Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 19:40, курсовая работа
Нынешний период времени характеризуется глобальным кризисом, который, к сожалению, не обошел и нас. Республика Беларусь сильным этапом этого кризиса в 2011 году, который ознаменовался уже двумя девальвациями в среднем по 50% и постоянной движущей инфляцией. Однако мы пока с этим боремся не совсем успешно, но уже сальдо нашей страны вышло на положительный результат.
Введение
1 Понятие, цели и инструменты фискальной политики
2 Понятие и цели денежно – кредитной политики
3 Взаимосвязь фискальной и кредитно-денежной политики, относительная эффективности
4 Особенности монетарной и фискальной политики Республики Беларусь на современном этапе
4.1 Фискальная политика
4.2 Монетарная политика
Исходя из всех этих объяснений, можно сделать вывод о том, что все цели взаимосвязаны друг с другом и достигаются только при осуществлении каждой из них.
К преимуществам монетарной политики можно отнести:
1.
Отсутствие внутреннего лага. Внутренний
лаг представляет собой период
времени между моментом
2.
Отсутствие эффекта вытеснения.
В отличие от стимулирующей
фискальной политики
3.
Эффект мультипликатора.
Недостатки монетарной политики следующие:
1) возможность инфляции. Стимулирующая монетарная политика, т.е. рост предложения денег, ведет к инфляции даже в краткосрочном, а тем более в долгосрочном периоде. Поэтому представители кейнсианского направления утверждают, что монетарная политика может использоваться лишь при перегреве (инфляционном разрыве) экономики, т.е. рассматривают возможность проведения только сдерживающей монетарной политики, а при рецессии, по их мнению, должна использоваться стимулирующая фискальная, а не монетарная политика;
2)
наличие внешнего лага в связи
со сложностью и возможными
сбоями в механизме денежной
трансмиссии. Внешний лаг
3) наличие побочных эффектов, вызываемых изменением предложения денег, которые также снижают эффективность монетарной политики. Так, если центральный банк увеличивает денежную массу, то ставка процента падает, т.е. снижаются альтернативные издержки хранения наличных денег. В этих условиях население может предпочесть перевести средства с депозитов в наличность, что уменьшит норму депонирования (коэффициент cr, равный отношению наличности к депозитам (cr = C/D)).
4)
противоречивость целевых
5)
потеря центральным банком
3 Взаимосвязь фискальной и кредитно-денежной политики, относительная эффективности
Расхождения
между неокейнсианцами и
Монетаристы (как и неоклассики) утверждают, что рыночное хозяйство в условиях полного использования всех ресурсов автоматически стремится к поддержанию равновесного состояния, что там безотказно действуют некие встроенные «пружины» и «стабилизаторы» экономического развития. Отсюда рецепт для государственной политики: поменьше вмешательства в процессы воспроизводства, так как это только приносит вред и разрушает индивидуальную свободу.
В то же время неокейнсианцы заявляют, что внутренние механизмы рыночного хозяйства не в силах вывести экономику из длительных периодов застоя и кризисов, поэтому они пропагандируют активную политику государственного регулирования рыночного хозяйства.
Макроэкономическая модель монетаристов отводит приоритетную роль в регулировании совокупного спроса денежной или монетарной политике государства, тогда как неокейнсианцы подчеркивают, наряду с денежной, важность, также фискальной политики.
Различия
позиций монетаристов и неокейнсианцев
по этому вопросу вытекают из следующих
предпосылок. Если считать, что спрос
на деньги обладает стабильностью и
предсказуемостью, а предложение
денег – экзогенно, то, следовательно,
Центральный банк может путем
денежной политики увеличить или, наоборот,
сократить расходы
Бюджетно-налоговая экспансия. Рост государственных расходов и снижение налогов приводит к эффекту вытеснения, который значительно снижает результативность стимулирующей фискальной политики (см. рис.9.5).
Если госрасходы G увеличиваются, то совокупные расходы и доход возрастают, что приводит к увеличению потребительских расходов С. Увеличение потребления, в свою очередь, увеличивает совокупные расходы и доход, причем с эффектом мультипликатора. Увеличение Y способствует росту спроса на деньги, так как в экономике совершается большее количество сделок. Повышение спроса на деньги при их фиксированном предложении вызывает рост процентной ставки R. Повышение процентных ставок снижает уровень инвестиций и чистого экспорта Х„. Падение чистого экспорта связано также с ростом совокупного дохода Y, который сопровождается увеличением импорта. В итоге рост занятости и выпуска, вызванный стимулирующей фискальной политикой, оказывается частично элиминированным за счет вытеснения частных инвестиций и чистого экспорта.
Кредитно-денежная экспансия. Увеличение предложения денег позволяет обеспечить краткосрочный экономический рост без эффекта вытеснения, но оказывает противоречивое воздействие на динамику чистого экспорта.
Увеличение денежной массы Ms сопровождается снижением процентных ставок R (см. рис.9.6), так как ресурсы для кредитования расширяются и цена кредита снижается. Это способствует росту инвестиций. В итоге совокупные расходы и доход Y увеличиваются, вызывая рост потребления С. Динамика чистого экспорта Хn оказывается под влиянием двух противодействующих факторов: роста совокупного дохода Y, который сопровождается снижением чистого экспорта, и снижения ставки процента, которое сопровождается его ростом. Конкретное изменение величины Хn зависит от величин изменений Y и R, а также от значений предельной склонности к импортированию коэффициента n.
Относительная
эффективность бюджетно-
а) степени чувствительности функций инвестиций и чистого экспорта к динамике рыночной ставки процента (коэффиценты d и n);
б) степени чувствительности спроса на деньги к динамике рыночной ставки процента (коэффицент h).
Относительная
эффективность стимулирующей
Эффект вытеснения оказывается относительно незначительным в двух случаях:
1)
если инвестиции и чистый
2)
Если спрос на деньги
Информация о работе Фискальная и денежно-кредитная политика: относительная эффективность