Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 22:40, курсовая работа
Цель данной работы - наиболее полно осветить и проанализировать важнейшие черты, формы и виды монополий, а также основные методы борьбы с ними и особенности антимонопольной политики Российской Федерации в современных рыночных отношениях.
Введение
Глава I. Виды монополий
1.1 Возникновение монополий
1.2 Монополистические объединения
Глава II. Конкуренция и монополии
2.1 Совершенная и несовершенная конкуренция
2.2 Взаимосвязь между конкуренцией и монополией
Глава III. Формы монополий и их эволюция
3.1 Экономические последствия монополизации рынка и антимонопольная деятельность государства
3.2 Антимонопольная политика в России на современном этапе
3.3 Эволюция монополий
Заключение
Список используемой литературы
Наиболее разработанным
принято считать
Система антимонопольного законодательства имеется и в странах Западной Европы, однако следует отметить, что западноевропейское законодательство более либерально.
Весьма сложной проблемой является определение факта монополизации.
Законодательство большинства стран исходит из того, что рынок монополизирован, если на долю одного продавца приходится 33%, на долю трех - 50%, на долю пяти - 66,6% рыночного оборота. вообще считается, что рынок конкурентен, если на нем фигурируют не менее 10 продавцов.
Для определения степени
монополизации рынка
n
ИХХ=Уqi2=q12+q22+q32+...+qi2,
i=1
где
qi - доля фирмы в рыночном объеме продаж, выраженная в процентах;
n -- общее число фирм на рынке.
Например, если на рынке 10 фирм, на долю каждой приходится 10% рыночного оборота, то ИХХ = 1000 (10*102); слияние двух фирм в одну и увеличение ее доли до 20% сразу увеличивает ИХХ до 1300 (102*9+202).
Для каждого отраслевого рынка государством определяются нормативные значения ИХХ, отклонения от них -- это сигнал о необходимости демонополизации рынка.
Антимонопольная деятельность государства в России. Как уже отмечалось, демонополизация российской экономики -- одно из важнейших условий перехода к рынку. Все мероприятия, направленные на развитие конкуренции (приватизация и создание равноправных субъектов рыночных отношений, свобода торговли, ценообразования, развитие рыночной инфраструктуры т.п.), экономически способствуют демонополизации.
В конце 1991 года в России
был принят «Закон о конкуренции
и ограничении
Согласно российскому
законодательству доминирующим признается
положения хозяйствующего субъекта,
доля которого на рынке определенного
товара составляет 65% и более. Однако
доминирующим может быть признано по
решению соответствующих
Антимонопольная политика, направленная против монополизации рынков, где эффективна и необходима конкуренция, сочетается с контролем ми регулированием деятельности естественных монополий, которые на определенных условия предпочтительнее конкуренции. В России регулирование деятельности естественных монополий осуществляется на основании принятого 19 июля 1995 года Федерального закона «О естественных монополиях», который «определяют правовые основы
Федеральной политики в отношении естественных монополий в РФ и направлен в достижении баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающих, доступность реализуемого ими товара для потребителя и эффективное функционирование естественных монополий» Закон определяет также субъекты естественных монополий.
3.2 Антимонопольная политика России на современном этапе
Накопленный странами
с “рыночной” экономикой опыт антимонопольной
борьбы, хотя и интересен сам по
себе и, безусловно, должен активно
изучаться и использоваться в
различных конкретных случаях обуздания
конкретных монополий, в целом не
может служить основой для
разработки общей программы действий
по демонополизации
Становление рыночной экономики в нашей стране столкнулось с монополизмом особого рода, не имеющим аналогов. Он сформировался в нерыночной среде и значительно отличается от монополизма западного образца.
Социалистическая
экономика представляла собой единый
народнохозяйственный комплекс, в котором
каждое предприятие не было вполне
автономно, а являлось составной
частью общегосударственной
Таким образом, если в
странах с рыночной экономикой монополизация
обычно проходила путем
Начало рыночных реформ
в нашей стране привело к резкому
усилению монополистических тенденций.
Пользуясь своей монопольной
властью, монополисты резко ограничили
предложение. А сознательное уменьшение
выпуска продукции в сочетании
с повышением цен российскими
предприятиями-монополистами
В течение последних
16 лет в России активно проводится
государственная политика, направленная
на поддержку конкуренции и
В Конституции России сказано: «Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию».
Главной проблемой и одновременно трудностью при этом является специфика унаследованного от социалистической эпохи монополизма: российские монополисты по большей части не могут быть демонополизированы путем разукрупнения.
На Западе демонополизация предприятий-гигантов возможна путем объединения и поглощения независимых фирм. Российские монополисты, напротив, сразу строились как единый завод или технологический комплекс, который принципиально не может быть разделен на отдельные части без полного разрушения.
Можно выделяет три принципиальных возможности понижения степени монополизации:
прямое разделение монопольных структур: такие возможности в российской реальности сильно ограничены, так как, например, единый завод на части разделить нельзя, а случаи, когда производитель-монополист состоит из нескольких заводов одного профиля, почти не встречаются;
иностранная конкуренция - это, вероятно, самый действенный и эффективный удар по отечественному монополизму. Но столь сильнодействующее средство надо использовать очень осторожно, так как из-за непродуманной валютной и таможенной политики импортная конкуренция в очень многих случаях оказывается избыточно сильной;
создание новых предприятий. Этот путь предпочтителен во всех отношениях. Он устраняет монополию, не уничтожая при этом самого монополиста как предприятие.
Необходимость использования антимонопольного законодательства диктуется общественными интересами, поскольку только так можно добиться обеспечения потребителей качественными товарами по относительно приемлемой цене.
Главный орган проведения
антимонопольной политики в РФ претерпел
целый ряд преобразований. В сентябре
1998 года Государственный
В соответствии с Законом "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" безусловным монополистом может считаться предприятие, контролирующее 65% и более товарного рынка. Предприятие, контролирующее 35-65% рынка, тоже может быть признано монополистом, но для этого антимонопольные органы должны доказать, что имеет место "доминирующее положение" хозяйствующего субъекта на рынке, изучив конкретную рыночную ситуацию. «Доминирующее положение» дает фирме возможность оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать свободу их экономической деятельности. Установлен перечень акций, которые трактуются как злоупотребление доминирующим положением. К ним отнесены изъятие товаров из обращения в целях создания дефицита, навязывание условий, невыгодных контрагенту или не относящихся к предмету договора, создание препятствий к доступу на рынок конкурентов, нарушение установленного порядка ценообразования.
Законом установлен государственный контроль за созданием, слиянием, присоединением, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов, а также за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций, паев, долей участия в уставном капитале предприятия, принудительном разделении хозяйствующих субъектов. Предусмотрена ответственность предприятий и должностных лиц за нарушение антимонопольного законодательства.
Целью антимонопольного
законодательства является регулирование
отраслевой структуры посредством
прямого запрета слияния
В нашей стране определенную
пользу может принести реформирование
структуры естественных монополий.
Дело в том, что в России в рамках
единой корпорации часто объединяется
как производство естественно-монопольных
благ, так и производство таких
благ, которые эффективней
С целью контроля рыночной
доли хозяйствующих субъектов в
стране с 1991г. Утвержден Государственный
реестр Российской Федерации объединений
и предприятий-монополистов. В нем
ежегодно отражаются предприятия, производящие
35% и более продукции на каком-либо
товарном рынке. Для таких предприятий
действует специальная
Еще одним шагом
в направлении
Из изложенного
следует, что в целом система
антимонопольного регулирования в
Российской Федерации находится
пока в стадии становления и требует
дальнейшего совершенствования, но
также нельзя не отметить, что это
направление государственной
3.3 Эволюция монополий
На современном
рынке часто встречается
Монополия - (от греч. mono - один, poleo - продаю) исключительное право в определённой области государства, организации, фирмы. Обращаясь к монополии как к виду экономической структуры рынка, ее следует рассматривать как определенный тип экономических отношений, который дает возможность одному из участников этих отношений диктовать свои условия на рынке определенного товара.
Как экономическое
явление монополии были известны
давно. Они существовали и в древнем
мире, и при феодализме, причем выражали
обладание каким-либо исключительным
экономическим преимуществом в
данной системе хозяйствования. Но
в те времена они были не типичным
явлением, а просто исключением. В XX
столетии они получили широкое распространение.
С появлением монополий конкурентная
борьба ведется между монополиями
и аутсайдерами (предприятиями, не входящими
в монополистические