Государственное регулирование естественных монополий в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 17:51, курсовая работа

Описание работы

В настоящей курсовой работе рассмотрены теоретические и практические аспекты деятельности естественных монополий и их государственного регулирования в мире и в Российской Федерации.
Целью данной работы является изучение проблемы естественных монополий, причин их возникновения и особенностей функционирования, а также опасности, которую они представляют для экономики и методов их регулирования с рассмотрением приложения теоретических знаний, накопленных экономической наукой в нашей стране.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………….3
1. Монополии и виды монополий …………………………………………………………….4
2. Естественные монополии. Максимизация прибыли естественной монополии…………6
3. Естественные монополии в России ………………………………………………………..7
3.1. Электроэнергетика …………………………………………………………………….10
3.1.1. Реформы 1992—1996 гг. …………………………………………………………10
3.1.2. Нерешенные задачи реформирования к началу 1997 г. ………………………..11
3.1.3. Программа 1997 г. ………………………………………………………………..12
3.1.4. Оценка первых результатов и задачи дальнейшего реформирования ………..13
3.2. Газовая промышленность …………………………………………………………….16
3.2.1.Реформы 1992—1996 гг. ………………………………………………………….16
3.2.2. Нерешенные задачи реформирования к началу 1997 г. ………………………..16
3.2.3. Программа 1997 г………………………………………………………………….18
3.2.4. Оценка первых результатов и задачи дальнейшего реформирования ………..19
3.3. Железнодорожный транспорт ………………………………………………………...20
3.3.1. Нарастание кризисных явлений в 1992—1996 гг. ……………………………...20
3.3.2. Действия, предпринятые в 1997 г. ………………………………………………22
3.3.3. Направления дальнейшего реформирования …………………………………...24
4. Государственное регулирование монополий. Антимонопольное законодательство…..26
5. Особенности регулирования естественных монополий в России………………………..29
Заключение …………………………………………………………………………………….32
Список использованной литературы………………………………………………………....33

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по эк. теории.doc

— 253.00 Кб (Скачать)

Однако реальная эффективность железнодорожной отрасли оставалась крайне низкой. Уровень так называемых условно-постоянных затрат, не зависящих от объема перевозок, составляет на железнодорожном транспорте 70—75%. Даже учитывая спад перевозок, это слишком большая величина — в развитых странах она не превышает 30%. При снижении пассажирских и грузовых перевозок за 1992—1996 гг. на 30—50% численность персонала снизилась лишь на 6%, и была завышена как минимум на 12%.

Сохранение высокой рентабельности при низкой экономической эффективности стало возможным за счет опережающего роста тарифов на перевозки по сравнению с другими ценами. Постоянные жалобы потребителей на чрезмерно высокие тарифы и возрастающее влияние роста тарифов на общие показатели инфляции не могли не вызывать соответствующей реакции правительства.

В 1994 г. право ценового регулирования железных дорог было официально закреплено за министерством экономики. Механизм принятия решения предусматривал согласование вопроса с министерством финансов и МПС. Но регулирование тарифов, по сути, осуществляли 4—5 сотрудников департамента цен Минэкономики. Ни о каком жестком контроле над издержками и ценами не могло быть и речи.

В 1995 г. был принят федеральный закон «О естественных монополиях». Функция государственного контроля над ценами и инвестициями в сфере электроэнергетики, газовой промышленности, на транспорте и в области связи, была возложена на специальные регулирующие органы, независимые от субъектов естественных монополий. Президент и правительство дважды принимали решение о создании федеральной службы по регулированию естественных монополий на транспорте (в 1995 и 1996 гг.), однако поставленная цель была достигнута лишь в 1997 г.

Осенью 1995 г. правительство пошло на беспрецедентный шаг: в четвертом квартале грузовые железнодорожные тарифы были заморожены. В первом полугодии 1996 г. железным дорогам разрешалось повышать грузовые тарифы не более чем на 80% от роста оптовых цен в промышленности. Результат был практически мгновенным. Впервые за годы реформ перевозки грузов и пассажиров в 1996 г. стали в целом убыточными. Задолженность железных дорог перед бюджетом и внебюджетными фондами нарастала как снежный ком. В течение всего периода экономических реформ кредиторская задолженность превышала дебиторскую, отрасль в целом была чистым должником. Но в 1996 г. этот разрыв увеличился до трех раз. Правительство отчетливо осознало всю важность и необходимость проведения структурных реформ в отрасли железнодорожного транспорта.

Мощным толчком к практическим действиям стало совместное Заявление Правительства и Центрального банка России о среднесрочной стратегии и экономической политике на 1996 г. В документе были сформулированы основные задачи в области структурной реформы отраслей естественных монополий.

 

3.3.2. Действия, предпринятые в 1997 г.

В соответствии с указом Президента России о реформе естественных монополий, в сфере железнодорожного транспорта перед правительством ставились следующие конкретные задачи на 1997 г.:

                    совершенствование действующей системы тарифов и введение нового порядка государственного регулирования грузовых тарифов и сборов;

                    снижение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки;

                    сокращение перекрестного субсидирования пользователей услуг грузового железнодорожного транспорта;

                    создание конкурентной среды на рынке фрахта железнодорожных перевозок;

                    выделение из системы федерального железнодорожного транспорта неиспользуемых мощностей (ремонтных, строительных, машиностроительных и других предприятий), их приватизация;

                    включение в проект федерального бюджета на 1998 г. средств на компенсацию убытков от пассажирских перевозок;

                    завершение формирования федеральной службы по регулированию естественных монополий на транспорте;

                    принятие органами государственной власти субъектов Российской Федерации мер по возмещению убытков железным дорогам от перевозок пассажиров поездами пригородного сообщения;

                    применение раздельного финансового учета затрат предприятий железнодорожного транспорта на грузовые и пассажирские перевозки;

                    создание условий для развития конкуренции на рынке железнодорожных транспортных услуг, обеспечивающих равный доступ к инфраструктуре и ремонтной базе железнодорожного транспорта различных владельцев подвижного состава;

                    разработка программы реформирования системы управления железнодорожным транспортом.

Правительству многое удалось реализовать из поставленных задач. Сформирована Федеральная служба России по регулированию естественных монополий на транспорте. За счет выделения из состава железных дорог подразделений рефрижераторного хозяйства создано единое государственное унитарное предприятие «Рефсервис». Правительство создает нормативную базу для расширения участия в перевозочном процессе собственников подвижного состава.

В соответствии с президентским Указом о совершенствовании структуры железнодорожного транспорта определен перечень ремонтных и обслуживающих предприятий и подразделений, непосредственно не связанных с перевозочным процессом, и подлежащих выведению из системы МПС с дальнейшей их приватизацией.

Значительно увеличилось число конкурсных торгов (тендеров) на закупки материально-технических ресурсов и проведение научных разработок в области железнодорожного транспорта. В течение года проводилась жесткая ценовая политика по отношению как к внешним поставщикам продукции для нужд железнодорожного транспорта, так и к предприятиям отрасли. В IV кв. 1997 г. на 30% снижены цены на ремонт подвижного состава.

Численность занятых в основной деятельности федерального железнодорожного транспорта за 1997 г. уменьшилась на 148 тысяч человек, или на 10%. Соответственно возросла на 5% производительность труда (впервые за годы реформ). Тем не менее, она продолжает оставаться на достаточно низком уровне и составляет в настоящее время около 40% от аналогичного показателя железных дорог США для сопоставимых расчетных условий. По оценкам же Всемирного Банка производительность труда российских железнодорожников еще до падения объемов перевозок была более чем в два раза ниже производительности американских.

В октябре 1997 г. под давлением правительства на 5% снижен общий уровень грузовых железнодорожных тарифов. Снижение тарифов на перевозки минерально-строительных материалов, каменного угля, лесоматериалов, сельскохозяйственной продукции, энергетических сжиженных газов, нефтяных грузов составило от 25 до 50%. Также снижены тарифы на перевозки в порожнем состоянии.

Вместе с тем продолжал действовать прежний механизм индексации общего уровня грузовых тарифов, в целом за год они повышались шесть раз. Годовой индекс грузовых железнодорожных тарифов, несмотря на все предпринятые меры по их снижению, составил 101,4%. Правда, следует отметить, что статистика учитывает лишь изменения общего уровня тарифов и не отражает отдельные скидки и льготы, снижений тарифов по отдельным родам грузов. По экспертным оценкам, проведенное летом 1997 г. дифференцированное снижение тарифов по отдельным родам перевозимых грузов равноценно снижению общего уровня тарифов на 4,7%.

С 1 апреля 1997 г. установлен новый порядок предоставления скидок с тарифов экспедиторам, исключающий дискриминацию в сфере транспортно-экспедиционной деятельности; с 1 июля 1997 г. введена в действие единая система скидок с тарифов в зависимости от прироста объемов отправления грузов и сроков предварительной оплаты за перевозки.

Разработаны и введены в действие с 1 января 1998 г. тарифы за пользование производственной инфраструктурой федерального железнодорожного транспорта, обеспечивающей перевозочный процесс. Впервые сформулировано само понятие «производственная инфраструктура». Теперь собственник подвижного состава четко знает, сколько стоит пробег его локомотива или вагона по железным дорогам. Тем самым сделан первый шаг по созданию условий для равного доступа к пути независимых перевозчиков.

К концу 1997 г. улучшено положение с платежами в федеральный бюджет. В целом за год платежи в бюджетную систему России по основной деятельности железных дорог превысили 19 трлн руб., в том числе в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты — более 9 трлн.

 

3.3.3. Направления дальнейшего реформирования

Во исполнение поставленной Указом Президента задача по разработке программы реформирования системы управления железнодорожным транспортом Правительство образовало специальную рабочую группу под руководством министра Российской Федерации Е. Ясина. На обсуждение рабочей группы были вынесены три программы, разработанные МПС, министерством транспорта и Федеральным управлением по делам о несостоятельности. В итоге длительных дискуссий о направлениях и способах реформирования железнодорожной отрасли правительственная рабочая группа разработала на основании представленных вариантов единую концепцию структурной реформы федерального железнодорожного транспорта, которая была утверждена весной 1998 г. План действий по ее реализации в соответствии с поручением правительства должен быть разработан в трехмесячный срок.

Концепция предполагает поэтапное разделение монопольных и конкурентных видов деятельности на железнодорожном транспорте в организационном и экономическом отношении. Тем самым правительство преследует цель определить сферы и степень вмешательства государства в экономику транспорта, создать условия для развития конкуренции в потенциально конкурентных секторах отрасли.

К монопольному сектору отнесена инфраструктура (путь и путевое хозяйство, постоянные устройства, станции), локомотивное хозяйство, технические и информационные системы, обеспечивающие управление перевозочным процессом и формирование заказов на пользование инфраструктурой. К конкурентному сектору отнесены доставка грузов и пассажиров, комплекс транспортно-экспедиционных услуг.

В системе железнодорожного транспорта сохраняются только те предприятия и организации, которые обеспечивают устойчивую работу железных дорог и социально необходимые условия железнодорожникам. Речь идет в основном о предприятиях-монополистах, а также тех предприятиях, которые осуществляют свою деятельность в отдаленных районах страны (в Сибири и на Дальнем Востоке) с крайне низкой плотностью населенности.

На первом этапе реформирования МПС обеспечивает организационно-технологическое единство железнодорожного транспорта и оперативное управление перевозочным процессом. За министерством сохраняются функции государственного управления и хозяйственного регулирования деятельности железнодорожного транспорта.

В целях обеспечения «прозрачности» внутриотраслевых финансовых потоков все предприятия (компании) в системе МПС должны иметь собственный баланс, учет и отчетность с разделением по видам деятельности. Поэтапно прекращается перекрестное субсидирование пассажирских перевозок за счет грузовых. При этом будет создан механизм их дотации через специальную надбавку к грузовому тарифу, ежегодно сокращаемую по утвержденному графику. «Легализация» перекрестного субсидирования является чрезвычайно важной задачей как с точки зрения повышения «прозрачности» финансовых потоков, так и эффективности деятельности пассажирского комплекса железных дорог.

В монопольном секторе осуществляется государственное регулирование тарифов, в конкурентном секторе осуществляется их поэтапная либерализация по мере развития конкурентного рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Государственное регулирование монополий. Антимонопольное законодательство.

Естественная монополия - экономическая организация или форма общественного (государственного) регулирования?

Ответить на поставленный выше вопрос мы можем, только, рассмотрев как способы регулирования естественной монополии со стороны государства, так и формы экономической организации в рамках которых возможно решение ее (естественной монополии) проблем.

Способы регулирования естественной монополии:

 

                    прямое государственное регулирование (возможности и границы),

                    торги за франшизу (возможность использования и эффективность в различных условиях),

                    ценовая дискриминация (организационный и экономический аспекты)

Начать следует с прямого государственного регулирования естественной монополии. Чаще всего механизм и границы такого регулирования определяются национальными законодательными актами. В частности, в Российской Федерации действует уже упоминавшийся Федеральный Закон “О естественных монополиях” от 17 августа 1995 года, который определяет и отрасли, относящиеся к естественной монополии, и способы прямого ее государственного регулирования .

Считается, что прямое государственное регулирование посредством определения тарифов или решающего влияния на них естественных монополистов достаточно простой и понятный способ, позволяющий снизить роль негативных факторов, существующих в их деятельности. В частности, в российском законодательстве данному способу уделяется первостепенное внимание.

Информация о работе Государственное регулирование естественных монополий в РФ