Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 21:13, курсовая работа
Рыночная экономика является саморегулирующимся организмом, но, как известно, целый ряд проблем в общественном развитии невозможно разрешить посредством рынка, поэтому ряд функций берет на себя государство. Практически нет ни одного государства, которое не занималось бы экономической политикой. Наоборот, с развитием и усложнением экономики, с усилением ее социальной направленности в последние годы возрастает и экономическая роль государства. В связи с этим усиливаются дискуссии о месте государства в рыночной экономике.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Сущность государственного регулирования экономики……………..4
1.1. Необходимость государственного вмешательства в экономику. Роль государства в экономике……………………………………………..4
1.2. Принципы, объекты и субъекты государственного регулирования экономики …………………………………………………………………..7
1.3. Цели экономической политики государства………………………...9
Глава 2. Классификация методов воздействия государства на экономику….10
2.1. Методы прямого и косвенного воздействия………………………..12
2.2. Административные и экономические методы……………………..15
Глава 3. Основные направления экономической политики государства…….17
3.1. Фискальная политика государства………………………………….17
3.2. Кредитно-денежная политика, ее цели и инструменты……………22
3.3. Планирование как метод регулирования экономики………………26
3.4. Прогнозирование развития национальной экономики…………….28
Глава 4.Государственное регулировании в сельском хозяйстве……………29
Глава 5. Проблемы государственного регулирования экономики России на современном этапе………………………………………………………..31
Заключение………………………………………………………………..34
Список используемой литературы……………………………………….35
Преимущество косвенных методов воздействия заключается в том, что они не нарушают рыночной ситуации, а недостаток в том, что существует определенный временной лаг, между моментами принятия государственных мер, реакцией на них экономики и реальными изменениями в хозяйственных результатах.
Косвенные
методы могут иметь различную степень
влияния на принятие субъектами самостоятельных
решений; налоги и пошлины, например, воздействуют
достаточно активно, предоставление же
экономической информации рыночному сектору,
хотя и экономически реализуются в интересах
государственной политики, не вызывает
столь серьезной реакции рыночных агентов.
Прямое воздействие на экономику государство осуществляет через инвестиции в определенные отрасли хозяйства. Оно может идти по двум направлениям: или развитие государственного предпринимательства, или субсидирование предприятий негосударственного сектора. Первое осуществляется в капиталоемких и малорентабельных отраслях, например, таких, как угольная промышленность, железнодорожный о водный транспорт, содержание автомобильных дорог. Кроме того, для обеспечения высокого уровня развития экономики государство осуществляет инвестирование в отрасли, определяющие на данном этапе научно-технический прогресс, а также подготовку квалифицированных кадров и проведение научных исследований. Государственное предпринимательство развивается в тех отраслях, где применение других форм собственности может принести отрицательные последствия.
Так, в оборонной промышленности инвестирование осуществляется путем строительства казенных предприятий или национализации предприятий других форм собственности за счет скупки акций, иногда конфискации, как это было во Франции после второй мировой войны, предприятий, сотрудничавших с фашизмом. На этой основе создаются смешенные предприятия, когда часть акций принадлежит государству. Предпринимательская деятельность позволяет государству решать общенациональные вопросы и важнейшие социальные задачи. При этом государство поддерживает уровень жизни населения, определяя предельные цены на энергию, продукты питания, услуги и т.д.
Государство
осуществляет регулирование и путем
поддержания предприятий
Государство реализует программу поддержки таких сфер, как образование, здравоохранение, охрана окружающей среды, которые без его помощи развивались бы медленнее, чем другие отрасли, или цены на эти услуги были бы столь высоки, что были бы доступны немногим. Эти отрасли являются постоянным объектом субсидирования многих государств, так же как и аграрное производство, добывающая промышленность, транспорт и т.д.
Государство оказывает также прямое регулирующее воздействие на экспорт, освобождая экспортера от уплаты пошлин на ввоз сырья или создавая льготное кредитование экспорта.
Государство осуществляет прямое воздействие на национальный рынок. Оно может влиять на размер, структуру и направления развития рынка путем государственного заказа. Под ним понимают государственное задание фирме на производство определенного вида продукции в регламентированные сроки и в определенных размерах на уникальную, особо дефицитную продукцию.
Оба метода воздействия на экономику не разделены жесткой линией. В каждом из используемых инструментов имеются элементы обоих методов, однако во многом дело зависит от их соотношения. Например, в рамках проведения финансовой политики в большем объеме наблюдается проведение прямых методов регулирования, в то время как при использовании денежно-кредитной политики на первый план выходят косвенные элементы. Одним из внешних проявлений этого является то обстоятельство, что министерство финансов (ответственное за реализацию финансовой политики) всегда выступает структурным элементом правительственного аппарата. В отличие от этого, центральный банк имеет, согласно конституции, относительно самостоятельный статус.
Зрелая рыночная экономика предполагает в основном косвенное воздействие государства на хозяйствующих субъектов, что обеспечивает свободу в принятии частных экономических решений. В условиях же трансформируемой экономики (или в случае кризиса) соотношение методов должно стать другим.
С
точки зрения более конкретного,
прагматического подхода
– воздействие с акцентом на использование государственных финансов
– воздействие с акцентом на использование кредитно-денежных аспектов (монетарная, денежно-кредитная политика).
Указанные варианты классификации, безусловно, связаны между собой. Взаимосвязь подходов и характерные особенности можно представить следующим образом (табл. 2.1)
Таблица 2.1
Механизмы
реализации экономической политики
Финансовая (фискальная) политика | Монетарная (денежно-кредитная) политика | |
Тип воздействия на экономические процессы | Преимущественно метод прямого воздействия на экономику | Преимущественно метод косвенного воздействия на экономику |
Объект воздействия | В первую очередь – совокупный спрос (кейнсианский вариант регулирования) | В первую очередь – совокупное предложение (неоклассический вариант регулирования) |
Сильные стороны инструмента | Высокая степень получаемого эффекта | Адаптационность к рыночным условиям |
Слабые стороны инструмента | Достаточно
высокая степень «помех» |
Относительная замедленность в достижении результата |
2.2. Административные
и экономические методы
Административные методы базируются на силе государственной власти. Совокупность административных методов охватывает регулирующие действия, связанные с обеспечением правовой инфраструктуры, и имеет цель создавать правовые условия, наиболее благоприятные для частного сектора. Функции административных методов заключаются в обеспечении стабильной юридической обстановки для деловой жизни; защите конкурентной среды; гарантировании права собственности и свободы принятия решений.
Административные методы разделяются на методы запрета, методы разрешения и методы принуждения.
Административное регулирование включает меры по регулированию, контингентированию, лицензированию, квотированию и т.д. С помощью системы административных мер осуществляется государственный контроль над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом. В настоящее время сфера действия административных мер ограничивается в большинстве стран областью охраны окружающей среды, социальной защиты населения. В России с ее переходной экономикой пытаются отказаться от принятия административных мер при регулировании цен. Но итоги последних годов показывают, что это преждевременно.
В странах с развитыми формами рыночных отношений административные методы регулирования экономики в обычных условиях используются мало. В критических же ситуациях (во время воин, кризисного положения в экономике и т.п.) роль этих методов регулирования резко возрастает.
Степень
применения административных методов
различна в зависимости от сферы национального
хозяйства. Наиболее активно они используются
в охране окружающей среды, в области социальной
поддержки плохо обеспеченных и относительно
слабо защищенных слоев населения путем
создания минимальных бытовых условий.
Экономические методы представляют собой меры государственного воздействия, с помощью которых создаются определенные условия, направляющие развитие рыночных процессов в нужное государству русло. Эти меры регулирования связаны или с созданием дополнительного материального стимула, или с опасностью финансового ущерба.
Экономические методы предполагают воздействие на характер рыночных связей и расширение рыночного поля в рамках национального образования. Это влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала, структуризацию экономики и социальных условий, использование факторов экономического роста.
Из экономических мер наиболее часто используются:
а) средства финансовой (бюджетной, фискальной) политики.
Финансовая политика – многоплановое понятие, трактуемое, с одной стороны, как совокупность мер прямого воздействия по реализации бюджетно-налоговых, фискальных целей экономической политики, а с другой стороны, как реализация финансовых мер, составляющих часть государственной экономической политики в целом;
б) средства денежно-кредитной политики.
Денежно-кредитная политика (по сравнению с финансовыми мерами) относится к мерам косвенного воздействия. Если финансовую политику проводит в первую очередь министерство финансов, являясь составным звеном правительства, то денежно-кредитная политика реализуется Центробанком, который обладает относительной независимостью от законодательной и исполнительной властей;
в) прогнозирование, планирование и программирование экономики являются высшей формой государственного регулирования. Их применение связано с усложнением хозяйственных связей и необходимостью использования комплексных методов в достижении кратко-, средне- и долгосрочных целей. Объектами таких целевых программ являются отрасли (в том числе аграрный сектор экономики), регионы, социальные условия, направления научных исследований и т.д. Программы бывают обычные, целевые, чрезвычайные. Наиболее распространены общенациональные программы по восстановлению экономики, структурной перестройке, приватизации, послекризисной стабилизации экономики.
Составление
прогнозов, индикативных планов и программ
как способ косвенного государственного
воздействия имеет
В условиях рыночной экономики применяется планирование по довольно продолжительному горизонту – 4 – 5 лет. Такие планы разрабатываются департаментами Франции, правительствами Японии, Китая, южной Кореи. Они отличаются от планов командно-административной экономики, не имеют распределительного характера. Это индикативные планы, т.е. планы целевого, рекомендательного характера при определенном ресурсном обеспечении со стороны государства;
г) воздействие государственного сектора экономики, являющегося самостоятельным комплексным инструментом.
Глава 3. Основные направления
экономической политики
государства
3.1.
Фискальная политика
государства
Фискальная политика решает задачи пополнения доходной части бюджета и обоснования направлений расходов государства. Основными ее инструментами являются изменение налоговых ставок, базы налогообложения, количества и видов налогов, размеров государственных расходов.
Современная фискальная политика включает прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики.
К прямым методам относятся способы бюджетного регулирования. За счет бюджета финансируются:
– затраты на расширенное воспроизводство;
– непроизводительные расходы государства;
– развитие инфраструктуры, научных исследований и т.д.
– проведение структурной политики;
–
содержание военно-промышленного
С
помощью косвенных методов
Информация о работе Формы и методы государственного регулирования экономики