Финансовая политика, управление финансами

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 15:31, доклад

Описание работы

Финансовые отношения формируются в систему отношений в соответствии с разрабатываемой общегосударственным органом управления финансовой политикой. Она является составной частью экономической политики. Экономическая же политика стоит в одном ряду с социальной, национальной, оборонной, внешней и внутренней политикой, другими звеньями общей государственной политики. Система финансовых отношений является обособленной частью системы экономических денежных отношений, соответственно и финансовая политика является составной частью денежной политики.

Работа содержит 1 файл

политология.doc

— 126.50 Кб (Скачать)


Финансовая политика, Управление финансами.

Финансовые отношения формируются в систему отношений в соответствии с разрабатываемой общегосударственным органом управления финансовой политикой. Она является составной частью экономической политики. Экономическая же политика стоит в одном ряду с социальной, национальной, оборонной, внешней и внутренней политикой, другими звеньями общей государственной политики. Система финансовых отношений является обособленной частью системы экономических денежных отношений, соответственно и финансовая политика является составной частью денежной политики.

В свою очередь, финансовая политика включает в себя бюджетную, налоговую, таможенную, ценовую, инвестиционную, денежную политику в силу обозначенных целей и задач в соответствии с действием экономических законов. Кроме того, следует учитывать, что в рамках общегосударственной финансовой политики все хозяйствующие субъекты также разрабатывают свою собственную политику.

Финансовая политика (в широком смысле слова) - это определение конечных целей, конкретных задач и организация управления финансами с целью выполнения имя своих функций с учетом действия экономических законов развития общества.

Финансовая политика (в узком смысле слова) - это совокупность методологических основ, форм и методов, направленных на достижение эффективности в мобилизации, распределении и использовании финансовых ресурсов общества с целью выполнения государством его функций, поставленных целей и конкретных задач.

Целью финансовой политики является обеспечение стабильного поступательного развития экономики государства и хозяйствующих субъектов на основе использования финансовых отношений и финансового потенциала.

Цель финансовой политики проявляется в выполнении конкретных стратегических задач и решении тактических вопросов использования функционального предназначения финансов. Конкретные стратегические задачи финансовой политики зависят от внешних и внутренних условий, наличия финансовых ресурсов, организации товарно-денежных отношений, государственного устройства и т. п. Поэтому в зависимости от влияния внешних условий финансовая политика может быть: независимой, частично зависимой, зависимой; ресурсосберегающей и ресурсосохраняющей; политикой унитарного или федерального государства; развитой, слаборазвитой и неразвитой.

Финансовая стратегия ориентирована на длительный период развития экономики и направлена на решение задач конкретного этапа развития экономики, и реализация ее представляет собой этапы общей стратегии. Эта стратегия заключается в своевременном изменении методов и форм организации финансовых отношений в соответствующий период времени для достижения определенных целей.

К основным стратегическим задачам финансовой политики России на современном этапе можно отнести:

-  финансовую устойчивость развития экономики;

-  финансовую независимость государства;

-  обеспечение платежеспособности государства и хозяйствующих субъектов.

              Основные тактические задачи финансовой политики состоят в следующем:

-  обеспечение макроэкономической сбалансированности;

-  достижение бюджетного профицита;

-  снижение государственного долга;

-  стабилизация национальной валюты и снижение уровня инфляции;

- разработка и утверждение стабильного финансового законодательства в сфере
функционирования общегосударственного органа я хозяйствующих субъектов;

-  организация финансового контроля;

-  сосредоточение финансовых ресурсов в руках государства и хозяйствующих субъектов и др. Свои обособленные задачи в рамках единой цели решают и составные части финансовой политики.

•Бюджетная политика решает такие задачи, как определение: - доли валового внутреннего продукта, концентрируемой в бюджете;

-  доли валового внутреннего продукта, распределенной между федеральной властью и субъектами Федерации;

-  структуры расходной части бюджета;

-  сумм расходов, распределяемых между бюджетами разных уровней;

-  доли федерального бюджета из совокупной суммы консолидированного бюджета;

-  задач управления государственным долгом;

-  дефицита или профицита бюджета; и т.п.

•Налоговая политика может быть:

- политикой с высоким уровнем налогообложения, когда государство устанавливает
максимальные ставки налогообложения;

- политикой «разумных» налогов, когда предпринимательские структуры максимально выводятся из-под налогообложения;

- политикой, предусматривающей достаточно высокий уровень налогообложения предпринимательских структур при значительной социальной поддержке граждан.

Однако при функционировании любой модели налогообложения налоговая политика решает следующие задачи:

•фискальные - мобилизация денежных средств в бюджеты всех уровней;

•экономические или регулирующие - стимулирование или ограничение развития сфер экономики, деловой активности внутри страны;

•социальные - перераспределение средств в интересах определенных социальных групп;

•международные - укрепление экономических связей с другими странами и преодоление неблагоприятных условий для платежного баланса;

• контролирующие - организация контроля при помощи систем и методов налогообложения за деятельностью хозяйствующих субъектов и граждан.

•Таможенная политика представляет собой специфическую область налоговой и ценовой политики со своими обособленными формами и методами влияния на экономику государства. Используя арсенал инструментов таможенной политики, общегосударственный орган, управления может ограничивать или расширять доступ на внутренний рынок импортных товаров и услуг, сдерживать идя поощрять экспорт товаров и услуг. Цели применения различных видов таможенной политики связаны с задачами общеэкономической политики, необходимостью пополнения доходов бюджета и созданием условий для роста экономического потенциала государства на внутреннем и мировом рынке.

•Ценовая политика решает ряд специфических задач: регулирование и корректировка цен и тарифов на товары (работы и услуги) предпринимательских структур-монополистов;

-   формирование и утверждение цен на использование или реализацию естественных ресурсов страны;

- недр, земли, водных, лесных в других ресурсов;

-   управление ценами предпринимательских структур в базовых отраслях и в отраслях, имеющих стратегическое назначение, и другие.

•Инвестиционная политика - политика, направленная на использование в экономике страны имеющихся финансовых ресурсов и резервов с целью вложения денежных средств в наиболее перспективные и стратегические направления и сферы хозяйствования. Инвестиционная политика включает в себя такие виды, как кредитная политика; политика на финансовом рынке политика по отношению к инвестиционным институтам.

Основными задачами инвестиционной политика являются аккумулирование свободных денежных средств в руках определенных инвестиционных фондов, предпринимательских структурах, в том числе в коммерческих банках, и их использование на финансовом и кредитном рынках.

•Денежная политика является самостоятельным видом по отношению к финансовой политике. Однако, решая задачи регулирования эмиссии денег и их заменителей, а также задачи стабилизации национальной валюты, она является составной частью финансовой политики. Именно через эмиссионную политику происходит корректировка доходов и расходов государственного бюджета, государственное регулирование инфляционных процессов. Контроль и регулирование состояния национальной валюты по отношению к другим видам валют позволяют регламентировать доходы и расходы государственного бюджета и проводить реальную оценку капитала хозяйствующих субъектов в стране и за рубежом, оценивать экономическую безопасность государства.

•Финансовая политика в области международных отношений имеет свои особенности. Она связана как с внутренними условиями хозяйствования, так и, с международным законодательством. Составной частью этой политики является тамож иная политика, политика управления государственным кредитом, государственным долгом и условия международных договоров в области использования финансовых отношений.

•Финансовая политика на рынке ценных бумаг характеризуется системой организации отношений на рынке кредитов, капиталов, денег и всех видов ценных бумаг.

Управление финансами представляет собой совокупность мер общегосударственного органа по реализации финансовой политики государства, обеспечению целенаправленного и непрерывного функционирования финансового механизма с целью выполнения системой финансов своего функционального назначения.

Финансовая политика позволяет соединить воедино возможности управления (регулирования со стороны государства), которые присущи финансам, с конкретными формами и методами, организацией органов управления финансовой системой.

В любом государстве управление финансами должно базироваться на главных методологических принципах, которые должны быть основой организации финансовых отношений для всех сфер хозяйствования и звеньев финансовой системы. Эти принципы:

-  единство целей и задач;

-  макроэкономическая сбалансированность ресурсов всех сфер хозяйствования;

-  соблюдение требований экономических законов;

-  достоверность;

-  гласность;

-  учет конкретных исторических и. внешних условий;

-  учет прошлого опыта;

-  обеспечение рациональности структуры финансов и финансового механизма;

-  создание финансовых резервов;

-  сосредоточение основных финансовых ресурсов в руках государства;

-  контроль со стороны общества за формированием и использованием ресурсов.

Однако следует учитывать, что, разрабатывая конкретные направления финансовой политики, можно использовать и другие принципы, дополняющие вышеназванные.

Управление финансами может быть обособлено в перспективное (стратегическое), текущее и оперативное. В связи с этим и создается структура органов, организующих процесс. От характера финансового управления зависят применение соответствующей системы мероприятий по реализа­ции финансовой политики, а также функциональные обязанность и ответственность органов государственной власти и управления.

Систему мероприятий и способов достижения целей можно представить в виде финансового механизма, в который входят следующие звенья: финансовые методы, финансовые рычаги, правовое обеспечение, нормативное обеспечение, информационное обеспечение (Рис. 1).

 

Рис 1. Финансовый механизм управления

 

 

 

Финансовые методы имеют важнейшее функциональное значение. В состав основных методов управления входят методы общегосударственного управления и регулирования: финансового и экономического анализа; финансового планирования; прогнозирования; программирования; стимулирования и ответственности; налогообложения; кредитования и самокредитования; организации системы расчетов, инвестирования и др.

Применение методов зависит от организации самого процесса управления: - Прямое управление. Такое управление применяется в субъектах управления, которые полностью находятся в распоряжении общегосударственного органа. Однако оно не может затрагивать тех экономических отношений, которые не зависят от функционирования государства.

-  Регулирование. Финансовое регулирование осуществляется по тем направлениям, которые частично могут корректироваться общегосударственным органом управления, К таким направлениям относятся: бюджетное, налоговое, таможенное, валютное, кредитно-денежное, инвестиционное, ценовое и т.п. регулирование. Формы финансового регулирования могут быть различными:

-  прямое - когда общегосударственный орган управления законодательно устанавливает финансовые отношения (например, введение прямых или косвенных налогов);

-  косвенное - когда общегосударственный орган вводит отдельные ограничения, которые могут повлиять на финансовые отношения (например, льготы и санкции при налогообложении, квоты, нормы расходов, ставки налогов);

-  смешанное - когда прямое и косвенное регулирование используются вместе.

Финансовые рычаги представляют собой совокупность показателей, участвующих в управлении: совокупный общественный продукт; национальной доход; валовой внутренний продукт; прибыль (доход); финансовые санкции; курсы валют; ставки кредитов, налоги и нена­логовые платежи; финансовые санкции и льготы; расходы; доходы и т.п.

Правовое обеспечение предусматривает определенное сочетание основных положений, отраженных в официальных документах: Законы, Указы Президента, Постановления правительства, инструкции, приказы и письма министерств и ведомств, уставы хозяйствующих субъектов, международные договоры.

Нормативное обеспечение организации финансового управления состоит в применении: норм, нормативов, тарифов, рекомендуемых методов и методик расчетов и т. д.

Информационное обеспечение системы финансового управления предполагает использование таких принципов управления, как учет прошлого опыта, тенденций развития, влияние внешних и внутренних факторов на методы и инструменты управления и др.

В процессе управления сочетаются разнообразные методы, показатели, информационная база, законодательство, нормы и нормативы и т.п.

Субъектами управления финансами являются как руководящие органы, так и руководимые ими хозяйствующие субъекты.

Система организации и взаимодействия субъектов управления финансами РФ.

 



 

Рис. 2. Система организации и взаимодействия субъектов управления финансами Российской Федерации

 

Управление финансами представляет собой процесс, который организуют и которым руководят органы государственной власти в соответствии с законодательством.

Как видно из рис. 2, процесс управления финансами предусматривает единство управляющей и управляемых систем.

Общее управление финансами осуществляют высшие органы государственной власти. Хозяйствующие субъекты - предпринимательские структуры являются управляемой системой. Однако в систему государственной власти и государственного управления входят хозяйствующие субъекты как субъекты управления, выполняющие функции и задачи предпринимательской структуры:

Информация о работе Финансовая политика, управление финансами