Формы монополий и их эволюция

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 22:40, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - наиболее полно осветить и проанализировать важнейшие черты, формы и виды монополий, а также основные методы борьбы с ними и особенности антимонопольной политики Российской Федерации в современных рыночных отношениях.

Содержание

Введение

Глава I. Виды монополий

1.1 Возникновение монополий

1.2 Монополистические объединения

Глава II. Конкуренция и монополии

2.1 Совершенная и несовершенная конкуренция

2.2 Взаимосвязь между конкуренцией и монополией

Глава III. Формы монополий и их эволюция

3.1 Экономические последствия монополизации рынка и антимонопольная деятельность государства

3.2 Антимонопольная политика в России на современном этапе

3.3 Эволюция монополий

Заключение

Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 75.86 Кб (Скачать)

Однако на несовершенно конкурентных рынках индивидуальные продавцы могут влиять на цену, которую они  получают за свою продукцию. Прикидывая, как им максимизировать прибыли, они, естественно, принимают в расчет эту способность. Характерные черты  трех укрупненных типов несовершенных  конкурентных рынков: монополистической  конкуренции, олигополии и монополии, имеющих наиболее важное значение на практике. На рынках всех этих трех типов, как и на совершенно конкурентных рынках, имеется множество продавцов, каждый из которых слишком мал для того, чтобы оказывать заметно влияние на рыночную цену своими собственными действиями.

Насколько несовершенной  может быть несовершенная конкуренция? Крайним случаем является наличие  единственного продавца, обладающего  практическим могуществом полного  монополиста. В своей отрасли  он является единственным производителем. И не существует другой отрасли, выпускающей  сколько-нибудь близкий заменитель его продукции.

Виды несовершенной  конкуренции:

Монополия и монопольная  власть

В реальной жизни монополия - это всегда вопрос меры власти над  рынком. Можно было бы утверждать, что  каждый бакалейный магазин является монополистом, поскольку не существует даже двух магазинов с абсолютно  одинаковым ассортиментом продуктов. Однако такой подход к рассмотрению бакалейного бизнеса, как правило, влияют на спрос, с которым сталкиваются другие расположенные поблизости магазины. Истинный же монополист не имеет таких  идентифицируемых соперников.

Поскольку монополист является единственным поставщиком  некоего товара или вида услуг, цена, на которую он получает за свою продукцию, определяется рыночной кривой спроса на его продукцию.

Продавец, обладая  монопольной властью (или властью  над рынком), если он может повышать цену на свою продукцию путем ограничения  своего собственного объема выпуска.

В условиях совершенной  конкуренции не существует никаких  препятствий вхождению в рынок  новых производителей. С другой стороны, на монопольных рынках существуют барьеры  вхождению, которые делают невозможным  проникновение на рынок любого нового продавца. В силу этого монополия  может иметь значительный приток прибыли.

Монополистическая конкуренция

Как подразумевает  само название, монополистической конкуренции свойственны черты и монополии, и совершенной конкуренции. Как и в условиях монополии, каждая фирма производит продукцию, которую покупатели полагают отличной от продукции всех других продавцов, однако здесь имеет место и конкуренция, поскольку множество других продавцов предлагают близкие, хотя и не полностью взаимозаменяемые, продукты. По существу монополистическая конкуренция - это совершенная конкуренция плюс дифференциация продукции.

Рынок характеризуется  дифференциацией продукции тогда, когда покупатели рассматривают  продукты конкурирующих продавцов  как близкие, но не полностью взаимозаменяемые. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. М., 1996. С. 41

В условиях монополистической  конкуренции, как и в условиях совершенной конкуренции, не существует барьеров для вхождения в рынок  новых фирм. Но поскольку барьеры  вхождения отсутствуют, фирмы в  монополистической конкуренции  не рассчитывают на получение значительной прибыли в долгосрочном периоде.

Монополистическая конкуренция -- рыночная структура, когда множество фирм, выпускающих дифференцированный продукт, конкурируют между собой, но ни одна из них не обладает полным контролем над ценами. Множество продавцов противостоят множеству покупателей. Монополистическая конкуренция широко представлена на рынках продукции легкой и пищевой промышленности, в розничной торговле.

На рынке такого типа имеется множество продавцов, предлагающих однотипную, но дифференцированную продукцию (например, джинсы, зубная паста  разных фирм), в отношении которой  продавец ведет себя как монополист, самостоятельно устанавливая цену. Но поскольку продавцов аналогичной  продукции много, т.е. имеется множество  заменителей и объем продаж отдельной  фирмой относительно невелик, постольку  контроль фирмы над ценами ограничен. А множественность продавцов  практически исключает возможность  сговора. Основные методы конкуренции -- товарные знаки, реклама, выделяющие различия товаров.

Вход на рынок монополистической  конкуренции относительно свободен, так как эффект масштаба не имеет  большого значения, а первоначальный капитал, требующийся для начала дела, относительно невелик.

Внешне монополистическая  конкуренция схожа с совершенной  конкуренцией, но наличие пусть ограниченной, но монопольной власти, возможность  воздействия на цены снижают эффективность  использования ресурсов общества. Производство осуществляется с издержками более  высокими, чем в условиях совершенной  конкуренции. Однако широкий выбор  марок, видов, стилей, качества продукции  позволяет лучше удовлетворять  разнообразные потребности покупателей, компенсируя тем самым потери общества от более высоких издержек производства.

Кроме основных типов  рыночных структур существуют и другие:

наличие единственного  покупателя на рынке называется монопсонией

( государство -- единственный покупатель на рынке вооружений, крупное предприятие в маленьком городке - монопсонист на рынке труда и т.д.)

фирма, продающая товар  разным категориям покупателей по разным ценам, является монополией, использующей ценовую дискриминацию. Существуют два типа ценовой дискриминации: изменение цены в зависимости  от количества приобретаемого блага  и дискриминация среди покупателей (дифференциация цен по группам потребителей, по территориям, по времени и т.д) рынок, на котором представлен один продавец (монополист) и один покупатель (монопсонист) называется двусторонней монополией.

Олигополия. Олигополия подразумевает наличие нескольких продавцов. Олигополистический рынок - это такой рынок, на котором большая часть выпускаемой продукции производится горсткой крупных фирм, каждая из которых достаточно велика для того, чтобы оказывать влияние на весь рынок своими собственными действиями. Автомобильная, сталитейная промышленность и отрасль по производству крупяных изделий для завтрака являются олигополиями. Отдельные олигополисты могут сами влиять на цену, как и при монополии, но цена определяется действиями, предпринимаемыми всеми продавцами, как и при совершенной конкуренции. Это обуславливает большую сложность решений олигополистов по сравнению с решениями фирм на других типах рынков.

Если дифференциация продукции возможна, фирмы должны побеспокоиться о дизайне и рекламе  продукции.

Самым крупным случаем  несовершенной конкуренции является монополия, т.е. рынок с единственным продавцом и исключающий возможность  вхождения в него других. Например до начала 80-х годов компания “Объединенные  прииски Де Бирс” фактически контролировала все источники поставок алмазов в некоммунистическом мире, в качестве других примеров, можно привести монополию “Полароид” на моментальную фотографию, единственный бакалейный магазин в уединенном маленьком городе и владельцев подавляющей части каналов местного кабельного телевидения. Патенты и лицензии: ежемесячный науч.-практ. журнал/ Гл. редактор Н.П. Кузнецова. С. 6-14

2.2 Взаимосвязь между конкуренцией и монополией

На первый взгляд может  показаться, что конкуренция и  монополия совершенно несовместимы друг с другом. Ведь монополизация способна в конечном счете устранить свободную конкуренцию, а последняя, в свою очередь, подрывает чье-либо господство на рынке.

Между тем монополия  находится в весьма сложной и  противоречивой взаимосвязи с конкуренцией. Уже тот факт, что производство и реализация какого - то продукта захвачены монополистической группой крупных предпринимателей, получающих от этого большую выгоду, вызывает острое соперничество - стремление других бизнесменов получать тот же выигрыш. С другой стороны, внутренняя логика рыночного состязания ведет к монополии. Если какой - то предприниматель стремится победить своих соперников, то он, добившись такой цели, начинает господствовать на рынке. Одним словам, монополия порождает конкуренцию, а конкуренция монополию.

В современных условиях крупные капиталистические объединения  не уничтожили конкуренцию, а сосуществуют вместе с ней. Это обостряет и  углубляет общее соперничество. Противоречивая связь «конкуренция - монополия» напоминает спортивную борьбу, известную под названием «перетягивание каната», в которой меряются силами противостоящие друг другу группы людей. Имеется значительное число предприятий, которые не входят в монополистические объединения и ведут тяжелое противоборство сними. В каждой стране монополии встречаются в числе конкурентов иностранные компании, проникающие на внутренний рынок. Стало быть, за небольшим исключением монополизация не приводит к сосредоточению всего производства и сбыта какого - либо товара в руках единственной фирмы.

В развитых капиталистических  и развивающихся странах, достигших  значительного индустриального  уровня, имеет место внутриотраслевая конкуренция, прежде всего между  монополиями, производящие инородные  продукты. В такую борьбу ввязываются  сильные иностранные соперники. Конкуренция ведется и внутри каждой монополии, особенно при распределении  прибыли. Особым «фронтом» столкновения является соперничество монополии и немонополизированных предприятиями.

Высокие цены, по которым  в отрасли сбывается основная масса выпущенной монополиями продукции, позволяют и немонополизированным предприятиям часто реализовывать  свои изделия по столь выгодным ценам. В итоге как соперничество  между монополиями, так и конкуренция  между последними и немонополизированными  предприятиями ведут к некоторому снижению цен.

Глава III. Формы монополий и их эволюция

3.1 Экономические последствия монополизации рынка и антимонопольная деятельность государства

При оценке роли любой  формы монополии в экономике  имеются аргументы в пользу и  против монополий. Аргументы «за» связаны  с тем, что в качестве монополиста  обычно выступает крупное объединение. Как таковое оно имеет возможность:

применять новейшие технологии, использовать преимущества массового  производства и на этой основе производить  продукцию с меньшими издержками и снижать цены;

выделять больше средств для финансирования исследований и разработок новой продукции и технологии, что способствует ускорению научно-технического прогресса;

противостоять конъюнктурным  колебаниям рынка: в периоды кризисов крупные фирмы, а тем более  их объединения, более устойчивы, они  меньше подвержены риску разорения (и увеличения безработицы), чем мелкие и средние предприятия.

Таким образом, существование  монополистических объединений  оказывает благотворное влияние  на развитие экономики. В то же время  монополии имеют возможность:

увеличивать свои прибыли  за счет повышения цен без снижения издержек производства;

«эксплуатировать» потребителей, завышая цены против их равновесного уровня;

ослаблять или даже устранять конкуренцию вместе с  ее благотворным влиянием на эффективность  производства, качество продукции, уровень  издержек производства.

Как писал известный  экономист, лауреат Нобелевской  премии Ф.Хайек «... плоха не монополия сама по себе, а устранение или предотвращение конкуренции».

Совершенная конкуренция  предполагает наиболее эффективное  использование ресурсов общества, минимизацию  общественных затрат на производство продукции. Рынок несовершенной  конкуренции обеспечивает менее  эффективное использование ресурсов, в связи с чем общество несет определенные потери.

Поскольку деятельность монополий носит антиобщественный характер, то защита свободной конкуренции  и ограничение деятельности монополий  является одной из важнейших функций  государства.

Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического и административного характера.

Экономические меры поддержания  конкуренции и борьбы с монополией:

поощрение создания товаров -- заменителей;поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса (налоговые льготы, предоставление субсидий, кредитов, предоставление государственных заказов);

привлечение иностранных  инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли;

финансирование мероприятий  по расширению выпуска дефицитных товаров  в целях устранения доминирующего  положения на рынке

отдельных хозяйственных  субъектов;

государственное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских  работ(НИОКР).

Административные  меры, направленные на демонополизацию  рынков, опираются на соответствующее  антимонопольное (антитрестовское) законодательство. Во всех странах рыночной экономики  имеются законы:

запрещающие тайный сговор, направленный1 на поддержание монопольных цен;

не разрешающие  слияния, которые ведут к установлению контроля над

предложением;

предусматривающие принудительную демонополизацию (дробление).

Информация о работе Формы монополий и их эволюция