Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 04:59, курсовая работа
Исторически финансы были связаны с деятельностью государства. Они сложились, как государственные финансы, в виде образования и использования государственной казны. Это положение не только сохранилось, но и получило дальнейшее развитие. В современных условиях государство организует финансовую систему и использует её для управления народным хозяйством страны.
Термин «финансы» в современной мировой экономической литературе имеет расширенную и суженную трактовку.
Введение……………………………………………………………………………...3
1 Сущность и значение финансовой системы и финансового механизма в социально-экономических процессах……………. ………………………………..6
1.1 Содержание, цели, задачи и принципы финансовой системы…….......……...5
1.2 Содержание и структура финансового механизма……………………………8
1.3 Роль финансов в социально-экономическом развитии…………………........11
2 Проблемы становления и развития финансовой политики в РК……………...19
2.1 Финансовое обеспечение экономического роста…..………………………...19
2.2 Организация управления финансами в РК……………………………………21
2.3 Основные направления совершенствования финансового планирования….26
Заключение………………………………………………………………………….30
Список использованной литературы……………………………………………...32
Приложение А
Структура таможенных органов включает областные таможенные управления, таможни, таможенные посты.
Определенное участие в управлении государственными финансами принимает Национальный Банк Республики Казахстан в соответствии со спецификой своих функций. Национальный Банк Республики Казахстан как непосредственно, так и опосредованно влияет на финансовые отношения при проведении денежно-кредитной политики, регулировании денежного обращения, управлении кредитными ресурсами; банк участвует совместно с Министерством финансов в валютно-финансовых отношениях государства, внешнем заимствовании денежных средств для финансирования потребностей экономики. Поэтому эффективность управляющего воздействия Национального банка сказывается на состоянии государственных финансов и финансов хозяйствующих субъектов при проведении единой финансово-кредитной политики государства.
Агентство по борьбе с экономическими и коррупционными преступлениями (финансовая полиция) является силовой структурой и не входит номинально в состав финансовой службы. Это исполнительный орган, подчиняющийся Президенту Республики Казахстан, имеет в структуре территориальные органы в областях, городах Алматы и Астана, межрайонные отделы. Органы финансовой полиции выполняют функции по выявлению, пресечению преступлений и иных правонарушений, связанных с финансовыми операциями: растратами, хищениями государственных средств, нецелевым использованием бюджетных ресурсов, неуплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет, либо совершенных с целью сокрытия или занижения доходов, укрытия объектов налогообложения или объектов, связанных с ним, иного уклонения от уплаты налогов и других обязательных платежей. Органы финансовой полиции вправе осуществлять дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность согласно уголовно-процессуальному законодательству Республики Казахстан, проводить налоговые проверки налогоплательщиков, принимать решение о возбуждении уголовных дел по фактам налоговых правонарушений.
Министерство финансов Республики Казахстан является центральным исполнительным органом Республики Казахстан, осуществляющим руководство, а также в пределах, предусмотренных законодательством, межотраслевую координацию в сфере исполнения и контроля за исполнением государственного бюджета, управления, учета и контроля за использованием государственной собственности, контроля за проведением процедур банкротства и внесудебной процедуры ликвидации несостоятельного должника, регулирования системы бухгалтерского учета и аудита финансовой отчетности.
Основными задачами Министерства финансов являются: обеспечение исполнения республиканского бюджета и кассового обслуживания исполнения местных бюджетов, контроль за эффективным и целевым использованием их средств, а также методологическое руководство по исполнению республиканского и местных бюджетов, бухгалтерскому учету, отчетности и аудиту;
• обеспечение поступления налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет и иных поступлений в бюджет, пенсионных взносов, перечислений средств в Национальный фонд Республики Казахстан;
• участие в разработке и реализации государственной налоговой политики;
• государственный контроль за проведением процедур банкротства, а также во внесудебной процедуре ликвидации несостоятельного должника;
• обеспечение, в пределах своей компетенции, экономической безопасности Республики Казахстан;
• осуществление международного сотрудничества в пределах своей компетенции;
• иные задачи, возложенные на него законодательством.
Министерство в соответствии с законодательством осуществляет следующие основные функции:
• участие в разработке проекта республиканского бюджета, государственных и иных программ, стратегических планов Республики Казахстан и индикативных планов социально-экономического развития Республики Казахстан, основных макроэкономических показателей;
• участие в прогнозировании поступлений в бюджет и в определении целей и приоритетов государственной политики в сфере поступления доходов в государственный бюджет;
• участие, в пределах своей компетенции, в определении целей и приоритетов государственной политики в сфере управления государственными финансами;
• обеспечение рационального правительственного и гарантированного государством заимствования, а также управление государственным долгом;
• в пределах своей компетенции разработку и подготовку проектов (или принятие) нормативных правовых актов по исполнению бюджета, бухгалтерского учета и аудита, финансового контроля;
• в пределах своей компетенции функции уполномоченного органа в вопросах международных налоговых соглашений об избежании двойного налогообложения;
• налоговую экспертизу контрактов на недропользование, а также проведение проверок за ходом выполнения контрактных условий;
• разработку порядка ведения и осуществления бухгалтерского учета государственных учреждений, а также, в пределах своей компетенции, отчетности об исполнении республиканского и местных бюджетов;
• утверждение и внесение изменений в сводный план финансирования республиканского бюджета;
• финансирование расходов республиканского бюджета и кредитование, контроль и анализ исполнения республиканского и местных бюджетов;
• контроль за правильностью составления и утверждения смет расходов государственных учреждений, финансируемых из республиканского бюджета, а также за целевым использованием средств республиканского бюджета, средств правительственных займов, негосударственных займов, имеющих государственную гарантию, и грантов, связанных с последующим правительственным заимствованием и иного имущества, находящегося в государственной собственности;
• ведение и учет валютных операций государственных учреждений;
• выпуск государственных эмиссионных ценных бумаг Правительства Республики Казахстан, предоставление государственных гарантий по негосударственным займам резидентов Республики Казахстан;
• проведение финансовой экспертизы условий правительственных займов, проведение переговоров, подписание договоров займов, получение, использование, погашение и обслуживание правительственных займов, обеспечение выполнения обязательств по государственным гарантиям негосударственных займов резидентов Республики Казахстан;
• кредитование инвестиционных проектов, государственных программ и иных мероприятий, предусмотренных в республиканском бюджете;
• составление отчетов об исполнении республиканского бюджета, совершенствование форм и методов сбора государственной отчетности по государственным доходам;
• исполнение в пределах своей компетенции международных обязательств Республики Казахстан по вопросам борьбы с налоговыми правонарушениями;
• государственный контроль за проведением процедур, а также во внесудебной процедуре ликвидации несостоятельного должника;
• иные функции, возложенные на него законодательством;
В центральном аппарате Министерства финансов имеются специальные подразделения с определенными задачами и функциями, состав и структура этих подразделений постоянно меняются с учетом изменения целей и задач управления, развития функций аппарата, необходимости совершенствования работы. На начало 2005 года центральный аппарат Министерства финансов включал:
комитеты: казначейства, налоговый, финансового контроля и государственных закупок; таможенного контроля; по работе с несостоятельными должниками; государственного имущества и приватизации;
департаменты: анализа и методологии исполнения государственного бюджета; свода и исследования финансовых моделей; финансирования государственных органов; методологии бухгалтерского учета и аудита; государственного заимствования и международных финансовых соглашений; кредитования; кадрового обеспечения и документооборота; отчетности и статистики; внутреннего администрирования финансов; информационных технологий, юридической службы.
Департаменты и комитеты состоят из управлений, а последние - из отделов; названия подразделений характеризует выполняемые функции с уточнением от управления к отделу. Отделы конкретизируют функции, выполняемые управлениями.
В структуре Министерства выделены также управление координации государственных закупок и отдел защиты информации и мобилизационной работы.
Соответственно строение структуры комитетов Министерства.
Организационная структура Комитета Казначейства состоит из Центрального аппарата казначейства в составе Министерства финансов и подчиненных ему территориальных подразделений по областям, городам. Комитет казначейства Министерства финансов Республики Казахстан является ведомством в пределах компетенции Министерства финансов Республики Казахстан, осуществляющим специальные исполнительные и контрольно-надзорные функции, а также межотраслевую координацию по обслуживанию исполнения республиканского бюджета, расчетно-кассовому обслуживанию государственного бюджета, государственных учреждений и предварительному и текущему контролю за целевым использованием средств государственного бюджета. [7;70-75стр.]
2.3 Основные направления совершенствования финансового планирования
Рыночные отношения в национальном хозяйстве предполагают развитие финансового планирования, усиление его взаимодействия с методами рыночного регулирования экономики. Рыночные отношения наряду со стихийными несут в себе и регулирующее начало: налоги, отчисления, банковский кредит и процент, договорные обязательства, государственный заказ, контрольный пакет акций. В этих условиях безусловно необходимым является и плановое регулирование экономики, существенный элемент которого - финансовое планирование. Государственное регулирование рыночной экономики в первую очередь обеспечивается проведением антимонопольной, налоговой, бюджетной, банковской, таможенной политики.
Важное место в государственном регулировании занимает индикативное планирование (прогнозирование), в процессе которого определяются общие контуры желаемого развития экономики. Неотъемлемой его частью является индикативное финансовое планирование, главная цель которого - определение предполагаемого объема и направления финансовых ресурсов для обеспечения прогнозируемого развития.
Индикативные финансовые планы имеют обязательный характер лишь к государственному сектору, а для секторов с другими формами собственности - рекомендуемый характер. Последнее достигается путем использования экономических инструментов - регулируемых цен, субсидий, кредитов, налоговых ставок и льгот, ускоренной амортизации. Важнейшими индикаторами выступают: курс валюты, прогнозируемый уровень инфляции, снимка рефинансирования Национального банка, нормы амортизационных отчислений.
Индикативный план должен научно обоснованно отражать экономические процессы и адекватно согласовывать отдельные параметры развития экономики и финансов, направлять их в необходимое русло в соответствии с долгосрочными тенденциями развития. Это касается, во-первых, необходимости соблюдения экономического равновесия по разным системам, показателям (натурально-вещественная и стоимостная сбалансированность, стабилизация цен, соответствие доходов и расходов, равновесие платежного баланса и т.д.). Во-вторых, индикативный план должен обеспечивать необходимые структурные изменения в национальном хозяйстве, в том числе и путем инвестиций. Перечень приоритетов при индикативном планировании зависит от направлений экономической и социальной политики; это могут быть ликвидация диспропорций развития, инвестиционная деятельность, модернизация производства, обеспечение конкурентоспособности продукции, развитие науки, образования, жилищное строительство, социальное преобразование и другое.
Индикативное планирование осуществляется также на местном уровне. Здесь также обязателен принцип согласования и интересов государства, территории, хозяйствующих субъектов (предприниматели).
Внедрение хозяйственного механизма, соответствующего принципам рыночной экономики, предполагает необходимость разработки новых методов финансового планирования на всех уровнях управления. В качестве важнейших условий, определяющих изменения в содержании финансового планирования, можно выделить следующие:
расширение самостоятельности в использовании собственных средств и повышение ответственности хозорганов за результаты финансово-хозяйственной деятельности; введение новых налоговых принципов распределения дохода выводит из-под контроля централизованных органов значительную часть ресурсов;
расширение сферы использования товарно-денежных отношений требует разработки методов поддержания сбалансированности платежеспособного спроса с материальным покрытием в сфере производства и потребления; в основу сводного финансового планирования должны быть положены методы сбалансирования сводных экономических показателей по материально-вещественному и финансово-стоимостному составу;
в сфере территориального планирования усиливается самостоятельность местных органов власти и управления всех уровней в разработке и принятии собственных бюджетов.
Парламент республики рассматривает лишь республиканские бюджеты, не касаясь финансовых ресурсов региона. Поэтому возрастает роль территориального сводного финансового баланса в переводе территорий на принцип самофинансирования. Решение об автономизации бюджетного процесса на всех уровнях является шагом в расширении прав областей и других территориально-