Фискальная и денежно-кредитная политика: относительная эффективность

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 19:40, курсовая работа

Описание работы

Нынешний период времени характеризуется глобальным кризисом, который, к сожалению, не обошел и нас. Республика Беларусь сильным этапом этого кризиса в 2011 году, который ознаменовался уже двумя девальвациями в среднем по 50% и постоянной движущей инфляцией. Однако мы пока с этим боремся не совсем успешно, но уже сальдо нашей страны вышло на положительный результат.

Содержание

Введение

1 Понятие, цели и инструменты фискальной политики

2 Понятие и цели денежно – кредитной политики

3 Взаимосвязь фискальной и кредитно-денежной политики, относительная эффективности

4 Особенности монетарной и фискальной политики Республики Беларусь на современном этапе

4.1 Фискальная политика

4.2 Монетарная политика

Работа содержит 1 файл

фискальная и денежно-кредитная ролитика относительная эффективность.docx

— 310.39 Кб (Скачать)

     Предлагаемый  комплекс мер позволит обеспечить необходимый уровень финансовой поддержки населения нашей страны. Его реализация будет осуществляться в рамках бездефицитного бюджета за счет сокращения других, менее значимых в текущей экономической ситуации расходов 
 
 
 
 
 
 

     4.2 Монетарная политика

     Денежно-кредитная  политика Республики Беларусь направлена на неуклонное углубление финансово-экономической  стабильности, последовательное достижение нормальных, согласно международным  стандартам, темпов инфляции и девальвации. При этом Национальный Банк Республики Беларусь исходит из того, что оптимальным  является такой вариант денежно-кредитной  политики, при котором не допускается  резких скачков в уровнях процентных ставок, обменном курсе национальной валюты.

       Стратегической целью денежно-кредитной  политики в 2006-2010 годах остается  обеспечение эффективного функционирования  денежно-кредитной системы, ее  содействие достижению устойчивого  экономического роста, повышению  реальных денежных доходов населения,  росту инвестиций и сбережений. В свою очередь, денежно-кредитная  политика будет направлена на  снижение уровня инфляции с  помощью монетарных инструментов  наряду с мерами общей экономической  политики.

     В ближайшей пятилетки на 2011-2015 гг. сказано, что «Денежно-кредитная политика будет содействовать созданию условий для поддержания стабильных темпов роста в экономике».

     

     Главными  задачами на 2011-2015 гг. являются обеспечение устойчивости белорусского рубля и поддержание финансовой стабильности путем проведения эффективной монетарной политики.

     Направления реализации этих задач предусматривают:

     постепенный переход в рамках привязки к корзине  иностранных валют к более  гибкому формированию обменного  курса по мере повышения внутренней и внешней сбалансированности экономики  в целях поддержания конкурентоспособности отечественных производителей и ограничения инфляционных процессов;

     формирование  золотовалютных резервов на уровне, обеспечивающем экономическую безопасность страны;

     совершенствование системы рефинансирования банков, основанной на рыночных условиях формирования цены ресурсов, что позволит повысить эффективность процентной политики и снизить процентные риски для банковской системы;

     поддержание процентных ставок на положительном  уровне, обеспечивающем сохранность  и привлекательность ресурсов в  национальной валюте, а также доступность  банковского кредита для нефинансового  сектора экономики.

     В результате названных действий будет  обеспечена стабильность курса белорусского рубля к корзине валют в коридоре плюс (минус) 10 процентов, ставка рефинансирования Национального банка будет снижена до 6 – 8 процентов к концу пятилетия. Предполагается, что  
к 2015 году прирост индекса потребительских цен не превысит  
5 – 6 процентов.

     Роль  обменного курса в области  регулирования конкурентоспособности  белорусских производителей будет  постепенно уменьшаться в связи  с перемещением в ней акцента  на некурсовые факторы (повышение качественных характеристик продукции, снижение себестоимости, эффективная маркетинговая  политика). Долгосрочная стратегия  на укрепление реального курса белорусского рубля будет способствовать повышению  покупательной способности национальной валюты, стимулировать процесс трансформации  валютных сбережений населения и  хозяйствующих субъектов (включая  наличную валюту, которая хранится вне банковской системы) в рублевые вклады и их вовлечение в хозяйственный  оборот.

     Стратегическими направлениями развития банковской системы Республики Беларусь остаются повышение устойчивости банков, доверия  к ним со стороны национальных и иностранных инвесторов и вкладчиков, интеграция банков в региональную и  мировую банковскую систему.

     Реализация  указанных направлений будет  обеспечиваться посредством:

  • совершенствования политики государства в развитии банковского сектора, повышения эффективности институциональной и функциональной структур банковской системы;
  • совершенствования корпоративного управления;
  • повышения конкуренции в банковском секторе;
  • увеличения капитала и ресурсной базы банков, оптимизации структуры их пассивов и активов;

     расширения  состава и улучшения качества банковских услуг, развития информационных и новых банковских технологий. Валовые  кредиты банков увеличатся в 2,9 раза.

     Предусматривается сохранить за государством контрольный  пакет акций АСБ «Беларусбанк», ОАО «Белагропромбанк», ОАО «Белинвестбанк».

     В условиях экономики переходного  периода проблемы определения направлений, выбора и реализации инструментов денежно-кредитной  политики особенно сложны в связи  с тем, что рыночные механизмы  экономического регулирования, как  правило, в недостаточной степени  отработаны, а банковская система  не обладает существенным финансовым и организационно-технологическим  потенциалом. Кроме того, специфика  социально-политической ситуации, деловая  культура, сложившиеся стереотипы отношений  между различными социальными группами также в значительной степени  определяют спектр возможных альтернатив  как социально-экономической политики в целом, так и денежно-кредитной  в частности, эффективность (неэффективность) тех или иных форм организации  и инструментов регулирования экономических  процессов.

     Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко 19 ноября подписал Указ № 597 «Об утверждении  Основных направлений  денежно-кредитной  политики Республики Беларусь на 2011 год».  
Денежно-кредитные показатели на 2011 год рассчитаны исходя из прогноза основных параметров социально-экономического развития Республики Беларусь. При изменении в течение 2011 года указанных параметров монетарные показатели будут изменяться в соответствующих пропорциях. 
На 2011 год Национальным банком предусматриваются: 
привязка курса белорусского рубля к корзине иностранных валют (доллару США, евро и российскому рублю); 
изменение курса белорусского рубля к стоимости корзины иностранных валют в рамках коридора плюс/минус 8% от центрального значения, равного стоимости корзины, сложившейся к началу 2011 года; 
установление ставки рефинансирования на уровне 8-10% годовых при прогнозируемом росте индекса потребительских цен (инфляции) на 7,5-8,5%. При этом предполагается, что процентные ставки по новым рублевым кредитам нефинансовому сектору составят 11-13% годовых, по новым срочным рублевым депозитам в банках – 9-11% годовых. 
В 2011 году прирост активов банковского сектора и наращивание ресурсной базы (пассивов) банков прогнозируется на уровне 21-22%. 
Требования банков к экономике в общем объеме активных операций банков возрастут на 24-25 % и составят 58 % к ВВП.

     Макроэкономическая  ситуация в январе-июле 2011 г. характеризуется  сохранением, несмотря на некоторое замедление, высоких темпов роста реального ВВП на фоне еще более высокого роста его инфляционной составляющей. Показатели, характеризующие факторы внутреннего спроса, росли еще более высокими темпами по сравнению с ростом ВВП.

     Нарастание  инфляционных процессов во многом была связано с высокой динамикой внутреннего спроса в сочетании с ослаблением белорусского рубля к иностранным валютам в условиях отсутствия эффективного антимонопольного законодательства и действия ряда других факторов.

     Несмотря  на улучшение в целом финансовых показателей коммерческих организаций, выразившееся, прежде всего, в значительном росте реальных продаж и прибыли, в экономике остается значительным сегмент предприятий, испытывающих постоянные финансовые трудности, имеющих просроченную кредиторскую задолженность.

     Стимулирование  внутреннего спроса при сохраняющейся  высокой материалоемкости и импортоемкости национальной экономики, ее сильной зависимости от внешних факторов на фоне внешнего энергетического шока и ажиотажного спроса населения на автомобили обусловили негативные тенденции во внешней торговле. В условиях незначительного притока прямых иностранных инвестиций наблюдаемый внешнеторговый разрыв покрывался в начале 2011 г. за счет использования золотовалютных резервов страны и увеличения внешней задолженности при усилении напряженности на валютном рынке.

     Объем валового внутреннего  продукта в январе-июле 2011 г. составил 126,2 трлн. рублей и увеличился в сопоставимых ценах к уровню января-июля 2010 г. на 9,8 процента (прогноз на год - рост на 9-10 процентов), таблица 1.1.

     Энергоемкость ВВП в январе-июне 2011 г. снизилась  на 9,4 процента (прогноз на год - снижение на 6-7 процентов).

     Увеличение  темпов роста валового внутреннего  продукта было обусловлено в основном ростом внутреннего спроса. При этом наблюдается тенденция повышения инфляционной составляющей в росте номинального ВВП. Если по итогам 2010 года темп роста реального ВВП составлял 107,6 процента при дефляторе ВВП в 110,2 процента, то по итогам анализируемого периода эти показатели составляли 109,8 и 136,7 процента соответственно.

     Анализ  статистических партнеров Беларуси по Таможенному союзу свидетельствует о сохранении повышательной тенденции экономического роста в данных странах в 2011 году.

     ВВП в России увеличился в январе-июне 2011 г. на 4,1 процента, в Казахстане - на 6,8 процента.

     Объем розничного товарооборота  в сопоставимых ценах в январе-июле 2011 г. по сравнению с январем-июлем 2010 г. увеличился на 14,9 процента (в январе-июле 2010 г. по сравнению с январем-июлем 2009 г. - на 12,3 процента). Реализация платных услуг населению в январе-июне 2011 г. по сравнению с январем-июнем 2010 г. увеличилась на 8,7 процента (годом ранее - на 8,1 процента). При этом реальная заработная плата и реальные располагаемые денежные доходы населения в январе-июне 2011 г. по сравнению с январем-июнем 2010 г. увеличились на 15,8 и 9,9 процента соответственно (годом ранее - на 8,1 и 5,9 процента соответственно).

     Инвестиции  в основной капитал  в январе-июле 2011 г. увеличились на 23,8 процента (в январе-июле 2010 г. - на 5,5 процента). При этом, капиталовложения в активную часть основных фондов росли наиболее интенсивно при сокращении объемов жилищного строительства.

     Объем промышленного производства в январе-июле 2011 г. увеличился по сравнению с январем-июлем 2010 г. на 10,9 процента (годом ранее - на 10,1 процента). При этом по видам экономической деятельности основной вклад в рост обеспечил обрабатывающий сектор промышленности (темп роста 112,4 процента), а в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды имел место спад (на 2,3 процента).

     Соотношение запасов готовой продукции и  среднемесячного объема производства на 1 августа 2011 г. составило 53,9 процента (на 1 августа 2010 г. - 59,3 процента). При  этом выше среднемесячного объема производства запасы готовой продукции сложились по производству транспортных средств и оборудованию (193,5 процента), производству кожи, изделий из кожи и производству обуви (165,6 процента), текстильному и швейному производству (145,2 процента), производству фармацевтической продукции (142,6 процента) и производству электрооборудования, электронного и оптического оборудования (101,1 процента).

     Производство  продукции сельского  хозяйства в январе-июле 2011 г. по сравнению с январем-июлем 2010 г. снизилось в сопоставимых ценах на 3,6 процента (в январе-июле 2010 г. по сравнению с январем-июлем 2009 г. выросло на 8,8 процента), в том числе в организациях, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность, - снизилось на 3,5 процента. При этом реализация скота и птицы на убой увеличилась на 5,6 процента, производство молока - на 0,3 процента, яиц - на 6,1 процента.

     Объем перевозок грузов увеличился на 10,6 процента (в январе-июле 2010 г. - на 12,7 процента). При этом объем грузооборота увеличился на 9,3 процента (в январе-июле 2010 г. - на 11,7 процента). Объем пассажирооборота увеличился на 3,5 процента (в январе-июле 2010 г. - на 4,1 процента).

     Конъюнктура на внешних рынках в январе-июне 2011 г. по сравнению с январем-июнем 2010 г. характеризовалась ростом цен как на экспортируемые, так и на импортируемые товары. Так, средние цены экспорта возросли на 25,5 процента, а импорта - на 15,9 процента. При этом физический объем экспорта товаров увеличился на 29,3 процента, а импорта - на 32,5 процента. В целом в январе-июне 2011 г. отрицательное сальдо торговли товарами и услугами составило 3010 млн. долларов США или 10,8 процента ВВП (в январе-июне 2010 г. - процента).

Информация о работе Фискальная и денежно-кредитная политика: относительная эффективность