Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 19:40, курсовая работа
Нынешний период времени характеризуется глобальным кризисом, который, к сожалению, не обошел и нас. Республика Беларусь сильным этапом этого кризиса в 2011 году, который ознаменовался уже двумя девальвациями в среднем по 50% и постоянной движущей инфляцией. Однако мы пока с этим боремся не совсем успешно, но уже сальдо нашей страны вышло на положительный результат.
Введение
1 Понятие, цели и инструменты фискальной политики
2 Понятие и цели денежно – кредитной политики
3 Взаимосвязь фискальной и кредитно-денежной политики, относительная эффективности
4 Особенности монетарной и фискальной политики Республики Беларусь на современном этапе
4.1 Фискальная политика
4.2 Монетарная политика
Стимулирующая
фискальная политика оказывается наиболее
эффективной при сочетании
Стимулирующая фискальная политика относительно неэффективна, если эффект вытеснения превосходит эффект прироста выпуска.
Эффект вытеснения значителен, если:
1) инвестиции и чистый экспорт высокочувствительны к
динамике процентных ставок, то есть коэффициенты d и n очень велики. В этом случае даже незначительное увеличение R вызовет большое снижение и Хn и поэтому общий пророст Y будет мал. Графически эта ситуация иллюстрируется относительно пологой кривой IS (см.рис.9.10) Наклон кривой LM в данном случае имеет второстепенное значение.
2)
Спрос на деньги
Стимулирующая фискальная политика оказывается наименее эффективной в случае сочетания относительно пологой IS и крутой LM. В этом случае прирост Y, равный (YgYf), очень мал, так как и повышение ставок процента очень велико, и коэффициенты d и n значительны.
Относительная
эффективность стимулирующей
Стимулирующий эффект на относительно велик в 2-х случаях:
1) если I и Хn высокочувствительны к динамике процентных ставок. Графически это соответствует относительно пологой IS (см.рис.9.13). В этом случае даже незначительное снижение R в ответ на рост денежной массы приводит к значительному росту I и Хn, что существенно увеличивает Y. Угол наклона кривой LM в данном случае имеет второстепенное значение.
2)
если спрос на деньги
Стимулирующая денежно-кредитная политика наиболее эффективна при сочетании относительно крутой LM и пологой IS (см.рис.9.15). В этом случае и снижение процентных ставок весьма существенно и коэффициенты dun значительны. Поэтому прирост Y, равный (YoYj), относительно велик.
Стимулирующая денежно-кредитная политика относительно неэффективна при высокой чувствительности спроса на деньги к динамике R, а также низкой чувствительности инвестиций и чистого экспорта к динамике ставки процента.
Монетарная политика наименее эффективна при одновременном сочетании крутой IS и пологой LM. В этом случае h R снижается незначительно, и реакция на это со стороны I и Хn очень слабая. Поэтому общий прирост очень невелик и равен
=
9.3. Вывод кривой совокупного спроса. Экономическая политика в моделях AD-AS и IS-LM при изменениях уровня цен.
Уравнение совокупного спроса можно получить из алгебраического выражения для равновесного Y (см. пункт 1) при условии введения в него гибких цен. В обобщенном виде его можно представить как:
Повышение уровня цен от Р до I снижает реальное предложение денег, что графически соответствует сдвигу кривой LM влево (см. рис. 9.19-А). Снижение предложения денег повышает ставку процента R, что приводит к снижению инвестиций I и относительно сокращает чистый экспорт Хn.
Увеличение государственных расходов, сокращение налогов или увеличение предложения денег сдвигают кривую совокупного спроса вправо. Однотипный сдвиг кривой AD сопровождает совершенно различные сдвиги кривых IS и LM, соответствующие мерам стимулирующей бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики (см.рис.9.20 и рис.9.21).
Стимулирующая бюджетно-налоговая политика при изменении уровня цен
Экономика стартует в точке С. (см. рис. 9.22.).
При росте госрасходов G (или снижении налогов 7) кривая IS смешается в положение IS', что отражает рост совокупного спроса до AD'. Сдвиг AD вызывает инфляцию спроса - уровень цен возрастает с Р0 до PJ. Под влиянием роста цен относительно сокращается реальное предложение денег и кривая LM уходит влево (в положение LM1). В точке А устанавливается краткосрочное макроэкономическое равновесие.
В условиях инфляции спроса экономические агенты постепенно корректируют свое поведение: повышаются ставки номинальной заработной платы. Это увеличивает средние издержки на единицу продукции и сокращает прибыль фирм. Постепенно фирмы начинают снижать свой выпуск и кривая AS медленно смещается влево. Так как предложение денег все время относительно снижается, то ставка процента все время возрастает от R0 до R2. В точке В устанавливается долгосрочное макроэкономическое равновесие при более высоком уровне цен и процентных ставок, чем в точке С, и изменении структуры экономики в пользу государственного сектора. Уровень производства равен потенциальному.
Стимулирующая денежно-кредитная политика при изменении уровня цен.
Экономика стартует в точке В (см.рис.9.23).
Увеличение предложения денег сдвигает кривую LM вправо до положения LM', что отражает рост совокупного спроса AD до AD'. Сдвиг AD сопровождается инфляцией спроса - цены увеличиваются с Р1 до Р2. Это относительно сокращает реальное денежное предложение и кривая LM' смещается назад влево до положения LM". В точке А устанавливается краткосрочное макроэкономическое равновесие.
В
дальнейшем инфляция издержек приводит
к спаду совокупного
При
однократном и неожиданном
Если имеют место длительные изменения темпов роста денежной массы, то в долгосрочном плане увеличивается номинальная ставка процента, "подталкиваемая" ростом уровня ожидаемой инфляции. Это не исключает, однако, краткосрочных понижений номинальной ставки из-за текущих мер денежно-кредитной политики. Ожидаемые темпы роста денежной массы, согласно уравнению Фишера, не оказывают на реальную ставку процента заметного воздействия.
И
фискальная, и монетарная экспансия
вызывает лишь краткосрочный эффект
увеличения занятости и выпуска,
не способствуя росту
4.1 Фискальная политика
Первый самостоятельный бюджет республики был составлен на 1991 г. исходя из принятой Верховным Советом БССР в июле 1990 г. Декларации о Государственном суверенитете БССР, концепции экономического суверенитета БССР, Основных положений перехода БССР к рыночной экономике и имел ряд особенностей. Он был утвержден 21 декабря 1990 г. и с этого времени не включался в состав никакого другого бюджета.
Бюджет
1991 года был отправной точкой в
создании самостоятельной бюджетной
системы, проведении коренных преобразований,
как в сфере бюджетных
В
целом, 1991-1992 гг. были ключевыми в
становлении бюджета
Что касается бюджетной системы Республики Беларусь, то ее особенности во многом предопределил принятый в июне 1993 г. Закон «О бюджетной системе Республики Беларусь». Этот закон впервые устанавливал основные понятия бюджетной системы и принципы организации бюджетного устройства в республике как самостоятельном независимом государстве. Закон устанавливал порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней; источники формирования собственных доходов и принципы определения расходов бюджетов каждого уровня; требования и условия сбалансированности бюджетов; взаимоотношения бюджетов с другими элементами финансовой системы; установил основы формирования и содержания республиканского бюджета, местных бюджетов и внебюджетных фондов и т.д.
Основные задачи и направления фискальной политики устанавливается Постановлением Правительства и Распоряжение премьер-министра Республики Беларусь раз в пятилетку. На эту пятилетку 2011-2015 гг. бюджетно-налоговая политика включает в себя:
совершенствование структуры и механизмов взимания установленных налогов и сборов с ориентацией на максимальное приближение по их составу и периодичности уплаты к налоговым системам развитых стран;
радикальное упрощение процедур налогового администрирования и контроля, укрепление позиций страны в мировых рейтингах;
оптимизацию бюджетных расходов и повышение эффективности использования бюджетных средств;
концентрацию бюджетных средств на приоритетных направлениях социально-экономического развития страны;
повышение эффективности управления государственным долгом.
Направлениями реализации бюджетно-налоговой политики являются:
снижение налоговой нагрузки на прибыль и фонд заработной платы организаций;
упрощение порядка исчисления и переход к квартальным срокам уплаты основных налогов и сборов, развитие системы электронного налогового декларирования;
Информация о работе Фискальная и денежно-кредитная политика: относительная эффективность