Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 19:40, курсовая работа
Нынешний период времени характеризуется глобальным кризисом, который, к сожалению, не обошел и нас. Республика Беларусь сильным этапом этого кризиса в 2011 году, который ознаменовался уже двумя девальвациями в среднем по 50% и постоянной движущей инфляцией. Однако мы пока с этим боремся не совсем успешно, но уже сальдо нашей страны вышло на положительный результат.
Введение
1 Понятие, цели и инструменты фискальной политики
2 Понятие и цели денежно – кредитной политики
3 Взаимосвязь фискальной и кредитно-денежной политики, относительная эффективности
4 Особенности монетарной и фискальной политики Республики Беларусь на современном этапе
4.1 Фискальная политика
4.2 Монетарная политика
повышение эффективности управления государственными финансами;
диверсификация
финансовых инструментов заимствований
и повышение эффективности
совершенствование системы управления долгом в органах местного управления и самоуправления.
Реализация
указанных направлений
Фундаментальные проблемы, характеризующие текущее состояние бюджетной системы, заключается в следующем:
Все перечисленные проблемы требуют серьезной реформы бюджетного законодательства Республики Беларусь.
Для
достижения этих целей Беларуси потребуется
поэтапная реализация комплекса
мер как в части
Впроекте президентского указа об уточнении показателей бюджета на 2011 год предусмотрено ограничить его дефицит на уровне 0,6% к ввП. При этом республиканский бюджет будет исполнен с дефицитом не более 1,4% к ББП - снижение с 6 до 3,3 трлн. рублей. Местные бюджеты, с учетом необходимости исполнения обязательств по гарантиям перед банками, должны обеспечить исполнение бюджета с профицитом 1% к ББП.
ЗА СЕМЬ месяцев текущего года консолидированный бюджет (совокупность республиканского и местных бюджетов) исполнен с профицитом 2,7 трлн. рублей или 2,1% к ВВП. С учетом Фонда социальной защиты населения превышение доходов над расходами составило 4,4 трлн. рублей или 3,5% к ВВП.
Профицит сформировался в результате опережающего поступления доходов, а также жесткой экономии текущих расходов в бюджетных организациях и инвентаризации государственных капитальных вложений. Кроме того, правительством были установлены лимиты расходов бюджетов областей и г. Минска на уровне утвержденных бюджетов. Совокупный вклад бюджетно-налоговой политики в реализацию мер макроэкономической стабилизации за этот период оценивается в 1,7 млрд. долларов США.
Максимально было ограничено приобретение импортного оборудования, за исключением медицинского. Практически было остановлено проведение текущих ремонтов, кроме оплаты аварийных и других безотлагательных работ.
|
ВВП за Январь-июль -126 247,9 млрд. рублей.
Все
остальные текущие расходы
В нынешних условиях такое связывание денежной массы - один из факторов достижения сбалансированности экономики, предотвращения дополнительного роста инфляции, сдерживания спроса на иностранную валюту. Бюджетные ограничения важно сохранить до конца года.
В СООТВЕТСТВИИ с проведенными оценками доходы бюджета в 2011 году увеличатся на 15,6 трлн. рублей до 71,1 трлн., расходы - на 11 трлн. до 72,5 трлн. рублей.
В целом за год на рост доходов бюджета по сравнению с запланированным уровнем окажут следующие факторы:
1.
инфляционно-девальвационный
Кроме того, в целях увеличения доходной части бюджета правительством подготовлены следующие предложения, учтенные при уточнении бюджета:
НА УВЕЛИЧЕНИЕ расходов бюджета во втором полугодии повлияют следующие составляющие:
1. индексация
доходов работников
бюджетной сферы;
2. рост бюджетных обязательств по компенсации части процентных ставок по кредитам банков. С одной стороны это связано с увеличением ставки рефинансирования, с другой - с ростом потребности в кредитовании организаций АПК;
3. значительный рост расходов на обслуживание внешнего государственного долга и платежей в рамках участия Беларуси в интеграционных объединениях. Доля этих расходов в консолидированном бюджете по сравнению с 2008-м докризисным годом возростает почти на 19 процентных пунктов.
Кроме этого, дополнительное давление на расходы бюджетных организаций продолжит оказывать рост цен на питание, оплату коммунальных, транспортных и других услуг. Изменение валютного курса автоматически ведет к росту расходов на оплату критического импорта, а в бюджете таких расходов немало. Это медикаменты, оборудование, также преимущественно медицинское. Только по этим двум позициям дополнительная потребность в средствах по республиканскому бюджету составляет более 200 млрд. рублей. В случае девальвации она возрастет пропорционально изменению курса.
В проекте Указа расходы бюджета на субсидирование услуг ЖКХ и транспорта запланированы исходя из того, что население за счет платы по тарифам в текущем году возместит затраты на оказание этих услуг на уровне 30% и 70% соответственно. Напомню, что на 1 июля население оплачивало только около 22% затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг и 47% затрат транспортных организаций, а по итогам 2010 года - 29,3% и 51,7% соответственно. Уже сейчас ЖКХ и транспорт испытывают серьезный недостаток средств. В этой связи, с учетом проводимой индексации доходов населения, назрела необходимость повышения тарифов.
МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ
Достаточно хорошо складывается исполнение местных бюджетов. В 2011 году их собственные доходы увеличатся на 4,4 трлн. рублей по сравнению с утвержденным уровнем. Эти ресурсы в первоочередном порядке будут направлены на исполнение обязательств местных органов власти перед банками по кредитам.
В настоящее время значительны объемы гарантий, которые облисполкомы накопили по кредитам банков, выданным предприятиям различных отраслей национальной экономики, прежде всего в АПК. В рамках уточнения бюджета предусматривается, что все дополнительные доходы местных бюджетов будут направляться на исполнение обязательств по таким долгам. Это позволит улучшить долговую устойчивость местных бюджетов, создать предпосылки для поэтапного финансового оздоровления кредитополучателей. Такая мера позволит также обеспечить банки ресурсами для дальнейшего кредитования экономики.
Оставшаяся часть дополнительных доходов должна использоваться местными властями на финансирование дополнительных первоочередных расходов бюджета, возросших под влиянием инфляционных и девальвационных факторов - индексация заработной платы работников бюджетной сферы, коммунальные услуги, увеличение расходов на адресную социальную помощь, медикаменты, увеличение денежных норм на питание, дополнительное субсидирование ЖКХ и транспорта.
Недостаток ресурсов на финансирование первоочередных расходов будет восполнен за счет увеличения дотаций и целевых трансфертов из республиканского бюджета.
При оценке расходов местных бюджетов до конца текущего года использованы те же подходы, что и при уточнении республиканского бюджета. В частности, проиндексированы текущие расходы с учетом прогнозных темпов роста цен на товары и услуги, заработная плата. При этом предусматривается 30-процентное снижение капитальных расходов, а также расходов на благоустройство населенных пунктов и иных непервоочередных бюджетных трат. При сокращении капитальных расходов учтена необходимость реализации социально значимых проектов, осуществляемых по поручению Главы государства и правительства.
Проект
Указа предусматривает
СОЦИАЛЬИЫЕ ГАРАНТИИ
В связи с изменением макроэкономической ситуации в целях компенсации социальных последствий в текущем
году.
Предлагается реализовать следующие меры по социальной защите населения:
1. в сентябре оказать помощь в размере 500 тыс. рублей на каждого работника бюджетной сферы, включая военнослужащих и государственных служащих, а также неработающим пенсионерам на сезонную закупку продовольственных товаров, традиционно заготавливаемых на осенне-зимний период;
Информация о работе Фискальная и денежно-кредитная политика: относительная эффективность