Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 15:31, доклад
Финансовые отношения формируются в систему отношений в соответствии с разрабатываемой общегосударственным органом управления финансовой политикой. Она является составной частью экономической политики. Экономическая же политика стоит в одном ряду с социальной, национальной, оборонной, внешней и внутренней политикой, другими звеньями общей государственной политики. Система финансовых отношений является обособленной частью системы экономических денежных отношений, соответственно и финансовая политика является составной частью денежной политики.
Финансовая политика, Управление финансами.
Финансовые отношения формируются в систему отношений в соответствии с разрабатываемой общегосударственным органом управления финансовой политикой. Она является составной частью экономической политики. Экономическая же политика стоит в одном ряду с социальной, национальной, оборонной, внешней и внутренней политикой, другими звеньями общей государственной политики. Система финансовых отношений является обособленной частью системы экономических денежных отношений, соответственно и финансовая политика является составной частью денежной политики.
В свою очередь, финансовая политика включает в себя бюджетную, налоговую, таможенную, ценовую, инвестиционную, денежную политику в силу обозначенных целей и задач в соответствии с действием экономических законов. Кроме того, следует учитывать, что в рамках общегосударственной финансовой политики все хозяйствующие субъекты также разрабатывают свою собственную политику.
Финансовая политика (в широком смысле слова) - это определение конечных целей, конкретных задач и организация управления финансами с целью выполнения имя своих функций с учетом действия экономических законов развития общества.
Финансовая политика (в узком смысле слова) - это совокупность методологических основ, форм и методов, направленных на достижение эффективности в мобилизации, распределении и использовании финансовых ресурсов общества с целью выполнения государством его функций, поставленных целей и конкретных задач.
Целью финансовой политики является обеспечение стабильного поступательного развития экономики государства и хозяйствующих субъектов на основе использования финансовых отношений и финансового потенциала.
Цель финансовой политики проявляется в выполнении конкретных стратегических задач и решении тактических вопросов использования функционального предназначения финансов. Конкретные стратегические задачи финансовой политики зависят от внешних и внутренних условий, наличия финансовых ресурсов, организации товарно-денежных отношений, государственного устройства и т. п. Поэтому в зависимости от влияния внешних условий финансовая политика может быть: независимой, частично зависимой, зависимой; ресурсосберегающей и ресурсосохраняющей; политикой унитарного или федерального государства; развитой, слаборазвитой и неразвитой.
Финансовая стратегия ориентирована на длительный период развития экономики и направлена на решение задач конкретного этапа развития экономики, и реализация ее представляет собой этапы общей стратегии. Эта стратегия заключается в своевременном изменении методов и форм организации финансовых отношений в соответствующий период времени для достижения определенных целей.
К основным стратегическим задачам финансовой политики России на современном этапе можно отнести:
- финансовую устойчивость развития экономики;
- финансовую независимость государства;
- обеспечение платежеспособности государства и хозяйствующих субъектов.
Основные тактические задачи финансовой политики состоят в следующем:
- обеспечение макроэкономической сбалансированности;
- достижение бюджетного профицита;
- снижение государственного долга;
- стабилизация национальной валюты и снижение уровня инфляции;
- разработка и утверждение стабильного финансового законодательства в сфере
функционирования общегосударственного органа я хозяйствующих субъектов;
- организация финансового контроля;
- сосредоточение финансовых ресурсов в руках государства и хозяйствующих субъектов и др. Свои обособленные задачи в рамках единой цели решают и составные части финансовой политики.
•Бюджетная политика решает такие задачи, как определение: - доли валового внутреннего продукта, концентрируемой в бюджете;
- доли валового внутреннего продукта, распределенной между федеральной властью и субъектами Федерации;
- структуры расходной части бюджета;
- сумм расходов, распределяемых между бюджетами разных уровней;
- доли федерального бюджета из совокупной суммы консолидированного бюджета;
- задач управления государственным долгом;
- дефицита или профицита бюджета; и т.п.
•Налоговая политика может быть:
- политикой с высоким уровнем налогообложения, когда государство устанавливает
максимальные ставки налогообложения;
- политикой «разумных» налогов, когда предпринимательские структуры максимально выводятся из-под налогообложения;
- политикой, предусматривающей достаточно высокий уровень налогообложения предпринимательских структур при значительной социальной поддержке граждан.
Однако при функционировании любой модели налогообложения налоговая политика решает следующие задачи:
•фискальные - мобилизация денежных средств в бюджеты всех уровней;
•экономические или регулирующие - стимулирование или ограничение развития сфер экономики, деловой активности внутри страны;
•социальные - перераспределение средств в интересах определенных социальных групп;
•международные - укрепление экономических связей с другими странами и преодоление неблагоприятных условий для платежного баланса;
• контролирующие - организация контроля при помощи систем и методов налогообложения за деятельностью хозяйствующих субъектов и граждан.
•Таможенная политика представляет собой специфическую область налоговой и ценовой политики со своими обособленными формами и методами влияния на экономику государства. Используя арсенал инструментов таможенной политики, общегосударственный орган, управления может ограничивать или расширять доступ на внутренний рынок импортных товаров и услуг, сдерживать идя поощрять экспорт товаров и услуг. Цели применения различных видов таможенной политики связаны с задачами общеэкономической политики, необходимостью пополнения доходов бюджета и созданием условий для роста экономического потенциала государства на внутреннем и мировом рынке.
•Ценовая политика решает ряд специфических задач: регулирование и корректировка цен и тарифов на товары (работы и услуги) предпринимательских структур-монополистов;
- формирование и утверждение цен на использование или реализацию естественных ресурсов страны;
- недр, земли, водных, лесных в других ресурсов;
- управление ценами предпринимательских структур в базовых отраслях и в отраслях, имеющих стратегическое назначение, и другие.
•Инвестиционная политика - политика, направленная на использование в экономике страны имеющихся финансовых ресурсов и резервов с целью вложения денежных средств в наиболее перспективные и стратегические направления и сферы хозяйствования. Инвестиционная политика включает в себя такие виды, как кредитная политика; политика на финансовом рынке политика по отношению к инвестиционным институтам.
Основными задачами инвестиционной политика являются аккумулирование свободных денежных средств в руках определенных инвестиционных фондов, предпринимательских структурах, в том числе в коммерческих банках, и их использование на финансовом и кредитном рынках.
•Денежная политика является самостоятельным видом по отношению к финансовой политике. Однако, решая задачи регулирования эмиссии денег и их заменителей, а также задачи стабилизации национальной валюты, она является составной частью финансовой политики. Именно через эмиссионную политику происходит корректировка доходов и расходов государственного бюджета, государственное регулирование инфляционных процессов. Контроль и регулирование состояния национальной валюты по отношению к другим видам валют позволяют регламентировать доходы и расходы государственного бюджета и проводить реальную оценку капитала хозяйствующих субъектов в стране и за рубежом, оценивать экономическую безопасность государства.
•Финансовая политика в области международных отношений имеет свои особенности. Она связана как с внутренними условиями хозяйствования, так и, с международным законодательством. Составной частью этой политики является тамож иная политика, политика управления государственным кредитом, государственным долгом и условия международных договоров в области использования финансовых отношений.
•Финансовая политика на рынке ценных бумаг характеризуется системой организации отношений на рынке кредитов, капиталов, денег и всех видов ценных бумаг.
Управление финансами представляет собой совокупность мер общегосударственного органа по реализации финансовой политики государства, обеспечению целенаправленного и непрерывного функционирования финансового механизма с целью выполнения системой финансов своего функционального назначения.
Финансовая политика позволяет соединить воедино возможности управления (регулирования со стороны государства), которые присущи финансам, с конкретными формами и методами, организацией органов управления финансовой системой.
В любом государстве управление финансами должно базироваться на главных методологических принципах, которые должны быть основой организации финансовых отношений для всех сфер хозяйствования и звеньев финансовой системы. Эти принципы:
- единство целей и задач;
- макроэкономическая сбалансированность ресурсов всех сфер хозяйствования;
- соблюдение требований экономических законов;
- достоверность;
- гласность;
- учет конкретных исторических и. внешних условий;
- учет прошлого опыта;
- обеспечение рациональности структуры финансов и финансового механизма;
- создание финансовых резервов;
- сосредоточение основных финансовых ресурсов в руках государства;
- контроль со стороны общества за формированием и использованием ресурсов.
Однако следует учитывать, что, разрабатывая конкретные направления финансовой политики, можно использовать и другие принципы, дополняющие вышеназванные.
Управление финансами может быть обособлено в перспективное (стратегическое), текущее и оперативное. В связи с этим и создается структура органов, организующих процесс. От характера финансового управления зависят применение соответствующей системы мероприятий по реализации финансовой политики, а также функциональные обязанность и ответственность органов государственной власти и управления.
Систему мероприятий и способов достижения целей можно представить в виде финансового механизма, в который входят следующие звенья: финансовые методы, финансовые рычаги, правовое обеспечение, нормативное обеспечение, информационное обеспечение (Рис. 1).
Рис 1. Финансовый механизм управления
Финансовые методы имеют важнейшее функциональное значение. В состав основных методов управления входят методы общегосударственного управления и регулирования: финансового и экономического анализа; финансового планирования; прогнозирования; программирования; стимулирования и ответственности; налогообложения; кредитования и самокредитования; организации системы расчетов, инвестирования и др.
Применение методов зависит от организации самого процесса управления: - Прямое управление. Такое управление применяется в субъектах управления, которые полностью находятся в распоряжении общегосударственного органа. Однако оно не может затрагивать тех экономических отношений, которые не зависят от функционирования государства.
- Регулирование. Финансовое регулирование осуществляется по тем направлениям, которые частично могут корректироваться общегосударственным органом управления, К таким направлениям относятся: бюджетное, налоговое, таможенное, валютное, кредитно-денежное, инвестиционное, ценовое и т.п. регулирование. Формы финансового регулирования могут быть различными:
- прямое - когда общегосударственный орган управления законодательно устанавливает финансовые отношения (например, введение прямых или косвенных налогов);
- косвенное - когда общегосударственный орган вводит отдельные ограничения, которые могут повлиять на финансовые отношения (например, льготы и санкции при налогообложении, квоты, нормы расходов, ставки налогов);
- смешанное - когда прямое и косвенное регулирование используются вместе.
Финансовые рычаги представляют собой совокупность показателей, участвующих в управлении: совокупный общественный продукт; национальной доход; валовой внутренний продукт; прибыль (доход); финансовые санкции; курсы валют; ставки кредитов, налоги и неналоговые платежи; финансовые санкции и льготы; расходы; доходы и т.п.
Правовое обеспечение предусматривает определенное сочетание основных положений, отраженных в официальных документах: Законы, Указы Президента, Постановления правительства, инструкции, приказы и письма министерств и ведомств, уставы хозяйствующих субъектов, международные договоры.
Нормативное обеспечение организации финансового управления состоит в применении: норм, нормативов, тарифов, рекомендуемых методов и методик расчетов и т. д.
Информационное обеспечение системы финансового управления предполагает использование таких принципов управления, как учет прошлого опыта, тенденций развития, влияние внешних и внутренних факторов на методы и инструменты управления и др.
В процессе управления сочетаются разнообразные методы, показатели, информационная база, законодательство, нормы и нормативы и т.п.
Субъектами управления финансами являются как руководящие органы, так и руководимые ими хозяйствующие субъекты.
Система организации и взаимодействия субъектов управления финансами РФ.
Рис. 2. Система организации и взаимодействия субъектов управления финансами Российской Федерации
Управление финансами представляет собой процесс, который организуют и которым руководят органы государственной власти в соответствии с законодательством.
Как видно из рис. 2, процесс управления финансами предусматривает единство управляющей и управляемых систем.
Общее управление финансами осуществляют высшие органы государственной власти. Хозяйствующие субъекты - предпринимательские структуры являются управляемой системой. Однако в систему государственной власти и государственного управления входят хозяйствующие субъекты как субъекты управления, выполняющие функции и задачи предпринимательской структуры:
Информация о работе Финансовая политика, управление финансами