Государственное регулирование экономики в условиях рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 16:26, курсовая работа

Описание работы

В условиях развития предпринимательства, модернизации и разгосударствления государственного сектора существенно изменяется содержание организационных, управленческих и социально-экономических отношений в системе государственного управления. На основании юридического признания равноправия всех форм собственности формируются разнообразные малые предприятия и их ассоциации, совместные предприятия, акционерные общества, концерны и холдинги.

Содержание

Введение 3
1. Государственное регулирование в условиях рынка 4
1.1. Представления о государственном регулировании 4
1.2. Методы государственного воздействия на рынок 9
1.3. Ограничение государственного вмешательства и дерегулирование 13
2. Государство в условиях смешанной экономики 22
2.1. Принципиальные основы смешанной экономики 22
2.2. Пути реформирования хозяйственного механизма государственного регулирования 24
Заключение 30
Список использованной литературы 31

Работа содержит 1 файл

Гос регулирование.doc

— 269.00 Кб (Скачать)

     Содержание 
 
 
 
 

 

      Введение

 

     В условиях развития предпринимательства, модернизации и разгосударствления государственного сектора существенно изменяется содержание организационных, управленческих и социально-экономических отношений в системе государственного управления. На основании юридического признания равноправия всех форм собственности формируются разнообразные малые предприятия и их ассоциации, совместные предприятия, акционерные общества, концерны и холдинги.

     Государственное регулирование экономики ставит своей целью создание такой хозяйственной  системы, которая ориентируется  на выбор эффективных вариантов  использования имеющихся факторов производства. Государственное регулирование экономики охватывает все стороны общественного воспроизводства. Но первостепенное внимание уделяется регулированию отношений собственности, инвестиций и структурной перестройке отраслей, социальному развитию и рынку труда, финансовому рынку, территориальным пропорциям и внешнеэкономической деятельности.

     Целью данной работы является изучение государственного регулирования рынка.

     Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:

  • рассмотреть историю представлений о роли государства в экономике;
  • определить методы государственного регулирования в условиях рынка;
  • отметить ограничения государственного вмешательства и дерегулирование государства в условиях рынка;
  • изучить принципиальные основы смешанной экономики;
  • наметить пути реформирования хозяйственного механизма государственного регулирования.

     Объектом исследования является рыночная и смешанная экономика, а предметом – государственное регулирование такой экономики.

 

      1. Государственное  регулирование в  условиях рынка

     1.1. Представления о  государственном  регулировании

 

     История государственного регулирования восходит к концу средневековья. В то время  основной экономической школой была школа меркантилистов. Меркантилисты  утверждали, что главный показатель Богатства страны – количество золота. В связи с этим они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.

     Следующей ступенью развития представлений о  роли государства стала работа А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов», в которой он утверждал, что «свободная игра рыночных сил» (принцип «Laissez Saire») создает гармоничное устройство».

     В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственности, разрешать споры, иными словами, делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании системы рыночной экономики А. Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние как его самого, так и общества в целом.

     Главное заключалось в том, что для  всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы, а именно свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли.

     В 30-е годы нашего века, после глубочайшего спада экономики США, Дж. Кейнс  выдвинул свою теорию, в которой  он опроверг взгляды классиков на роль государства. Теорию Кейнса можно  назвать «кризисной» так как он рассматривает экономику в состоянии депрессии. По его теории, государство должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по настоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса. Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов – перепроизводство товаров. Он предлагал несколько инструментов. Это гибкая кредитно-денежная политика, новая бюджетно-финансовая политика и др. Гибкая кредитно-денежная политика позволяет перешагнуть через один из серьезнейших барьеров – неэластичность заработной платы. Это достигается, считал Кейнс, путем изменения количества денег в обращении. При увеличении денежной массы реальная заработная плата уменьшится, что будет стимулировать инвестиционный спрос и рост занятости. С помощью бюджетно-финансовой политики Кейнс рекомендовал государству увеличить налоговые ставки и за счет этих средств финансировать нерентабельные предприятия. Это не только уменьшит безработицу, но и снимет социальную напряженность.

     Главным чертами кейнсианской модели регулирования  являются:

     1. Высокая доля национального дохода, перераспределяемая через госбюджет;

     2. Создание обширной зоны государственного предпринимательства на основе образования государственных и смешанных предприятий;

     3. Широкое использование бюджетно-финансовых и кредитно-финансовых регуляторов для стабилизации экономической конъюнктуры, сглаживания циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста и высокого уровня занятости [14, с.20].

     Модель  государственного регулирования, предложенная Кейнсом, позволила ослабить циклические  колебания в течении более  чем двух послевоенных десятилетий. Однако примерно с начала 70-х годов  стало проявляться несоответствие между возможностями государственного регулирования и объективными экономическими условиями. Кейнсианская модель могла быть устойчивой только в условиях высоких темпов роста. Высокие темпы роста национального дохода создавали возможность перераспределения без ущерба накоплению капитала. Однако в 70-е годы условия воспроизводства резко ухудшились. Под воздействием этого кризиса произошла кардинальная перестройка системы государственного регулирования и сложилась новая, неоконсервативная модель регулирования.

     Теоретической основой неоконсервативной модели послужили концепции неоклассического направления экономической мысли. Трансформация модели государственного регулирования заключалась в  отказе от воздействия на производство через спрос, а вместо того – использование косвенных мер воздействия на предложение. Сторонники экономики предложения считают необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить свободу частного предпринимательства. В соответствии с этой теорией государство должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения производительности производства.

     Главные преграды на этом пути – высокие  налоги и инфляция. Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений, а инфляция удорожает кредит и  тем самым затрудняет использование заемных средств для накопления. Поэтому неоконсерваторы предложили осуществление антиинфляционных мероприятий на базе рекомендаций монетаристов и предоставление налоговых льгот предпринимателям.

     Сокращение  налоговых ставок сократит и доходы госбюджета и увеличит его дефицит, что осложняет борьбу с инфляцией. Следовательно, следующим шагом станет сокращение государственных расходов, отказ от использования бюджета для поддержания спроса и осуществления широкомасштабных социальных программ. Сюда можно отнести и политику приватизации государственной собственности. Следствием отказа от кейсианской модели в США и введением вышеперечисленных мер экономика США продемонстрировала рост, график 1. 
 
 
 
 

График 1. ВВП США (триллионы долларов) и дефлятора ВВП 

     Следующий комплекс мер – реализация политики дерегулирования. Это означает ликвидацию регламентаций по ценам и заработной плате, либерализацию (смягчение) антитрестовского законодательства, дерегулирование рынка рабочей силы. Таким образом, в неоконсервативной модели государство может лишь косвенно влиять на экономику. Главная же роль в реализации экономического развития страны отводится рыночным силам.

     Место государственного регулирования в экономике на современном этапе представлено на рисунке 1. 
 
 
 
 
 

       

     

     Издержки       Денежный доход, зарплата,

                 Ресурсы      рента, процент

                       Расход     Земля, труд, капитал

             Ресурсы 
 
 

       Чистые налоги     Чистые налоги

                       Расходы   Товары и услуги

           Товары и услуги     Товары и услуги

     Выручка от продаж     Потребительские расходы

       
 
 

     Рис. 1 Место государственного регулирования в экономике. 

     Россия, как и ряд других стран Европы и Азии, находится на пути реформирования экономических структур. Она не имеет достаточного собственного опыта формирования и использования рыночной системы, поэтому целесообразно изучение и использование практики государственного регулирования развитых стран. Изучение опыта позволит избежать повторения многих ошибок в развитии экономики[7, с. 46].

     Субъектами государственного регулирования экономики выступают центральные (федеральные), региональные, муниципальные или коммунальные органы управления. Различные типы государственного регулирования представлены в таблице 1.

     Таблица 1. Типология государственного регулирования

Тип государственного регулирования Пример государственного регулирования.
1. Полный государственный монополизм в управлении хозяйством Был характерен для СССР и стран социалистического содружества, но сохраняется и теперь в некоторых посткоммунистических государствах
2. Различные варианты сочетания рыночных и государственных регуляторов Реализованы в  «японской», «шведской» моделях, в модели социально ориентированного рыночного хозяйства ФРГ, Австрии, в «китайском» варианте развития
3. Крайний либерализм Признающий эффективным только условия неограниченного частного предпринимательства. Главным образом присущ США.
 

     Эффективность госрегулирования предопределяется наличием сильной законодательной, исполнительной и судебной государственной власти.

     Выделяются  две главные модели государственного регулирования через определенные органы государства.

     1. Реактивная (адаптационная) модель, характерная для США. Она позволяет четко реагировать на изменения и «осечки» рынка. Это обеспечивается подвижностью структур и функций регулирующих органов, варьированием рычагов прямого и косвенного регулирования на макро – и микроуровне, сочетанием разных форм совместной деятельности государства и частного бизнеса.

     2. Проактивная модель госрегулирования (Япония) предполагает предупреждение возможных сбоев в рыночном механизме путем «точной» дозировки объемов государственного вмешательства, использования планирования, координирующих или корректирующих рекомендаций в переговорах государства и предпринимателей.

     1.2. Методы государственного воздействия на рынок

 

     Государство, осуществляя регулирование социально-экономических  процессов, использует систему методов  и инструментов, которые меняются в зависимости от экономических  задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования. Анализ западных теорий и мирового опыта позволяет говорить как о формировании национальных моделей, так и о сложившемся стандартном наборе общественных форм и методов государственного регулирования.

     Общепринято деление методов государственного регулирования на правовые, административные, экономические, прямые, косвенные.

     Правовое  регулирование состоит в установлении государством правил «экономической игры» для фирм – производителей и потребителей. Система законодательных норм и правил определяет формы и права собственности, условия заключения контрактов и функционирования фирм, взаимные обязательства в области трудовых отношений профсоюзов и работодателей и др.

     Административное  регулирование включают в себя меры по регулированию, контингентированию, лицензированию, квотированию и т.д. С помощью системы административных мер (в виде мер закрепления, разрешения, принуждения) осуществляется государственный контроль над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом. В ряде стран сфера действия административных мер ограничивается областью охраны окружающей среды, социальной защиты населения. Экономические методы предполагают воздействие на характер рыночных связей и расширение рыночного поля в рамках национального образования через влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала, структуризацию экономики и социальных условий, использование факторов экономического роста. С этой целью используются: бюджетная и фискальная политика, денежно-кредитная политика, программирование, прогнозирование и планирование [1, с. 37].

Информация о работе Государственное регулирование экономики в условиях рынка