Формы монополий и их эволюция

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 22:40, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - наиболее полно осветить и проанализировать важнейшие черты, формы и виды монополий, а также основные методы борьбы с ними и особенности антимонопольной политики Российской Федерации в современных рыночных отношениях.

Содержание

Введение

Глава I. Виды монополий

1.1 Возникновение монополий

1.2 Монополистические объединения

Глава II. Конкуренция и монополии

2.1 Совершенная и несовершенная конкуренция

2.2 Взаимосвязь между конкуренцией и монополией

Глава III. Формы монополий и их эволюция

3.1 Экономические последствия монополизации рынка и антимонопольная деятельность государства

3.2 Антимонопольная политика в России на современном этапе

3.3 Эволюция монополий

Заключение

Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 75.86 Кб (Скачать)

В данной главе мы рассмотрим основные черты монополии, её формы и виды, а также попытаемся провести сравнение двух, на первый взгляд взаимоисключающих понятий, - «монополия» и «конкуренция».

Если обратить внимание на промышленное производство, то это  отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные  товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного  вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможности  влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен; получают более  высокие (монопольные) прибыли. Еще  Аристотель, закладывая основы экономических  воззрений в своем знаменитом труде “Политика”, отнес монополию  к одной из практических форм “искусства наживать состояние” Аристотель. Соч. М.: Мысль, 1984. Т. 4. С. 396-397 33.

Следовательно, главным  признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность  самостоятельно или вместе с другими  предпринимателями ограничивать конкуренцию  на рынке определенного товара.

Монопольное положение  является желанным для каждого предпринимателя  или предприятия. Оно позволяет  им избежать целый ряд проблем и рисков, связанных с конкуренцией, занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть, они имеют возможность с позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что они навязывают свои контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы.

Монополия является полным антиподом совершенной конкуренции. Здесь существует только один продавец, причем он производит товар, не имеющий  близких заменителей.

В условиях монополии  производитель способен полностью  контролировать объем предложения  товара, что позволяет ему выбирать любую цену из возможных в соответствии с кривой спроса, рассчитывая при  этом получить максимальную прибыль.

Стремление монополиста  к максимизации прибыли путем  установления контроля над ценой  и объемом продаж есть нарушение  свободной конкуренции и утверждения  особой власти на рынке. «Рыночная власть»  означает способность продавца (покупателя) влияет на цену.

Существует три  вида монополии:

1. Закрытая монополия.  Она защищена от конкуренции  с помощью юридических ограничений.  Примером может служить монополия  почтовой службы США на доставку  почты первым классом. Другими  вариантами возникновения закрытой  монополии является патентная  защита, институт авторских прав.

2. Естественная монополия  - отрасль, в которой долгосрочные  средние издержки достигают минимума  только тогда, когда одна фирма  обслуживает весь рынок целиком.  В такой отрасли минимальный  эффективный масштаб производства  товара близок (или даже превосходит) то количество, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточное для покрытие издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведет к тому, что масштабы производства каждой будут неэффективно малы. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами.

3. Открытая монополия.  В этом случае фирма на некоторое  время становится единственным  поставщиком какого-либо продукта, не обладая никакой специальной  защитой от конкуренции, как  это имеет место в случае  закрытой или естественной монополии.  В ситуации открытой монополии  часто оказываются фирмы, впервые  вышедшие на рынок с новой  продукцией. Их конкуренты, однако, могут появиться на рынке несколько  позже.

Такая классификация  монополии на три категории весьма условна. Некоторые фирмы могут  принадлежать сразу к нескольким видам монополии. К их числу относятся, например, фирмы, обслуживающие систему  телефонной связи, а также электрические  и газовые компании, которые могут  быть отнесены как к естественной монополии, так и к закрытой монополии. Также может быть проведена классификация, основанная на учете временного горизонта. Например, патентное свидетельство  дает фирме закрытую монополию на краткосрочном временном интервале, но такая монополия может быть открытой на долгосрочном временном  интервале. Последнее происходит не только из-за ограниченности срока  действия патента, но также из-за того, что конкуренты просто не могут изобрести  новые продукты.

Фактически все  монополии могут считаться открытыми.

Модель монополии, предлагает действие одного дополнительного  ограничения: монополист должен продавать  свою продукцию по одинаковой цене всем потребителям. Монополия, при которой  соблюдается это условие, называется простой монополией

Монополия в чистом виде - явление крайне редкое. Как  и совершенная конкуренция, она  представляет собой скорее экономическую  абстракцию. Довольно часто в качестве примера чистой монополии приводят систему телефонной связи, и это  почти верно. Но не следует забывать, что иные виды связи создают скрытую  конкуренцию, предлагая качественные заменители телефонной связи. Кроме  того, следует отметить, что монополия  не может полностью устранить  потенциальную конкуренцию со стороны  отечественных или иностранных  производителей товара. Это свидетельствует  об относительно небольшом значении полных монополий.

Монополия, возникающая  со стороны спроса, когда на рынке  имеется только один покупатель при  множестве продавцов, называется монопсонией.

Такая рыночная структура  во всем схожа с монополией, черты  которой переносятся на покупателя.

Чистая монопсония не менее уникальное явление, чем  монополия.

Монополия представляет собой сложное, многоплановое явление, поэтому при ее определении целесообразно  применять комплексный подход. Как  правило, используется троякое определение  монополии, а именно монополия определяется как:

такая рыночная структура  или рыночная ситуация, когда имеется  только один продавец какого-либо товара (при отсутствии заменителей этого  товара) и множество покупателей (не случайно «монополия» в переводе с греческого дословно означает «один  продаю»);

исключительное право  на осуществление какого-либо вида деятельности, предоставляемое только определенному лицу, группе лиц, государству;

крупная компания, корпорация, объединяющая несколько компаний и  достигающая благодаря этому  положения на рынке определенного  товара или группы товаров, когда  рынок имеет только одного продавца и множество покупателей.

Монополия как тип  структуры рынка обладает следующими особенностями:

на рынке присутствует только одна фирма и множество  покупателей её продукции;

нет товаров, могущих  служить конкурентами тем, которые  предлагает эта фирма;

полный контроль монополиста  над ценой товара и объемом  продаж;

наличие определенных преград для вхождения на рынок  других фирм.

Доминирование на рынке  дает возможность устанавливать  монопольные цены и получать монопольную  прибыль. По монопольно высоким ценам  монополии реализуют свои товары, а по монопольно низким покупают нужные товары.

Предприятие может  выпускать как один вид продукции, так и много ее видов, но в любом  случае оно будет считаться занимающим монопольное положение только по тому виду продукции, для которого полностью  отсутствуют производители-конкуренты.

Поскольку фирма-монополист, так же как и любая другая фирма, стремится к получению высокой  прибыли, в ходе принятия решения  о цене продажи она учитывает  рыночный спрос и свои издержки. Так как монополист сам определяет рыночную цену, он не может осознанно  вести себя как совершенный конкурент  и принимать цену как неизменную. Вместо этого он принимает в качестве неизменной всю убывающую рыночную кривую спроса. Иными словами, монополист не подстраивается под условия равновесия, рождающиеся на рынке в результате взаимодействия спроса и предложения. Совсем наоборот, монополист формирует рыночное равновесие сам. Он делает это, выбирая то соотношение цены и величины производства, которое может принести ему наибольшую прибыль при его уровне затрат на производство. В отличие от фирмы, которая находится в условиях совершенной конкуренции и для которой характерно равенство предельного дохода и цены, в случае монополии кривая цены совпадает с кривой рыночного спроса, а кривая предельного дохода лежит ниже нее. Это происходит потому, что поскольку монополист - единственный производитель продукции на рынке и представитель всей отрасли, он, снижая цену продукции для увеличения объемов продаж, вынужден снижать ее на все единицы продаваемых товаров, а не только на последующую. Поскольку монополист принимает решение об объеме производства, выравнивая предельный доход и предельные издержки, цена и количество произведенной продукции будут иными, чем в условиях конкуренции, а именно: он будет продавать продукцию по более высокой цене и производить ее в меньшем объеме, чем в условиях совершенной конкуренции.

Монопольная цена - особый вид рыночной цены, устанавливающейся  под влиянием не только спроса и  предложения, но и господства монополистов на рынке данного товара. Монопольная  цена выше той, которая установилась бы при отсутствии монополии. Именно в цене реализуется выгода монопольного положения. Особенность монопольной  цены заключается в том, что она  сознательно отклоняется от реальной рыночной, которая устанавливается в результате взаимодействия спроса и предложения. Выгода монополиста обеспечивается за счет потребителя или мелкого производителя: первый переплачивает, а второй не получает надлежащей ему части продукта. Таким образом, монопольная цена являет собой определенную “дань”, которую общество вынуждено платить тем, кто занимает монопольное положение.

Монопольная цена осуществляет перераспределение продукта между  хозяйственными субъектами, но такое  перераспределение, которое основывается на внеэкономических факторах. Но сущность монопольной цены этим не исчерпывается -- она отражает и экономические преимущества крупного, высокотехнического производства, обеспечивая получения сверхизлишнего продукта.

Структура монопольной  цены может быть представлена формулой (1):

Рm= Р1 + Р2 +Р3, (1)

где Р1 -- средняя прибыль, получаемая предпринимателями в условиях свободного перемещения капитала в результате действия межотраслевой конкуренции;

Р2 -- обычная сверхприбыль, получаемая предпринимателями, которые осуществляют нововведения;

Р3 -- монопольная сверхприбыль от использования (злоупотребления) монопольного положения.

Монопольная прибыль  больше средней прибыли, складывающейся на товар в масштабах отрасли  по принципу «равная прибыль на равный капитал».

Помимо этого, монопольная  прибыль включает обычную сверхприбыль, получаемую любыми преуспевающими предпринимателями, монополистическую сверхприбыль. Она  отражает способность монополиста  поднимать цену выше уровня предельных издержек, не обращая внимания при  этом на конкурентов.

В данном случае она  может получать монопольную прибыль  неограниченно до тех пор, пока ни один из других продавцов не может  выйти на рынок.

Обычно монополистической  силой обладают крупные фирмы  или производственные понятие монополии  связывают с крупными, мощными  компаниями.

Захватить рынок и  стать на нем монополистом очень  сложно, но удержать этот рынок в  своих руках еще сложнее. По мнению И.В. Липсица существует три типа барьеров, мешающих проникновению на монополизированные рынки новых конкурентов и изменению там ситуации к лучшему для покупателей:

1)Юридические барьеры.  Самыми древними формами таких  барьеров были монопольные права,  которые присваивались себе по  праву сильного правителями и  которые со временем получили  название государственных монополий.  Юридические ограничения представлены  в форме лицензии, авторского  права, товарного знака, патента:

Лицензия - это право  фирмы на исключительное осуществление  определенного вида деятельности на данном рынке.

Авторское право контролирует продажу и распространение оригинального  произведения в интересах его  автора; оно действительно на протяжении всей жизни автора (и еще в течение 25 лет после его смерти в интересах  его наследников).

Товарные знаки - это  специальные символы, позволяющие  узнавать («идентифицировать») товар, услугу или фирму; конкурентам запрещается  использовать зарегистрированные товарные знаки, подделывать их или применять  похожие, путающие потребителя.

Патент - свидетельство, удостоверяющее исключительные права  автора на распоряжение созданным им благом (технологией); если фирма имеет  патент на технологию производства какого-либо продукта, то это делает невозможным  производство данного товара другими  фирмами в течение срока действия патента.

2)Естественные барьеры.  В некоторых случаях рождение  монополии оказывается практически  неизбежным по сугубо объективным  причинам. Барьеры, порождающие монополии  естественны, т.е. закономерно  присущи определенному рынку.

3)Экономические барьеры.  Такие барьеры возводятся самими  фирмами-монополистами или являются  следствием неблагоприятной общеэкономической  ситуации в стране.

Заключение

В настоящей курсовой работе были рассмотрены основные вопросы, раскрывающие сущность монополии как  крайней формы несовершенной  конкуренции, ее эволюция. Монополия  представляет собой и самую крайнюю  форму несовершенной конкуренции, и наиболее устойчивую. Многие монополии  представляют собой объединение более мелких фирм, и чем больше становится таких центров объединения на каком-то рынке, тем меньше происходит дальнейшее объединение, так как на уже существуют достаточно крупные монополии. И таким образом на рынке образуется несколько крупных монополий, конкурирующих между собой. Поэтому большинство существующих рынков в важнейших аспектах занимают промежуточное положение между монополией и конкуренцией. На данном этапе проблема монополизации и недобросовестной конкуренции перестает быть чисто экономической -- она все больше становится политической и общественной. Однако, общеизвестно, что у экономики, прежде всего, не должно быть политической принадлежности. И только тогда государство в полном объеме сможет заменить десятилетиями складывающиеся монополии свободным и самоорганизующимся рынком.

Информация о работе Формы монополий и их эволюция