Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 17:51, курсовая работа
В настоящей курсовой работе рассмотрены теоретические и практические аспекты деятельности естественных монополий и их государственного регулирования в мире и в Российской Федерации.
Целью данной работы является изучение проблемы естественных монополий, причин их возникновения и особенностей функционирования, а также опасности, которую они представляют для экономики и методов их регулирования с рассмотрением приложения теоретических знаний, накопленных экономической наукой в нашей стране.
Введение ……………………………………………………………………………………….3
1. Монополии и виды монополий …………………………………………………………….4
2. Естественные монополии. Максимизация прибыли естественной монополии…………6
3. Естественные монополии в России ………………………………………………………..7
3.1. Электроэнергетика …………………………………………………………………….10
3.1.1. Реформы 1992—1996 гг. …………………………………………………………10
3.1.2. Нерешенные задачи реформирования к началу 1997 г. ………………………..11
3.1.3. Программа 1997 г. ………………………………………………………………..12
3.1.4. Оценка первых результатов и задачи дальнейшего реформирования ………..13
3.2. Газовая промышленность …………………………………………………………….16
3.2.1.Реформы 1992—1996 гг. ………………………………………………………….16
3.2.2. Нерешенные задачи реформирования к началу 1997 г. ………………………..16
3.2.3. Программа 1997 г………………………………………………………………….18
3.2.4. Оценка первых результатов и задачи дальнейшего реформирования ………..19
3.3. Железнодорожный транспорт ………………………………………………………...20
3.3.1. Нарастание кризисных явлений в 1992—1996 гг. ……………………………...20
3.3.2. Действия, предпринятые в 1997 г. ………………………………………………22
3.3.3. Направления дальнейшего реформирования …………………………………...24
4. Государственное регулирование монополий. Антимонопольное законодательство…..26
5. Особенности регулирования естественных монополий в России………………………..29
Заключение …………………………………………………………………………………….32
Список использованной литературы………………………………………………………....33
Регулирование цен.
В газовой промышленности действовала упрощенная схема пересмотра оптовой цены на газ путем ее индексации (в соответствии с индексом роста цен на промышленную продукцию) без анализа финансового положения и реальных производственных издержек РАО «Газпром». Это вело к опережающему росту оптовой цены на газ для промышленных потребителей по сравнению с общим уровнем цен, способствовало образованию ценовых диспропорций в различных секторах экономики страны и сохранению инфляционного потенциала.
Дополнительной проблемой в газовой промышленности было межрегиональное перекрестное субсидирование. Несмотря на существенную дифференциацию затрат на транспорт газа в общих издержках газоснабжения, оптовая цена природного газа оставалась единой в пределах всей Единой системы газоснабжения. Эта ситуация не только грозила обострением межрегиональных противоречий в будущем, но и негативным образом влияла на экономику газопотребления, затрудняла принятие потребителями газа рациональных долгосрочных решений по размещению своих производственных объектов и выбору источников энергоснабжения.
Непоследовательным образом осуществлялось регулирование цен на природный газ на региональном уровне.
Использовалось крайне ограниченное число категорий потребителей газа — население и остальные потребители, что не позволяло адекватным образом относить на потребителей затраты, связанные с их обслуживанием, и устанавливать цены, отражающие объемы, режимы газопотребления и другие факторы.
Контроль за инвестициями.
Экономический спад и инфляция в 1991—1993 гг. негативно повлияли на инвестиционные процессы в газовой промышленности: снизились вводы новых мощностей, сократились объемы капитальных вложений и строительно-монтажных работ.
На снижении инвестиционных возможностей РАО «Газпром» сказались длительные задержки в изменении оптовых цен на газ, регулируемых государством, при быстром росте в условиях высокой инфляции свободных цен на инвестиционные товары (трубы, цемент, оборудование): с декабря 1991 г. по декабрь 1993 г. цены на газ увеличились в 419 раз, тогда как в среднем цены по корзине инвестиционных товаров выросли более чем в 800 раз.
Сказались на уменьшении инвестиционных ресурсов и задержки с переоценкой стоимости основных фондов, что в условиях высокой инфляции заметно сократило возможности финансирования за счёт амортизационных отчислений.
Внутренние инвестиционные возможности РАО «Газпром» были восстановлены, когда ему удалось добиться, аналогично энергетикам, создания сначала инвестиционного фонда, а затем и фонда стабилизации и развития РАО «Газпром» (Указ Президента РФ Ґ 2116 от 6 декабря 1993 г.).
Впрочем, хотя отчисления в единый инвестиционный фонд РАО «Газпром» составляли в структуре себестоимости добычи и транспорта газа значительную величину (в 1993 г. — 44,6%), они не стали надежным источником инвестиционных ресурсов из-за растущих неплатежей и спада потребления газа на внутреннем рынке и рынке стран СНГ.
Отмена в 1996 г. инвестиционных фондов заставило РАО «Газпром» перейти для финансирования своих экспортных инвестиционных проектов к привлечению средств из внешних источников, но поиск источников финансирования инвестиций, необходимых для внутренних нужд, продолжает оставаться острой проблемой.
Участие представителей государства в акционерном управлении.
В отличие от РАО «ЕЭС России», руководство РАО «Газпром» самостоятельно отказалось от совмещения должностей Председателя Совета директоров и Председателя Правления компании. На должность Председателя Совета директоров был назначен представитель государства. Вместе с тем влияние государства на акционерное управление РАО «Газпром» было существенно ослаблено, когда в соответствии с Указом Президента РФ Ґ 599 от 22 апреля 1996 г. 35 из 40% акций РАО «Газпром», закрепленных в федеральной собственности, были переданы РАО в доверительное управление сроком на 3 года
3.2.3. Программа 1997 г.
Основными положениями структурной реформы в сферах естественных монополий и Программой мер по структурной перестройке, приватизации и усилению контроля в сферах естественных монополий, принятой в исполнение Основных положений, в газовой промышленности были намечены следующие меры.
В качестве цели структурной реформы в газовой промышленности было определено создание условий для более эффективного газоснабжения потребителей России, в том числе предусматривающей:
усиление государственного регулирования в сфере транспортировки газа;
стимулирование конкуренции в потенциально конкурентных видах хозяйственной деятельности и постепенное ослабление в соответствии с этим государственного регулирования;
развитие договорных отношений между поставщиками и потребителями газа.
Главный акцент в реформировании газовой отрасли сделан на создании системы ее государственного регулирования и улучшении применяемых методов ценообразования.
В этой связи были поставлены две основные задачи.
1. Установить в рамках РАО «Газпром» более четкое разграничение финансовых результатов по отдельным структурным подразделениям этого акционерного общества и по видам их деятельности и обеспечить «прозрачность» формирования затрат по всей «газовой цепочке».
2. Построить такую систему цен на газ, которая бы:
обеспечила самофинансирование РАО «Газпром»;
стимулировала надежное газоснабжение;
обеспечила соответствие цен условиям равновесия спроса и предложения, недопущение дефицита или избытка газа на рынке.
была бы согласована с механизмами начисления и взимания налогов, с инвестиционной и дивидендной политикой РАО «Газпром»;
учитывала условия конкуренции разных видов топлива и принципы стимулирования энергосбережения.
3.2.4. Оценка первых результатов и задачи дальнейшего реформирования
Реструктуризация и развитие конкуренции.
Реструктуризация в газовой промышленности была связана с рационализацией внутренней структуры РАО «Газпром». Компанией была проделана работа по сокращению непрофильных и убыточных производств, принадлежащих РАО, и выделению отдельных видов деятельности в самостоятельные дочерние компании.
Вместе с тем не были подготовлены предложения по дальнейшему развитию и частичной демонополизации существующей структуры газовой промышленности. Не были разработаны предложения по созданию конкурирующих торговых компаний в целях развития внутрироссийского рынка природного газа и организации торговли газом на основе прямых договоров с потребителями.
Ценообразование.
Так же, как и в электроэнергетике, схема регулирования тарифов и цен, применяемая в газовой промышленности, не стимулирует снижение издержек. Процессы формирования системы государственного регулирования газовой отрасли начались на пять лет позже, чем в электроэнергетике, и в этой отрасли сохраняется еще много нерешенных методологических и практических проблем.
В 1997 г. были сделаны первые важные шаги на пути к экономически обоснованной системе оптовых цен на природный газ, учитывающей стоимость его транспортировки от мест добычи до потребителей, – решением ФЭК России Ґ 110 «Основные положения по регулированию оптовых цен на газ, вводимых в действие с 1 декабря 1997 г.» от 26 сентября 1997 г. были введены в действие оптовые цены на газ, дифференцированные по шести ценовым поясам с 25%-й дифференциацией.
Однако большинство проблем ценового регулирования в газовой промышленности, отмеченных выше, пока не нашли своего решения.
Временное положение о государственном регулировании тарифов на услуги по транспортировке газа по распределительным газопроводам, принятое решением ФЭК России Ґ127/1 от 19 декабря 1997 г., носит пока экспериментальный характер и содержит еще много методических недоработок.
Нерешенность проблем ценового регулирования во многом связана с отсутствием утвержденной методики регулирования оптовых цен на газ, тарифов на услуги по транспортировке газа. Были разработаны только проекты соответствующих документов. Альтернативные проекты методических положений были представлены Минэкономики России и РАО «Газпром».
Минэкономики России представило Временные методические положения по регулированию оптовых цен на газ и тарифов на услуги по транспортировке газа в Российской Федерации, а РАО «Газпром» — Положение о регулировании цен на природный газ и Положение об установлении тарифов на услуги по транспортировке газа по газотранспортной системе РАО «Газпром» для независимых поставщиков газа. Краткое сопоставление этих предложений приведено в табл. 5.3.1.
Перекрестное субсидирование.
Так же как и в электроэнергетике, в 1997 г. были приняты решения по поэтапному сокращению перекрестного субсидирования в газовой промышленности. Недостатки принятых решений аналогичны отмеченным выше для электроэнергетики.
Доступ к услугам сетевой инфраструктуры.
Для существующего уровня развития рынка газа вопросы доступа к газотранспортной системе РАО «Газпром» решены удовлетворительно (кроме завышенного уровня тарифов на услуги по транспортировке газа и методики определения этих тарифов). Определен порядок и создана Межведомственная комиссия по рассмотрению вопросов, связанных с доступом независимых организаций к газотранспортной системе РАО «Газпром». Однако в будущем потребуется сделать дальнейшие шаги по обеспечению более гибких условий доступа, и прежде всего перейти от административных схем предоставления прав доступа к экономическим схемам.
Улучшение платежей.
Принятые решения по улучшению платежей в газовой промышленности не позволили улучшить ситуацию с неплатежами, сократить объемы бартера в газовой промышленности. Как и в электроэнергетике, не создана эффективная и открытая для контроля системы предоставления скидок к ценам для потребителей, осуществляющих платежи в денежной форме.
3.3. Железнодорожный транспорт
3.3.1. Нарастание кризисных явлений в 1992—1996 гг.
Глубинные причины критической ситуации, сложившейся в отрасли к 1997 г., изначально были объективно заложены внутри самой системы железнодорожного транспорта. В первую очередь это относится к системе управления и финансово-экономическим принципам организации производственно-хозяйственной деятельности.
Организационно-финансовая система.
Государственное управление железнодорожным транспортом осуществляет МПС России, причем управление перевозочным процессом относится к исключительной компетенции министерства. Организационная структура отрасли включает 17 железных дорог, более 60 их отделений, представительств и филиалов, станции, депо, дистанции пути, сигнализации и связи, электроснабжения, ремонтные заводы, промышленные предприятия, строительные организации, объекты и учреждения социальной сферы (жилищно-коммунальное хозяйство, наука, образование, здравоохранение, культура и спорт).
Сама структура управления при этом построена по производственному, а не по функциональному признаку.
В соответствии с принципами управления организована и финансово-экономическая деятельность отрасли. Действующая номенклатура расходов по основной деятельности железных дорог включает два раздела — эксплуатационную и подсобно-вспомогательную деятельность. Она основана на «котловом» методе учета затрат.
Все это в целом является основной причиной «непрозрачности» финансовых потоков внутри отрасли. Наличие перекрестного субсидирования одних железных дорог за счет других приводит к тому, что МПС совмещает как функции федерального органа исполнительной власти, так и функции специализированного финансового агента, перераспределяющего 1,7% валового внутреннего продукта страны.
Реформа железнодорожных тарифов, проведенная в 1989—1990 гг., предусматривала, что тарифные ставки в базовом прейскуранте являются предельными, что позволяло снижать тарифы в зависимости от условий конкретных перевозок. В прямом (между дорожном) сообщении предоставление скидок является прерогативой МПС, в местном (внутри дорожном) сообщении железные дороги вправе предоставлять любую скидку. Все это создавало условия для личного обогащения определенного круга лиц, принимавших решение о скидках и лоббировавших интересы конкретных грузовладельцев. Практика индивидуальных скидок оказала развращающее воздействие на экономику транспорта, о чем свидетельствуют результаты контрольных проверок работы железных дорог, проведенных в 1997 г. комиссией по валютно-экспортному контролю, антимонопольным комитетом, налоговой службой, министерством внутренних дел, органами прокуратуры.
В целом автоматическая индексация тарифов и огромное число скидок и льгот привели к тому, что базовый прейскурант грузовых железнодорожных тарифов фактически утратил свою основную функцию регулятора и объективного оценщика фактических издержек железнодорожных перевозок.
Первые меры государственного регулирования.
В то время как большинство предприятий страны находились в жестких тисках конкуренции и состоянии экономического кризиса, внутриотраслевая конкуренция в системе МПС почти отсутствовала, а межвидовая конкуренция со стороны других видов транспорта была развита крайне слабо. Механизм автоматической индексации тарифов и отсутствие жесткого внешнего контроля над издержками железных дорог привели не только к завышению тарифов, но и стали основной причиной финансового благополучия отрасли. Рентабельность грузовых перевозок возросла с 26% в 1992 г. до 52% в 1995 г., общая рентабельность с учетом убыточности пассажирских перевозок — с 2,7 до 19,4% соответственно .
Информация о работе Государственное регулирование естественных монополий в РФ