Методы государственного регулирования естественных монополий в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:38, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение естественных монополий и их роли в национальной экономике. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Охарактеризовать сущность понятия «естественные монополии» и указать негативные стороны монополизма и преимущества.
Изучить влияние естественных монополий на национальную экономику.
Исследовать методы государственного регулирования естественных
монополий в РФ.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа1.docx

— 81.01 Кб (Скачать)

               
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     С возникновением монополий стало  очевидным, что они оказывают  не только положительное, но и отрицательное  влияние на экономику страны. Исходя из этого, государства, пытаясь компенсировать несовершенства рынка, прибегают к различным методам и приемам антимонопольного регулирования. Для противодействия монополизации рынков и защиты конкуренции государства: 1) разрабатывают законы, на основе которых можно выявлять и наказывать фирмы, уличенные в монополизации; 2) создают организации, которые следят за развитием событий на рынках и выявляют случаи их монополизации; 3) помогают созданию новых фирм, которые могут противодействовать монополизации рынков.

     В связи с этим, проблема антимонопольного регулирования и разработка методов  государственной поддержки конкуренции  очень значима для решения  важнейших экономических проблем, возникающих в процессе развития любой страны. Таким образом, изучение вопроса антимонопольной политики представляется актуальным для всех государств.

     Тема  регулирования естественных монополий  особенно актуальна в России, т. к. законодательная база в ней еще очень слабо развита, и для создания нормального и функционирования товарного рынка необходимо учесть фактор естественных монополий. Регулированию этих субъектов уделяется большое внимание в разных странах и в России в частности. Первый закон о регулировании естественных монополий был принят в 1995 году. Он направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов этих монополий в Российской Федерации. Естественные монополии существуют преимущественно в отраслях коммунального обслуживания. В большинстве стран эти отрасли либо являются регулируемыми, либо находятся в государственной собственности и управляются государством с целью помешать им, воспользоваться монопольной властью.

     Целью работы является изучение естественных монополий и их роли в национальной экономике. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Охарактеризовать сущность понятия «естественные монополии» и указать негативные стороны монополизма и преимущества.
  2. Изучить влияние естественных монополий на национальную экономику.
  3. Исследовать методы государственного регулирования естественных

                              монополий в РФ.

     Сообразно задачам работы строится её содержание. Работа состоит из трёх параграфов, введения, заключения и списка используемой литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. Сущность  монополии и факторы её возникновения.

    Виды  монополий

     Монополия (в переводе с греч. «monos» - один, «poleo» - продаю) предполагает захват физическим или юридическим лицом части или всего рыночного пространства и установление на нём своего господства.1

     Господствующее  положение монополии на рынке, как  правило, распространяется на определённое рыночное пространство – конкретный товар, или группу товаров, определённую ассортиментную группу, продукцию какой-либо отрасли, или конкретный рынок – местный, национальный, рынок какой-либо конкретной страны, или ряда стран, международный рынок и т.д.

     Сфера контролируемого монополией рыночного  пространства определяет область монополистического господства, регулируемого монополией, своеобразную область «организованного рынка».

     Многие  исследователи считают невозможным  полный охват одной монополией всего рыночного пространства. В известной мере это соответствует действительности.

       В использовании термина «монополия»  всегда присутствует известная  доля условности. Монополию можно  рассматривать как тип фирмы.  Она представляет собой крупную корпорацию, которая занимает ведущее положение в определённой сфере национального хозяйства. Но есть и другая трактовка понятия «монополия» – это экономическое поведение фирмы. На рынке возможна ситуация, когда покупателям противостоит предприниматель – монополист, производящий основную массу продукции определённого вида. В этом случае монополистом может оказаться небольшое по размерам предприятие.

     Отсутствие  конкурентов, которое характеризует  монополию, в значительной степени объяснимо с точки зрения барьеров для вступления в отрасль. В случае монополии барьеры для вступления в отрасль достаточно высоки, чтобы полностью блокировать всю потенциальную конкуренцию. К реальным барьерам, препятствующим вступлению в отрасль относятся:

     а) эффект масштаба. Высокоэффективное производство с низкими издержками достигается в условиях крупного производства, обусловленного монополизацией рынка. Доминирующая фирма, имея более низкие издержки производства, в состоянии на некоторое время снизить цену продукции, чтобы уничтожить конкурентов;

     б) исключительные права. В ряде стран мира правительство предоставляет фирмам статус единственного продавца. Но взамен на эти привилегии правительство сохраняет за собой право регулировать действия таких монополий;

     в) патенты и лицензии. Правительство гарантирует патентную защиту новых продуктов и производственных технологий, что на определённый промежуток времени обеспечивает фирмам монопольные позиции на рынке и гарантирует их исключительные права;

     г) собственность на важнейшие виды сырья. Некоторые компании являются монополистами, благодаря безраздельному владению источниками производственного ресурса, необходимого для производства монопольного продукта.

     Итак, монополия характеризует ситуацию наличия на рынке одного продавца. Здесь в силу тех или иных причин продавец обладает исключительным правом продажи какого-либо товара на рынке.

     Наличие такого права дает ему возможность  диктовать свои условия на рынке, прежде всего в области ценообразования. Цена устанавливается выше стоимости  не потому, что существует повышенный спрос на товар, а потому, что товар  находится в руках одного продавца, который в состоянии определять предложение товара, а через него и цену. Такая цена предстает как  монопольно высокая.

     Установление  цены выше стоимости из-за монопольного положения продавца на рынке означает получение продавцом монопольной прибыли как разницы между монопольно высокой ценой и стоимостью товара. Возможность получения такой прибыли и побуждает крупные компании к установлению своей монополии на рынке, дающей право на исключительную продажу товара.

     Подобное  право на исключительную продажу какого-либо товара чаще всего является результатом политической или экономической власти.2

     Политическую  власть всегда имело государство, и оно с давних времен пользовалось ею, устанавливая свою монополию, например, на продажу вина, табака, соли, и за счет высоких цен, пополняя свою казну. Иногда государство предоставляло такую монополию отдельным торговцам, становившимся монополистами на рынках данных товаров. Это называлось «отдать на откуп» торговлю каким-то товаром.

     Экономическая власть устанавливается по мере роста размеров капитала и сосредоточения производства какого-то товара в отдельных руках. Такое сосредоточение является результатом концентрации и централизации производства в отдельных отраслях, победы над конкурентами, обычно более мелкими. С крупными конкурентами нередко достигается соглашение о разделе рынков сбыта производимых товаров, а иногда возможно их объединение, так что отрасль оказывается под контролем одной крупной компании или объединения компаний, то есть монополизируется.

     В странах, где товарное хозяйство  достигло довольно высокого уровня развития, процессы создания монополий стали наблюдаться в последней трети XIX - начале XX в. Эти процессы нашли подробное освещение в книге В.И.Ленина «Империализм как высшая стадия капитализма».

     Процессы  монополизации происходят до сих  пор. В результате к настоящему времени половина мирового производства сосредоточена в руках примерно 1 тыс. крупных компаний, что свидетельствует о чрезвычайно высокой степени концентрации производства.

     Мы  видим, что важнейшим фактором возникновения монополии является конкуренция. Она ведет к концентрации и централизации производства и образованию на этой основе монополий. В некоторых отраслях существование монополии может быть обусловлено отраслевой спецификой. В этом случае говорят о наличии в них естественных монополий. К таким отраслям относятся, например, железнодорожный транспорт, электроснабжение, водоснабжение, газоснабжение и т.п. Иметь несколько железнодорожных компаний, которые конкурировали бы между собой, обеспечивая проезд пассажиров, например, из Челябинска до Уфы, экономически невыгодно. Полученные доходы у этих компаний не смогли бы покрыть издержки производства. Иметь в подобных отраслях одну компанию вполне естественно и нормально, то есть экономически выгодно как с точки зрения интересов отдельных компаний, так и всего общества.

     Кроме того, монополия может быть рождена  системой патентования, согласно которой закрепляется право единоличного использования какого-либо изобретения, авторской идеи в течение определенного срока. Так что тот, кто производит и продает запатентованную продукцию, предстает как монополист.

     Монополия может возникнуть и в результате использования какого-то уникального фактора производства, которого нет у других товаропроизводителей. Если на каком-то участке земли производится особый сорт винограда, который нигде больше не растет, то продавец этого винограда предстает как монополист. Если из такого винограда делается вино, совершенно неповторимое и уникальное по своим свойствам, то продавец вина также предстает как монополист.

     Здесь мы видим, что в принципе монополистом может стать любой товаропроизводитель, который производит уникальный товар, непохожий на другие товары. Если талант человека проявляется в способности создавать оригинальные вещи или идеи, то талантливый человек может тоже быть монополистом. Таковым, к примеру, можно считать художника, выставившего свои неповторимые полотна на продажу. Значит, монополия может быть порождена талантом отдельных людей.

     Итак, мы видим, что монополия возникает  по разным причинам. Однако на рынке  выделяются монополии, имеющие в  своей основе экономические корни, порожденные самой системой товарно-денежных отношений. Именно таким монополиям мы посвятим дальнейший анализ.

     Существуют  разные виды монополий, которые можно  классифицировать на три основных: административная, экономическая и  естественная.

     Административная  монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект, и между ними не существует конкуренции.

     Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов.

     Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонная связь и т.д.

  1. Влияние естественных монополий на национальную экономику

Информация о работе Методы государственного регулирования естественных монополий в РФ