Государственное регулирование экономики в условиях рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 16:26, курсовая работа

Описание работы

В условиях развития предпринимательства, модернизации и разгосударствления государственного сектора существенно изменяется содержание организационных, управленческих и социально-экономических отношений в системе государственного управления. На основании юридического признания равноправия всех форм собственности формируются разнообразные малые предприятия и их ассоциации, совместные предприятия, акционерные общества, концерны и холдинги.

Содержание

Введение 3
1. Государственное регулирование в условиях рынка 4
1.1. Представления о государственном регулировании 4
1.2. Методы государственного воздействия на рынок 9
1.3. Ограничение государственного вмешательства и дерегулирование 13
2. Государство в условиях смешанной экономики 22
2.1. Принципиальные основы смешанной экономики 22
2.2. Пути реформирования хозяйственного механизма государственного регулирования 24
Заключение 30
Список использованной литературы 31

Работа содержит 1 файл

Гос регулирование.doc

— 269.00 Кб (Скачать)

     Обеспечить  законодательным путем свободу  наемного труда на любых предприятиях, право нанимать и наниматься. Свобода найма – это свобода от любой формы принудительного закрепления рабочей силы за предприятиями.

     Вместе  с тем государство должно обеспечить и гарантировать полное уравнение  условий социальной защищенности и  свободного доступа к социальным услугам для всех, где бы они не работали. Отказаться от превышения социальных услуг в товар, распределяемый на рыночных началах.

     Централизованное  планирование и распределение не в состоянии сравниться с нуждами  общества массового потребления. Сложные  сегодняшние современные экономические системы не могут управляемы из одного центра. Отраслевой принцип управления несовместим с современным уровнем развития производственных сил. Централизованная система государственного управления экономикой предполагает инертность и отсутствие автокорректировки, противоречит требованиям непрерывного научно-технического прогресса и гибкого приспособления производства к потреблению [6, с.129] .

     2.2. Пути реформирования  хозяйственного механизма государственного регулирования

 

     Экономическая система в России сформирована лишь в самых общих чертах. Можно констатировать наличие основных институциональных условий для ее функционирования. Однако дальнейшее прогрессивное развитие рыночных отношений в российской экономике наталкивается на несоответствие институтов государственного регулирования его институциональной среде. Результаты воздействия государства на экономику России пока слабо соответствуют правительственным прогнозам. Поэтому существует острая необходимость исследования институциональной среды и структуры государственного регулирования экономики, формирования целостной системы экономических институтов рыночного хозяйствования, модернизации институциональной среды государственного регулирования российской экономики, с учетом влияния глобальных социально-экономических факторов.

     Следует отметить не только влияние государства  на экономику, но и влияние экономики  на государство. Государственное регулирование  экономики осуществляется на основе четко сформулированной государственной  экономической политики. Представляется неверным утверждение о том, что термины «государственное регулирование экономики» и «государственная экономическая политика» в наше время идентичны.

     Государственная экономическая политика представляет собой основные направления деятельности государства в сфере экономики, в то время как государственное регулирование экономики – деятельность государства в лице его органов, направленная на реализацию государственной экономической политики с использованием специальных средств, форм и инструментов.

     Отсутствие  четко сформулированной, надлежащим образом оформленной, стабильной и  предсказуемой государственной  экономической политики является существенным недостатком, препятствующим эффективному государственному регулированию рынка.

     Таким образом, система государственного регулирования экономики хотя и претерпела значительную эволюцию, но во многих существенных звеньях все еще не сформирована.

     Наиболее  важные из нерешенных задач представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Нерешенные задачи государственного регулирования [15, с.92] 
 

     Хозяйственный механизм государственного регулирования  должен учитывать объективное противоречие между тенденцией к сверхцентрализации в современной экономике и  объективной потребностью хозяйственной самостоятельности предприятий. Это проявляется как в предоставлении подлинной независимости в принятии решений, так и в свободе их добровольного объединения снизу при исключении монополизации.

     Во  всех случаях необходимо обеспечивать ликвидацию всякой административной подчиненности предприятий каким-либо территориальным государственным органом. Первоочередной задачей является создание во всех отраслях, в том числе и в производстве, конкурирующих между собой оптовых торговых фирм, составляющих основу рыночной инфраструктуры.

     Непременным условием нормализации положения в  экономике являются отмена обязательных государственных заказов на средства производства и ликвидация излишних предприятий группы «А», поглощающих больше ресурсов, чем они производят.

     Необходима незамедлительная ликвидация распределительных, административных функций Госплана. Новое индикативное планирование должно строиться на основе современной науки прогнозирования рыночной экономики с учетом объективно существующего в ней спектра циклических колебаний различной продолжительности.

     Осуществить децентрализацию управления научно-техническим  прогрессом, создать банки финансирования рискованных технических новшеств, организовать на приоритетных направлениях научно-технической революции государственные корпорации на коммерческих началах, поощрять создание небольших кооперативных и частных научно-технических фирм.

     Обеспечить  всеми мерами государственной политики фактическое равенство условий  для деятельности малых, средних  и крупных предприятий. Государство должно иметь специальную стратегию, поощряющую развитие предпринимательства в приоритетных сферах: производстве потребительской продукции, социальном и жилищном строительстве, закупке сельхозпродуктов, розничной торговле. Государственная стратегия в этой области должна учитывать реальную ситуацию в экономике.

     Механизм  государственного регулирования не является раз и навсегда данным и  неизменным. Эволюция его предопределяется потребностями технологического развития и экономического роста, перегруппировкой политических сил и изменениями проводимой ими экономической и социальной политики, степенью развитости рыночных отношений хозяйствования.

     В любом случае государственное регулирование  должно быть эффективным, т.е. максимально использовать предпринимательскую энергию для углубления партнерства и катализации бизнеса. Оно эффективно в том случае, когда поддерживает те сферы, которые не регулируются или слабо регулируются рыночными механизмами – здравоохранение, образование, макроэкономическая стабильность, защита неимущих и т.д. По такому пути развиваются экономические и социальные процессы в Российской Федерации, где за годы реформ заложены основы финансово-экономического регулирования экономики. Перспективы российской экономики связываются с гарантией прав собственности и справедливой конкурентоспособности для эффективного функционирования рыночной экономики. Государство осуществляет контроль над денежной массой, снижением инфляции, а также обеспечением структурных сдвигов в производстве и экспорте продукции.

     Активизацию инвестиционного процесса государство  предполагает достичь путем удешевления  кредитных ресурсов в условиях новой  экономической конъюнктуры.

     Социальная  и военная реформы позволят в  перспективе сократить нагрузку на государственный бюджет и увеличить расходы на образование, здравоохранение, культуру и пенсии.

     Предполагается, что бюджет как метод экономического воздействия будет стимулировать  экономический рост. Это достигается  тем, что средства налогоплательщиков предоставляются корпоративному сектору исключительно на конкурсной основе. Уменьшится количество налогов и налогооблагаемой базы, произойдет выравнивание налоговой нагрузки.

     Анализируя  опыт государственного регулирования  в развитых рыночных государствах и  странах транзитивной экономики, можно отметить функциональные регулирующие тенденции в экономике.

     Основные  функции государственного регулирования  реализуются, во-первых, в направлении  достижения и сохранения национальных конкурентных преимуществ экономики. Страна достигает конкурентного преимущества благодаря экономическим факторам и наличию уникальных институциональных механизмов, способных непрерывно повышать уровень использования факторов производства: ресурсов, рабочей силы, предпринимательства.

     Общепризнанной  задачей правительства становится разработка политики нововведений, стимулирование усовершенствований в технике, выгодных для национальной экономики. Это позволяет повысить эффективность производства, диктовать высокие цены благодаря высокому качеству, осваивать новые наукоемкие отрасли и отдельные территории [10, с. 183].

     Экономическое регулирование на уровне территории уменьшает неравномерности социально-экономического развития регионов, снимает социальную напряженность в депрессивных регионах, стимулирует эффективное использование экономического потенциала территории.

     Одна  из основных функций государства – экономическая. Она заключается в создании необходимых условий для устойчивого развития экономических отношений, в том числе общих правил деятельности основных участников этих отношений.

     Роль  государства на различных этапах развития общества неодинакова. Современное  российское общество характеризуется  переходным состоянием экономики, что  не может не учитываться при изучении проблемы соотношения государства, права и экономики.

     Объективная необходимость государственного регулирования  основывается на ограниченности возможностей рынка в производстве общественных товаров, что и является основным побудительным мотивом в деятельности государства в сфере экономики.

 

      Заключение

 

     Государству требуется направлять экономические  ресурсы на удовлетворение коллективных потребностей людей, создавать производство общественных товаров и услуг. Участие  государства в экономической  жизни диктуется тем, что ему  надлежит заботиться об инвалидах, детях, стариках, малоимущих, регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы.

     Проблема  государственного вмешательства в  экономику является основой для  любого государства, независимо от того, смешанная ли это экономика или  же рыночная. В рыночной экономике: государство отдает рынку все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. Но в рыночном хозяйстве государству постоянно приходится корректировать глубину своего влияния. Перед государством не стоят такие задачи, как непосредственное производство и распределение ресурсов, товаров и услуг. Но оно не имеет и права свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и произведенными товарами. Государство должно постоянно балансировать, то увеличивая, то уменьшая степень вмешательства. Рыночная система – это прежде всего гибкость и динамизм в принятии решений как стороны потребителей, так и со стороны производителей. Государственная политика просто не имеет права отставать от изменений в рыночной системе, иначе оно превратиться из эффективного стабилизатора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики.

     Государство вмешивается в жизнь рынка  только в той степени, в которой  требуется для поддержания устойчивости макроэкономического равновесия, для  обеспечения работы механизма конкуренции или для контроля над теми рынками, на которых условия свободной конкуренции не осуществимы. 

 

      Список  литературы

 
  1. Большой экономический  словарь / Под ред. А.Н.Азрилияна. М.:Фонд «Правовая культура», 2007. – 528 с.
  2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 544 с.
  3. Гэлбрейт Дж.К. Экономические теории и цели общества / пер. с англ., М., 2007. – 412 с.
  4. Курс экономической теории: учебник. – Киров: «АСА», 2008. – 832 с.
  5. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика / пер. с англ., 14 – е изд., VI, 2007. – 560 с.
  6. Маршалл А. Принципы экономической науки / пер. с англ., в 3 т., – М., 2007. – 238 с.
  7. Меньшиков С.М. Современная экономика. – М.: Интер-Версо, 2007. – 160 с.
  8. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 479 с.
  9. Рыночная экономика: словарь / под общ. ред. Г.Я. Кипермана. – М.: Республика, 2006. – 358 с.
  10. Самуэльсон П. Э. Экономика, т.2, М.:МГП «Алгон», ВМИИСИ, 2007. – 540 с.
  11. Самуэльсон П. Э., Нордхаус В.Д. Экономика / пер. с англ. – М., 2006. – 344 с.
  12. Хайнман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение / пер. с англ. Т.2, – М., – 2008. – 426 с.
  13. Хейне П. Экономический образ мышления / пер. с англ., – М., 2006. – 318 с.
  14. Экономическая теория. / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – СПБ: Изд-во СПбГУЭФ, Изд-во «Питер», 2007. – 544 с.
  15. Шаталин С.С. Рыночная экономика: выбор пути. – М.: Профиздат, 2006. – 374с.

Информация о работе Государственное регулирование экономики в условиях рынка