Формы монополий и их эволюция

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 22:40, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - наиболее полно осветить и проанализировать важнейшие черты, формы и виды монополий, а также основные методы борьбы с ними и особенности антимонопольной политики Российской Федерации в современных рыночных отношениях.

Содержание

Введение

Глава I. Виды монополий

1.1 Возникновение монополий

1.2 Монополистические объединения

Глава II. Конкуренция и монополии

2.1 Совершенная и несовершенная конкуренция

2.2 Взаимосвязь между конкуренцией и монополией

Глава III. Формы монополий и их эволюция

3.1 Экономические последствия монополизации рынка и антимонопольная деятельность государства

3.2 Антимонопольная политика в России на современном этапе

3.3 Эволюция монополий

Заключение

Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 75.86 Кб (Скачать)

Курсовая  работа

по  дисциплине «Экономическая теория»

тема: «Формы монополий  и их эволюция»

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I. Виды монополий

1.1 Возникновение монополий

1.2 Монополистические  объединения

Глава II. Конкуренция  и монополии

2.1 Совершенная и  несовершенная конкуренция

2.2 Взаимосвязь между  конкуренцией и монополией

Глава III. Формы монополий  и их эволюция

3.1 Экономические последствия  монополизации рынка и антимонопольная  деятельность государства

3.2 Антимонопольная  политика в России на современном  этапе

3.3 Эволюция монополий

Заключение

Список используемой литературы

Введение

На совершенном  конкурентном рынке действует достаточно продавцов и покупателей товара, и поэтому ни один продавец или  покупатель в отдельности не может  повлиять на цену товара. Цена определяется рыночными правилами предложения  и спроса. Фирмы принимают рыночную цену как заданную, решая, сколько  производить/продавать, а потребители  принимают её как заданную, решая, сколько купить.

Объект исследования данной работы - монополия. Монополии - это крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополия оказывает на все сферы жизни страны.

Возникновение монополий - исторически неизбежный экономический процесс, обусловленный развитием концентрации производства и научно-техническим прогрессом. Поэтому необходимо понять, что, несмотря на те негативные явления, которые появляются с возникновением монополий и против которых направлены антимонопольные законы во многих странах, монополии прочно вошли в экономику отдельных стран и мира в целом.

Проблемы монополизации  хозяйственной жизни, конкуренция  на товарных рынках привлекают сегодня  пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения. Отношения общественности и государства  к различным формам монополий  всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике. Монополии  ограничивают выпуск продукции и  устанавливают более высокие  цены в силу своего монопольного положения  на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обуславливает  усиление неравенства доходов.

Монополия снижает  жизненный уровень населения. Не всегда фирмы - монополисты используют в полной мере свои возможности для  обеспечения научно-технического прогресса (НТП). Монополии не имеют достаточных  стимулов для повышения эффективности  за счет НТП, так как нет конкуренции.

С начала 90-х годов  эти проблемы остро стали перед  Россией: без принятия твердых и  последовательных мер против монополизма  нельзя надеяться на успех экономической  реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических  преобразований в немалой степени  зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый  комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации  экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке  монополий.

Изучение монопольных  рынков актуально для принятия экономических  решений по разным вопросам.

Цель данной работы - наиболее полно осветить и проанализировать важнейшие черты, формы и виды монополий, а также основные методы борьбы с ними и особенности антимонопольной  политики Российской Федерации в  современных рыночных отношениях.

В течение написания  курсовой работы наиболее активно использовались труды таких авторов, внесших  очень большой вклад в исследование данной проблемы, как Г.И. Рузавина, В.Мартынова, В.А. Сидорова, С. Фишера, А.Г. Грязновой, П.Самуэльсона. Также были использованы Федеральные Законы «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и «О естественных монополиях».

Глава I. Виды монополий

1.1 Возникновение монополий

В конце XIX столетия рынок  чуть ли не впервые за свою многовековую историю развития столкнулся со сложными проблемами. Возникла реальная угроза для функционирования конкуренции этого необходимого атрибута рынка. На пути конкуренции возникли существенные препятствия в виде монополистических образований в экономике.

История монополии  достигает глубокой древности. Монополистические  тенденции в разных формах и в  неодинаковой степени проявляются  на всех этапах развития рыночных процессов  и сопровождают их. Но их новейшая история  начинается в последней трети XIX столетия, особенно во время экономического кризиса 1873 г. Взаимосвязанность явлений  кризисов и монополий указывает  на одну из причин монополизации, а  именно: попытку многих фирм найти  спасение кризисных потрясений в  монополистической практике. Не случайно монополии в тогдашней экономической  литературе получили название “детей кризиса”.

Монополия Экономическая  теория: Учебник. / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечеловой - М.: Издательство “Экзамен”, 2003. С. 137-138. - (от греч. “моно” -- один, единственный и “роlео” -- продаю), исключительное право в определенной области государства, организации, фирмы.

Монополии - крупные  хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так  далее), находящиеся в частной  собственности (индивидуальной, групповой  или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками  и экономикой на основе высокой степени  концентрации производства и капитала с целью установления монопольных  цен и извлечения монопольных  прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.

При анализе монополии  важно учитывать неоднозначность  самого термина “монополия''. Прежде всего, нельзя выводить суть этого явления  из этимологии слова “моно”- один, “полио”- продаю. В реальной действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовала бы одна единственная фирма - производитель товаров не имеющих субститов. Следовательно, в использовании термина монополия, а тем более “чистая” монополия всегда присутствует известная доля условности.

Чистая монополия ( от греч. моно -- один, полео -- продавец ) - это рынок, на котором товар, у которого нет близких заменителей, продает один продавец, т.е. один продавец противостоит множеству покупателей.

Понятие монополия  имеет двоякий смысл: во-первых, под  монополией понимается крупное предприятие, которое занимает ведущее положение  в определенной отрасли («Кока-кола», «Ксерокс», «Форд» и др.); во-вторых, под монополией понимается положение  фирмы на рынке, позволяющее ей доминировать на нем. Как отмечает М.Фридмен, «Монополия наличествует всегда, когда... предприятие имеет над каким-то товаром или услугой контроль, позволяющий ему в незначительной мере диктовать условия, на которые другие лица имеют доступ к оным».

Монопольное положение  на рынке может занимать не только крупное, но и небольшое предприятие, если только оно поставляет на рынок  основную массу продукции данного  вида; с другой стороны, крупное предприятие  может и не быть монополистом на рынке, если его доля в общем положении  невелика. Чистая монополия в масштабах  национального рынка явление  довольно редкое, но для местных рынков она достаточна типична. Небольшой городок: там имеется один банк, одно крупное предприятие, на котором работает большинство населения, один аэропорт, одна железнодорожная компания и т.д.

Итак, монополия означает власть над рынком, прежде всего  над ценой. Эта власть может возникать:

1) - при отсутствии  близких знаменателей;

2) - когда имеются  существенные барьеры для вступления  в отрасль, обусловленные наличием  у доминирующего предприятия  низких издержек производства, связанных  с эффектом масштаба;

3) - при наличии  государственных патентов и лицензий, предполагающих исключительное  право на данное изобретение,  промышленный образец или товарный  знак;

4) -в случае исключительного  права доступа к каким-либо  природным ресурсам и др.

Продавцы могут  занять доминирующее положение на рынке  и в результате заключения тайных или явных соглашений о разделе  рынков и об уровне цен, а также  в результате создания искусственного дефицита и т.д.

Цель монополии -- получение сверхприбыли посредством контроля над ценой (установления монопольно высоких или монопольно низких цен) или объемом производства.

Монопольно высокая  цена -- это цена товара, устанавливаемая продавцом с целью компенсации необоснованных затрат, вызванных недоиспользованием производственных мощностей, и (или) получение дополнительной прибыли в результате снижения качества товара.

Монопольно низкая цена -- это цена, устанавливаемая покупателем в целях получения дополнительной прибыли и (или) компенсация необоснованных затрат за счет продавца; или цена товара, сознательно устанавливаемая продавцом на уровне, приносящем убытки от продажи данного товара, результатом установления которой может являться ограничение конкуренции посредством вытеснения конкурентов с рынка.

В зависимости от причин, позволяющих отдельным фирмам, предприятиям или их объединениям занимать на соответствующих  рынках доминирующее положение, различают  несколько типов монополий:

монополия, порождаемая  конкуренцией (искусственная монополия). В ходе конкурентной борьбы мелкие предприятия, как правило, разоряются, уходят с рынка, и производство постепенно концентрируется на крупных предприятиях. Жесткий, разрушительный характер конкуренции  между крупными предприятиями толкает  их к объединению, слияниям, заключению соглашений, которые определяют объемы выпуска продукции, рынки сбыта, устанавливают цены и т.д.;

технологические особенности  производства, обусловливающие меньшие  издержки производства на одном крупном  предприятии, нежели на множестве мелких (водо-, газо- и электроснабжение, телефонная связь и т.д.) порождают технологическую или естественную монополию -- состояние рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее в условиях отсутствия конкуренции;

государственная (легальная) монополия -- исключительное право государства на производство денег, наркотических средств, ядерного оружия, водочная монополия и т.д.

временная монополия, порождаемая научно-техническим  прогрессом. Возникает на основе монопольного обладания фирмой каким-либо научно-техническим  достижением. Такая фирма занимает монопольное положение на рынке  до тех пор, пока соответствующее  достижение не получит всеобщего  распространения;

случайная монополия -- результат ограниченного во времени превышения спроса над предложением. Случайная монополия может перерасти в искусственную, если дефицит закрепляется намеренно.

Отдельно следует  остановиться на особенностях монополий, сложившихся в плановой экономике. Плановой экономике был характерен тотальный ведомственно-отраслевой монополизм, насаждавшийся «сверху» в отличие от рыночной экономики, где монополии вырастают «снизу». Специфика этого планового монополизма связана, прежде всего, с тем, что он возникал не в результате развития состязательных отношений между

производителями, а  базировался на постоянном, хроническом  дефиците. В этих условиях практически  каждое крупное предприятие становилось  монополистом. При этом часто крупные  объединения, фактически монополизировавшие соответствующие рынки, создавались  исходя не из какой-либо экономической  целесообразности, а из соображений  удобства государственного управления.

Государство стремилось ограничить число управляемых единиц, концентрируя производство на минимальном  числе предприятий. К началу 90-х  годов в СССР 1800 наименований продукции выпускались на одном предприятии или объединении, более 1100 предприятий были абсолютными монополистами. В производстве многих важнейших видов продукции господствовали 2-3 предприятия.

В этих условиях покупатели были вынуждены приобретать ту продукцию  и такого качества, какую поставляли предприятия-монополисты и по ценам, утверждаемым государством.

У гигантских заводов-монополистов не было заинтересованности в техническом  прогрессе. Именно сверхмонополизация российской экономики явилась одной из причин падения эффективности производства и превратилась в главный барьер на пути экономических реформ.

1.2 Монополистические объединения

Противоречия между  естественным стремлением к экономическому доминированию, как способу сохранения и приумножения преимуществ, и препятствующими этому требованиями оптимальности решается путем объединения предприятий. Представляя собой как бы ассоциацию оптимальных предприятий, концентрация такого рода регулируется уже иными критериями оптимальности - уровень хозяйственной устойчивости и конкурентоспособности, степень контроля над рынком. В тоже время реализуется главная цель - смягчение отраслевой конкуренции и недопущение в отрасль новых конкурентов.

Информация о работе Формы монополий и их эволюция