Фискальная и денежно-кредитная политика: относительная эффективность

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 19:40, курсовая работа

Описание работы

Нынешний период времени характеризуется глобальным кризисом, который, к сожалению, не обошел и нас. Республика Беларусь сильным этапом этого кризиса в 2011 году, который ознаменовался уже двумя девальвациями в среднем по 50% и постоянной движущей инфляцией. Однако мы пока с этим боремся не совсем успешно, но уже сальдо нашей страны вышло на положительный результат.

Содержание

Введение

1 Понятие, цели и инструменты фискальной политики

2 Понятие и цели денежно – кредитной политики

3 Взаимосвязь фискальной и кредитно-денежной политики, относительная эффективности

4 Особенности монетарной и фискальной политики Республики Беларусь на современном этапе

4.1 Фискальная политика

4.2 Монетарная политика

Работа содержит 1 файл

фискальная и денежно-кредитная ролитика относительная эффективность.docx

— 310.39 Кб (Скачать)

     Содержание

     Введение

     1 Понятие, цели и инструменты  фискальной политики

     2 Понятие и цели денежно –  кредитной политики

     3 Взаимосвязь фискальной и кредитно-денежной  политики, относительная эффективности

     4 Особенности монетарной и фискальной политики Республики Беларусь на современном этапе

     4.1 Фискальная политика

     4.2 Монетарная политика 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Нынешний  период времени характеризуется  глобальным кризисом, который, к сожалению, не обошел и нас. Республика Беларусь сильным этапом этого кризиса  в 2011 году, который ознаменовался  уже двумя девальвациями в  среднем по 50% и постоянной движущей инфляцией. Однако мы пока с этим боремся не совсем успешно, но уже сальдо нашей страны вышло на положительный результат.

     Фискальная  и монетарная политики является очень  сильным оружием. Некоторые экономисты утверждают, что это, подобно атомной  бомбе, слишком мощное оружие, чтобы  позволить отдельным лицам и  правительствам играть с ним; так  что было бы лучше, если бы они никогда  не применялись.

     Тем не менее, совершенно несомненно, что, подобно тому, как ни одна нация  не будет сидеть, сложа руки, позволив чуме косить население, точно так  же в каждой стране есть меры, которые  всегда вступают в игру, как только начинает разворачиваться депрессия. Эти меры призваны «стимулировать»  или «сдерживать» развитие экономики, управлять экономическими циклами  и колебаниями.

     Актуальность  данной курсовой работы заключается  в том, что основными факторами  влияющие на экономику является фискальная и монетарная политика. Ведь достаточно ничтожная ошибка в какой-нибудь из этих политик может привести экономику  в упадок. Умение находить и общую эффективность и поможет стране выйти из экономического кризиса.

     В соответствии с поставленной целью, задачами данной работы будут:

  1. Понятие и цели фискальной и монетарной политики;
  2. Взаимосвязь фискальной и кредитно-денежной политики, относительная эффективности;
  3. Особенности монетарной и фискальной политики  Республики Беларусь на современном этапе.

     В процессе написания курсовой работы были использованы учебные пособия  по макроэкономике, статьи из периодических  и справочных изданий по бюджетной  и налоговой политике Республики Беларусь, а также официальный  сайт Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Понятие, цели  и инструменты  фискальной политики

     Под фискальной политикой подразумевается  воздействие государства на экономическую  конъюнктуру посредством изменения  объема государственных  расходов и  налогообложения. Поскольку осуществление государственных расходов означает использование средств государственного бюджета, а налоги являются основным источником его пополнения, фискальная политика сводится к манипулированию государственным бюджетом.

     Фискальная  политика может как благотворно, так и негативно воздействовать на стабильность национальной экономики. В случае если правительство применяет  инструменты фискальной политики для  сглаживания колебания выпуска  продукции в ходе экономического цикла, поддержания занятости и  стабильности цен, используется политика стабилизации. Главной задачей в  данном случае приближение объекта совокупного дохода к его потенциальному уровню. Увеличение фактических объемов совокупного дохода служит целью политики экономического роста, а уменьшение совокупного дохода по сравнению с его потенциальным уровнем – целью политики ограничения деловой активности.

     Одна  из важнейших задач фискальной политики состоит в поиске источников и  способов формирования централизованных государственных денежных фондов, средств, позволяющих реализовать цели экономической  политики. Посредством проведения финансово-бюджетной  политики государство регулирует глобальные экономические процессы в стране, поддерживает устойчивость финансов, денежного обращения, обеспечивает финансирование государственного сектора, способствует лучшему использованию  производственно-экономического и  научно-технического потенциала. Инструменты  фискальной политики используются государством, чтобы оказать влияние на совокупный спрос и совокупное предложение, воздействуя тем самым на общую  экономическую конъюнктуру, способствовать стабилизации экономической ситуации, проводить антициклические меры, противодействующие чрезмерным колебаниям экономических параметров, угрожающим возникновением кризисных явлений

     Материальной  основой проведения фискальной политики служит сосредоточение в руках государства  натурально-вещественных и финансовых ресурсов, которые перераспределяются между юридическими и физическими  лицами в государственных интересах. По существу фискальная политика сводится к формированию и расходованию государственных  средств через налоговую и  бюджетную системы. Поэтому фискальную политику можно интерпретировать как  налогово-бюджетную политику.

     Методы  финансового регулирования подразделяются на прямые и косвенные. К прямым относятся  методы бюджетного регулирования: субсидии (что означает помощь, поддержка), дотации (дар, пожертвование), трансферты (перенесение, перевод). Косвенными являются методы использования элементов налоговой  системы.

     Косвенные методы являются наиболее тонкими и  сложными инструментами экономического регулирования. Наиболее распространенными  методами поощрения деловой активности и определенных видов деятельности являются налоговые льготы. К ним  относят также механизм ускоренной амортизации, скидки на истощение недр и инвестиционный налоговый кредит.

     Фискальную  политику в зависимости от механизма  ее воздействия на изменение экономической  ситуации подразделяют на дискреционную  и недискреционную, или автоматическую.

     Дискреционной фискальной политикой называют специальное применение правительством фискальной системы с целью воздействия на производство, увеличения занятости и уменьшения инфляции.

     Сущность  автоматической фискальной политики заключается в использовании встроенных стабилизаторов, под которыми понимают свойства фискальной системы уменьшать негативные последствия экономических колебаний без необходимости принятия каких-либо решений со стороны правительства.

     В зависимости от цели проводится стимулирующая  или сдерживающая фискальная политика. В периоды спада производства необходимо увеличивать государственные  расходы, снижать налоги или делать и то и другое, т.е. проводить стимулирующую (экспансионистскую) политику. В краткосрочном  периоде она смягчает экономический  цикл. В краткосрочном периоде  она смягчает экономический цикл. В долгосрочном – снижение налогов  может привести к стимулированию экономического роста. Так было в 80-е  годы в развитых странах, где налоговые  реформы, в результате которых были снижены ставки налога на прибыль  корпораций, подоходного налога, способствовали подъему экономики.

     В целях снижения темпов инфляции реализуют  сдерживающую (рестрикционистскую) фискальную политику. Она заключается в сокращении государственных расходов, увеличении налогов или в сочетании тех  и других мер. В краткосрочном  периоде сдерживающая политика позволяет  сократить совокупный спрос и  тем самым помогает снижению инфляции спроса. В долгосрочном периоде она  может привести к спаду производства и росту безработицы.

     Фискальная  политика строится на использовании  двух экономических регуляторов: налогов  и государственных расходов. Они  могут применяться в различных  сочетаниях, что дает множество вариантов  воздействия на реальный объем национального  производства и его структуру, на занятость и инфляцию. Оба рычага подчинены одной цели и тесно  связаны между собой.

     Инструментарий  фискальной политики включает: манипуляцию  различными видами налогов и налоговых  ставок, кроме того, трансфертные платежи  и другие виды государственных расходов. Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности  фискальной политики является государственный  бюджет, объединяющий налоги и расходы  в единый механизм.

     Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Государственные закупки, образуют один из компонентов совокупных расходов, а, следовательно, и спроса. Как и частные расходы, государственные  закупки увеличивают уровень  совокупных расходов. Помимо государственных  закупок имеется еще один вид  госрасходов. А именно - трансфертные платежи. Они не включаются в ВНП, однако, они входят и учитываются  в личном доходе и располагаемом  доходе. Объем частного потребления  скорее зависит не от национального, а от располагаемого дохода. Трансфертные платежи косвенно влияют на потребительский  спрос, увеличивая располагаемый доход  домохозяйств. Инструментом отрицательного воздействия на совокупные расходы  являются налоги. Любые налоги означают уменьшение размеров располагаемого дохода. Уменьшение располагаемого дохода в  свою очередь ведет к сокращению не только потребительских расходов, но и сбережений.  
 

     2 Понятие и цели  денежно–кредитной политики

     Под денежно-кредитной (монетарной) политикой  подразумевается совокупность мероприятий , осуществляемых в денежно-кредитной  сфере с целью регулирования  экономики. Разрабатывает и реализует  ее центральный банк страны, который  при этом действует в русле  проводимой правительством экономической  политики. Объектами регулирования  являются денежная масса и связанные  с ней параметры. Основными субъектами денежно-кредитной политики выступают  центральный банк, коммерческие банки  и другие кредитно-финансовые учреждения. Вместе с тем она влияет на положение  практически каждого субъекта, будь то государственное учреждение, фирма  или домохозяйство.

     Суть  денежно-кредитной политики состоит  в воздействии на экономическую  конъюнктуру посредством изменения  количества находящихся в обращение  денег.

     Главная роль в проведение денежно-кредитной  политики принадлежит центральному банку у которого есть три возможности  изменения количества денег:

  • проводить операции на открытом рынке ценных бумаг; покупая последние, банк увеличивает денежную базу, продавая – сокращает ее;
  • изменять норму минимального резервного покрытия: чем норма выше, тем меньше кредитов могут предоставлять коммерческие банки, и это ограничивает количество находящихся в обращение денег;
  • изменять учетную процентную ставку; при ее снижение объем кредитов, а следовательно, и количество денег возрастает, и наоборот.

     Основополагающей  целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующейся  полной занятостью и отсутствием  инфляции. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного  предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости  и уровня цен.

     Обсуждая  направления денежно-кредитной политики, многие экономисты и представители  центральных банков различных государств постоянно ссылаются на шесть  ее основных целей:

  1. Высокий уровень занятости это достойная цель по двум основным причинам: 1. высокий уровень безработицы вызывает усиление нищеты: когда семьи испытывают финансовые трудности, люди теряют самоуважение и повышается уровень преступности (хотя последний вывод весьма спорен); 2. при высокой безработице в экономике много не только незанятых рабочих, но и незадействованных ресурсов (закрытых фабрик и неиспользуемого оборудования), результатом чего служит недопроизводство (снижение ВВП).

     Желательность высокого уровня занятости вполне очевидна. Может казаться, что полная занятость  достигается тогда, когда нет  ни одного рабочего, не имеющего работы, т. е. когда безработица равна  нулю. Но в таком случае игнорируется тот факт, что, например, фрикционная  безработица выгодна экономике. Скажем, рабочий, решивший найти лучшую работу, может оказаться безработным на время ее поиска.

     Вот почему, ставя целью достичь высокого уровня занятости, нужно стремиться не к нулевому уровню безработицы, а  к некоторому ее уровню выше нуля, который  соответствовал бы состоянию полной занятости и обеспечивал равенство  спроса на труд его предложению. Экономисты называют его естественным уровнем  безработицы.

Информация о работе Фискальная и денежно-кредитная политика: относительная эффективность