Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 20:54, курсовая работа
Финансовая политика – это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений. Это комплекс мероприятий государства по использованию финансовых отношений, мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития.
Введение 3
1 Финансы: сущность и функции 5
1.1 Понятие, сущность и функции финансов 5
1.2 Финансовые правоотношения 11
2 Финансовая политика государства 16
2.1 Сущность и цели финансовой политики 16
2.2 Виды финансовой политики и механизм ее реализации 19
2.3 Российская финансовая политика: тенденции и перспективы 32
Заключение 42
Список использованной литературы 44
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Экономический факультет
Кафедра
экономической теории
на
тему: Финансы и
финансовая политика
Выполнил:
студент группы ПМ-0901
Хачатрян Т. И.
Проверила:
Пименова
О. В.
Краснодар
2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Финансы: сущность
и функции
1.1 Понятие, сущность
и функции финансов
1.2 Финансовые правоотношения
2 Финансовая
политика государства
2.1 Сущность и
цели финансовой политики
2.2 Виды финансовой
политики и механизм ее реализации
2.3 Российская
финансовая политика: тенденции
и перспективы
Заключение
ВВЕДЕНИЕ
Финансовая политика – основополагающий элемент в системе управления финансами. Исходя из определения финансов как экономических отношений по формированию, распределению, перераспределению и использованию денежных средств государство при организации этих отношений определяет главные цели и задачи, стоящие перед обществом и соответственно перед финансовой системой.
Во все времена главной целью финансовых отношений являлась такая их организация, которая была бы направлена на обеспечение роста общественного богатства. Достижение этой цели возможно лишь при эффективности конкретных форм распределения, перераспределения и использования имеющихся финансовых ресурсов и финансового потенциала государства. Обобщающим показателем эффективности финансового механизма являются темпы роста внутреннего валового продукта и национального дохода - основного источника роста благосостояния общества.
Финансовая политика – это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений. Это комплекс мероприятий государства по использованию финансовых отношений, мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития.
Политика
охватывает все направления деятельности
государства. В зависимости от сферы
общественных отношений, которая является
объектом политического воздействия,
говорят об экономической или социальной,
культурной или технической, бюджетной
или кредитной, внутренней или внешней
политике. Финансовая политика имеет
самодовлеющее самостоятельное значение
и в то же время является важнейшим средством
реализации политики государства в любой
области общественной деятельности, будь
то экономика, социальная сфера, военная
реформа или международные отношения.
1
Финансы: сущность и функции
1.1
Понятие, сущность и функции финансов
Изучение
экономической структуры любого
современного государства невозможно
без анализа его финансовой системы.
Исторически финансы возникли и
развивались параллельно с
В современной науке выделяют три понятия: финансы, финансовая система, финансовая политика
Финансы - это сложившаяся в обществе система экономических отношений по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств. Совокупность отношений по поводу использования фондов денежных средств через соответствующие учреждения составляет финансовую систему. Политика, проводимая финансовой системой, называется финансовой политикой. Она может меняться. Так, в условиях кризиса финансовая политика, с одной стороны, направлена на остановку спада производства и стимулирование его развития; с другой - на сдерживание социальных программ, сокращение расходов на оборону и т.п. При переходе экономики от кризисного состояния к устойчивому развитию финансовая политика иная. Определяющим условием становится достижение устойчивого общеэкономического равновесного развития.
Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значения зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако финансы отличаются от денег не только по содержанию, но и по выполняемым функциям, в которых проявляется их сущность. Под функциями понимается та "работа", которую выполняют финансы.
Никто не отрицает, что финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование фондов денежных средств. И на вопрос, что является источником формирования многочисленных фондов на разных уровнях, ответ, как правило, бывает один - валовый внутренний продукт. Осуществить процесс распределения ВВП можно с помощью финансовых инструментов: норм, ставок, тарифов, отчислений и т.д., установленных государством.
Если говорить о финансах в целом, то, видимо, следует считать, что они выполняют две основных функции: распределительную и контрольную. Та часть финансов, которая функционирует в сфере материального производства и участвует в процессе создания денежных доходов и накоплений, но и функцию формирования денежных доходов (регулирующая).
Каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.
Распределительная
функция проявляется при
1. зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства;
2.
доходы предприятий сферы
Однако
первичные доходы еще не образуют
общественных денежных фондов, достаточных
для развития приоритетных отраслей
народного хозяйства, обеспечения обороноспособности
страны, удовлетворение материальных
и культурных потребностей населения.
Необходимо дальнейшее распределение
или перераспределение национального
дохода, связанное:
с
межотраслевым и
наличие наряду с непроизводственной сферой, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление);
перераспределением доходов между различными социальными группами населения.
В результате перераспределения образуются вторичные, или производственные доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др.). Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.
Активно
участвуя в распределении и
Перераспределение национального дохода в Российской Федерации происходит в интересах структурной перестройки народного хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики (сельское хозяйство, транспорт, энергетика, конверсия военного производства), в пользу наименее обеспеченных слоев населения (пенсионеры, студенты, одинокие и многодетные матери).
Таким
образом, перераспределение
Конечная
цель распределения и
Будучи
инструментом формирования и использования
денежных доходов и фондов, финансы
объективно отражают ход распределительного
процесса. Контрольная функция
В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль направлен на обеспечение финансового развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы, нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства. Благодаря контрольной функции финансов, общество знает о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли они ими используются и т.д.
Одна из важных задач финансового контроля - проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.
Контрольная функция финансов проявляется также через многогранную деятельность финансовых органов.
Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы. В условиях развития рыночных отношений направления контрольной работы, формы и методы финансового контроля существенно меняются.