Финансы и финансовая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 20:54, курсовая работа

Описание работы

Финансовая политика – это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений. Это комплекс мероприятий государства по использованию финансовых отношений, мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития.

Содержание

Введение 3
1 Финансы: сущность и функции 5
1.1 Понятие, сущность и функции финансов 5
1.2 Финансовые правоотношения 11
2 Финансовая политика государства 16
2.1 Сущность и цели финансовой политики 16
2.2 Виды финансовой политики и механизм ее реализации 19
2.3 Российская финансовая политика: тенденции и перспективы 32
Заключение 42
Список использованной литературы 44

Работа содержит 1 файл

Готовая курсовая. Ти.doc

— 202.50 Кб (Скачать)

  Распределительная и контрольная функции - это две  стороны одного и того же экономического процесса. Только в их единстве и  тесном взаимодействии финансы могут  проявить себя в качестве категории стоимостного распределения.

  Инструментом  реализации контрольной функции  финансов выступает финансовая информация. Она заключена в финансовых показателях  имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. На их основе принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов.

  Контрольная функция, объективно присущая финансам, может реализоваться с большей или меньшей полнотой, которая во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве. Финансовая дисциплина - это обязательный для всех предприятий, организаций, учреждений и должностных лиц порядок ведения финансового хозяйства, соблюдения установленных норм и правил, выполнения финансовых обязательств.

  Субъектами (носителями) финансовых отношений  являются: государство, фирмы, различные  объединения, организации и отдельные  граждане. Отношения, возникающие между  ними по поводу использования денежных фондов, можно свести к следующим группам:

  Между государством и предприятиями. Они  охватывают систему платежей в госбюджет  и различные фонды государственных  организаций. На их основе формируется  централизованный доход государства.

  Между фирмами. Они складываются на основе договоров, в которых содержатся взаимные платежные обязательства.

  Между фирмами и банками по поводу получения  и использования кредита.

  Между фирмой в целом и ее структурными подразделениями.

  Между государством и общественными организациями.

  Между государством и населением по поводу получения населением различного рода трансфертных выплат: пенсий, пособий, стипендий и т.д. К ним относятся  также выпуск займов, организация  лотерей и т.п.

  В финансах различают три составные части:

  1. Финансы населения

  2. Финансы объединений, фирм и  межотраслевых комплексов, т.е. децентрализованные  финансы.

  3. Общегосударственные, т.е. централизованные  финансы.

  Финансы населения состоят из доходной части, образованной первичными доходами семей, и из расходной части, которая представлена всеми расходами и сбережениями населения.

  Децентрализованные  финансы (финансы хозяйственных  субъектов) находятся в распоряжении фирм, объединений и организаций.

  Централизованные (государственные финансы) - это главная часть всей финансовой системы. Они включают в себя государственное социальное страхование, государственное имущественное и личное страхование, государственный кредит, государственный бюджет. 
 
 

  1.2 Финансовые правоотношения 
 

  Финансовые  правоотношения - это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов и доходов.

  Как и любое другое правовое отношение, финансовое правовое отношение возникает  между определенными субъектами по поводу конкретного объекта и  имеет содержание, раскрывающееся через  соответствующие права и обязанности его участников. Отражая общий характер, присущий любому правовому отношению, финансовое правовое отношение имеет и специфические признаки, обусловленные особенностью сферы их возникновения.

  Финансовые  правоотношения отличаются тем, что  они: а) возникают в процессе финансовой деятельности государства; б) одним из субъектов в этих правоотношениях всегда является управомоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) или высший или местный орган государственной власти; в) всегда возникают по поводу денег, денежного платежа в доход государства, государственного расхода и т.д.[2]

  Эти три отличительные черты, рассматриваемые  в их совокупности, отграничивают  финансовые правоотношения от других видов правоотношений.

  По  содержанию финансово-правовых норм финансовые правоотношения подразделяются на:

  - материальные, через которые реализуются  права и обязанности субъектов  финансового права (они возникают  на основании материальных норм  финансового права);

  - процессуальные, в которых выражается  юридическая форма реализации материальных прав и обязанностей субъектов финансового права (они возникают на основании процессуальных норм).

  По  особенностям объекта финансовые правоотношения подразделяются на:

  - имущественные, объектом которых,  являются непосредственно деньги - налог, бюджетный кредит, трансферт и т. д.;

  - неимущественные, объектом которых,  являются не деньги, а иные  явления, связанные с деньгами, - проект бюджета, закон о бюджете,  финансовый контроль и т.д. 

  Финансовые  правоотношения можно классифицировать в зависимости от подотрасли, института финансового права на следующие виды:

  - бюджетные правоотношения;

  - налоговые правоотношения;

  - неналоговые правоотношения;

   - финансовые правоотношения в  области государственного кредита; 

  - финансовые правоотношения в области страхования;

  - правоотношения, возникающие при  осуществлении государственных  расходов, в том числе и при  сметно-бюджетном финансировании;

  - финансовые правоотношения в  области банковской деятельности;

  - финансовые правоотношения в области денежного обращения и расчетов;

  - валютные правоотношения1.

  Субъекты  финансовых правоотношений - три группы (основные):

  1. Государство и его территориальные  подразделения (общественно-территориальный  субъект).

  а) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, края, области.

  б) Муниципальные (местные) образования  и иные территории.

  2. Коллективный - органы Государственной  власти и Государственного управления, органы местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие.

  3. Индивидуальные - граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства.

  Особенностью  финансовых правоотношений является то, что одним из субъектов этих отношений  обязательно должен быть соответствующий  орган государственной власти (либо государственное или муниципальное  образование в целом).

  Финансовое  правоотношение не может возникнуть между физическими лицами (гражданами); физическими лицами (гражданами) и  юридическими лицами, имеющими организационно-правовую форму, базирующуюся на частной собственности, а также между данными юридическими лицами.

  Субъектный  состав финансового правоотношения определяется видом финансового  правоотношения.

  Виды  финансовых правоотношений:

  1. По содержанию:

  а) Регулятивные,

  б) охранительные. 

  2. По юридическому содержанию:

  а) Материальное,

  б) Процессуальное.

  3. По видам институтов.

  4. По характеру взаимодействия  участников:

  а) Вертикальные,

  б) Горизонтальные.

  5. По количеству участников:

  а) Двусторонние,

  б) Многосторонние.

  Возникновение финансово-правовых отношений обычно осуществляется на основании правового нормативного или индивидуального юридического акта.

  Такой нормативный акт в области  финансовой деятельности государства - закон о федеральном бюджете, который принимается ежегодно.

  Индивидуальный  нормативный акт - извещение финансовым органом гражданина о необходимости уплатить какой-либо налог.

  Изменение финансовых правоотношений не может  быть произведено по волеизъявлению их участников. Оно совершается на основе нормативного акта в связи  с изменением предусмотренных в  нем фактов и событий. Например, факт увеличения или уменьшения размера бюджетных ассигнований вызывает изменение данного правоотношения1.

  Прекращение финансовых правоотношений наступает  во многих случаях.

  Из  них наиболее часто встречаются  следующие:

  1) погашение финансового обязательства в результате уплаты суммы в срок или взыскания недоимки (просроченного платежа);

  2) выполнение задания по государственным  доходам по бюджету или внебюджетным  фондам;

  3) использование выданных бюджетных  ассигнований;

  4) осуществление компетентными органами права взыскания недоимки по налогам;

  5) прекращение правоотношений по  налогам с населения происходит  по достижении определенного  возраста, предусмотренного законом,  например в связи с переходом  на пенсию, призывом в армию  и т.д.

  Порядок, органы и методы защиты финансовых правоотношений. Для защиты прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, применяется административный и судебный порядок защиты.

  Административный  порядок действует, главным образом, в случае применения мер государственного принуждения, связанных с защитой прав в области финансовых отношений, к государственным и муниципальным органам, предприятиям, организациям, учреждениям. В различных финансовых отношениях административный порядок защиты имеет свои особенности, но везде он проявляется в форме властных велений при вынесении решения соответствующими государственными органами.

  В главе 2 Конституции РФ о правах и  свободах человека и гражданина каждому  гарантирована судебная защита его  прав и свобод (ст. 46). Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суде.

  Если  исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные  средства правовой защиты, каждый гражданин  вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в международные органы по защите прав.

  Судебный  порядок применяется и при  защите финансовых интересов и прав государства во взаимоотношениях с  гражданами (взыскание с них налогов, финансовых санкций, платежей по обязательному государственному страхованию и самообложению сельского населения).

  Особое  место в защите прав и законных интересов субъектов финансового  права принадлежит Конституционному Суду РФ.

  Соблюдение  правил, закрепленных в финансово-правовых нормах, означает и обеспечение прав субъектов финансового права. В этих целях широко применяется метод убеждения в различных формах, прежде всего в проведении разъяснительной работы. В результате большей частью субъектов они выполняются добровольно. В случае нарушения установленных правил в области образования, распределения и использования государственных и местных денежных фондов вводится в действие метод принуждения в различных его проявлениях (применение санкций, запретительных мер и др.).

Информация о работе Финансы и финансовая политика