов и кредитов для воздействия на национальный объем производства. Изменяя налоговые ставки и льготы, правительство воздействует на сужение или расширение производства. При изменении условий кредитования государство влияет на уменьшение или увеличение объема производства.

     Субвенциональная  форма регулирования предполагает предоставление государственных субсидий или налоговых льгот отдельным отраслям либо предприятиям. К их числу относят отрасли, формирующие общие условия для формирования общественного капитала (инфраструктуры). На основе субсидий может оказываться поддержка и в сфере науки, образования, подготовки кадров и в решении социальных программ.

     Государственное предпринимательство осуществляется в тех областях, где хозяйственность  противоречит природе частных фирм или же требуются огромные вложения средств и риск. Основное отличие от частного предпринимательства состоит в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач, таких как обеспечение необходимых темпов роста, сглаживание циклических колебаний, поддержание занятости, стимулирование научно-технического прогресса. Данная форма регулирования обеспечивает поддержку малорентабельных предприятий и отраслей хозяйства, которые жизненно важны для воспроизводства. Это в первую очередь отрасли экономической инфраструктуры. К проблемам, решаемым государственным предпринимательством, относятся также предоставление населению льгот в различных областях социальной структуры, помощь жизненно важным науко и капиталоемким отраслям экономики в целях ускорения научно-технического прогресса, проведение региональной политики, охрана окружающей среды путем внедрения безотходных технологий, производство товаров, являющихся по закону государственной монополией.

     Как правило, государственные предприятия не готовы к рыночному соперничеству, поскольку рассчитывают не только на себя, но и на особое отношение со стороны властей. Конкуренция в сфере коммерческой деятельности недопустима еще и потому, что частный сектор втягивается в коррупцию: через взятку чиновнику можно добиться больших результатов, чем за счет снижения издержек.

     Наряду  с макроэкономическим воздействием государства на цены существует и  их регулирование на микроэкономическом уровне. Микроэкономические меры воздействия  государства на цены включают в себя: контроль за уровнем цен на продукцию и услуги естественных монополий, предприятий, занимающих монопольное и доминирующее положение на рынке; установление цен на товары и услуги, имеющие особую социальную значимость; установление акцизов и субсидирование отдельных товаропроизводителей; установление торговых надбавок на некоторые виды продукции; регулирование цен и таможенных тарифов во внешнеэкономической деятельности.  

     1.3. Ограничение государственного  вмешательства и  дерегулирование

 

       Очевидно, что современная рыночная система немыслима без вмешательства государства. Однако существует грань, за которой происходит деформация рыночных процессов, падает эффективность производства. Тогда рано или поздно встает вопрос о разгосударствлении экономики, избавление ее от чрезмерной государственной активности. Существуют важные ограничения для регулирования. Например, недопустимы любые действия государства, разрушающие рыночный механизм. Это не означает, что государство снимает с себя ответственность за неконтролируемый рост цен и должно отказаться от планирования. Рыночная система не исключает планирования на уровне предприятий, регионов и даже народного хозяйства; правда, в последнем случае оно обычно является «мягким», ограниченном по срокам, масштабам и другим понятиям, и выступающим в виде национальных целевых программ. Также следует отметить, что рынок во многом является самонастраивающейся системой, и потому влиять на него следует только косвенными, экономическими методами. Однако в ряде случаях, применение административных методов не только допустимо, но и необходимо. Нельзя уповать только на экономические либо только на административные меры. С одной стороны, элементы администрирования несут в себе любой экономический регулятор. С другой стороны, в каждом административном регуляторе есть нечто экономическое в том смысле, что он косвенно сказывается на поведении участников экономического процесса [13, с. 94].

     Среди методов государственного регулирования  не существует совершенно непригодных  и абсолютно неэффективных. Нужны все, и вопрос лишь в том, чтобы определить для каждого те ситуации, где его применение наиболее целесообразно. Хозяйственные потери начинаются тогда, когда власти выходят за границы разумного, отдавая чрезмерное предпочтение либо экономическим либо административным методам.

     Нельзя  забывать о том, что самими экономическими регуляторами следует пользоваться предельно осторожно, не ослабляя и  не заменяя рыночные стимулы. Если государство  игнорирует это требование, запускает  регуляторы, не думая, как их действие отразится на механизме рынка, последний начинает давать сбои. Ведь денежная или налоговая политика по силе своего воздействия на экономику сравнима с централизованным планированием.

     Надо  иметь в виду, что среди экономических  регуляторов нет ни одного идеального. Любой из них, принося положительный эффект в одной сфере экономики, непременно дает негативные последствия в других. Здесь ничего нельзя изменить. Государство, использующее экономические инструменты стимулирования, обязано их контролировать и своевременно останавливать.

     Вмешательство государства в экономику требует  довольно крупных расходов. Они включают в себя как прямые затраты (подготовка законодательных актов и контроль за их использованием), так и косвенные (со стороны фирм, которые должны исполнять государственные инструкции и отчетности). Кроме того, считается, что государственные регламентации снижают стимул к нововведениям, к вхождению новых конкурентов в отрасль, так как для этого требуется разрешение соответствующей комиссии.

     Итак, рассмотрим границы необходимого вмешательства  государства в рыночную экономику.

     Прежде  всего, это области, где перестает эффективно действовать механизм рыночной саморегуляции и требуется срочное вмешательство государства.

     Во-первых, это правильная организация денежного обращения.

     Во  вторых, предоставление государством общественных товаров. Механизм свободного рынка позволяет удовлетворять  потребности, которые выражаются в  денежной форме, через спрос. Однако существуют такие потребности, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в спрос. Речь идет об услугах коллективного пользования: национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальные сети коммуникаций, охрана общественного порядка, вакцинация, хлорирование питьевой воды и т.д. Здесь не обойтись без вмешательства государства в экономику.

     В-третьих, устранение государством последствий внешних эффектов. В процессах рыночного производства и потребления могут возникать своеобразные дефекты, не имеющие денежного выражения и не фиксируемые рынком. Эти внешние эффекты нарушают рыночное равновесие и обусловливают неоптимальное распределение ресурсов, что делает необходимым вмешательство государства в экономику.

     Функции, выполняемые государством по организации денежного обращения, предоставлению общественных товаров и устранению последствий внешних эффектов, составляют максимальные границы его вмешательства в экономику свободного рынка. Вместе с тем эти функции образуют минимально необходимые границы регулирования реального рынка. Как видно, нерегулируемого рынка вообще не бывает, ибо в определенном воздействии со стороны государства нуждается даже идеальный свободный рынок.

     Если  обратиться к реальному конкурентному  рынку, то обнаружатся новые области экономической жизни, где проявляется ограниченность механизма рынка, что делает необходимым более широкое участие государства в хозяйственных процессах. Совокупность таких областей определяет максимально допустимые границы вмешательства в экономику. Кратко обозначим эти сферы [5, с. 168]:

Информация о работе Государственное регулирование экономики в условиях рынка