Фискальная и денежно-кредитная политика: относительная эффективность

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 19:40, курсовая работа

Описание работы

Нынешний период времени характеризуется глобальным кризисом, который, к сожалению, не обошел и нас. Республика Беларусь сильным этапом этого кризиса в 2011 году, который ознаменовался уже двумя девальвациями в среднем по 50% и постоянной движущей инфляцией. Однако мы пока с этим боремся не совсем успешно, но уже сальдо нашей страны вышло на положительный результат.

Содержание

Введение

1 Понятие, цели и инструменты фискальной политики

2 Понятие и цели денежно – кредитной политики

3 Взаимосвязь фискальной и кредитно-денежной политики, относительная эффективности

4 Особенности монетарной и фискальной политики Республики Беларусь на современном этапе

4.1 Фискальная политика

4.2 Монетарная политика

Работа содержит 1 файл

фискальная и денежно-кредитная ролитика относительная эффективность.docx

— 310.39 Кб (Скачать)

     

     Стимулирующая фискальная политика оказывается наиболее эффективной при сочетании относительно крутой IS и относительно пологой LM (см.рис.9.9). В этом случае эффект вытеснения очень мал, так как и повышение ставок процента очень незначительно, и коэффициенты d и п очень малы. Общий прирост /составляет величину (Y0Y/).

     Стимулирующая фискальная политика относительно неэффективна, если эффект вытеснения превосходит  эффект прироста выпуска.

     

     Эффект  вытеснения значителен, если:

     1)   инвестиции   и   чистый   экспорт  высокочувствительны   к

     динамике  процентных ставок, то есть коэффициенты d и n очень велики. В этом случае даже незначительное увеличение R вызовет большое снижение  и Хn и поэтому общий пророст Y будет мал. Графически эта ситуация иллюстрируется относительно пологой кривой IS (см.рис.9.10) Наклон кривой LM в данном случае имеет второстепенное значение.

     

     2) Спрос на деньги малочувствителен  к динамике R. В этом случае для того, чтобы уравновесить денежный рынок, нужно очень значительное повышение R. Это вызывает очень сильный эффект вытеснения даже при относительно небольших коэффициентах d и п. Графически эта ситуация иллюстрируется более крутой кривой LM (см.рис.9.11). Наклон кривой IS в данном случае имеет второстепенное значение.

     

     Стимулирующая фискальная политика оказывается наименее эффективной в случае сочетания  относительно пологой IS и крутой LM. В этом случае прирост Y, равный (YgYf), очень мал, так как и повышение ставок процента очень велико, и коэффициенты d и n значительны.

     

     Относительная эффективность стимулирующей монетарной политики определяется величиной стимулирующего эффекта от увеличения денежной массы  и снижения процентных ставок на динамику инвестиций и чистого экспорта. Этот стимулирующий эффект противоположен эффекту вытеснения.

     Стимулирующий эффект на   относительно велик  в 2-х случаях:

     1) если I и Хn высокочувствительны к динамике процентных ставок. Графически это соответствует относительно пологой IS (см.рис.9.13). В этом случае даже незначительное снижение R в ответ на рост денежной массы приводит к значительному росту I и Хn, что существенно увеличивает Y. Угол наклона кривой LM в данном случае имеет второстепенное значение.

     

     2) если спрос на деньги малочувствителен  к динамике R. Графически это соответствует относительно крутой LM (см.рис.9.14). В этом случае прирост денежной массы сопровождается очень большим снижением процентных ставок, что сильно увеличивает I и Хn даже при относительно незначительных коэффициентах d и n. Угол наклона IS в данном случае имеет второстепенное значение.

     Стимулирующая денежно-кредитная политика наиболее эффективна при сочетании относительно крутой LM и пологой IS (см.рис.9.15). В этом случае и снижение процентных ставок весьма существенно и коэффициенты dun значительны. Поэтому прирост Y, равный (YoYj), относительно велик.

     

     Стимулирующая денежно-кредитная политика относительно неэффективна при высокой чувствительности спроса на деньги к динамике R, а также низкой чувствительности инвестиций и чистого экспорта к динамике ставки процента.

     

     Монетарная  политика наименее эффективна при одновременном  сочетании крутой IS и пологой LM. В этом случае h R снижается незначительно, и реакция на это со стороны I и Хn очень слабая. Поэтому общий прирост очень невелик и равен

     =

     

     9.3. Вывод кривой совокупного  спроса. Экономическая  политика в моделях  AD-AS и IS-LM при изменениях уровня цен.

     

     Уравнение совокупного спроса можно получить из алгебраического выражения для  равновесного Y (см. пункт 1) при условии введения в него гибких цен. В обобщенном виде его можно представить как:

     

     Повышение уровня цен от Р до I снижает реальное предложение денег, что графически соответствует сдвигу кривой LM влево (см. рис. 9.19-А). Снижение предложения денег повышает ставку процента R, что приводит к снижению инвестиций I и относительно сокращает чистый экспорт Хn.

     Увеличение  государственных расходов, сокращение налогов или увеличение предложения  денег сдвигают кривую совокупного  спроса вправо. Однотипный сдвиг кривой AD сопровождает совершенно различные сдвиги кривых IS и LM, соответствующие мерам стимулирующей бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики (см.рис.9.20 и рис.9.21).

     

     Стимулирующая бюджетно-налоговая политика при  изменении уровня цен

     Экономика стартует в точке С. (см. рис. 9.22.).

     При росте госрасходов G (или снижении налогов 7) кривая IS смешается в положение IS', что отражает рост совокупного спроса до AD'. Сдвиг AD вызывает инфляцию спроса - уровень цен возрастает с Р0 до PJ. Под влиянием роста цен относительно сокращается реальное предложение денег и кривая LM уходит влево (в положение LM1). В точке А устанавливается краткосрочное макроэкономическое равновесие.

     

     В условиях инфляции спроса экономические  агенты постепенно корректируют свое поведение: повышаются ставки номинальной  заработной платы. Это увеличивает  средние издержки на единицу продукции  и сокращает прибыль фирм. Постепенно фирмы начинают снижать свой выпуск и кривая AS медленно смещается влево. Так как предложение денег все время относительно снижается, то ставка процента все время возрастает от R0 до R2. В точке В устанавливается долгосрочное макроэкономическое равновесие при более высоком уровне цен и процентных ставок, чем в точке С, и изменении структуры экономики в пользу государственного сектора. Уровень производства равен потенциальному.

     Стимулирующая денежно-кредитная политика при  изменении уровня цен.

     Экономика стартует в точке В (см.рис.9.23).

     Увеличение  предложения денег сдвигает кривую LM вправо до положения LM', что отражает рост совокупного спроса AD до AD'. Сдвиг AD сопровождается инфляцией спроса - цены увеличиваются с Р1 до Р2. Это относительно сокращает реальное денежное предложение и кривая LM' смещается назад влево до положения LM". В точке А устанавливается краткосрочное макроэкономическое равновесие.

     

     В дальнейшем инфляция издержек приводит к спаду совокупного предложения: кривая AS смещается влево до AS'. Повышение цен от Р1 до Р2 возвращает кривую LM" в исходное положение LM, так как реальное предложение денег постоянно снижается. В точке В' устанавливается долгосрочное макроэкономическое равновесие при потенциальном уровне производства, исходном уровне процентных ставок RQ и возросшем с Р0 до Р2 уровне цен. Очевидно, что в долгосрочном плане рост денежной массы вызывает только рост цен при неизменности реальных переменных. Это явление получило название нейтральности денег.

     При однократном и неожиданном увеличении денежного предложения в коротком периоде снижаются и реальная, и номинальная ставки процента (хотя изменения номинальной ставки могут  быть незначительными). В долгосрочном плане обе процентные ставки остаются неизменными.

     Если  имеют место длительные изменения  темпов роста денежной массы, то в  долгосрочном плане увеличивается  номинальная ставка процента, "подталкиваемая" ростом уровня ожидаемой инфляции. Это не исключает, однако, краткосрочных  понижений номинальной ставки из-за текущих мер денежно-кредитной  политики. Ожидаемые темпы роста  денежной массы, согласно уравнению  Фишера, не оказывают на реальную ставку процента заметного воздействия.

     И фискальная, и монетарная экспансия  вызывает лишь краткосрочный эффект увеличения занятости и выпуска, не способствуя росту экономического потенциала. Задача обеспечения долгосрочного  экономического роста не может быть решена с помощью политики регулирования совокупного спроса. Стимулы к экономическому росту связаны с политикой в области совокупного предложения1. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4 ОСОБЕННОСТИ МОНЕТАРНОЙ И ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

 

     4.1 Фискальная политика

     Первый  самостоятельный бюджет республики был составлен на 1991 г. исходя из принятой Верховным Советом БССР в июле 1990 г. Декларации о Государственном суверенитете БССР, концепции экономического суверенитета БССР, Основных положений перехода БССР к рыночной экономике и имел ряд особенностей. Он был утвержден 21 декабря 1990 г. и с этого времени не включался в состав никакого другого бюджета.

     Бюджет 1991 года был отправной точкой в  создании самостоятельной бюджетной  системы, проведении коренных преобразований, как в сфере бюджетных отношений, так и в народном хозяйстве  в целом. По этой причине он имел исключительную важность. Однако еще  более глубокие изменения в бюджете  и бюджетном процессе происходят в 1992 г. и связаны они с принятием ряда законодательных актов, регламентирующих бюджетный процесс. Прежде всего, имеются ввиду Законы Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики Беларусь», «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», ряд законов о налогах. Изменения в экономических и социальных процессах, вызванные политической и экономической самостоятельностью республики, реформами трансформационного периода, выразились в специфике доходной и расходной частей бюджета 1992 г.

     В целом, 1991-1992 гг. были ключевыми в  становлении бюджета независимой  Республики Беларусь. Было положено начало формированию самостоятельных бюджетов Беларуси, национальной бюджетной системы, определен статус местных бюджетов и порядок формирования их доходной базы, упорядочены межбюджетный отношения, апробирована новая налоговая система.

     Что касается бюджетной системы Республики Беларусь, то ее особенности во многом предопределил принятый в июне 1993 г. Закон «О бюджетной системе Республики Беларусь». Этот закон впервые устанавливал основные понятия бюджетной системы и принципы организации бюджетного устройства в республике как самостоятельном независимом государстве. Закон устанавливал порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней; источники формирования собственных доходов и принципы определения расходов бюджетов каждого уровня; требования и условия сбалансированности бюджетов; взаимоотношения бюджетов с другими элементами финансовой системы; установил основы формирования и содержания республиканского бюджета, местных бюджетов и внебюджетных фондов и т.д.

     Основные  задачи и направления фискальной политики устанавливается Постановлением Правительства и Распоряжение премьер-министра Республики Беларусь раз в пятилетку. На эту пятилетку 2011-2015 гг. бюджетно-налоговая политика включает в себя:

     совершенствование структуры и механизмов взимания установленных налогов и сборов с ориентацией на максимальное приближение  по их составу и периодичности  уплаты к налоговым системам развитых стран;

     радикальное упрощение процедур налогового администрирования и контроля, укрепление позиций страны в мировых рейтингах;

     оптимизацию бюджетных расходов и повышение  эффективности использования бюджетных средств;

     концентрацию  бюджетных средств на приоритетных направлениях социально-экономического развития страны;

     повышение эффективности управления государственным  долгом.

     Направлениями реализации бюджетно-налоговой политики являются:

     снижение  налоговой нагрузки на прибыль и  фонд заработной платы организаций;

     упрощение порядка исчисления и переход  к квартальным срокам уплаты основных налогов и сборов, развитие системы  электронного налогового декларирования;

Информация о работе Фискальная и денежно-кредитная политика: относительная эффективность