Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 22:40, курсовая работа
Цель данной работы - наиболее полно осветить и проанализировать важнейшие черты, формы и виды монополий, а также основные методы борьбы с ними и особенности антимонопольной политики Российской Федерации в современных рыночных отношениях.
Введение
Глава I. Виды монополий
1.1 Возникновение монополий
1.2 Монополистические объединения
Глава II. Конкуренция и монополии
2.1 Совершенная и несовершенная конкуренция
2.2 Взаимосвязь между конкуренцией и монополией
Глава III. Формы монополий и их эволюция
3.1 Экономические последствия монополизации рынка и антимонопольная деятельность государства
3.2 Антимонопольная политика в России на современном этапе
3.3 Эволюция монополий
Заключение
Список используемой литературы
В результате написания данной работы мы пришли к следующим выводам:
Монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем данной продукции, не имеющей аналогов. Монополист полностью контролирует её цену и объём выпуска.
Кривая спроса на продукцию фирмы - монополиста наклонная и совпадает с кривой рыночного спроса.
Главной целью монополиста является получение максимальной прибыли
Монополист всегда назначает цену выше величины предельных издержек. Более того, выпуск монопольной отрасли меньше выпуска конкурентной отрасли, сталкивающейся с таким же спросом и теми же условиями формирования издержек, а монопольная цена выше конкурентной цены.
Иногда эффект масштаба
делает монополию желательной. Но для
того чтобы максимизировать
Таким образом, всевозрастающее влияние монополий на рынок стало непреложным фактом, и поэтому вряд ли сейчас можно говорить о свободной конкуренции, а тем более призывать возвратиться к ней, хотя с точки зрения теоретической экономики такая конкуренция способствует лучшему использованию ограниченных ресурсов сырья, материалов и других факторов производства. В то же время не следует забывать, что крупное производство в силу эффекта масштаба оказывается более выгодным, хотя и негативно влияет на более экономное и рациональное использование факторов производства.
Подводя итоги, можно
охарактеризовать антимонопольное
законодательство и антимонопольную
политику России как необходимые
атрибуты структурных преобразований
во всех сферах экономики страны. Бесспорно,
в некоторых случаях (но лишь в
малой толике от их общего количества)
существование монополии
Опираясь на существующее законодательство и принимая новые, действительно работающие законы, направленные на ограничение монопольной власти и препятствующие созданию новых монопольных образований, проводя эффективную антимонопольную политику, возможно решение проблемы монополизма.
Большинство рыночных ситуаций в реальном мире занимают промежуточное положение между крайними случаями совершенной конкуренции и полной монополии.
Мы выяснили, что для того чтобы рынок был совершенно конкурентным, для него должны выполняться следующие условия: наличие многих продавцов, каждый их которых мал относительно рынка в целом; продуктовая однородность; хорошо информированные покупатели; свободные вход фирм на рынок и выход из него и независимые решения со стороны как производителей, так и потребителей. Некоторые отрасли. Особенно в сельском хозяйстве, удовлетворяют этим требованиям, но модель конкуренции является полезной даже в том случае, когда эти требования соблюдаются только приблизительно. Совершенный конкурент не может воздействовать на сложившуюся рыночную цену товаров и услуг.
На несовершенно конкурентных рынках в противоположность совершенно конкурентным продавцы могут повышать цену на свои продукты, ограничивая свой выпуск. Монополия представляет собой крайний случай несовершенной конкуренции, где имеется один единственный продавец и отсутствует возможность для вхождения других.
Другими важными типами несовершенно конкурентных рынков являются монополистическая конкуренция (множество продавцов, легкость вхождения и дифференциация продукции) и олигополия (мало продавцов, возможна дифференциация продукции и существуют барьеры для вхождения). При несовершенно конкуренции фирма обладает известным контролем.
Три основных дефекта
рынка дают экономическое оправдание
государственного регулирования: монопольная
власть, внешние факторы и
Государственное регулирование экономики представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляется правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации рыночной экономики.
С помощью государственного
регулирования экономики и
Список использованной литературы
1. Барышева А.В., Сухотин Ю.В., Богачев В.Н. и др. Монополизм и антимонопольная политика. М.: Наука, 1993.
2. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Книжный мир, 2006.
3. Булатов А.С. Экономика: учебник. М.: Экономистъ, 2005.
4. Журавлева Г.П. Экономика: учебник. М.: Юристъ, 2001.
5. Конкуренция и
антимонопольное регулирование:
6. Конституция Российской Федерации, ст. 8
7. Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику. М.: Изд-во «Станкин», 1992.
8. Липсиц И.В. Экономика: учебник для вузов. М.: Омега-Л, 2004.
9. Макконелл К. Р., Брю С. Л.. Экономикс. М.: ИНФРА-М, 1993.
10. Микроэкономика. Теория и российская практика: учебное пособие / Под ред. Грязновой А.Г., Юданова А.Ю. М.: КНОРУС, 2005.
11. Никифоров А.
Изменения в законе "О конкуренции..."
и борьба с установлением
12. Нуреев P.M. Курс микроэкономики.
М.: Издательская группа НОРМА--
13. Политика поддержки
конкуренции: антимонопольное
14. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М