Формы и методы государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 21:13, курсовая работа

Описание работы

Рыночная экономика является саморегулирующимся организмом, но, как известно, целый ряд проблем в общественном развитии невозможно разрешить посредством рынка, поэтому ряд функций берет на себя государство. Практически нет ни одного государства, которое не занималось бы экономической политикой. Наоборот, с развитием и усложнением экономики, с усилением ее социальной направленности в последние годы возрастает и экономическая роль государства. В связи с этим усиливаются дискуссии о месте государства в рыночной экономике.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Сущность государственного регулирования экономики……………..4

1.1. Необходимость государственного вмешательства в экономику. Роль государства в экономике……………………………………………..4

1.2. Принципы, объекты и субъекты государственного регулирования экономики …………………………………………………………………..7

1.3. Цели экономической политики государства………………………...9

Глава 2. Классификация методов воздействия государства на экономику….10

2.1. Методы прямого и косвенного воздействия………………………..12

2.2. Административные и экономические методы……………………..15

Глава 3. Основные направления экономической политики государства…….17

3.1. Фискальная политика государства………………………………….17

3.2. Кредитно-денежная политика, ее цели и инструменты……………22

3.3. Планирование как метод регулирования экономики………………26

3.4. Прогнозирование развития национальной экономики…………….28

Глава 4.Государственное регулировании в сельском хозяйстве……………29

Глава 5. Проблемы государственного регулирования экономики России на современном этапе………………………………………………………..31

Заключение………………………………………………………………..34

Список используемой литературы……………………………………….35

Работа содержит 1 файл

Формы и методы государственного регулирования.doc

— 249.00 Кб (Скачать)

     2 уровень. Коммерческие банки занимаются  кредитованием предприятий и  населения, операциями с валютой,  ценными бумагами, оказывают финансовые  услуги, консультационные услуги.

     3 уровень. Специализированные кредитно-финансовые  институты занимаются кредитованием определенных сфер. 

     Основными инструментами денежно-кредитной политики России являются:

     –  изменение учетной ставки центрального банка;

     –  изменение нормы обязательных резервов;

     –  операции на открытом рынке ценных бумаг. 

     Операции  на открытом рынке считаются наиболее значимыми для кредитно-денежного регулирования. Они сводятся к купле-продаже ценных бумаг и соответственно уменьшению или увеличению банковских резервов. Объектом операций на открытом рынке всегда служат казначейские векселя и правительственные обязательства. Сделки на открытом рынке являются добровольными, а ценные бумаги могут покупаться и продаваться небольшими партиями. Эта форма регулирования экономики является наиболее эффективной, так как без особых усилий может способствовать расширению активных операций банков (предоставление кредитов). Покупая ценные бумаги у частного лица или коммерческого банка, центральный банк увеличивает резервы коммерческих банков, находящихся на их корреспондентских счетах. Получив дополнительные ресурсы, коммерческие банки увеличивают объемы выдаваемых кредитов. Если центральный банк продает ценные бумаги, то процесс протекает в обратном направлении и происходит уменьшение денежной массы. Также государство может покупать и продавать иностранную валюту. Купля-продажа иностранной валюты для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег называется валютными интервенциями.

     Следующей формой регулирования денежно-кредитной сферы является изменение учетной ставки (ставки, по которой Центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам). Повышение учетной ставки означает удорожание ресурсов, которые банки могут получить путем заимствования у центрального банка, что приводит к сокращению их объемов, а следовательно, к уменьшению ссудных операций коммерческих банков. В то же время, приобретая более дорогие ресурсы, банки повышают свои ставки  по кредитам. Условия кредитования ухудшаются, кредиты становятся менее доступными, происходит кредитное сжатие и удорожание денег. Предложение денег в экономике снижается. А снижение учетной ставки косвенно способствует росту денежной массы в обращении. Как правило, государство повышает учетную ставку в период бурного экономического роста с целью ослабления «перегрева» экономики. Удорожание кредита и ограничение притока денег в кредитную систему именуется политикой «дорогих денег». А период спада деловой активности государство проводит снижение ставки процента по кредитам. Удешевление кредита и расширение ресурсов кредитной системы используется как стимул к росту производства (политика «дешевых денег»).

     Государственным регулятором является и изменение нормы обязательных резервов. Обязательные резервы – часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить на специальных счетах в центральном банке и не могут использовать для осуществления активных операций, прежде всего, кредитования. Изменение нормы обязательных резервов непосредственно влияет на величину кредитно-финансового потенциала коммерческих банков. Чем выше норма обязательных резервов, тем меньше сумма ресурсов для выдачи кредитов, тем меньше кредитная эмиссия. Уменьшая нормы обязательных резервов, центральный банк стимулирует высвобождение средств для расширения кредитов. Нормы обязательных резервов как правило относительно стабильны, они пересматриваются 1-2 раза в год. Согласно закону, все банки обязаны держать примерно 20% своих активов в распоряжении Центрального Банка [17, с.373]. В России операция обязательных резервов начала практиковаться с 1990 г. [17, с.373] Норма резерва по разным группам активов составляет от 2,5 % до 18% [17, с.373].

     Кроме перечисленных основных направлений  кредитно-денежной политики, государство  использует и другие методы контроля за экономикой. Среди них – установление предельной маржи и ограничение  потребительского кредита.

     Предельная  маржа означает, что центральный банк имеет право установить минимальный процент (маржу) первоначального взноса, который должен сделать покупатель на рынке ценных бумаг. Другими словами, центральный банк устанавливает процент наличности за покупку ценных бумаг. Например, Центральный банк США установил маржу в 50 %           [12, с. 537]. Это значит, что половина оплаты стоимости ценных бума должна быть наличными, а другая может быть заемными средствами. Эта мера направлена против излишней спекуляции на фондовой бирже.

     Ограничение потребительского кредита – это введение ограничений для потребителей при получении ссуды для покупки товаров в кредит. Эта мера способствует уменьшению спроса и потому рассматривается как часть антиинфляционной программы.

     В соответствии с Указанием от 15 октября 2008 г. [5, с. 32] снижены нормативы обязательных резервов Центрального Банка РФ. Так, норматив обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций перед  физическими лицами в рублях теперь составляет 0,5 % (ранее 1,5 %)            [5, с. 32]; по обязательствами перед банками-нерезидентами в рублях и в иностранной валюте – 0,5% (ранее 4,5%) [5, с. 33]; по иным обязательствам кредитных организаций в рублях и в иностранной валюте – 0,5% (ранее 2%) [5, с. 33]. С 1 февраля увеличились нормативы до 1,5%, а с 1 марта – до 2,5% [5, с. 33]. А Указанием Центрального Банка РФ от 28 ноября 2008 г. № 2135-У «О размере ставки рефинансирования» [5, с. 38] с 1 декабря 2008 г. повысилась ставка рефинансирования Банка России с 12% до 13 % годовых. [5, с. 38]

     В действительности кредитно-денежная политика государства имеет и сильные, и слабые стороны.

     Преимущества  кредитно-денежной политики по сравнению  с бюджетной – гибкость и оперативность  принятия решений в соответствии с экономической конъюнктурой, свобода от политического давления. Эта политика влияет на денежное предложение, а от него зависит уровень производства. Не случайно монетаристы считают кредитно-денежную политику более эффективной.

     Недостаток  кредитно-денежной политики государства заключается прежде всего в циклической асимметрии ее действий. Политика «дорогих денег» способна понизить объем кредитов, что ограничивает предложение денег. Политика «дешевых денег» создает банкам избыточные резервы (возможность предоставлять ссуды), хотя они могут не использоваться банками. Следовательно, предложение денег может и не увеличиться. Циклическая асимметрия выступает серьезной помехой кредитно-денежной политике особенно в период глубокой депрессии.

     Уязвимость  кредитно-денежной политики состоит также в том, что кредитно-денежные учреждения не могут одновременно стабилизировать процентную ставку и предложение денег. Для снижения процентной ставки до ее первоначального уровня необходимо увеличить предложение денег. Но это может превратить здоровый подъем экономики в инфляционный бум. Следовательно, кредитно-денежная политика государства имеет определенную ограниченность. 

 

     3.3. Планирование как метод регулирования экономики 

     Планирование означает процесс подготовки управленческого решения, базирующийся на обработке исходной информации и включающий в себя научную обоснованность целей, определение средств и путей их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и принятия наиболее приемлемого из них в ожидаемых условиях.

     Макроэкономическое  планирование есть научное предвидение  развития и функционирования общественного  воспроизводства, основанное на установлении его объективных закономерностей, тенденций социального и научно-технического прогресса. Его можно представить в виде организованной деятельности, осуществляемой государственными центральными органами при подготовке решений и мероприятий, которые определяются центром с учетом согласования решений и взаимодействия всех звеньев системы управления в интересах развития как экономической системы в целом, так и отдельных ее элементов. В условиях различных экономических систем объектами планирования могут быть как экономические задачи (прежде всего, экономический рост, подъем промышленного производства), так и социальные цели (например, развитие отсталых регионов страны, даже если это замедляет рост ВВП).

     В зависимости от сроков планирование разделяется на оперативное (до года), краткосрочное (один год), среднесрочное (три-пять лет), долгосрочное (свыше  пяти лет).

     Но, стоит заметить, что сроки планирования не должны быть запредельно велики. Сложившийся предельный горизонт государственного социально-экономического планирования составляет всего три года. За эту  границу выглядывают изредка  и очень неохотно. Отдельные попытки разработки стратегических документов, например, в области энергетики на период до 2020 г., удачи не принесли. [9, с. 21]

     Планирование  осуществляется с соблюдением конкретных принципов, т.е. правил формирования, обоснования  и организации разработки плановых документов. Основными из них являются: научность, социальная направленность, повышение эффективности производства, пропорциональность и сбалансированность, приоритетность, согласование кратко-, средне- и долгосрочных целей.

     Принцип научности реализуется в том, что плановые документы должны разрабатываться с использованием законов общественного развития, анализа тенденций и прогнозов социально-экономического функционирования общества, НТП.

     Принцип социальной направленности планирования подразумевает первоочередной учет интересов человека и общества, направленность планов на удовлетворение их потребностей.

     Принцип повышения эффективности производства требует, чтобы результаты выполнения планов достигались максимальной экономией  труда и ресурсов на единицу продукции. Важны при планировании такие показатели эффективности, как рост производительности труда, снижение материалоемкости и энергоемкости, повышение фондоотдачи, рентабельности и т.д.

     Принцип пропорциональности и сбалансированности заключается в том, что рост производства должен сопровождаться улучшением структуры хозяйства, уменьшением доли отсталых производств, расширением применения высоких технологий и др. При этом должны увеличиваться объемы продукции, имеющей максимальный спрос на мировом рынке, главным образом, товаров с большей долей добавленной стоимости, и сокращаться сырьевые поставки другим странам.

     Приоритет общественного развития должен господствовать при составлении планов. В связи  с тем, что в государстве всегда есть ограниченность в каких-либо ресурсах (трудовых, материальных, природных и др.), правительство должно определять такие направления в развитии страны, которые имеют первоочередное значение для общества в данный период.

     Принцип согласования краткосрочных и долгосрочных целей по существу является продолжением принципа пропорциональности, но здесь главное внимание уделено учету целей при планировании на временных отрезках. Задаваемые результаты планов при этом должны согласовываться со стратегическими целями общества.

 

      3.4. Прогнозирование развития национальной экономики 

     Важной  формой достижения экономического равновесия является прогнозирование и составление  специальных государственных программ.

     Государственное экономическое прогнозирование  основано на результатах анализа реального положения дел в экономике, существующих потребностей и возможностей использования всех факторов и имеющихся ресурсов, на учете тенденций развития науки, техники, интеллектуального потенциала, позволяет получить достоверные знания о том, что может произойти в экономике в тех или иных условиях. Исследование вариантов развития помогает осознанно формировать экономическую политику, определять совокупность рычагов, обеспечивающих ее эффективную реализацию.

     Прогнозирование развития социально-экономических ситуаций проходит несколько стадий.  Первая стадия – поисковая, она должна отвечать на вопрос – что будет, если не применять никаких мер государственного воздействия? Такой прогноз и выявляет сферы экономики, требующие активного вмешательства государства. Вторая стадия – разработка нормативного или целевого прогноза, в котором государство определяет цель развития экономики страны. Например, достичь определенного уровня потребления материальных благ на душу населения. Третья стадия – подготовка для правительства конкретных предложений и рекомендаций по использованию тех или иных экономических регуляторов, которые побуждают государство вести государственную деятельность.

     Наряду  с прогнозированием широкое распространении  получило экономическое программирование. Государственное экономическое программирование представляет собой высшую форму государственного регулирования экономики. Это обусловлено тем, что социально – экономические программы, базируясь на экономических прогнозах, используют весь комплекс элементов государственного регулирования экономики и имеют целевую направленность. Государственное экономическое программирование является достаточно эффективным при решении ряда хозяйственных задач.

Информация о работе Формы и методы государственного регулирования экономики