Государственное регулирование монополий

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 13:15, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение проблемы естественных монополий, причин их возникновения и особенностей функционирования, а также опасности, которую они представляют для экономики и методов их регулирования с рассмотрением приложения теоретических знаний, накопленных экономической наукой в нашей стране.

Содержание

Resume 4
Введение 5
Сущность монополии 6
Виды монополий 10
Внешние эффекты 15
Система государственного регулирования естественных монополий в России 19
Корректтирующие налоги и субсидии. 25
Заключение 27
Список используемой литературы 29

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 91.35 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию 

  Нижегородский государственный  архитектурно-строительный университет

Международный институт экономики, права и менеджмента

 

 

Кафедра экономики, финансов и статистики

 

 

Реферат по микроэкономике на тему:

Государственное регулирование монополий.

 

 

 

 

Выполнил:                                                           студент 3 курса группы Э14м.08

Сухова Ю. В.

Проверил:                                                                  к.э.н., доцент Кочетков И. И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2010

Оглавление

Оглавление 3

Resume 4

Введение 5

Сущность монополии 6

Виды монополий 10

Внешние эффекты 15

Система государственного регулирования естественных монополий в России 19

Корректтирующие налоги и субсидии. 25

Заключение 27

Список используемой литературы 29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Resume

In this course work theoretical and practical aspects of activity of natural monopolies and their state regulation in the Russian Federation are considered.

The purpose of this work is studying of a problem of natural monopolies, the reasons of their beginnings and features of functioning, and also danger which they represent for economy and their methods.

It is necessary to notice that the basic negative side of monopolization of economy is the superfluous power of firms-monopolists. The market power consists in ability to influence the goods price. In any exclusive structure receive super profits, and consumers are compelled to pay the expensive for their goods and services. As consequence, efficiency of all economic system sharply decreases.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящей курсовой работе рассмотрены теоретические и  практические аспекты деятельности естественных монополий и их государственного регулирования в Российской Федерации.

При написании работы широко использовались публикации в глобальной сети интернет, а также действующие законы РФ, что позволяет лучше представить настоящее положение дел и учесть более широкий набор мнений по данному вопросу.

Естественные монополии  образуются в тех отраслях, где  деятельность остальных компаний по каким-либо причинам невозможна, будучи ограничена государственным запретом на данный вид деятельности без соответствующей  лицензии (например: добывающая промышленность) или использованием редких или невоспроизводимых  ресурсов, кроме того, к естественным монополиям относятся предприятия, где размеры первоначальных капитальных  вложений настолько высоки, что любой  второй компании не выгодно входить  в этот рынок и конкурировать с первой, т.к. две компании в данном секторе уже не смогут покрывать свои постоянные издержки из-за меньших масштабов производства.

Чтобы предотвратить злоупотребления  со стороны естественных монополий, их деятельность должно контролировать государство. Как правило, им позволяют  иметь норму прибыли несколько  выше, чем у остальных компаний, но это не всегда оправданно, т.к. монополия  гарантирует прибыль. Также естественным монополиям часто позволяют проводить  ценовую дискриминацию, для максимизации их прибыли.

Целью данной работы является изучение проблемы естественных монополий, причин их возникновения и особенностей функционирования, а также опасности, которую они представляют для  экономики и методов их регулирования  с рассмотрением приложения теоретических  знаний, накопленных экономической  наукой в нашей стране.

Сущность  монополии

Монополия (от моно – один и греч. poleo – продажа) исключительное право в определенной области, государства, организации, фирмы. Монополия – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.

 Если мы обратили  внимание на монополистические  образования в промышленном производстве, то это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможность влиять на процесс ценообразования, добиваясь наиболее выгодных для себя цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.

Следовательно, главным признаком  монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется,  как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или в месте с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.

Характерными чертами  монополии являются следующие:

  1. Отрасль состоит из одной фирмы, которая является единственным производителем данного продукта или поставщиком услуги.
  2. Из первого признака вытекает, что покупатель должен приобретать продукт у монополиста или обходиться без него.
  3. То, что не существует близких заменителей монополизированного продукта, имеет большое значение для рекламы. Впрочем, монополисту часто нет нужды использовать рекламу.
  4. В условиях монополизированного производства производитель диктует цену и имеет возможность манипулировать количеством предложенного продукта.
  5. Существование монополии предполагает наличие барьеров для появления в отрасли аналогичных производств, создаваемых другими производителями. Эти барьеры могут быть экономическими, техническими или юридическими.

В реальной действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовала бы одна единственная фирма-производитель товаров, не имеющих субститутов. Даже полное отсутствие конкурентов внутри страны не исключает их наличие за рубежом. Поэтому можно представить чистую, абсолютную монополию скорее теоретически. Для чистой монополии характерно наличие всего лишь одной фирмы, производящей продукт, близких заменителей которому нет, т.е. уникальный продукт. Фирма осуществляет значительный контроль над ценой своего продукта. Регулируя цену изменением предложения продукта, фирма делает всё, чтобы не допустить новую фирму  в отрасль своей деятельности, т.е. блокирует свою отрасль. Коммерческая реклама продукта почти не осуществляется.

Не следует отождествлять  чистую монополию и монопольную (рыночную) власть.

Последнее означает возможность  для фирмы влиять на цену и повышать экономическую прибыль, ограничивая объем производства и сбыта. Когда говорят о степенях монополии рынка, обычно имеют в виду силу рыночной власти отдельных фирм, присутствующих на этом рынке.

Монополист полностью контролирует весь объем выпуска товара; если он принимает решение о повышении цены, то не боится потерять часть рынка, отдать его конкурентам, устанавливающим более низкие цены. Но это не означает, что он бесконечно будет повышать цену своей продукции. Поскольку фирма-монополист, так же как и любая другая фирма, стремится максимизировать прибыли, в ходе принятия решения о цене продажи она учитывает рыночный спрос и свои издержки. Так как монополист является единственным  производителем  данной продукции, кривая спроса на его продукцию будет совпадать с кривой рыночного спроса, а кривая предельного дохода лежит ниже её. Это происходит, потому что монополист – единственный производитель продукции на рынке и представитель всей отрасли, он, снижая цену продукции для увеличения объема продаж, вынужден снижать её на все единицы продаваемых товаров, а не только на последующую (рис. 1).

Рис. 1. Цена и предельный доход  фирмы-монополиста

где D – спрос; MR – предельный доход.

Разница между ценой и  предельным доходом зависит от эластичности спроса на продукцию фирмы: чем более эластичен спрос, тем меньше возможностей получения дополнительной прибыли, меньше рыночная власть фирмы.

Структура рынка, степень  его монополизации должны учитываться  фирмой при выборе стратегии деятельности. Для формирующегося рынка России характерна высокомонополизированная структура, поддерживаемая созданием в последние годы различного рода концернов, ассоциаций и других объединений, одной из целей которых является поддержание высоких цен и обеспечение себе «спокойного существования». Вместе с тем предполагаемое усиление открытости российской экономики для мирового хозяйства приведет к конкуренции с зарубежными фирмами и значительно усложнит положение отечественных монополистов.

Чем выше прибыль предприятия-монополиста, тем больше желающих проникнуть в отрасль, например путем расширения производства и продаж товаров-заменителей. Выход новых фирм на рынок с продукцией, способной эффективно заменить продукцию монополиста, приводит к переключению спроса потребителей. В таких условиях монополист будет вынужден снизить цену, отказываться от части прибыли, чтобы сохранить положение на рынке.

Многие экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной властью, – это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения, так как фирмы, обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды как себе, так и обществу в целом. Но убедительных доказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса нет, так как монополии могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли.

Обладая исключительным положением, монополии всюду устраняют конкурентов, разрушая тем самым нормальный рынок, снижают качество продукции, игнорируя достижения НТП, вздувают цены, обеспечивая собственные сверхприбыли, вызывают снижение общей эффективности производства. Недостатки монополизма повсеместно оказываются сильнее их достоинств.

Виды монополий

Вид монополии зависит  от рыночной структуры и формы  конкуренции. Существуют разные виды монополии, которые можно классифицировать на три основных: естественная, легальная, искусственная.

  1. Естественная монополия.

Ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие  в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). Сюда также относятся отрасли инфраструктуры, имеющие особо важное и стратегическое значение для всего общества (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т.п.). Существование естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства. Здесь создают товары с меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы на множестве аналогичных фирм.

  1. Легальная монополия.

Легальные монополии образуются на законном основании. К ним можно причислить такие формы монополистических организаций:

а) патентная система. Под  патентом подразумевается свидетельство, выданное правительством страны гражданину на право исключительного пользования сделанным изобретением. Патентом также именуется документ, дающий право на занятие промыслом, торговлей.

б) авторские права, согласно которым интеллектуальные собственники получают исключительное право продавать или размножать свои произведения в течении всей жизни или какого-то периода;

в) торговые знаки – специальные  рисунки, названия, символы, которые  позволяют идентифицировать товар, услугу или фирму (конкурентам запрещается использовать зарегистрированные товарные знаки).

  1. Искусственные монополии. Под этим условным названием (которое отделяет эти организации от естественных монополий) имеются в виду объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:

а) создают барьеры для  вхождения на отраслевой рынок новых  фирм;

б) ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли  в монополистические объединения) доступ к источникам сырья и энергоносителям;

в) создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень  технологии;

г) применяют более крупный  капитал (дающий больший эффект от роста  масштаба производства);

д) «забивают» новые фирмы хорошо поставленной рекламой.

Искусственные монополии  образуют ряд конкретных форм. Простейшие формы – картели и синдикаты.

Картель – союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами продают на рынке, договариваясь о квоте – для каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределением рынков и др.

Синдикат – объединение ряда предприятий, изготовляющих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняются за участниками объединения, а готовая продукция сбывается как общее достояние через созданную для этого контору.

Более сложные формы монополистических  объединений возникают тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу производства. На этой основе появляется такая более высокая форма монополистических объединений как трест.

Трест – это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт (производственную и коммерческую самостоятельность). То есть объединяется производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.

Многоотраслевой концерн – это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.

Информация о работе Государственное регулирование монополий