Формы монополий и их эволюция

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 22:40, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - наиболее полно осветить и проанализировать важнейшие черты, формы и виды монополий, а также основные методы борьбы с ними и особенности антимонопольной политики Российской Федерации в современных рыночных отношениях.

Содержание

Введение

Глава I. Виды монополий

1.1 Возникновение монополий

1.2 Монополистические объединения

Глава II. Конкуренция и монополии

2.1 Совершенная и несовершенная конкуренция

2.2 Взаимосвязь между конкуренцией и монополией

Глава III. Формы монополий и их эволюция

3.1 Экономические последствия монополизации рынка и антимонопольная деятельность государства

3.2 Антимонопольная политика в России на современном этапе

3.3 Эволюция монополий

Заключение

Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 75.86 Кб (Скачать)

Наиболее разработанным  принято считать антимонопольное  законодательство США, имеющее к  тому же наиболее давнюю историю. Первый антитрестовский закон ( закон Шермана) был принят в 1890 году. Он признавал незаконными и уголовно наказуемыми монополизацию торговли, захват контроля над той или иной отраслью, сговор о ценах. Параграф 2 Закона Шермана гласит: «Любое лицо, которое будет или пытается монополизировать, или объединиться, или сговориться с каким-нибудь часть производства или торговли..., будет считаться виновным в совершении преступления...»

Система антимонопольного законодательства имеется и в  странах Западной Европы, однако следует  отметить, что западноевропейское законодательство более либерально.

Весьма сложной  проблемой является определение  факта монополизации.

Законодательство  большинства стран исходит из того, что рынок монополизирован, если на долю одного продавца приходится 33%, на долю трех - 50%, на долю пяти - 66,6% рыночного  оборота. вообще считается, что рынок конкурентен, если на нем фигурируют не менее 10 продавцов.

Для определения степени  монополизации рынка используется индекс концентрации рынка, или индекс Харфиндела -- Хиршмана (ИХХ):

n

ИХХ=Уqi2=q12+q22+q32+...+qi2,

i=1

где

qi - доля фирмы в рыночном объеме продаж, выраженная в процентах;

n -- общее число фирм на рынке.

Например, если на рынке 10 фирм, на долю каждой приходится 10% рыночного  оборота, то ИХХ = 1000 (10*102); слияние двух фирм в одну и увеличение ее доли до 20% сразу увеличивает ИХХ до 1300 (102*9+202).

Для каждого отраслевого  рынка государством определяются нормативные  значения ИХХ, отклонения от них -- это сигнал о необходимости демонополизации рынка.

Антимонопольная деятельность государства в России. Как уже  отмечалось, демонополизация российской экономики -- одно из важнейших условий перехода к рынку. Все мероприятия, направленные на развитие конкуренции (приватизация и создание равноправных субъектов рыночных отношений, свобода торговли, ценообразования, развитие рыночной инфраструктуры т.п.), экономически способствуют демонополизации.

В конце 1991 года в России был принят «Закон о конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках», который  определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения  и пересечения монополистической  деятельности и недобросовестной конкуренции  и направлен обеспечение условий  для создания и эффективного функционирования товарных рынков. В целях проведения государственной политики по ограничению монополистической деятельности был создан Государственный комитет по антимонопольной политике (в дальнейшем -- Антимонопольной министерство).

Согласно российскому  законодательству доминирующим признается положения хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного  товара составляет 65% и более. Однако доминирующим может быть признано по решению соответствующих органов  и положение предприятия, которое  имеет до 35%объема продаж на соответствующем  рынке. Закон дает характеристику антиконкурентному поведению, запрещает соглашения, в результате которых доля хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара превышает 35%, разделение рынка по территориальному принципу, по объему продаж и закупок. В отношении предприятий, занимающих доминирующее положение, Закон предполагает целый ряд санкции, в том числе принудительное разделение. В то же время законом предусматриваются меры по развитию конкуренции.

Антимонопольная политика, направленная против монополизации  рынков, где эффективна и необходима конкуренция, сочетается с контролем  ми регулированием деятельности естественных монополий, которые на определенных условия предпочтительнее конкуренции. В России регулирование деятельности естественных монополий осуществляется на основании принятого 19 июля 1995 года Федерального закона «О естественных монополиях», который «определяют правовые основы

Федеральной политики в отношении естественных монополий  в РФ и направлен в достижении баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающих, доступность реализуемого ими товара для потребителя и  эффективное функционирование естественных монополий» Закон определяет также  субъекты естественных монополий.

3.2 Антимонопольная политика России на современном этапе

Накопленный странами с “рыночной” экономикой опыт антимонопольной  борьбы, хотя и интересен сам по себе и, безусловно, должен активно  изучаться и использоваться в  различных конкретных случаях обуздания  конкретных монополий, в целом не может служить основой для  разработки общей программы действий по демонополизации постсоциалистической экономики.

Становление рыночной экономики в нашей стране столкнулось  с монополизмом особого рода, не имеющим аналогов. Он сформировался  в нерыночной среде и значительно  отличается от монополизма западного  образца.

Социалистическая  экономика представляла собой единый народнохозяйственный комплекс, в котором  каждое предприятие не было вполне автономно, а являлось составной  частью общегосударственной суперструктуры. При этом удовлетворение потребности всей страны в том или ином виде продукта часто поручалось всего одному-двум заводам. Так, в конце 80-х годов более 1100 предприятий были полными монополистами в производстве своей продукции. Еще чаще встречалась ситуация, когда число производителей по всей гигантской стране не превышало 2-3 заводов. Всего из 327 товарных групп, выпускавшихся промышленностью страны, 290 (89%) было подвержено сильной монополизации.

Таким образом, если в  странах с рыночной экономикой монополизация  обычно проходила путем организационного объединения первоначально независимых  компаний, то социалистический монополизм базировался на сознательном создании только одного производителя (или очень  узкой группы производителей).

Начало рыночных реформ в нашей стране привело к резкому  усилению монополистических тенденций. Пользуясь своей монопольной  властью, монополисты резко ограничили предложение. А сознательное уменьшение выпуска продукции в сочетании  с повышением цен российскими  предприятиями-монополистами явились  важнейшей микроэкономической причиной особой глубины кризиса трансформации  в России.

В течение последних 16 лет в России активно проводится государственная политика, направленная на поддержку конкуренции и ограничение  монополизма.

В Конституции России сказано: «Не допускается экономическая  деятельность, направленная на монополизацию  и недобросовестную конкуренцию».

Главной проблемой  и одновременно трудностью при этом является специфика унаследованного  от социалистической эпохи монополизма: российские монополисты по большей  части не могут быть демонополизированы путем разукрупнения.

На Западе демонополизация  предприятий-гигантов возможна путем  объединения и поглощения независимых  фирм. Российские монополисты, напротив, сразу строились как единый завод  или технологический комплекс, который  принципиально не может быть разделен на отдельные части без полного  разрушения.

Можно выделяет три  принципиальных возможности понижения  степени монополизации:

прямое разделение монопольных структур: такие возможности  в российской реальности сильно ограничены, так как, например, единый завод на части разделить нельзя, а случаи, когда производитель-монополист состоит  из нескольких заводов одного профиля, почти не встречаются;

иностранная конкуренция - это, вероятно, самый действенный  и эффективный удар по отечественному монополизму. Но столь сильнодействующее  средство надо использовать очень осторожно, так как из-за непродуманной валютной и таможенной политики импортная  конкуренция в очень многих случаях  оказывается избыточно сильной;

создание новых  предприятий. Этот путь предпочтителен во всех отношениях. Он устраняет монополию, не уничтожая при этом самого монополиста  как предприятие.

Необходимость использования  антимонопольного законодательства диктуется  общественными интересами, поскольку  только так можно добиться обеспечения  потребителей качественными товарами по относительно приемлемой цене.

Главный орган проведения антимонопольной политики в РФ претерпел  целый ряд преобразований. В сентябре 1998 года Государственный антимонопольный  комитет (ГАК России) был переименован в Министерство РФ по антимонопольной  политике и поддержке предпринимательства (МАП). Весной 2004 года МАП был преобразован в Федеральную антимонопольную  службу (Постановление Правительства  РФ №189 от 7.04.2004). Его права и возможности  достаточно широки, а статус соответствует  положению аналогичных органов  в других странах с рыночной экономикой. Основными законами, регулирующими  монополии, являются принятый в 1991 году, и с тех пор неоднократно дополнявшийся  и изменявшийся, Закон "О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках" и  Закон «О естественных монополиях» (принят 17.08.1995, №147-ФЗ).

В соответствии с Законом "О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках" безусловным монополистом может считаться предприятие, контролирующее 65% и более товарного рынка. Предприятие, контролирующее 35-65% рынка, тоже может  быть признано монополистом, но для  этого антимонопольные органы должны доказать, что имеет место "доминирующее положение" хозяйствующего субъекта на рынке, изучив конкретную рыночную ситуацию. «Доминирующее положение» дает фирме возможность оказывать  решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим  субъектам или иным образом ограничивать свободу их экономической деятельности. Установлен перечень акций, которые  трактуются как злоупотребление  доминирующим положением. К ним отнесены изъятие товаров из обращения  в целях создания дефицита, навязывание  условий, невыгодных контрагенту или  не относящихся к предмету договора, создание препятствий к доступу  на рынок конкурентов, нарушение  установленного порядка ценообразования.

Законом установлен государственный  контроль за созданием, слиянием, присоединением, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов, а также за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций, паев, долей участия в уставном капитале предприятия, принудительном разделении хозяйствующих субъектов. Предусмотрена ответственность предприятий и должностных лиц за нарушение антимонопольного законодательства.

Целью антимонопольного законодательства является регулирование  отраслевой структуры посредством  прямого запрета слияния компаний, доминирующих на рынке.

В нашей стране определенную пользу может принести реформирование структуры естественных монополий. Дело в том, что в России в рамках единой корпорации часто объединяется как производство естественно-монопольных  благ, так и производство таких  благ, которые эффективней изготовлять  в конкурентных условиях. Это объединение  носит, как правило, характер вертикальной интеграции. В результате образуется монополист-гигант, представляющий целую  сферу национальной экономики. РАО  «Газпром», РАО «ЕЭС России», Министерство путей сообщения -- ярчайшие примеры подобных объединений. В состав РАО «Газпром» наряду с Единой системой газоснабжения России (т.е. естественно-монопольным элементом) входят геологоразведочные, добывающие, приборостроительные предприятия, проектно-технологические структуры, объекты социальной сферы (т.е. потенциально конкурентные элементы). В ведении МПС находится как инфраструктура (железные дороги, вокзалы, информационная система), так и немонопольные виды деятельности (подрядно-строительные и ремонтные организации, предприятия общепита). РАО «ЕЭС России» объединяет и электросети, и электростанции. Поэтому существует возможность развивать конкуренцию в тех видах деятельности естественных монополий, где она может быть достигнута.

С целью контроля рыночной доли хозяйствующих субъектов в  стране с 1991г. Утвержден Государственный  реестр Российской Федерации объединений  и предприятий-монополистов. В нем  ежегодно отражаются предприятия, производящие 35% и более продукции на каком-либо товарном рынке. Для таких предприятий  действует специальная процедура  установления цен и тарифов. В  ней, помимо специальных департаментов  и комитетов, участвуют и депутаты Государственной Думы.

Еще одним шагом  в направлении совершенствования  антимонопольной политики является пересмотр ее теоретических оснований  с переориентацией на другие задачи. Главным направлением среди них  представляется выработка политики противодействия ограничению конкуренции  органами государственной власти и  местного самоуправления. Вторая по значимости задача - забота об общественном благосостоянии, а не о благосостоянии конкурента.

Из изложенного  следует, что в целом система  антимонопольного регулирования в  Российской Федерации находится  пока в стадии становления и требует  дальнейшего совершенствования, но также нельзя не отметить, что это  направление государственной экономической  политики стремительно развивается  и находится под пристальным  вниманием Правительства, как одна из приоритетных задач.

3.3 Эволюция монополий

На современном  рынке часто встречается ситуация, когда одна фирма полностью контролирует предложение одного товара, поскольку  для покупателя не существует более  или менее близкого, взаимозаменяемого  с ним товара.

Монополия - (от греч. mono - один, poleo - продаю) исключительное право в определённой области государства, организации, фирмы. Обращаясь к монополии как к виду экономической структуры рынка, ее следует рассматривать как определенный тип экономических отношений, который дает возможность одному из участников этих отношений диктовать свои условия на рынке определенного товара.

Как экономическое  явление монополии были известны давно. Они существовали и в древнем  мире, и при феодализме, причем выражали обладание каким-либо исключительным экономическим преимуществом в  данной системе хозяйствования. Но в те времена они были не типичным явлением, а просто исключением. В XX столетии они получили широкое распространение. С появлением монополий конкурентная борьба ведется между монополиями  и аутсайдерами (предприятиями, не входящими  в монополистические объединения), а также внутри монополий.

Информация о работе Формы монополий и их эволюция