Фискальная и денежно-кредитная политика: относительная эффективность

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 19:40, курсовая работа

Описание работы

Нынешний период времени характеризуется глобальным кризисом, который, к сожалению, не обошел и нас. Республика Беларусь сильным этапом этого кризиса в 2011 году, который ознаменовался уже двумя девальвациями в среднем по 50% и постоянной движущей инфляцией. Однако мы пока с этим боремся не совсем успешно, но уже сальдо нашей страны вышло на положительный результат.

Содержание

Введение

1 Понятие, цели и инструменты фискальной политики

2 Понятие и цели денежно – кредитной политики

3 Взаимосвязь фискальной и кредитно-денежной политики, относительная эффективности

4 Особенности монетарной и фискальной политики Республики Беларусь на современном этапе

4.1 Фискальная политика

4.2 Монетарная политика

Работа содержит 1 файл

фискальная и денежно-кредитная ролитика относительная эффективность.docx

— 310.39 Кб (Скачать)

     повышение эффективности управления государственными финансами;

     диверсификация  финансовых инструментов заимствований  и повышение эффективности использования  государственных займов;

     совершенствование системы управления долгом в органах  местного управления и самоуправления.

     Реализация  указанных направлений бюджетно-налоговой  политики позволит довести долю налоговых доходов консолидированного бюджета в ВВП до 25,4 процента, уменьшить дефицит консолидированного бюджета до 1,5 процента от ВВП.

     Фундаментальные проблемы, характеризующие текущее  состояние бюджетной системы, заключается  в следующем:

  1. Формирование государственного бюджета продолжает осуществляться, в общем и целом, по методу «от достигнутого». Взаимодействие с ведомствами, регионами и законодательной  властью, которое определяет бюджетные параметры, носит характер субъективного торга, не основанного на оценке эффективности бюджетных расходов. Этот торг (вместо объективного анализа экономической целесообразности) определяет в конечном итоге выбор и объемы финансируемых и  нефинансируемых обязательств государства.
  2. Несмотря на определенные достижения в  направлении создания эффективной системы управления государственными финансами, все ее элементы функционируют с низкой степенью эффективности. Это относится и к межбюджетным отношениям, и ко всему бюджетному процессу, включая стадии формирования бюджетной политики, исполнения бюджета, учета и контроля, прозрачности бюджетов и процедур принятия бюджетных решений, управления долгом и активами. Принятие новой редакции Закона РБ «О бюджетной системе в РБ» не решило всех назревших проблем. [7, c.361]
  3. Хотя процесс исполнения бюджетов заметно улучшился в последнее время благодаря становлению казначейской системы, проблемы в этой области еще довольно велики. Казначейская система позволила упорядочить расходование средств в соответствии с ежегодно принимаемыми законами в основном на республиканском уровне за счет установления внутригодовых постатейных лимитов расходов, а также регистрации контрактов на поставку товаров и услуг, заключаемых бюджетополучателями. Усилен также текущий контроль за целевым расходованием средств бюджетными организациями. Однако в ряде случаев регулирующие эти процессы акты Министерства финансов не учитывают реальную экономическую ситуацию и в конечном итоге препятствуют эффективному расходованию средств.
  4. Качество бюджетного контроля, осуществляемого как контрольно- ревизионными органами Министерства финансов, так и тем более службами ведомственного контроля, остается пока явно недостаточным.
  5. Управление государственным долгом продолжает осуществляться главным образом исходя из бюджетных потребностей и необходимости финансовой поддержки нерентабельных отраслей без надлежащего учета воздействия рынка государственного долга на сбережения и частные инвестиции, а также без достаточного внимания к эффективности различных долговых инструментов.

     Все перечисленные проблемы требуют  серьезной реформы бюджетного законодательства Республики Беларусь.

     Для достижения этих целей Беларуси потребуется  поэтапная реализация комплекса  мер как в части совершенствования  бюджетного законодательства, так и  конкретных решений текущей фискальной политики:

  1. Осуществление структурной перестройки экономики, ликвидация бесперспективных убыточных предприятий, масштабное развитие наукоемких отраслей;
  2. Обеспечение роста инвестиций в основной капитал за пятилетие в 2 – 2,2 раза по сравнению с предыдущей пятилеткой. Уже сейчас из-за недостатка инвестиций достиг критического уровня (70-80%) физический и моральный износ активной части основных производственных фондов;
  3. Снижение уровня налоговой нагрузки. Необходимо уменьшить налоги, взимаемые с выручки от реализации продукции, работ, услуг, налоговую нагрузку на фонд оплаты труда. [9, c.258-259]

     Впроекте  президентского указа об уточнении  показателей бюджета на 2011 год предусмотрено ограничить его дефицит на уровне 0,6% к ввП. При этом республиканский бюджет будет исполнен с дефицитом не более 1,4% к ББП - снижение с 6 до 3,3 трлн. рублей. Местные бюджеты, с учетом необходимости исполнения обязательств по гарантиям перед банками, должны обеспечить исполнение бюджета с профицитом 1% к ББП.

     ЗА  СЕМЬ месяцев текущего года консолидированный бюджет (совокупность республиканского и местных бюджетов) исполнен с профицитом 2,7 трлн. рублей или 2,1% к ВВП. С учетом Фонда социальной защиты населения превышение доходов над расходами составило 4,4 трлн. рублей или 3,5% к ВВП.

     Профицит  сформировался в результате опережающего поступления доходов, а также жесткой экономии текущих расходов в бюджетных организациях и инвентаризации государственных капитальных вложений. Кроме того, правительством были установлены лимиты расходов бюджетов областей и г. Минска на уровне утвержденных бюджетов. Совокупный вклад бюджетно-налоговой политики в реализацию мер макроэкономической стабилизации за этот период оценивается в 1,7 млрд. долларов США.

     Максимально было ограничено приобретение импортного оборудования, за исключением медицинского. Практически было остановлено проведение текущих ремонтов, кроме оплаты аварийных и других безотлагательных работ.

            Доходы      Расходы      Дефицит (профицит)
 
     годовой план
     факт      годовой план      факт      годовой план      факт
     Консолидированный бюджет      55,9      38,1      62,6      35,4      -6,7      2,7
     в % к ВВП             30,2 %             28,0%             2,1%
     Республиканский бюджет      33,6      22,8      40,2      21,5      -6,6      1,3
     в % к ВВП             18,1 %             17,0%             1,0%
     Местные бюджеты      34,5      22,1      34,1      20,4      0,3      1,7
     в % к ВВП             17,5 %             16,2%             1,3%
     Бюджет  ФСЗН      20,6      14,6      20,5      12,9      0,2      1,7
     в % к ВВП             11,5 %             10,2%             1,3%
     Бюджет  сектора госуправления      76,5      52,6      83,0      48,2      -6,5      4,4
     в % к ВВП             41,7 %             38,2%             3,5%

     ВВП за Январь-июль -126 247,9 млрд. рублей.

     Все остальные текущие расходы финансировались исходя из минимально необходимого для обеспечения бесперебойного функционирования бюджетных организаций уровня. Так, исполнение капитальных расходов составило 39% к плану (3,3 трлн. рублей из предусмотренных на год 8,5 трлн. рублей). С использованием аналогичных подходов до конца текущего года возможности по сокращению капитальных расходов оцениваются на уровне 1,4 трлн. рублей за счет Госинвестпрограммы на 0,7 трлн. рублей (или на 30%) и других капитальных расходов бюджетных организаций на 0,7 трлн. рублей.

     В нынешних условиях такое связывание денежной массы - один из факторов достижения сбалансированности экономики, предотвращения дополнительного роста инфляции, сдерживания спроса на иностранную валюту. Бюджетные ограничения важно сохранить до конца года.

     В СООТВЕТСТВИИ с проведенными оценками доходы бюджета в 2011 году увеличатся на 15,6 трлн. рублей до 71,1 трлн., расходы - на 11 трлн. до 72,5 трлн. рублей.

     В целом за год на рост доходов бюджета по сравнению с запланированным уровнем окажут следующие факторы:

     1. инфляционно-девальвационный прирост  налоговой базы (дополнительные доходы составят около 9,1 трлн. рублей);

  1. неучтенные в бюджете доходы в виде вывозных таможенных пошлин на нефть, добытую на территории Беларуси (2,9 трлн. рублей);
  2. прирост поступлений таможенных пошлин на импортные легковые автомобили (0,9 трлн. рублей);
  3. повышение с 1 июня 2011 года ставки вывозной таможенной пошлины на калийные удобрения (0,6 трлн. рублей с даты повышения);
  4. увеличение доходов местных бюджетов в результате установления повышающих коэффициентов к ставкам налогов на собственность (0,6 трлн. рублей).

     Кроме того, в целях увеличения доходной части бюджета правительством подготовлены следующие предложения, учтенные при уточнении бюджета:

  • изъятие части прибыли отдельных высокорентабельных предприятий на сумму 1,3 трлн. рублей;
  • повышение с 1 сентября ставок акцизов на алкогольную продукцию и табачные изделия с учетом того, что цена на них в нашей стране явно занижена. Дополнительные поступления от повышения акцизов составят около 0,25 трлн. рублей.

     НА  УВЕЛИЧЕНИЕ расходов бюджета во втором полугодии повлияют следующие составляющие:

     1. индексация доходов работников 
бюджетной сферы;

      2. рост бюджетных обязательств по компенсации части процентных ставок по кредитам банков. С одной стороны это связано с увеличением ставки рефинансирования, с другой - с ростом потребности в кредитовании организаций АПК;

     3. значительный рост расходов на  обслуживание внешнего государственного долга и платежей в рамках участия Беларуси в интеграционных объединениях. Доля этих расходов в консолидированном бюджете по сравнению с 2008-м докризисным годом возростает почти на 19 процентных пунктов.

     Кроме этого, дополнительное давление на расходы бюджетных организаций продолжит оказывать рост цен на питание, оплату коммунальных, транспортных и других услуг. Изменение валютного курса автоматически ведет к росту расходов на оплату критического импорта, а в бюджете таких расходов немало. Это медикаменты, оборудование, также преимущественно медицинское. Только по этим двум позициям дополнительная потребность в средствах по республиканскому бюджету составляет более 200 млрд. рублей. В случае девальвации она возрастет пропорционально изменению курса.

     В проекте Указа расходы бюджета  на субсидирование услуг ЖКХ и  транспорта запланированы исходя из того, что население за счет платы по тарифам в текущем году возместит затраты на оказание этих услуг на уровне 30% и 70% соответственно. Напомню, что на 1 июля население оплачивало только около 22% затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг и 47% затрат транспортных организаций, а по итогам 2010 года - 29,3% и 51,7% соответственно. Уже сейчас ЖКХ и транспорт испытывают серьезный недостаток средств. В этой связи, с учетом проводимой индексации доходов населения, назрела необходимость повышения тарифов.

     МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ

     Достаточно  хорошо складывается исполнение местных бюджетов. В 2011 году их собственные доходы увеличатся на 4,4 трлн. рублей по сравнению с утвержденным уровнем. Эти ресурсы в первоочередном порядке будут направлены на исполнение обязательств местных органов власти перед банками по кредитам.

     В настоящее время значительны  объемы гарантий, которые облисполкомы накопили по кредитам банков, выданным предприятиям различных отраслей национальной экономики, прежде всего в АПК. В рамках уточнения бюджета предусматривается, что все дополнительные доходы местных бюджетов будут направляться на исполнение обязательств по таким долгам. Это позволит улучшить долговую устойчивость местных бюджетов, создать предпосылки для поэтапного финансового оздоровления кредитополучателей. Такая мера позволит также обеспечить банки ресурсами для дальнейшего кредитования экономики.

     Оставшаяся  часть дополнительных доходов должна использоваться местными властями на финансирование дополнительных первоочередных расходов бюджета, возросших под влиянием инфляционных и девальвационных факторов - индексация заработной платы работников бюджетной сферы, коммунальные услуги, увеличение расходов на адресную социальную помощь, медикаменты, увеличение денежных норм на питание, дополнительное субсидирование ЖКХ и транспорта.

     Недостаток  ресурсов на финансирование первоочередных расходов будет восполнен за счет увеличения дотаций и целевых трансфертов из республиканского бюджета.

     При оценке расходов местных бюджетов до конца текущего года использованы те же подходы, что и при уточнении республиканского бюджета. В частности, проиндексированы текущие расходы с учетом прогнозных темпов роста цен на товары и услуги, заработная плата. При этом предусматривается 30-процентное снижение капитальных расходов, а также расходов на благоустройство населенных пунктов и иных непервоочередных бюджетных трат. При сокращении капитальных расходов учтена необходимость реализации социально значимых проектов, осуществляемых по поручению Главы государства и правительства.

     Проект  Указа предусматривает доведение контрольных показателей по уровню профицита местных бюджетов. Обеспечив его по итогам 2011 года, консолидированный бюджет станет бездефицитным. 

     СОЦИАЛЬИЫЕ  ГАРАНТИИ

     В связи с изменением макроэкономической ситуации в целях компенсации социальных последствий в текущем

     году.

     Предлагается  реализовать следующие меры по социальной защите населения:

     1. в сентябре оказать помощь  в размере 500 тыс. рублей на каждого работника бюджетной сферы, включая военнослужащих и государственных служащих, а также неработающим пенсионерам на сезонную закупку продовольственных товаров, традиционно заготавливаемых на осенне-зимний период;

  1. с 1 октября - повысить тарифную ставку первого разряда;
  2. с 1 ноября - увеличить размер пенсий в соответствии с законодательством;
  3. с 1 сентября т.г. - изменить подходы к исчислению стипендий. Подготовленпроект Указа Президента «О социальной поддержке обучающихся», которым все виды стипендий устанавливаются в размерах, кратных тарифной ставке первого разряда. Это позволит упростить порядок исчисления стипендий и будет способствовать их оперативному перерасчету. Повышение тарифной ставки первого разряда повлечет за собой и перерасчет размеров стипендий;
  4. с 1 ноября с учетом инфляции - повысить бюджет прожиточного минимума. Соответствующее повышение ожидает пенсии, пособия, другие социальные выплаты, исчисляемые в соответствии с законодательством исходя из бюджета прожиточного минимума;
  5. в IV квартале в два раза повысить единовременные пособия при рождении детей в соответствии с Национальной программой демографической безопасности на 2011-2015 годы, утвержденной Указом Президента от 11 августа 2011 года № 357;
  6. увеличить в бюджете ассигнования на оказание адресной социальной помощи наиболее уязвимым в финансовом плане категориям работников.

Информация о работе Фискальная и денежно-кредитная политика: относительная эффективность