Формы и методы государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 21:13, курсовая работа

Описание работы

Рыночная экономика является саморегулирующимся организмом, но, как известно, целый ряд проблем в общественном развитии невозможно разрешить посредством рынка, поэтому ряд функций берет на себя государство. Практически нет ни одного государства, которое не занималось бы экономической политикой. Наоборот, с развитием и усложнением экономики, с усилением ее социальной направленности в последние годы возрастает и экономическая роль государства. В связи с этим усиливаются дискуссии о месте государства в рыночной экономике.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Сущность государственного регулирования экономики……………..4

1.1. Необходимость государственного вмешательства в экономику. Роль государства в экономике……………………………………………..4

1.2. Принципы, объекты и субъекты государственного регулирования экономики …………………………………………………………………..7

1.3. Цели экономической политики государства………………………...9

Глава 2. Классификация методов воздействия государства на экономику….10

2.1. Методы прямого и косвенного воздействия………………………..12

2.2. Административные и экономические методы……………………..15

Глава 3. Основные направления экономической политики государства…….17

3.1. Фискальная политика государства………………………………….17

3.2. Кредитно-денежная политика, ее цели и инструменты……………22

3.3. Планирование как метод регулирования экономики………………26

3.4. Прогнозирование развития национальной экономики…………….28

Глава 4.Государственное регулировании в сельском хозяйстве……………29

Глава 5. Проблемы государственного регулирования экономики России на современном этапе………………………………………………………..31

Заключение………………………………………………………………..34

Список используемой литературы……………………………………….35

Работа содержит 1 файл

Формы и методы государственного регулирования.doc

— 249.00 Кб (Скачать)

     Фискальная  политика состоит из налоговой системы  и политики государственных расходов.

     Основу  финансовых доходов страны составляют налоги. По экономическому содержанию налоги – обязательные платежи физических и юридических лиц, осуществляемые  без получения встречной услуги. Налоговая система – совокупность всех налогов, действующих на территории страны, а также методов и принципов налогообложения. Механизм функционирования налоговой системы определяется налоговым законодательством, т.е. совокупностью законодательных и правовых нормативных актов, устанавливающих виды налогов, порядок их взимания.

     В ходе исторического развития в мировой хозяйственной практике сформировалось множество видов налогов. В современных развитых странах их численность составляет около 50. [9, с. 19]

     Различают основные и дополнительные налоги в зависимости от степени важности доходов для бюджета. Принято различать также прямые и косвенные налоги в зависимости от характера изъятия средств.

     Прямые  налоги взимаются государством непосредственно  с доходов (зарплата, прибыль, процент и др.) и имущества (дом, земля, автомобиль и др.) налогоплательщиков. К прямым налогам относятся: подоходный налог с населения, налог на прибыль предприятий, банков, кредитных учреждений, налог на имущество, налог на землю, налог с наследства и др. Развитые страны мира обычно имеют высокую долю прямых налогов. В США, например, их доля равна 85%. [8, с. 283]

     Косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к ценам на товары и к тарифам  на услуги. К ним относятся акцизные сборы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины. В большинстве  развитых стран косвенные налоги внутреннего рынка обеспечивают почти четверть всех налоговых поступлений в бюджет.

     Структурная схема получаемых государством финансовых доходов изображена в табл. 3.1.

     Таблица 3.1

     Доходы  государственного бюджета 

1. Налоговые доходы (виды налогов)
По  методам изъятия Прямые На доходы (подоходный налог)

На прибыль (корпорационный)

На имущество

Косвенные Налог с оборота: на добавленную стоимость (НДС)

Пошлины

По  масштабам изъятия Основные На доходы (подоходный)

НДС

На прибыль

Дополнительные На имущество

На наследство

На транспортные средства

Пошлины

По  объекту обложения Налоги  на доходы и имущество Подоходный налог

Налог на имущество

Налоги  на использование доходов НДС

Доход на транспортные средства

2. Неналоговые доходы
  1. обычные доходы
  2. чрезвычайные доходы
 

     В целом налоговая система представляет собой противоречивое явление. С одной стороны, ее задача состоит в обеспечении изъятия у субъектов экономики достаточно солидных финансовых ресурсов, с другой – не допустить снижения деловой активности этих субъектов. Решение данного парадокса осуществляется за счет разумных компромиссов.

     Различают следующие ставки налога:

     –  прогрессивные, которые возрастают с увеличением доходов;

     –  пропорциональные – единый процент  уплаты налогов независимо от размеров доходов;

     – регрессивные, которые снижаются в большей мере в сторону меньших доходов (рис. 3.1) 

     

     Рис.3.1. Виды налогов 

     Группа  американских специалистов во главе  с А. Лаффером изучила зависимость  суммы налоговых поступлений  в бюджет от ставок подоходного налога. Эта зависимость отражена кривой Лаффера (рис. 3.2)

     

                

     Рис. 3.2. Кривая Лаффера 

     Было  теоретически доказано, что ставка налога в 50% Н0 является оптимальной. В таком случае достигается максимальная сумма налогов. При ставке налога свыше Н0 резко снижается деловая активность фирм и работников, и тогда доходы уходят в теневую экономику.

     Система налогов и сборов в России включает следующие их виды:

     –  федеральные (налоги и сборы, обязательные к уплате на всей территории страны). К ним относятся: налог на добавленную  стоимость, акцизы на отдельные виды товаров, налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физических лиц и др.;

     –  региональные (представляют собой налоги и сборы субъектов РФ, уплачиваются на территории соответствующих субъектов). К ним относятся: налог на имущество организаций, налог на недвижимость, налог на игорный бизнес, дорожный налог и др.;

     –  местные (уплачиваются на территории соответствующих  муниципальных образований, а также  в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге). К ним относятся: земельный налог, налог на рекламу, налог на наследование, местные лицензионные сборы.

     В системе налогообложения неоднократно происходят изменения. Например, в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 2008 г. №224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты» [5, с.38], с 2009 г. ставка налога на прибыль организаций равна 20%, а не 24% как ранее. [5, с.40]. Общая ставка налога снижена за счет уменьшения ставки, по которой налог зачисляется в федеральный бюджет: с 6,5% до 2,5%          [5, с.40]. 

     Одним из главных инструментов фискальной политики является уровень государственных  расходов. В экономической теории под государственными расходами понимают затраты государства на приобретение материальных благ и услуг, связанных с удовлетворением общественных потребностей.

     Государственные расходы можно разделить на:

  1. расходы на государственное управление;
  2. расходы на оборону;
  3. расходы на социально-экономические цели;
  4. расходы на хозяйственную деятельность государства;
  5. расходы на внешнеэкономическую деятельность.

     Английский  экономист А. Пигу предложил следующую  классификацию форм реализации государственных  расходов: трансформационные (государственным  субсидиям противостоит услуга) и  трансфертные (без встречной услуги).

     Кейнсианская  школа, например, основное внимание сосредоточивает  на роли государственных расходов в  стимулировании совокупного спроса (в первую очередь, через оказание помощи в области занятости). В  рамках неоклассической школы государственные расходы рассматриваются как метод стимулирования общеэкономического потенциала страны (развитие инфраструктуры).

     Структура бюджетных расходов и удельный вес  соответствующих статей в государственном  бюджете стран с развитой рыночной экономикой выглядит приблизительно следующим образом:

     1. Затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные  пособия, субсидии бюджетам местных  властей на эти цели 40-50 %. [8, с. 285]

     2. Затраты на хозяйственные нужды:  капиталовложения в инфраструктуру народного хозяйства, дотации государственным предприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление государственных программ 10-20%. [8, с. 286]

     3. Расходы на вооружение и материальное  обеспечение внешней политики, включая  содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам 10-20%. [8, с. 286]

     4. Административно-управленческие расходы:  содержание правительственных органов,  полиции, юстиции и прочие 5-10%. [8, с. 286]

     5. Платежи по государственному  долгу до 7-8%. [8, с. 286] 

     По  форме осуществления фискальной политики различают два ее типа:

     1) дискреционная;

     2) политика автоматических стабилизаторов.

     При дискреционной политике государство сознательно регулирует свои расходы и налогообложение в целях улучшения экономического положения страны. При этом правительство учитывает следующее:

     Рост  государственных расходов увеличивает  совокупный спрос (потребление и  инвестиции). Вследствие этого возрастает выпуск продукции и занятость  трудоспособного населения;

     Увеличение  суммы налогов уменьшает личный располагаемый доход домашних хозяйств. В этом случае сокращаются спрос, объем выпуска продукции и занятость. И наоборот, снижение налогов ведет к возрастанию покупательских расходов, выпуска продукции и занятости.

     Эта политика отличается на разных фазах экономического цикла. При кризисе проводится политика экономического роста. Для увеличения объема ВНП расширяются государственные расходы, снижаются налоги. Итогом является уменьшение спада производства. Когда происходит инфляционный рост производства (подъем, вызванный избыточным спросом), то правительство проводит политику сдерживания деловой активности – сокращает государственные расходы, увеличивает налоги. В результате снижается совокупный спрос и соответственно объем ВНП.

     Политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Автоматический стабилизатор – экономический механизм, который без содействия государства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах делового цикла. Основными встроенными стабилизаторами являются налоговые поступления и социальные выплаты. На фазе подъема растут доходы фирм и населения. Но при прогрессивном налогообложении еще быстрее увеличатся суммы налогов. В этот период сокращается безработица, улучшается благосостояние малообеспеченных семей. Следовательно, уменьшаются выплаты пособий по безработице и иные социальные расходы государства. Заодно снижается совокупный спрос, а это сдерживает экономический рост. В фазе кризиса налоговые поступления автоматически уменьшаются, сокращается сумма изъятий у домохозяйств и фирм. Возрастают выплаты социально характера, в том числе пособие по безработице. Значит, увеличивается покупательная способность населения, что помогает преодолеть спад производства.

 

     3.2. Кредитно-денежная политика, ее цели  и инструменты 

     Кредитно-денежная политика может быть определена как действие, проводимое с денежной массой специальными органами.

     Целью кредитно-денежной политики является предоставление экономике необходимого количества денег для обеспечения  экономического роста и реализации программы полной занятости, сохраняя при этом покупательную способность денежной единицы как внутри страны (стабильность цен), так и во внешней сфере (стабильность валютного курса).

     Осуществляет  кредитно-денежную политику Центральный  банк. Деятельность Банка России направлена на достижение финансовой стабилизации, снижение темпов инфляции, укрепление национальной валюты. Центральный банк с помощью определенных методов воздействует на предложение и спрос на денежном рынке. По закону Банк России ежегодно, не позднее 1 декабря,  представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной кредитно-денежной политики на предстоящий год, которые включают следующие положения: анализ состояния и прогноз развития экономики РФ, основные ориентиры, параметры и инструменты кредитно-денежной политики.

     Кредитно-денежная политика получила широкое распространение  еще в 50-х годах в США и  ФРГ, а затем распространилась и  на другие развитые страны. [12, с. 535] Сегодня ее активно используют все развитые страны рыночной экономики.

     В условиях рыночной экономики временно свободные денежные средства не могут  лежать неподвижно. В настоящее время  широкое распространение получил  кредит. Кредит – форма предоставления финансовых средств (капитала) одним  субъектом экономики другому на основе срочности, возвратности и платности.

     Практика  использования кредитных ресурсов привела со временем к возникновению  разнообразных форм кредита.                                                             

     Структура современной кредитной системы:

     1 уровень. Центральный банк, который  занимается эмиссией банкнот,  хранением золотовалютных резервов, кредитованием коммерческих банков, денежно-кредитным регулированием, контролирует кредитные учреждения, поддерживает валютный курс.

Информация о работе Формы и методы государственного регулирования экономики