Формы монополий и их эволюция

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 22:40, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - наиболее полно осветить и проанализировать важнейшие черты, формы и виды монополий, а также основные методы борьбы с ними и особенности антимонопольной политики Российской Федерации в современных рыночных отношениях.

Содержание

Введение

Глава I. Виды монополий

1.1 Возникновение монополий

1.2 Монополистические объединения

Глава II. Конкуренция и монополии

2.1 Совершенная и несовершенная конкуренция

2.2 Взаимосвязь между конкуренцией и монополией

Глава III. Формы монополий и их эволюция

3.1 Экономические последствия монополизации рынка и антимонопольная деятельность государства

3.2 Антимонопольная политика в России на современном этапе

3.3 Эволюция монополий

Заключение

Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 75.86 Кб (Скачать)

Конкурентный рынок  предусматривает наличие неограниченного  числа продавцов, а также ситуацию, в которой каждый из них не имеет  возможности влиять на цену. Здесь  также существует свободный, беспрепятственный  доступ хозяйственных объектов к  любому виду деятельности, наглядная  и доступная каждому информация о состоянии рынка и возможных  альтернативах, здесь имеет место  диктат потребителя над производством. Все это свидетельствует о  господстве свободной конкуренции.

Здоровая, нормальная конкуренция достигается при  равенстве субъектов рыночных отношений, понимаемым не только как равенство на рынке товаропроизводителей, но и как равенство в отношениях между всеми субъектами рынка: производителями и потребителями, производственными структурами и инфраструктурой рынка, государственными органами и структурами рыночной экономики.

Но небезопасность конкуренции подталкивает предпринимателей к попыткам уклониться от нее, а это  возможно только при завоевании монопольного положения. Преимущества монопольного положения настолько притягательны, что стремление к монопольному захвату  рынка, вытеснению конкурентов с  целью получения монопольно высоких  доходов является объективной реальностью.

Монополия -- это понятие, противоположное конкуренции. Это хорошо видно на примере абстрактной категории «чистая монополия», которая характеризует ситуацию абсолютной монополизации рынка одной формой. Естественно, что это полярно противоположная ситуация, где для конкуренции совсем не остается места.

Монополия -- наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции.

Собственно говоря, в условиях монополизации рынка  само существование конкуренции  может быть признано лишь с большими оговорками. Ведь конкуренция предполагает разделение экономической власти, наличие  у потребителя выбора. Именно поэтому  начинается состязание между производителями  за спрос потребителя, возникает  стремление наилучшим образом удовлетворить  его запросы. В условиях же монополии  потребителям противостоит единый производитель-гигант. Хочет или не хочет того потребитель, он вынужден пользоваться продукцией монополиста, соглашаться на его  ценовые условия и т.д.

Монополия может стать  причиной возникновения негативных явлений в рыночной экономике. По мнению Г.И. Рузавина, препятствуя конкуренции, изгоняя с рынка мелких и средних производителей, она не способствует оптимальному использованию ограниченных ресурсов общества. Вследствие этого рынок не получает необходимые товары, а производственный потенциал оказывается не полностью использованным. Все это приводит к расстройству рынка, нарушению его равновесия и регулирования. Особую опасность в этом отношении представляют монополии, которые защищены от конкуренции юридическими барьерами.

В монополизированной экономике цены утрачивают рыночную гибкость, слабо реагируют на колебания  потребностей и спроса. Монополия  заглушает импульсы, которые идут от спроса к производству, в результате чего происходит дезориентация инвестиционных потоков, а потребители надолго  остаются наедине со своими потребностями, без необходимых им товаров и  услуг.

Может показаться, что  монополия и конкуренция совершенно несовместимы друг с другом. Ведь монополия способна устранить свободную конкуренцию, а конкуренция подрывает чье-либо господство на рынке.

Монополисту «легче жить», чем производителю в условиях совершенной конкуренции. Монопольная  власть над ценами таит опасность  пойти по «легкому пути», поскольку  всегда сохраняется определенный запас  прочности. «Большой бизнес» неизбежно  имеет тенденцию к бюрократизации.

Если цены формируются  в условиях совершенной конкуренции, они ставят в более выгодное положение  те фирмы, которые распределяют ограниченные ресурсы лучше других и у которых  поэтому затраты ниже рыночной цены. Если на рынке господствует монополия, то ситуация меняется. «Хозяин рынка» может навязать обществу объем продаж и уровень цен, обеспечивающий ему  наибольшую выгоду даже в том случае, если он используют ресурсы не лучшим образом, а его затраты выше, чем  у других. Тогда механизм цен перестает  работать

В том случае, когда  и монополия, и конкурентная отрасль  сталкиваются с одинаковым спросом  и одинаковыми условиями формирования издержек, то в условиях монополии  выпуск ниже, а цена выше, чем в  условиях конкуренции.

Монополия находится  в сложной противоречивой взаимосвязи  с конкуренцией. Уже тот факт, что производство и реализация какого-либо продукта захвачены монополистической группой крупных предпринимателей, получающих от этого большую выгоду, вызывает острое соперничество - стремление других бизнесменов получить тот же выигрыш. С другой стороны, если какой-то предприниматель стремиться победить своих соперников, то он, добившись своей цели, начинает господствовать на рынке. Поэтому можно сделать вывод, что монополия порождает конкуренцию, а конкуренция - монополию.

Особого рассмотрения требует соотношение конкуренции  и монополии в современной  экономике. Конкуренция принадлежит  к основным понятиям рынка, то есть к таким, без которых он не может  функционировать. Можно сказать, что  развитие рынка было одновременно и  развитием конкурентных отношений.

Современная рыночная экономика характеризуется сосуществованием, переплетением конкуренции и  монополии. Очень важной является проблема их соотношения. Можно вести речь о диалектическом единстве монополии  и конкуренции. К. Маркс говорил: «В практической жизни мы находим  не только конкуренцию, монополию и  их антагонизм, но также и их синтез, который является не формулой, а  движением. Монополия создает конкуренцию, конкуренция создает монополию. Синтез заключается в том, что  монополия может удержаться благодаря  тому, что она постоянно вступает в конкурентную борьбу». В таких  условиях конкуренция перестает  быть единым регулятором производства.

Конкуренции в конце  прошлого столетия нанесен значительный удар со стороны монополий. Стремительная  монополизация хозяйственной жизни  спровоцировала сворачивание и модификацию  конкурентных отношений, возникла угроза существования конкуренции как  таковой. Однако общество быстро оценило  пагубность такой ситуации и своими решительными действиями не допустило  перехода ее состояния в критическое  положение.

В современных условиях крупные капиталистические объединения  не уничтожили конкуренцию, существуют вместе с ней, это обостряет соперничество.

В развитых капиталистических  странах и развивающихся странах, достигших значительного индустриального  уровня (Южная Корея, Сингапур, Гонконг  и другие) имеет место внутриотраслевая конкуренция между монополиями, производящими однородные продукции. В такую борьбу ввязываются сильные  иностранные соперники. Конкуренция  ведется и внутри каждой монополии, особенно при распределении прибыли. Особым фронтом столкновений является соперничество монополий с предприятиями, не входящими в монополистические  объединения и ведущими тяжелое  противоборство с ними за более выгодные условия изготовления и реализации товаров. В каждой стране монополии  встречают в числе конкурентов  иностранные компании, приникающие  на внутренний рынок.

2.1 Совершенная и несовершенная конкуренция

Совершенная конкуренция. Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где действуют много мелких продавцов и покупателей идентичного товара, и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цену товара.

Здесь цена определяется свободной игрой спроса и предложения  в соответствии с рыночными законами их функционирования. Этот тип называют “рынок свободной конкуренции”.

Существование огромного  количества покупателей и продавцов  означает, что ни один из них не владеет  большой информацией о рынке, чем остальные продавцы, придя  на рынок, застает уже сложившийся  уровень цен, изменить которые вне  его власти, ведь рынок сам диктует  цену в каждый момент времени. Такая  ситуация позволяет новым продавцам  на равных условиях (цена, технология, юридические условия) с уже существующими  продавцами приступить к производству продукции. С другой стороны, продавцы могут и спокойно и покинуть рынок, что подразумевает возможность  беспрепятственного выхода с рынка. Свобода “рыночного” перемещения  создает условия для того, чтобы  на рынке всегда происходило изменение  количества производителей.

В то же самое время  у оставшихся продавцов по-прежнему отсутствует возможность контролировать рынок, поскольку они представляют мелкое производство и их крайне много.

Теперь сформулируем основные характеристики рынка, совершенной  конкуренции:

* большое количество  мелких продавцов и покупателей;

* продаваемый продукт  однороден у всех производителей, и покупатель может выбрать  любого продавца товара для  осуществления покупки;

* невозможность контроля  над ценой и объемом купли-продажи  создает условия для постоянного  колебания этих величин под  влиянием изменения рыночной  конъюнктуры;

* полная свобода  «входа» на рынок и «ухода».

В реальной экономической  действительности рынок совершенной  конкуренции в строгом теоретическом  значении, как это изложено выше, практически не встречаются. Он представляет собой так называемую «идеальную»  структуру, подразумевая, что свободная  конкуренция существует скорее как  абстрактная идея, к которой реально  существующие рынки могут лишь в  большей или меньшей степени  стремиться. Но все-таки в экономической  практике имеются рынки некоторых  товаров, больше всего подходящие под  критерии данной рыночной структуры (например, рынок ценных бумаг или рынок  сельскохозяйственной продукции). Здесь  количество продавцов и покупателей  настолько велико и они достаточно «малы», что за редким исключением  ни один человек или группа не в  состоянии контролировать рынок  по отдельным видам ценных бумаг  или сельскохозяйственной продукции. Причем товары на этих рынках у всех производителей полностью идентичны  и последние владеют полной информацией  об изменениях на рынке. Все это подтверждает необходимость использования для такого рынка особой - «биржевой» - формы организации.

При наличии конкуренции  на рынке производителя с целью  получения максимальной прибыли  стремятся снизить издержки производства на единицу продукции, В результате этого создается возможность  снижения цены, что увеличивает объем  продаж у производителя и его  доход. Самым эффективным способом достижения этого является использование  научно - технический усовершенствований и новинок в производстве. Внедрение научно - технических достижений позволяет увеличить производительность труда, что как раз и ведет к будущему снижению цены, приносящему, однако, фирме - новатору большой доход. Уместно вспомнить, как в конце прошлого века английский экономист рассуждал о двух типах конкуренции созидательной и разрушительной. Маршалл А. Принципы экономической науки. М.: Прогресс, 1993. Т. 1. С. 61-64

Конкуренция создает  у производителей стимулы к постоянному  разнообразию предлагаемых товаров  и услуг для завоевания рынка. Расширение ассортимента предлагаемой к продаже продукции происходит за счет дифференцирования отдельного продукта. Производители осуществляют постоянную борьбу за покупателя на рынке. Результатом такой борьбы является политика стимулирования сбыта, которая  всемерно и всесторонне изучает  потребительский спрос и создает  новые формы и методы реализации товара. Все это, с одной стороны, увеличивает прибыли фирмы, а  с другой, удовлетворяет все желания  и потребности покупателя. В итоге  выигрывает и потребитель, и общество в целом.

“Совершенным конкурентом” является тот, кто может продавать  все, что он хочет, по существующей рыночной цене, но не в состоянии влиять на нее в сторону повышения или  понижения. В свою очередь “полностью конкурентной отраслью” является такая  отрасль, которая состоит исключительно  из многочисленных совершенных конкурентов.

Несовершенная конкуренция.

Рынки, на которых  либо покупатели, либо продавцы принимают  в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными.

Многие рынки, как, например, рынки автомобилей, крупяных изделий для завтрака и фирменных  ресторанных блюд, являются несовершенно конкурентными.

Фирма является «несовершенной»  до тех пор, пока ее кривая спроса

понижается и напоминает кривые спроса целых отраслей, а  не горизонтальную линию спроса каждого  мелкого совершенного конкурента в  отрасли с совершенной конкуренцией.

На совершенно конкурентном рынке имеется множество продавцов и покупателей, ни один из которых не является достаточно крупным для того, чтобы влиять на рыночную цену, Вследствие этого покупатели и продавцы на конкурентном рынке рассматривают цену как неизменную и находящуюся вне их контроля. Чтобы максимизировать свои прибыли, продавцы выбирают такой объем выпуска, при котором предельные издержки равняются цене.

Информация о работе Формы монополий и их эволюция