Финансы и финансовая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 20:54, курсовая работа

Описание работы

Финансовая политика – это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений. Это комплекс мероприятий государства по использованию финансовых отношений, мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития.

Содержание

Введение 3
1 Финансы: сущность и функции 5
1.1 Понятие, сущность и функции финансов 5
1.2 Финансовые правоотношения 11
2 Финансовая политика государства 16
2.1 Сущность и цели финансовой политики 16
2.2 Виды финансовой политики и механизм ее реализации 19
2.3 Российская финансовая политика: тенденции и перспективы 32
Заключение 42
Список использованной литературы 44

Работа содержит 1 файл

Готовая курсовая. Ти.doc

— 202.50 Кб (Скачать)

  Развитие  финансовой инфраструктуры имеет не менее важное значение, чем рост финансового капитала. Без нее  денежные средства будут, по-прежнему, концентрироваться в основном в Москве и частично в десятке крупнейших городов России. Такой процесс будет неизбежно приводить к притоку в эти мегаполисы излишних трудовых ресурсов, снижению объектов производства в других регионах страны, снижению роста, а затем падению развития экономики в таких регионах и, следовательно, к уменьшению финансовых ресурсов государства. 

  Еще одним значительным дополнительным ресурсом финансовой политики является более рациональное использование  всех средств, в т.ч. тех, которые в настоящее время направляются не по целевому назначению или остаются по различным причинам не собранными у налогоплательщиков. Привлечение этого значительного резерва в основном зависит от повышения эффективности работы всех бюджетополучателей, финансовых органов, Главного управления федерального казначейства, Департамента государственного финансового контроля и Департамента организации аудиторской деятельности Министерства финансов РФ, Министерства налогов и сборов РФ,  а также их территориальных органов, от их слаженности и согласованности в работе. 

  Все эти вышеперечисленные ресурсы  и являются реальной базой проведения финансовой политики субъекта РФ.

  После того, как определены цели и задачи финансовой политики, а также имеющиеся для их достижения ресурсы необходимо выбрать наиболее рациональные пути их достижения при данных возможностях. В этой связи нередко понимают лишь разработку бюджета, его принятие и реализацию. В дополнение к этому предусматриваются лишь частичные изменения валютной, налоговой и таможенной политик. Никогда не приходилось встречать в этой связи серьезных проработок совершенствования политики в области антимонопольной,  банковской, страховой и фондовой сферах. Последние реализуются как бы сами по себе, т.е. фактически независимо друг от друга. Думается, что такая практика снижает эффективность проведения единой финансовой политики и нуждается в серьезной корректировке. Так, например, для успешной бюджетной политики не менее важно прогнозировать и закладывать в расчеты правильные цифры не только о мировых ценах на нефть, курсе рубля по отношению к доллару США, уровне ожидаемой в стране инфляции, но и об уровне цен и тарифов естественных монополий, т.к, от их величины прямо зависит степень выполнения доходной и расходной частей бюджетов всех уровней. Но возможность удержания таких цен и тарифов на заданном уровне прямо зависит от антимонопольной, налоговой и таможенных политик.

  Вот почему выбор путей реализации финансовой политики должен, с одной стороны, логически связывать все ее направления, а, с другой, все мероприятия данной политики должны быть согласованы по времени их осуществления и проводиться строго в намеченные сроки.

  При этом подразумевается под такими путями процесс определения приоритетов достижения поставленных задач, составление примерного графика поступления средств на их решение, принятия мер по своевременному финансированию всех намеченных мероприятий, а также проведения комплекса мероприятий по всем направлениям финансовой политики с целью получения намеченных результатов.

  Проблема  выбора путей реализации финансовой политики во все времена была и  будет ключевой в функционировании любого государства, в том числе  на уровне его субъектов. При этом набор решений должен предполагать скоординированные действия по всем направлениям финансовой политики: антимонопольной, банковской (кредитной), бюджетной, валютной, налоговой, страховой, таможенной и фондовой. Например, снижение налогов может привести не к росту прибыли и пополнению на этой основе бюджетов всех уровней, а лишь к увеличению доходов естественных монополий, если не будут приняты соответствующие меры в сфере антимонопольной и таможенной политик.

  Существует  и организационная проблема на пути проведения единой финансовой политики - проблема наличия межведомственных барьеров ее реализации, если бы даже она была выработана. Так, в настоящее время, наряду с Министерством финансов РФ, в качестве самостоятельных органов управления финансами функционируют Центральный банк РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, Федеральная служба налоговой полиции РФ, Государственный таможенный комитет РФ, Федеральная комиссия по ценным бумагам, Пенсионный фонд РФ, Счетная палата РФ. Такое количество ведомств, в принципе работающих на реализацию единой цели неизбежно приводит к снижению конечного результата их совместной работы.

  Из  всего вышесказанного можно сделать  следующие краткие выводы.

  1. Сформированные подходы к определению  финансовой политики позволяют  расширить понятийный аппарат,  углубить понимание теоретических аспектов этой сферы деятельности.

  2. Проведенный даже беглый анализ  существующей практики показывает  наличие резервов повышения эффективности,  как в подготовке, так и в  реализации финансовой политики. В этой связи необходимо усилить  роль Минфина РФ в координации деятельности всех ведомств, причастных к проведению единой финансовой политики государства.

  3.  Для формирования предложений  по усилению единой финансовой  политики России целесообразно  было бы создать соответствующий  временный рабочий орган или комиссию при Президенте РФ или Правительстве РФ с целью подготовки пакета проектов конкретных решений, требующих проработки различных ведомств и с участием субъектов РФ.

  4. Существование рациональной финансовой политики субъектов Российской Федерации является положительным фактором развития экономики государства и, наоборот, ее отсутствие тормозит развитие экономики, как конкретного региона, так и страны в целом. В условиях фактического разрушения жесткой вертикали управления финансовыми органами субъектов Федерации финансовая политика регионов пока осуществляется каждым из них самостоятельно в меру понимания важности данных усилий и в меру кадровых возможностей каждого из них. Необходимо восстановить вертикальную зависимость деятельности территориальных финорганов от Минфина РФ и на более серьезном уровне, чем даже было, т.к, в противном случае значительно снижается возможность проведения единой финансовой политики государства.

  5. Одновременно в рамках субъектов  РФ целесообразно создать единый механизм тесного взаимодействия всех управлений и представительств Министерства финансов Российской Федерации, работающих в республиках, краях и областях. Для этого территориальным финансовым органам должно быть дано право и вменена в обязанность координация их деятельности с целью повышения эффективности проведения единой финансовой политики государства на территории конкретного субъекта РФ.

  Таким образом, можно отметить, что финансовая политика требует дальнейшего совершенствования, которое может осуществляться, в том числе и с учетом перечисленных выше теоретических и практических соображений и предложений.  
 
 
 

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

  Вопрос  о сущности финансовой деятельности и финансовой системе различными авторами трактуется по-разному. Это  обусловлено изменениями финансовой сферы с изменением всей экономики со временем: начиная с времён СССР и до сегодняшних дней.

  Экономисты-учёные предлагают множество различных  определений термина "финансовая система", и каждый из представлений  является верным с большим акцентом на тот или иной аспект.

  Слово "financsia", как производное от латинского глагола, вошло в оборот в XIII-XV веках в Италии и означало "денежный платёж".

  Финансовая  система - совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств и играет различную роль в общественном воспроизводстве.

  Таким образом, финансовая система - это система  взаимосвязанных элементов: государственных  и муниципальных финансов, финансов хозяйствующих субъектов. Каждый элемент в свою очередь делится на звенья, что в едином целом составляет структуру влияющих друг на друга финансовых сфер государства.

  Современная финансовая система в определённой степени приблизилась к структуре финансовых систем западных стран, имеющие федеральное устройство. Тем не менее, сегодняшняя финансовая система России достаточно противоречива и требует серьёзной доработки. В частности, необходимо решение следующих ключевых проблем:

  снижение дефицита региональных и местных бюджетов за счёт укрепления их доходной базы, приведение последней в точное соответствие с полномочиями бюджетов;

  реструктуризация  расходов по приоритетам;

  создание  условий для реализации принципов  бюджетов федерализма;

  совершенствование механизма бюджетного регулирования;

  усиление  контроля за эффективностью использования  бюджетных ассигнований.

  Таким образом, проанализировав множество  источников можно сделать вывод, что финансовая система Российской Федерации координирует движение денежных средств посредством различных фондов и требует постоянного совершенствования, учитывая постоянно меняющиеся экономические условия и предпосылки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Алексеев  С. С. Общая теория права: Курс в 2т. М., 2002.- С.109

  2.Финансовое  право. Учебник./ Под ред. Горбуновой  О.Н. - М.: Юрист, 2006. – С.68

  3.Лавров  В. В. Финансы и кредит СССР. М.: Финансы. 1977. С.: 4-8

  4. Левчук  И. В. Денежное обращение и  кредит в СССР. М.: Финансы и  статистика. 1986. С.16

  5. Павлов  В. С. Оздоровление финансов  — задача общая // Финансы СССР. 1990. N 4. С.4-7

  6.Финансы.  /Под ред.  проф.  Родионовой  В.М. - М.:  Финансы  и статистика, 1995. – С.93

  7. Шереметьев  М. К. Финансы СССР. М.: Финансы. 1977. С. 35,36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Финансы и финансовая политика