Фискальная и денежно-кредитная политика: относительная эффективность

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 19:40, курсовая работа

Описание работы

Нынешний период времени характеризуется глобальным кризисом, который, к сожалению, не обошел и нас. Республика Беларусь сильным этапом этого кризиса в 2011 году, который ознаменовался уже двумя девальвациями в среднем по 50% и постоянной движущей инфляцией. Однако мы пока с этим боремся не совсем успешно, но уже сальдо нашей страны вышло на положительный результат.

Содержание

Введение

1 Понятие, цели и инструменты фискальной политики

2 Понятие и цели денежно – кредитной политики

3 Взаимосвязь фискальной и кредитно-денежной политики, относительная эффективности

4 Особенности монетарной и фискальной политики Республики Беларусь на современном этапе

4.1 Фискальная политика

4.2 Монетарная политика

Работа содержит 1 файл

фискальная и денежно-кредитная ролитика относительная эффективность.docx

— 310.39 Кб (Скачать)
  1. Экономический рост. Нацеленность на постоянный экономический рост тесно связана с задачей поддержания высокого уровня занятости, поскольку при низком уровне безработицы фирмы, скорее всего, будут осуществлять инвестиции в оборудование, чтобы повысить производительность труда и обеспечить экономический рост. И наоборот, если уровень безработицы высок и фабрики не заняты, то производителям невыгодно инвестировать в дополнительные заводы и оборудование. Обе эти цели взаимосвязаны, но государственная политика может быть специально ориентирована на поддержание экономического роста путем стимулирования инвестиционной активности фирм или процесса формирования сбережений населения, которые обеспечивают предприятия средствами для инвестирования.
  2. Стабильность цен. Экономисты стали уделять больше внимания социальным и экономическим издержкам инфляции и вопросам стабильности уровня цен как цели экономической политики. Стабильность цен желательна по той причине, что повышение уровня цен (инфляция) порождает неопределенность в экономике. Наиболее ярким примером нестабильности цен является гиперинфляция, которую пережила Германия в 1921 -1923 гг. Инфляция затрудняет и планирование на будущее. Также инфляция может расшатать социальную структуру страны: социальный конфликт может возникнуть в результате того, что каждая социальная группа начнет конкурировать с другими в борьбе за повышение заработной платы, компенсирующее рост уровня цен.
  3. Стабильность процентной ставки. Поддержание стабильности процентных ставок необходимо потому, что их колебания тоже могут порождать неопределенность в экономике и осложнять планирование будущего.
  4. Стабильность валютного рынка. Рассмотрим этот пункт на примере США. По мере того как возрастала важность международной торговли для экономики США, курс доллара по отношению к другим валютам становился объектом все более пристального внимания со стороны Федеральной Резервной Системы. Рост курса доллара делает американскую продукцию менее конкурентоспособной за рубежом, а его снижение стимулирует инфляцию в США. Предотвращение больших изменений курса доллара упрощает людям и фирмам планирование будущих покупок и продаж за рубежом. Таким образом, стабилизация резких колебаний курса доллара на рынках иностранной валюты является важной задачей денежно-кредитной политики.

     Исходя  из всех этих объяснений, можно сделать  вывод о том, что все цели взаимосвязаны  друг с другом и достигаются только при осуществлении каждой из них.

     К преимуществам монетарной политики можно отнести:

     1. Отсутствие внутреннего лага. Внутренний  лаг представляет собой период  времени между моментом осознания  экономической ситуации в стране  и моментом принятия мер по  ее улучшению.  Решение о покупке или продаже государственных ценных бумаг центральным банком принимается быстро, а поскольку эти бумаги в развитых странах высоколиквидны, высоконадежны и безрисковы, то  проблем с их продажей населению и банкам не возникает.

     2. Отсутствие эффекта вытеснения. В отличие от стимулирующей  фискальной политики стимулирующая  монетарная политика (рост предложения  денег) обусловливает снижение  ставки процента, что ведет не  к вытеснению, а к стимулированию  инвестиций и других чувствительных  к изменению ставки процента автономных расходов и к мультипликативному росту выпуска. 

     3. Эффект мультипликатора. Монетарная  политика, как и фискальная политика, имеет мультипликативный эффект  воздействия на экономику, причем  действуют два мультипликатора.  Банковский мультипликатор обеспечивает  процесс депозитного расширения, т.е. мультипликативное увеличение  денежной массы, а рост автономных  расходов в результате снижения  ставки процента в условиях  роста предложения денег мультипликативно (с эффектом мультипликатора автономных  расходов) увеличивает величину  совокупного выпуска. 

     Недостатки монетарной политики следующие:

     1) возможность инфляции.  Стимулирующая монетарная политика, т.е. рост предложения денег,  ведет к инфляции даже в краткосрочном, а тем более в долгосрочном периоде. Поэтому представители кейнсианского направления утверждают, что монетарная политика может использоваться лишь при перегреве (инфляционном разрыве) экономики, т.е. рассматривают возможность проведения только сдерживающей монетарной политики, а при рецессии, по их мнению, должна использоваться стимулирующая фискальная, а не монетарная политика;

     2) наличие внешнего лага в связи  со сложностью и возможными  сбоями в механизме денежной  трансмиссии. Внешний лаг представляет  собой период времени от момента  принятия мер по стабилизации  экономики (принятия решения центральным  банком по изменению величины  предложения денег) до момента  появления результата их воздействия  на экономику (который выражается  в изменении величины выпуска). Покупка и продажа центральным  банком государственных ценных  бумаг осуществляется быстро, т.е.  быстро изменяются кредитные  возможности коммерческих банков. Однако механизм денежной трансмиссии  долгий и состоит из нескольких  ступеней, на каждой из которых  возможен сбой.

     3) наличие побочных эффектов, вызываемых  изменением предложения денег, которые также снижают эффективность монетарной политики. Так, если центральный банк увеличивает денежную массу, то ставка процента падает, т.е. снижаются альтернативные издержки хранения наличных денег. В этих условиях население может предпочесть перевести средства с депозитов в наличность, что уменьшит норму депонирования (коэффициент cr, равный отношению наличности к депозитам (cr = C/D)).

     4) противоречивость целевых ориентиров (дилемма целей) монетарной политики. Дело в том, что центральный  банк не может одновременно  регулировать и предложение денег,  и ставку процента, поскольку  оба эти показателя определяют  координаты точки равновесия  денежного рынка.           Если центральный банк ставит целью поддержание на неизменном уровне ставки процента,  то поскольку при увеличении спроса на деньги (сдвиг вправо кривой спроса на деньги от MD1 до MD2), ставка процента повышается от R1 до R2 (рис.13.3.(б)), центральный банк должен увеличить предложение денег до MS2, т.е не может контролировать величину денежной массы, и она становится из экзогенной величины эндогенной величиной, полностью подчиненной цели удержания на неизменном уровне ставки процента.   И наоборот, если центральный банк ставит целью поддержание неизменной величины предложения денег, он теряет контроль за ставкой процента, поскольку при росте предложение денег (от MS1 до MS2 на рис.11-3(б)), ставка процента будет снижаться (от R1 до R3), а при сокращении предложения денег ставка процента будет возрастать.

     5) потеря центральным банком контроля  над предложением денег в условиях  зависимости монетарной политики  от фискальной политики правительства.  В этом случае предложение  денег также превращается из  экзогенной величины в эндогенную. Если деятельность  центрального банка направлена на решение бюджетных проблем, т.е. обеспечение финансирования роста государственных расходов (при проведении правительством стимулирующей фискальной политики) или финансирования дефицита государственного бюджета, то монетарная политика становится полностью подчиненной решению проблем фискальной политики.  

     3 Взаимосвязь фискальной  и кредитно-денежной  политики, относительная  эффективности

     Расхождения между неокейнсианцами и монетаристами  состоят не только в вопросах ценообразования  или спроса на деньги, но и в оценке воздействия денег на развитие рыночного  хозяйства. Эти подходы по-разному  представляют механизм функционирования рыночной экономики.

     Монетаристы (как и неоклассики) утверждают, что рыночное хозяйство в условиях полного использования всех ресурсов автоматически стремится к поддержанию равновесного состояния, что там безотказно действуют некие встроенные «пружины» и «стабилизаторы» экономического развития. Отсюда рецепт для государственной политики: поменьше вмешательства в процессы воспроизводства, так как это только приносит вред и разрушает индивидуальную свободу.

     В то же время неокейнсианцы заявляют, что внутренние механизмы рыночного хозяйства не в силах вывести экономику из длительных периодов застоя и кризисов, поэтому они пропагандируют активную политику государственного регулирования рыночного хозяйства.

     Макроэкономическая  модель монетаристов отводит приоритетную роль в регулировании совокупного  спроса денежной или монетарной политике государства, тогда как неокейнсианцы подчеркивают, наряду с денежной, важность, также фискальной политики.

     Различия  позиций монетаристов и неокейнсианцев по этому вопросу вытекают из следующих  предпосылок. Если считать, что спрос  на деньги обладает стабильностью и  предсказуемостью, а предложение  денег – экзогенно, то, следовательно, Центральный банк может путем  денежной политики увеличить или, наоборот, сократить расходы хозяйственных  агентов, т.е. может проводить эффективное  регулирование экономического развития страны. Если же полагать, что спрос на деньги неустойчив, а предложение денег имеет эндогенный характер, то денежная политика Центрального банка будет неэффективна и более надежно можно регулировать экономику путем фискальной политики.

     Бюджетно-налоговая  экспансия. Рост государственных расходов и снижение налогов приводит к  эффекту вытеснения, который значительно  снижает результативность стимулирующей  фискальной политики (см. рис.9.5).

     

     Если  госрасходы G увеличиваются, то совокупные расходы и доход возрастают, что приводит к увеличению потребительских расходов С. Увеличение потребления, в свою очередь, увеличивает совокупные расходы и доход, причем с эффектом мультипликатора. Увеличение Y способствует росту спроса на деньги, так как в экономике совершается большее количество сделок. Повышение спроса на деньги при их фиксированном предложении вызывает рост процентной ставки R. Повышение процентных ставок снижает уровень инвестиций  и чистого экспорта Х„. Падение чистого экспорта связано также с ростом совокупного дохода Y, который сопровождается увеличением импорта. В итоге рост занятости и выпуска, вызванный стимулирующей фискальной политикой, оказывается частично элиминированным за счет вытеснения частных инвестиций и чистого экспорта.

     Кредитно-денежная экспансия. Увеличение предложения  денег позволяет обеспечить краткосрочный  экономический рост без эффекта  вытеснения, но оказывает противоречивое воздействие на динамику чистого  экспорта.

     Увеличение  денежной массы Ms сопровождается снижением процентных ставок R (см. рис.9.6), так как ресурсы для кредитования расширяются и цена кредита снижается. Это способствует росту инвестиций. В итоге совокупные расходы и доход Y увеличиваются, вызывая рост потребления С. Динамика чистого экспорта Хn оказывается под влиянием двух противодействующих факторов: роста совокупного дохода Y, который сопровождается снижением чистого экспорта, и снижения ставки процента, которое сопровождается его ростом. Конкретное изменение величины Хn зависит от величин изменений Y и R, а также от значений предельной склонности к импортированию  коэффициента n.

     Относительная эффективность бюджетно-налоговой  и кредитно-денежной политики определяется в зависимости от:

     а) степени чувствительности функций  инвестиций и чистого экспорта к  динамике рыночной ставки процента (коэффиценты  d и n);

     б) степени чувствительности спроса на деньги к динамике рыночной ставки процента (коэффицент h).

     Относительная эффективность стимулирующей фискальной политики определяется величиной эффекта  вытеснения. Если эффект вытеснения меньше, чем эффект роста выпуска, то, при  прочих равных условиях, фискальная политика эффективна.

     

     Эффект  вытеснения оказывается относительно незначительным в двух случаях:

     1) если инвестиции и чистый экспорт  малочувствительны к повышению  процентных ставок на денежном  рынке, то есть если коэффициенты  чувствительности d и n относительно малы. В этом случае даже значительное увеличение R вызовет лишь небольшое вытеснение  и Хn, и поэтому общий прирост Y будет существенным. Графически эта ситуация иллюстрируется более крутой кривой IS (см. рис.9.7). Наклон кривой LM имеет в данном случае второстепенное значение.

     2) Если спрос на деньги высокочувствителен  к повышению процентных ставок  и достаточно незначительного  увеличения R, чтобы уравновесить денежный рынок. Поскольку повышение R незначительно, то и эффект вытеснения будет относительно мал (даже при относительно высоких коэффициентах чувствительности  и Хn к динамике R). Графически эта ситуация иллюстрируется более пологой кривой LM (см.рис.9.8). Наклон кривой IS имеет в данном случае второстепенное значение.

Информация о работе Фискальная и денежно-кредитная политика: относительная эффективность