Формы и методы государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 21:13, курсовая работа

Описание работы

Рыночная экономика является саморегулирующимся организмом, но, как известно, целый ряд проблем в общественном развитии невозможно разрешить посредством рынка, поэтому ряд функций берет на себя государство. Практически нет ни одного государства, которое не занималось бы экономической политикой. Наоборот, с развитием и усложнением экономики, с усилением ее социальной направленности в последние годы возрастает и экономическая роль государства. В связи с этим усиливаются дискуссии о месте государства в рыночной экономике.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Сущность государственного регулирования экономики……………..4

1.1. Необходимость государственного вмешательства в экономику. Роль государства в экономике……………………………………………..4

1.2. Принципы, объекты и субъекты государственного регулирования экономики …………………………………………………………………..7

1.3. Цели экономической политики государства………………………...9

Глава 2. Классификация методов воздействия государства на экономику….10

2.1. Методы прямого и косвенного воздействия………………………..12

2.2. Административные и экономические методы……………………..15

Глава 3. Основные направления экономической политики государства…….17

3.1. Фискальная политика государства………………………………….17

3.2. Кредитно-денежная политика, ее цели и инструменты……………22

3.3. Планирование как метод регулирования экономики………………26

3.4. Прогнозирование развития национальной экономики…………….28

Глава 4.Государственное регулировании в сельском хозяйстве……………29

Глава 5. Проблемы государственного регулирования экономики России на современном этапе………………………………………………………..31

Заключение………………………………………………………………..34

Список используемой литературы……………………………………….35

Работа содержит 1 файл

Формы и методы государственного регулирования.doc

— 249.00 Кб (Скачать)

     Таким образом, современная рыночная экономика  является государственно регулируемой. Более того, именно государство превратилось сегодня в гаранта стабильности, оптимальности и цивилизованности рыночной экономики.  

     Объекты государственного регулирования –  первичные звенья сферы производства и услуг, отрасли, регионы, социально-экономические  процессы, т.е. то, на что направлено внимание государственных органов для обеспечения условий эффективного функционирования национальной экономики.

     Основными объектами, на которые направлено воздействие  государства в сфере экономики, являются:

    • процессы «разгосударствования», приватизации, демонополизации;
    • структура форм собственности;
    • социальная, отраслевая, секторальная, региональная и воспроизводственная структура народного хозяйства;
    • экономический цикл, процесс воспроизводства;
    • государственный сектор экономики;
    • условия и источники накопления капитала;
    • денежное обращение;
    • цены, антиинфляционные процессы;
    • конкурентная среда;
    • предпринимательство;
    • инвестиции, НИОКР;
    • социальная сфера, трудовые отношения, механизм защиты населения;
    • занятость, кадры;
    • платежный баланс;
    • внешнеэкономическая деятельность страны;
    • окружающая среда.

     Перечень  объектов государственного регулирования  свидетельствует о том, что они  охватывают различные сферы хозяйственной  жизни общества как на микро-, так  и на макроуровне, включая международные  экономические отношения.

     В России понятие «субъект экономической политики» преимущественно тяготеет (особенно у населения) к категории «государство». Соответственно, в общественном мнении изначально сильны ожидания и надежды на роль правительства в решении большинства проблем экономики.

     Наиболее  активно действующими субъектами являются в настоящее время такие государственные институты, как Министерство финансов, Министерство экономики и торговли, Банк России.

     Среди субъектов экономической политики имеются также институты, имеющие  надгосударственный характер (межправительственные советы, союзы, объединения). Этим организациям национальные органы передают часть своих управленческих функций. Наиболее яркий пример – деятельность Европейского Союза.

     К негосударственным субъектам относятся  также профсоюзы, союзы предпринимателей, картельные объединения.

     Заметное  влияние осуществляют политические партии, общественные движения, СМИ, влиятельные  личности, общественное мнение.

     Таким образом, государство, осуществляя  меры регулирующего характера, выступает  как инициатором, так и основным исполнителем. Как показывает мировой опыт, залог успеха государственного регулирования экономики заключается в умении государственных органов управления рационально организовывать совместные действия всех субъектов государственного регулирования. 

 

     1.3. Цели экономической политики государства  

     Государственное регулирование экономики предполагает обоснование и достижение определенных целей. Мировой опыт свидетельствует о том, что развитие общества требует одновременного решения комплекса различных целевых установок. Определяя объекты своего воздействия, государство формулирует и цели, которые оно ставит перед собой. Множество объектов воздействия обуславливает и множество целей, разнообразных по своему характеру.

     Совокупность  целей представляет собой определенную систему, включающую основную, генеральную цель, а также конкретные цели, связанные с реализацией того или иного экономического, социального процесса и способствующие достижению главной цели. Иерархическая подчиненность целей получила название «дерево» или «пирамида» целей.

     Исходя  из функций государства и основных принципов формирования экономической  политики можно выделить следующие  уровни в системе национальных интересов.

  1. На глобальном уровне принято выделять высшую (глобальную) цель развития национальной экономики, которая предполагает обеспечение максимального благосостояния общества. Эту цель трудно однозначно сформулировать и оценить количественно, т.е. в определенной мере она имеет условный характер.
  2. Высшая цель развития общества конкретизируется в системе целей второго уровня, которые условно называют главными (генеральными) целями. В специальной литературе эти цели часто трактуются как функции государства. Достижение этих целей служит своеобразным средством для реализации глобальной цели развития общества. К задачам второго уровня (группе главных целей) относится:

    –  свободное развитие общества;

    –  правовой порядок;

    –  внешняя и внутренняя безопасность страны.

  1. Генеральные цели конкретизируются с помощью стратегических целей, которые неразрывно связаны с объектами государственного регулирования экономики. Эти цели взаимосвязаны. Данная целевая группа предполагает достижение:

     –  экономического роста;

     –  полной занятости;

     –  стабильности уровня цен и устойчивости национальной валюты;

     –  внешнеэкономического равновесия.

     Цель  экономического роста считается  обычно ведущей в данной группе целей. Ее реализация планируется в рамках абсолютного и относительного возрастания  ВВП.

     Состав стратегических целей может не оставаться неизменным и должен уточняться в зависимости от изменения реальной политической и экономической ситуации в стране, системы социальных приоритетов и т.д. 

 

      Глава 2. Классификация методов воздействия государства на экономику 

     Реализация  целей государственного регулирования  экономики на практике обеспечивается с помощью различных методов (экономических, административных, административно-экономических, технических приемов, форм и способов целесообразного действия). Опыт исторического развития свидетельствует о том, что спектр применяемых методов государственного регулирования экономики постоянно расширяется. Это обусловлено двумя основными причинами. Во-первых, постоянным ростом масштабов и усложнением структуры экономики. Во-вторых, необходимостью предугадывания и адекватного реагирования на действия множества трудно предсказуемых факторов, оказывающих влияние на развитие национального хозяйства. Причем само реагирование на изменение экономической ситуации должно быть по возможности опережающим. В этой связи настоятельно необходимым становится решение двух задач:

     1) нахождение наиболее удачных  и разумных комбинаций применяемых  методов воздействия, соответствующих  специфике регулируемых сфер  национальной экономики;

     2) учет возможных негативных последствий  в сопряженных сферах экономики.

     Существует  несколько классификаций методов государственного регулирования экономики:

     1. По степени непосредственного  воздействия государства на процесс  принятия субъектами управленческих  решений различаются методы прямого  и косвенного воздействия.

     2. По организационно-институционному  критерию принято различать административные  и экономические методы государственного регулирования экономики. 
 

    Методы  государственного регулирования    
 
 
 
По  степени непосредственного воздействия  государства  
По  организационно-институционному критерию
         
Методы  косвенного воздействия  
Административные  методы
 
         
Методы  прямого воздействия  
Экономические методы
 
 

      Рис. 2.1. Система методов государственного регулирования экономики

 

      2.1. Методы прямого и косвенного воздействия 
 

  Методы  государственного регулирования экономики  
  Прямые       Косвенные  
 
     
 
Государственное субсидирование   Налоги
     
      Штрафы
Государственное предпринимательство      
  Преференции
         
Система государственного управления экономикой   Квоты
   
  Таможенные  пошлины
         
      Информация
         

      Рис. 2.2. Прямые и косвенные методы государственного регулирования 

      Прямые  методы государственного регулирования экономики оказывают непосредственное воздействие на деятельность хозяйствующих субъектов они вынуждают их принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства.

      Прямые  методы регулирования базируются на властно-распорядительных отношениях и сводятся к административному  воздействию на функционирование и  результативность хозяйственных субъектов. Среди методов прямого государственного регулирования экономики преобладают различные формы безвозвратного целевого финансирования секторов экономики, регионов, фирм в виде субвенций или субсидий, включающих дотации, пособия, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов общенационального уровней, а также льготных кредитов. Целью таких методов являются достижение приоритетов развития, защита общественно необходимых секторов экономики и групп населения. Кроме положительного эффекта указанные меры могут иметь и негативные последствия в виде деформации реального соотношения издержек и цен, снижения уровня конкурентности, ослабления балансирующей функции рынка.

     Прямое  воздействие – это такое регулирование со стороны объекта (в данном случае – государства), при котором субъекты хозяйствования приходят к решениям, основанным не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях органов власти, т.е. по принуждению. К ним относят бюджетное инвестирование, лицензирование хозяйственной деятельности и т.д. Высокая эффективность таких методов достигается при их оперативном применении. 

      Косвенные методы государственного регулирования экономики предусматривают использование инструментов и методов воздействия государства на частное предпринимательство с точки зрения обеспечения макроэкономических пропорций расширенного воспроизводства. Другими словами, при их применении государство прямо не вмешивается в процесс принятия решений экономическими субъектами. Оно лишь создает предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям государственной экономической политики.

     Методы  косвенного воздействия заключаются  в том, что объект не оказывает  прямого действия на субъект хозяйствования и на принимаемые им решения. Законодательные  структуры, правительство создают  предпосылки, нормативную базу к тому, чтобы при самостоятельно выбранных решениях субъекты строили свою политику в соответствии с экономическими целями государства. Такие методы, как правило, предполагают соблюдение экономического равновесия на протяжении достаточно длительного времени, и в кризисных условиях их эффективность проявляется в меньшей степени. В рыночной экономике наибольшую значимость имеют финансовые и денежно-кредитные методы воздействия на экономику. Большой вес выполняет регулирование государством налогового законодательства и сбор налогов. В рыночной экономике налоги – один из основных методов регулирования финансового положения всех субъектов хозяйствования и наполнения бюджета. В современном обществе для реализации методов косвенного воздействия необходимы прозрачность в построении экономической системы, высокая гражданская культура населения, доступность каждого частного лица к информации о принимаемых на всех уровнях хозяйствования решениях.

Информация о работе Формы и методы государственного регулирования экономики