Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 21:13, курсовая работа
Рыночная экономика является саморегулирующимся организмом, но, как известно, целый ряд проблем в общественном развитии невозможно разрешить посредством рынка, поэтому ряд функций берет на себя государство. Практически нет ни одного государства, которое не занималось бы экономической политикой. Наоборот, с развитием и усложнением экономики, с усилением ее социальной направленности в последние годы возрастает и экономическая роль государства. В связи с этим усиливаются дискуссии о месте государства в рыночной экономике.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Сущность государственного регулирования экономики……………..4
1.1. Необходимость государственного вмешательства в экономику. Роль государства в экономике……………………………………………..4
1.2. Принципы, объекты и субъекты государственного регулирования экономики …………………………………………………………………..7
1.3. Цели экономической политики государства………………………...9
Глава 2. Классификация методов воздействия государства на экономику….10
2.1. Методы прямого и косвенного воздействия………………………..12
2.2. Административные и экономические методы……………………..15
Глава 3. Основные направления экономической политики государства…….17
3.1. Фискальная политика государства………………………………….17
3.2. Кредитно-денежная политика, ее цели и инструменты……………22
3.3. Планирование как метод регулирования экономики………………26
3.4. Прогнозирование развития национальной экономики…………….28
Глава 4.Государственное регулировании в сельском хозяйстве……………29
Глава 5. Проблемы государственного регулирования экономики России на современном этапе………………………………………………………..31
Заключение………………………………………………………………..34
Список используемой литературы……………………………………….35
Таким
образом, современная рыночная экономика
является государственно регулируемой.
Более того, именно государство превратилось
сегодня в гаранта
Объекты государственного регулирования – первичные звенья сферы производства и услуг, отрасли, регионы, социально-экономические процессы, т.е. то, на что направлено внимание государственных органов для обеспечения условий эффективного функционирования национальной экономики.
Основными объектами, на которые направлено воздействие государства в сфере экономики, являются:
Перечень объектов государственного регулирования свидетельствует о том, что они охватывают различные сферы хозяйственной жизни общества как на микро-, так и на макроуровне, включая международные экономические отношения.
В России понятие «субъект экономической политики» преимущественно тяготеет (особенно у населения) к категории «государство». Соответственно, в общественном мнении изначально сильны ожидания и надежды на роль правительства в решении большинства проблем экономики.
Наиболее активно действующими субъектами являются в настоящее время такие государственные институты, как Министерство финансов, Министерство экономики и торговли, Банк России.
Среди
субъектов экономической
К
негосударственным субъектам
Заметное влияние осуществляют политические партии, общественные движения, СМИ, влиятельные личности, общественное мнение.
Таким
образом, государство, осуществляя
меры регулирующего характера, выступает
как инициатором, так и основным исполнителем.
Как показывает мировой опыт, залог успеха
государственного регулирования экономики
заключается в умении государственных
органов управления рационально организовывать
совместные действия всех субъектов государственного
регулирования.
1.3.
Цели экономической
политики государства
Государственное
регулирование экономики
Совокупность целей представляет собой определенную систему, включающую основную, генеральную цель, а также конкретные цели, связанные с реализацией того или иного экономического, социального процесса и способствующие достижению главной цели. Иерархическая подчиненность целей получила название «дерево» или «пирамида» целей.
Исходя из функций государства и основных принципов формирования экономической политики можно выделить следующие уровни в системе национальных интересов.
– свободное развитие общества;
– правовой порядок;
– внешняя и внутренняя безопасность страны.
– экономического роста;
– полной занятости;
– стабильности уровня цен и устойчивости национальной валюты;
– внешнеэкономического равновесия.
Цель экономического роста считается обычно ведущей в данной группе целей. Ее реализация планируется в рамках абсолютного и относительного возрастания ВВП.
Состав
стратегических целей может не оставаться
неизменным и должен уточняться в зависимости
от изменения реальной политической и
экономической ситуации в стране, системы
социальных приоритетов и т.д.
Глава 2. Классификация
методов воздействия
государства на экономику
Реализация целей государственного регулирования экономики на практике обеспечивается с помощью различных методов (экономических, административных, административно-экономических, технических приемов, форм и способов целесообразного действия). Опыт исторического развития свидетельствует о том, что спектр применяемых методов государственного регулирования экономики постоянно расширяется. Это обусловлено двумя основными причинами. Во-первых, постоянным ростом масштабов и усложнением структуры экономики. Во-вторых, необходимостью предугадывания и адекватного реагирования на действия множества трудно предсказуемых факторов, оказывающих влияние на развитие национального хозяйства. Причем само реагирование на изменение экономической ситуации должно быть по возможности опережающим. В этой связи настоятельно необходимым становится решение двух задач:
1)
нахождение наиболее удачных
и разумных комбинаций
2)
учет возможных негативных
Существует несколько классификаций методов государственного регулирования экономики:
1.
По степени непосредственного
воздействия государства на
2.
По организационно-
Методы государственного регулирования | ||||||||
По
степени непосредственного |
||||||||
Методы косвенного воздействия | ||||||||
Методы прямого воздействия |
Рис.
2.1. Система методов
2.1. Методы прямого и
косвенного воздействия
Методы государственного регулирования экономики | ||||||||||
Прямые | Косвенные | |||||||||
Государственное субсидирование | Налоги | |||||||||
Штрафы | ||||||||||
Государственное предпринимательство | ||||||||||
Преференции | ||||||||||
Система государственного управления экономикой | Квоты | |||||||||
Таможенные пошлины | ||||||||||
Информация | ||||||||||
Рис.
2.2. Прямые и косвенные методы государственного
регулирования
Прямые методы государственного регулирования экономики оказывают непосредственное воздействие на деятельность хозяйствующих субъектов они вынуждают их принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства.
Прямые
методы регулирования базируются на
властно-распорядительных отношениях
и сводятся к административному
воздействию на функционирование и
результативность хозяйственных субъектов.
Среди методов прямого
Прямое
воздействие – это такое регулирование
со стороны объекта (в данном случае –
государства), при котором субъекты хозяйствования
приходят к решениям, основанным не на
самостоятельном экономическом выборе,
а на предписаниях органов власти, т.е.
по принуждению. К ним относят бюджетное
инвестирование, лицензирование хозяйственной
деятельности и т.д. Высокая эффективность
таких методов достигается при их оперативном
применении.
Косвенные методы государственного регулирования экономики предусматривают использование инструментов и методов воздействия государства на частное предпринимательство с точки зрения обеспечения макроэкономических пропорций расширенного воспроизводства. Другими словами, при их применении государство прямо не вмешивается в процесс принятия решений экономическими субъектами. Оно лишь создает предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям государственной экономической политики.
Методы косвенного воздействия заключаются в том, что объект не оказывает прямого действия на субъект хозяйствования и на принимаемые им решения. Законодательные структуры, правительство создают предпосылки, нормативную базу к тому, чтобы при самостоятельно выбранных решениях субъекты строили свою политику в соответствии с экономическими целями государства. Такие методы, как правило, предполагают соблюдение экономического равновесия на протяжении достаточно длительного времени, и в кризисных условиях их эффективность проявляется в меньшей степени. В рыночной экономике наибольшую значимость имеют финансовые и денежно-кредитные методы воздействия на экономику. Большой вес выполняет регулирование государством налогового законодательства и сбор налогов. В рыночной экономике налоги – один из основных методов регулирования финансового положения всех субъектов хозяйствования и наполнения бюджета. В современном обществе для реализации методов косвенного воздействия необходимы прозрачность в построении экономической системы, высокая гражданская культура населения, доступность каждого частного лица к информации о принимаемых на всех уровнях хозяйствования решениях.
Информация о работе Формы и методы государственного регулирования экономики