Формы и методы государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 21:13, курсовая работа

Описание работы

Рыночная экономика является саморегулирующимся организмом, но, как известно, целый ряд проблем в общественном развитии невозможно разрешить посредством рынка, поэтому ряд функций берет на себя государство. Практически нет ни одного государства, которое не занималось бы экономической политикой. Наоборот, с развитием и усложнением экономики, с усилением ее социальной направленности в последние годы возрастает и экономическая роль государства. В связи с этим усиливаются дискуссии о месте государства в рыночной экономике.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Сущность государственного регулирования экономики……………..4

1.1. Необходимость государственного вмешательства в экономику. Роль государства в экономике……………………………………………..4

1.2. Принципы, объекты и субъекты государственного регулирования экономики …………………………………………………………………..7

1.3. Цели экономической политики государства………………………...9

Глава 2. Классификация методов воздействия государства на экономику….10

2.1. Методы прямого и косвенного воздействия………………………..12

2.2. Административные и экономические методы……………………..15

Глава 3. Основные направления экономической политики государства…….17

3.1. Фискальная политика государства………………………………….17

3.2. Кредитно-денежная политика, ее цели и инструменты……………22

3.3. Планирование как метод регулирования экономики………………26

3.4. Прогнозирование развития национальной экономики…………….28

Глава 4.Государственное регулировании в сельском хозяйстве……………29

Глава 5. Проблемы государственного регулирования экономики России на современном этапе………………………………………………………..31

Заключение………………………………………………………………..34

Список используемой литературы……………………………………….35

Работа содержит 1 файл

Формы и методы государственного регулирования.doc

— 249.00 Кб (Скачать)

     В европейских странах, а также  США, Японии получил широкое распространение метод экономического программирования в масштабах всей страны. Структурная политика государства преследует главную цель – обеспечить наиболее высокий уровень экономического роста на данном этапе развития национальной экономики. Сюда входит и стимулирование новой производственной структуры, преодоление социально-экономической отсталости отдельных регионов, повышение эффективности и конкурентности национального капитала.

 

      Глава 4.Государственное  регулирование в  сельском хозяйстве

В современной западной экономике сельское хозяйство – одна  из важнейших сфер активного вмешательства. В этой области производства главный принцип свободного рынка, а именно игра спроса и предложения, оказывается практически неприменим. Правда, и государственное вмешательство – далеко не панацея. Например, в Западной Европе правительства традиционно уделяют большое внимание проблемам аграрного рынка, однако ни производители, ни потребители не удовлетворены положением дел в аграрном секторе. Источник проблем в том, что в развитых странах благодаря высокой производительности труда производство аграрной продукции значительно превышает потребности населения.

Цели  государственного регулирования в  сфере сельского хозяйства включают:

а) повышение производительности путем  внедрения технического  прогресса и рационализации производства, максимально эффективному  использованию всех производственных факторов, особенно рабочей силы;

б) обеспечение занятости в аграрном секторе и соответствующего уровня жизни сельского населения;

в) стабилизация рынков сельскохозяйственной продукции;

г) гарантированное снабжение внутреннего  рынка;

д) забота о поставках аграрной продукции  потребителям по «разумным ценам».

Государством  устанавливаются и ежегодно пересматриваются минимальные цены на важнейшие сельскохозяйственные продукты. Тем самым производители защищаются от резкого падения цен. В то же время внутренний рынок ограждается от дешевого импорта и чрезмерных колебаний цен с помощью системы дополнительных ввозных пошлин. Поэтому в странах ЕС цены на продукты питания заметно выше цен мирового рынка. Затраты в связи с проведением аграрной политики несет

государственный бюджет. Функционирование этого механизма  можно проиллюстрировать на примере  рынка зерна. Исходным пунктом является  ориентировочная цена, рекомендуемая государством. Она несколько превышает рыночную цену, чем гарантируются не только доходы сельских  хозяев, но и создаются стимулы к расширению производства. В результате предложение превышает спрос. Когда рыночная цена снижается до  определенного уровня, предлагаемое сельскими хозяевами зерно скупается государством по так называемой «интервенционной цене» в неограниченных количествах. Таким образом, хотя каждый производитель должен сам нести риск сбыта,  на деле это правило не действует в отношении производителей многих аграрных продуктов.

Существуют  и механизмы защиты от дешевого импорта  и поощрения экспорта. Это означает, что при ввозе устанавливается  ввозная пошлина, приравнивающая цену продукта к внутренней цене. При  вывозе же государство выплачивает экспортерам разницу между внутренней ценой и ценой мирового рынка.

Надо  заметить, что данная политика спровоцировала много проблем. С одной

стороны, накоплены огромные запасы продовольствия, с другой недовольства крестьян, считающих, что не обеспечен их прожиточный минимум. В данной ситуации крупные агропромышленные предприятия получают приличные доходы, в то время как мелкие производители едва сводят концы с концами. Таким образом, сельское хозяйство остается слабым местом государственного регулирования. Однако, по-видимому, положение дел в сельском хозяйстве останется неизменным.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 5. Проблемы государственного регулирования экономики России на современном этапе. 

     Перед Россией в настоящее время стоит ряд целей, которые необходимо достигнуть:

     – управление развитием, включая формирование национальных институтов развития и масштабного государственно-частного партнерства.

     –  переход от стратегии управления затратами к стратегии проектного управления результатами.

     Цели, связанные с повышением уровня и  качества жизни:

     –  повышение рождаемости и средней  продолжительности жизни;

     –  переход от эмиграции интеллектуалов к их иммиграции;

     –  снижение дифференциации доходов;

     – обеспечение личной безопасности граждан и сокращение преступности;

     –  поддержание высоких стандартов образования и здравоохранения  для всех граждан;

     –  возврат к трудовой мотивации  в обществе;

     – создание благоприятной морально-психологической  ситуации в обществе. [4, с. 59] 

     Фактические материалы о масштабах участия различных государств в регулировании экономических процессов своих стран показали, что в среднем именно высокоразвитые страны, т.е. страны с давней ориентацией на рыночные механизмы характеризуются наиболее высокими масштабами на государственное управление. Исследование всемирного банка зафиксировало серьезный водораздел между развитыми и развивающимися странами. Если в целом по промышленно развитым странам государственные расходы на государственное управление экономическими и социальными процессами достигают почти половины ВВП, то в развивающихся странах - они на уровне одной четверти [7, с. 4].

     Несмотря  на то, что в конце ХХ в., уровень  затрат на государственные нужды  России был значительно ниже уровня, характерного для большинства развитых стран (составлял порядка 27-29% к ВВП [7, с. 4]), в трехлетних программах социально-экономического развития, подготавливаемых Минэкономразвития и торговли РФ, продолжали настойчиво выдвигаться задачи снижения расходов на регулирование до 22-23%. [7, с. 4]. Но это несомненно сказывалось на действиях некоторых правительственных структур и было фактическим отстранением государства от функции управления экономикой и обществом.

     В научных кругах и на политическом уровне всерьез стала обсуждаться тема перехода к новой модели экономического развития, что резко актуализировало постановки вопроса об усилении государственного управления хозяйственными процессами страны. Министерство экономического развития и торговли РФ при формировании программы социально-экономического развития на 2007-2009 гг. [7, с. 6] впервые на официальном уровне признало настоятельную необходимость смены модели экономического развития в сторону усиления факторов инновационного роста, активизации энергоснабжения, значительного увеличения инвестиционной активности. С такой постановкой задачи можно согласиться, если за этим будут стоять адекватные действия, касающиеся модернизации системы государственного управления.

     Создание  эффективной системы государственного управления экономикой предполагает: совершенствование структуры органов власти с соответствующей рационализацией их функций, формирование действенных механизмов макроэкономического регулирования национального хозяйства, освоение современных методов и форм стратегического планирования и программирования научно-инновационного и социально-экономического развития, эффективную кадровую политику на государственном и корпорационном уровне.

     Одна  из фундаментальных ошибок стартового периода рыночных реформ в России заключалась в попытке перестроить советскую систему организации экономики на рыночный лад одним махом, методом «шоковой терапии». Предельно наивными и беспечными были надежды, что советские предприятия, брошенные в свободное плавание, мгновенно смогут воспользоваться описанными в западных учебниках по экономике преимуществами конкурентных отношений и немедленно станут хозяйствовать эффективно.

     В данный момент у нас практически  изжито отраслевое государственное  управление экономикой.

     Назревшая модернизация системы государственного управления призвана обеспечить более эффективное решение ключевых проблем российской экономики. Сегодня представляется важным сосредоточить внимание на таких группах актуальных проблем:

     проблемы, связанные со структурой органов  государственного управления, решающих задачи экономического развития;

     проблемы  прогнозирования, стратегического  планирования, программирования и бюджетирования экономического развития;

     проблемы  управления национальными проектами  и целевыми программами разного  рода;

     проблемы  сочетания федерального и регионального аспектов в экономической политике и управлении социально-экономическим развитием;

     проблемы  повышения качества и эффективности  государственного управления;

     проблемы  кадрового обеспечения функций  государственного управления.

     Две задачи наиболее значимы на начальном  этапе новой модернизационной политики.

     Первая  задача – осуществить шаги по заметному  уменьшению социальной дифференциации населения страны. Например, введение социально справедливых систем налогообложения  физических и юридических лиц с неотвратимостью жестких мер при уклонении от налогов; существенное повышение минимальных размеров отплаты труда и пенсий; наведение порядка в бесплатном медицинском обслуживании; резкое расширение ипотечных кредитов для рядового населения при приобретении жилья.

     Второй  задачей является проведение реальных шагов по искоренению коррупции, разъедающее сегодня властные структуры.

     Фактически  все последние годы государство  не только не сдерживало, но поощряло рост цен на продукцию естественных монополий. Продолжающийся рост цен на их продукцию сдерживает экономический рост и урезает покупательную способность промышленности и населения.

     Таким образом, Россия в своем отношению  к государственному сектору экономики, науке и прикладным научным разработкам все еще идет в разрез с мировыми тенденциями. Государство должно выступать как крупный хозяйственный субъект, участвующий в конкретной экономике и пополняющий государственный бюджет в том числе за счет хозяйственной деятельности.

     Распространение в некоторых странах мнения о том, что правительства должны меньше вмешиваться в те сферы экономической деятельности, где эффективно работает рыночный механизм, надо подразумевать не уменьшение объема государственного управления, а изменение его форм и улучшение качества. К тому же в России конкурентоспособная экономика еще недостаточно сложилась, поэтому требует государственного управления, причем практически во всех сферах.

     Управление  экономикой должно осуществляться не только рыночными методами и созданием условий для предпринимательства, но и планово-экономическими и программно-целевыми методами. Использование планирования и программирования развития – наиболее эффективный способ управления государственным сектором. В ближайшее время целесообразно разработать концепцию промышленной политики инновационного типа.

 

Заключение 

     В некоторых ситуациях рыночный механизм не может автоматически обеспечить равновесие из-за внешних эффектов,  возникающих в процессах рыночного  производства и потребления. Государство  вмешивается в экономику и  регулирует это с помощью различных механизмов.

     Современная экономика России представляет собой  соединение прежних остаточных черт централизации и монополизации  так и рыночных компонентов, но не столько в их современном виде, сколько в состоянии полутора вековой давности. В таких условиях наибольшую роль должны играть регулирующие функции государства с использованием широкого набора инструментов, т.е. форм и методов регулирования экономики. Отсюда возникает важность поиска всё более эффективных мер регулирования, повышение роли государства.

Информация о работе Формы и методы государственного регулирования экономики