Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 20:54, курсовая работа
Финансовая политика – это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений. Это комплекс мероприятий государства по использованию финансовых отношений, мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития.
Введение 3
1 Финансы: сущность и функции 5
1.1 Понятие, сущность и функции финансов 5
1.2 Финансовые правоотношения 11
2 Финансовая политика государства 16
2.1 Сущность и цели финансовой политики 16
2.2 Виды финансовой политики и механизм ее реализации 19
2.3 Российская финансовая политика: тенденции и перспективы 32
Заключение 42
Список использованной литературы 44
Распределительная и контрольная функции - это две стороны одного и того же экономического процесса. Только в их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения.
Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация. Она заключена в финансовых показателях имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. На их основе принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов.
Контрольная функция, объективно присущая финансам, может реализоваться с большей или меньшей полнотой, которая во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве. Финансовая дисциплина - это обязательный для всех предприятий, организаций, учреждений и должностных лиц порядок ведения финансового хозяйства, соблюдения установленных норм и правил, выполнения финансовых обязательств.
Субъектами (носителями) финансовых отношений являются: государство, фирмы, различные объединения, организации и отдельные граждане. Отношения, возникающие между ними по поводу использования денежных фондов, можно свести к следующим группам:
Между
государством и предприятиями. Они
охватывают систему платежей в госбюджет
и различные фонды
Между фирмами. Они складываются на основе договоров, в которых содержатся взаимные платежные обязательства.
Между фирмами и банками по поводу получения и использования кредита.
Между фирмой в целом и ее структурными подразделениями.
Между государством и общественными организациями.
Между государством и населением по поводу получения населением различного рода трансфертных выплат: пенсий, пособий, стипендий и т.д. К ним относятся также выпуск займов, организация лотерей и т.п.
В финансах различают три составные части:
1. Финансы населения
2. Финансы объединений, фирм и межотраслевых комплексов, т.е. децентрализованные финансы.
3.
Общегосударственные, т.е.
Финансы населения состоят из доходной части, образованной первичными доходами семей, и из расходной части, которая представлена всеми расходами и сбережениями населения.
Децентрализованные финансы (финансы хозяйственных субъектов) находятся в распоряжении фирм, объединений и организаций.
Централизованные
(государственные финансы) - это главная
часть всей финансовой системы. Они включают
в себя государственное социальное страхование,
государственное имущественное и личное
страхование, государственный кредит,
государственный бюджет.
1.2
Финансовые правоотношения
Финансовые правоотношения - это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов и доходов.
Как
и любое другое правовое отношение,
финансовое правовое отношение возникает
между определенными субъектами
по поводу конкретного объекта и
имеет содержание, раскрывающееся через
соответствующие права и
Финансовые правоотношения отличаются тем, что они: а) возникают в процессе финансовой деятельности государства; б) одним из субъектов в этих правоотношениях всегда является управомоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) или высший или местный орган государственной власти; в) всегда возникают по поводу денег, денежного платежа в доход государства, государственного расхода и т.д.[2]
Эти три отличительные черты, рассматриваемые в их совокупности, отграничивают финансовые правоотношения от других видов правоотношений.
По содержанию финансово-правовых норм финансовые правоотношения подразделяются на:
-
материальные, через которые реализуются
права и обязанности субъектов
финансового права (они
- процессуальные, в которых выражается юридическая форма реализации материальных прав и обязанностей субъектов финансового права (они возникают на основании процессуальных норм).
По особенностям объекта финансовые правоотношения подразделяются на:
-
имущественные, объектом
-
неимущественные, объектом
Финансовые правоотношения можно классифицировать в зависимости от подотрасли, института финансового права на следующие виды:
- бюджетные правоотношения;
- налоговые правоотношения;
- неналоговые правоотношения;
- финансовые правоотношения в
области государственного
- финансовые правоотношения в области страхования;
-
правоотношения, возникающие при
осуществлении государственных
расходов, в том числе и при
сметно-бюджетном
-
финансовые правоотношения в
области банковской
- финансовые правоотношения в области денежного обращения и расчетов;
- валютные правоотношения1.
Субъекты финансовых правоотношений - три группы (основные):
1.
Государство и его
а) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, края, области.
б) Муниципальные (местные) образования и иные территории.
2.
Коллективный - органы Государственной
власти и Государственного
3. Индивидуальные - граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства.
Особенностью
финансовых правоотношений является то,
что одним из субъектов этих отношений
обязательно должен быть соответствующий
орган государственной власти (либо
государственное или
Финансовое правоотношение не может возникнуть между физическими лицами (гражданами); физическими лицами (гражданами) и юридическими лицами, имеющими организационно-правовую форму, базирующуюся на частной собственности, а также между данными юридическими лицами.
Субъектный состав финансового правоотношения определяется видом финансового правоотношения.
Виды финансовых правоотношений:
1. По содержанию:
а) Регулятивные,
б) охранительные.
2. По юридическому содержанию:
а) Материальное,
б) Процессуальное.
3. По видам институтов.
4. По характеру взаимодействия участников:
а) Вертикальные,
б) Горизонтальные.
5. По количеству участников:
а) Двусторонние,
б) Многосторонние.
Возникновение финансово-правовых отношений обычно осуществляется на основании правового нормативного или индивидуального юридического акта.
Такой нормативный акт в области финансовой деятельности государства - закон о федеральном бюджете, который принимается ежегодно.
Индивидуальный нормативный акт - извещение финансовым органом гражданина о необходимости уплатить какой-либо налог.
Изменение финансовых правоотношений не может быть произведено по волеизъявлению их участников. Оно совершается на основе нормативного акта в связи с изменением предусмотренных в нем фактов и событий. Например, факт увеличения или уменьшения размера бюджетных ассигнований вызывает изменение данного правоотношения1.
Прекращение финансовых правоотношений наступает во многих случаях.
Из них наиболее часто встречаются следующие:
1) погашение финансового обязательства в результате уплаты суммы в срок или взыскания недоимки (просроченного платежа);
2)
выполнение задания по
3)
использование выданных
4) осуществление компетентными органами права взыскания недоимки по налогам;
5)
прекращение правоотношений по
налогам с населения
Порядок, органы и методы защиты финансовых правоотношений. Для защиты прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, применяется административный и судебный порядок защиты.
Административный порядок действует, главным образом, в случае применения мер государственного принуждения, связанных с защитой прав в области финансовых отношений, к государственным и муниципальным органам, предприятиям, организациям, учреждениям. В различных финансовых отношениях административный порядок защиты имеет свои особенности, но везде он проявляется в форме властных велений при вынесении решения соответствующими государственными органами.
В главе 2 Конституции РФ о правах и свободах человека и гражданина каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод (ст. 46). Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суде.
Если
исчерпаны все имеющиеся
Судебный порядок применяется и при защите финансовых интересов и прав государства во взаимоотношениях с гражданами (взыскание с них налогов, финансовых санкций, платежей по обязательному государственному страхованию и самообложению сельского населения).
Особое
место в защите прав и законных
интересов субъектов
Соблюдение правил, закрепленных в финансово-правовых нормах, означает и обеспечение прав субъектов финансового права. В этих целях широко применяется метод убеждения в различных формах, прежде всего в проведении разъяснительной работы. В результате большей частью субъектов они выполняются добровольно. В случае нарушения установленных правил в области образования, распределения и использования государственных и местных денежных фондов вводится в действие метод принуждения в различных его проявлениях (применение санкций, запретительных мер и др.).