Финансовая система РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 04:59, курсовая работа

Описание работы

Исторически финансы были связаны с деятельностью государства. Они сложились, как государственные финансы, в виде образования и использования государственной казны. Это положение не только сохранилось, но и получило дальнейшее развитие. В современных условиях государство организует финансовую систему и использует её для управления народным хозяйством страны.
Термин «финансы» в современной мировой экономической литературе имеет расширенную и суженную трактовку.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Сущность и значение финансовой системы и финансового механизма в социально-экономических процессах……………. ………………………………..6
1.1 Содержание, цели, задачи и принципы финансовой системы…….......……...5
1.2 Содержание и структура финансового механизма……………………………8
1.3 Роль финансов в социально-экономическом развитии…………………........11
2 Проблемы становления и развития финансовой политики в РК……………...19
2.1 Финансовое обеспечение экономического роста…..………………………...19
2.2 Организация управления финансами в РК……………………………………21
2.3 Основные направления совершенствования финансового планирования….26
Заключение………………………………………………………………………….30
Список использованной литературы……………………………………………...32
Приложение А

Работа содержит 1 файл

курсовая Финансовая система РК.doc

— 200.00 Кб (Скачать)

   Структура таможенных органов включает областные таможенные управления, таможни, таможенные посты.

   Определенное участие в управлении государственными финансами принимает Национальный Банк Республики Казахстан в соответствии со спецификой своих функций. Национальный Банк Республики Казахстан как непосредственно, так и опосредованно влияет на финансовые отно­шения при проведении денежно-кредитной политики, регулировании де­нежного обращения, управлении кредитными ресурсами; банк участвует совместно с Министерством финансов в валютно-финансовых отношениях государства, внешнем заимствовании денежных средств для финансирова­ния потребностей экономики. Поэтому эффективность управляющего воз­действия Национального банка сказывается на состоянии государственных финансов и финансов хозяйствующих субъектов при проведении единой финансово-кредитной политики государства.

   Агентство по борьбе с экономическими и коррупционными престу­плениями (финансовая полиция) является силовой структурой и не входит номинально в состав финансовой службы. Это исполнительный орган, под­чиняющийся Президенту Республики Казахстан, имеет в структуре терри­ториальные органы в областях, городах Алматы и Астана, межрайонные отделы. Органы финансовой полиции выполняют функции по выявлению, пресечению преступлений и иных правонарушений, связанных с финансо­выми операциями: растратами, хищениями государственных средств, неце­левым использованием бюджетных ресурсов, неуплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет, либо совершенных с целью сокрытия или занижения доходов, укрытия объектов налогообложения или объектов, свя­занных с ним, иного уклонения от уплаты налогов и других обязательных платежей. Органы финансовой полиции вправе осуществлять дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность соглас­но уголовно-процессуальному законодательству Республики Казахстан, проводить налоговые проверки налогоплательщиков, принимать решение о возбуждении уголовных дел по фактам налоговых правонарушений.

   Министерство финансов Республики Казахстан является центральным исполнительным органом Республики Казахстан, осуществляющим руководство, а также в пределах, предусмо­тренных законодательством, межотраслевую координацию в сфере исполнения и контроля за исполнением государственного бюджета, управления, учета и контроля за использованием госу­дарственной собственности, контроля за проведением процедур банкротства и внесудебной процедуры ликвидации несостоятель­ного должника, регулирования системы бухгалтерского учета и аудита финансовой отчетности.

   Основными задачами Министерства финансов являются: обеспечение исполнения республиканского бюджета и кассового обслу­живания исполнения местных бюджетов, контроль за эффективным и це­левым использованием их средств, а также методологическое руководство по исполнению республиканского и местных бюджетов, бухгалтерскому учету, отчетности и аудиту;

• обеспечение поступления налогов, сборов и других обязательных пла­тежей в бюджет и иных поступлений в бюджет, пенсионных взносов, пере­числений средств в Национальный фонд Республики Казахстан;

• участие в разработке и реализации государственной налоговой политики;

• государственный контроль за проведением процедур банкротства, а также во внесудебной процедуре ликвидации несостоятельного должника;

• обеспечение, в пределах своей компетенции, экономической безопасности Республики Казахстан;

• осуществление международного сотрудничества в пределах своей компетенции; 

• иные задачи, возложенные на него законодательством.

   Министерство в соответствии с законодательством осуществляет следующие основные функции:

• участие в разработке проекта республиканского бюджета, государ­ственных и иных программ, стратегических планов Республики Казахстан и индикативных планов социально-экономического развития Республики Казахстан, основных макроэкономических показателей;

• участие в прогнозировании поступлений в бюджет и в определении це­лей и приоритетов государственной политики в сфере поступления доходов в государственный бюджет;

• участие, в пределах своей компетенции, в определении целей и при­оритетов государственной политики в сфере управления государственными финансами;

• обеспечение рационального правительственного и гарантированного государством заимствования, а также управление государственным долгом;

• в пределах своей компетенции разработку и подготовку проектов (или принятие) нормативных правовых актов по исполнению бюджета, бухгалтерского учета и аудита, финансового контроля;

• в пределах своей компетенции функции уполномоченного органа в во­просах международных налоговых соглашений об избежании двойного налогообложения;

• налоговую экспертизу контрактов на недропользование, а также проведение проверок за ходом выполнения контрактных условий;

• разработку порядка ведения и осуществления бухгалтерского учета государственных учреждений, а также, в пределах своей компетенции, отчетности об исполнении республиканского и местных бюджетов; 

• утверждение и внесение изменений в сводный план финансирования республиканского бюджета;

• финансирование расходов республиканского бюджета и кредитование, контроль и анализ исполнения республиканского и местных бюджетов;

• контроль за правильностью составления и утверждения смет расходов государственных учреждений, финансируемых из республиканского бюд­жета, а также за целевым использованием средств республиканского бюд­жета, средств правительственных займов, негосударственных займов, име­ющих государственную гарантию, и грантов, связанных с последующим правительственным заимствованием и иного имущества, находящегося в государственной собственности;

• ведение и учет валютных операций государственных учреждений;

• выпуск государственных эмиссионных ценных бумаг Правительства Республики Казахстан, предоставление государственных гарантий по не­государственным займам резидентов Республики Казахстан;

• проведение финансовой экспертизы условий правительственных за­ймов, проведение переговоров, подписание договоров займов, получение, использование, погашение и обслуживание правительственных займов, обеспечение выполнения обязательств по государственным гарантиям негосударственных займов резидентов Республики Казахстан;

• кредитование инвестиционных проектов, государственных программ и иных мероприятий, предусмотренных в республиканском бюджете;

• составление отчетов об исполнении республиканского бюджета, совершенствование форм и методов сбора государственной отчетности по госу­дарственным доходам;

• исполнение в пределах своей компетенции международных обяза­тельств Республики Казахстан по вопросам борьбы с налоговыми право­нарушениями;

• государственный контроль за проведением процедур, а также во внесу­дебной процедуре ликвидации несостоятельного должника;

• иные функции, возложенные на него законодательством;

   В центральном аппарате Министерства финансов имеются специальные подразделения с определенными задачами и функ­циями, состав и структура этих подразделений постоянно ме­няются с учетом изменения целей и задач управления, развития функций аппарата, необходимости совершенствования работы. На начало 2005 года центральный аппарат Министерства финан­сов включал:

   комитеты: казначейства, налоговый, финансового контроля и государственных закупок; таможенного контроля; по работе с несостоятельными должниками; государственного имущества и приватизации;

   департаменты: анализа и методологии исполнения государ­ственного бюджета; свода и исследования финансовых моделей; финансирования государственных органов; методологии бухгал­терского учета и аудита; государственного заимствования и меж­дународных финансовых соглашений; кредитования; кадрового обеспечения и документооборота; отчетности и статистики; вну­треннего администрирования финансов; информационных технологий, юридической службы.

   Департаменты и комитеты состоят из управлений, а последние - из отделов; названия подразделений характеризует выполняе­мые функции с уточнением от управления к отделу. Отделы кон­кретизируют функции, выполняемые управлениями.

   В структуре Министерства выделены также управление коор­динации государственных закупок и отдел защиты информации и мобилизационной работы.

   Соответственно строение структуры комитетов Министерства.

   Организационная структура Комитета Казначейства со­стоит из Центрального аппарата казначейства в составе Мини­стерства финансов и подчиненных ему территориальных под­разделений по областям, городам. Комитет казначейства Мини­стерства финансов Республики Казахстан является ведомством в пределах компетенции Министерства финансов Республики Казахстан, осуществляющим специальные исполнительные и контрольно-надзорные функции, а также межотраслевую ко­ординацию по обслуживанию исполнения республиканского бюджета, расчетно-кассовому обслуживанию государственного бюджета, государственных учреждений и предварительному и текущему контролю за целевым использованием средств государственного бюджета. [7;70-75стр.]

 

2.3 Основные направления совершенствования финансового планирования

 

   Рыночные отношения в национальном хозяйстве предполагают разви­тие финансового планирования, усиление его взаимодействия с методами рыночного регулирования экономики. Рыночные отношения наряду со стихийными несут в себе и регулирующее начало: налоги, отчисления, банковский кредит и процент, договорные обязательства, государствен­ный заказ, контрольный пакет акций. В этих условиях безусловно необ­ходимым является и плановое регулирование экономики, существенный элемент которого - финансовое планирование. Государственное регулирование рыночной экономики в первую очередь обеспечивается проведением антимонопольной, налоговой, бюджетной, банковской, таможенной политики.

   Важное место в государственном регулировании занимает индикатив­ное планирование (прогнозирование), в процессе которого определяются общие контуры желаемого развития экономики. Неотъемлемой его частью является индикативное финансовое планирование, главная цель которого - определение предполагаемого объема и направления финансовых ресур­сов для обеспечения прогнозируемого развития.

   Индикативные финансовые планы имеют обязательный характер лишь к государственному сектору, а для секторов с другими формами собствен­ности - рекомендуемый характер. Последнее достигается путем использования экономических инструментов - регулируемых цен, субсидий, креди­тов, налоговых ставок и льгот, ускоренной амортизации. Важнейшими индикаторами выступают: курс валюты, прогнозируемый уровень инфляции, снимка рефинансирования Национального банка, нормы амортизационных отчислений.

   Индикативный план должен научно обоснованно отражать эконо­мические процессы и адекватно согласовывать отдельные параметры развития экономики и финансов, направлять их в необходимое русло в соответствии с долгосрочными тенденциями развития. Это касается, во-первых, необходимости соблюдения экономического равновесия по разным системам, показателям (натурально-вещественная и стоимост­ная сбалансированность, стабилизация цен, соответствие доходов и рас­ходов, равновесие платежного баланса и т.д.). Во-вторых, индикатив­ный план должен обеспечивать необходимые структурные изменения в национальном хозяйстве, в том числе и путем инвестиций. Перечень приоритетов при индикативном планировании зависит от направлений экономической и социальной политики; это могут быть ликвидация дис­пропорций развития, инвестиционная деятельность, модернизация про­изводства, обеспечение конкурентоспособности продукции, развитие науки, образования, жилищное строительство, социальное преобразование и другое.

   Индикативное планирование осуществляется также на местном уров­не. Здесь также обязателен принцип согласования и интересов государства, территории, хозяйствующих субъектов (предприниматели).

   Внедрение хозяйственного механизма, соответствующего принципам рыночной экономики, предполагает необходимость разработки новых ме­тодов финансового планирования на всех уровнях управления. В качестве важнейших условий, определяющих изменения в содержании финансового планирования, можно выделить следующие:

   расширение самостоятельности в использовании собственных средств и повышение ответственности хозорганов за результаты финансово-хозяй­ственной деятельности; введение новых налоговых принципов распределе­ния дохода выводит из-под контроля централизованных органов значитель­ную часть ресурсов;

   расширение сферы использования товарно-денежных отношений тре­бует разработки методов поддержания сбалансированности платежеспо­собного спроса с материальным покрытием в сфере производства и по­требления; в основу сводного финансового планирования должны быть по­ложены методы сбалансирования сводных экономических показателей по материально-вещественному и финансово-стоимостному составу;

   в сфере территориального планирования усиливается самостоятель­ность местных органов власти и управления всех уровней в разработке и принятии собственных бюджетов.

   Парламент республики рассматривает лишь республиканские бюдже­ты, не касаясь финансовых ресурсов региона. Поэтому возрастает роль территориального сводного финансового баланса в переводе территорий на принцип самофинансирования. Решение об автономизации бюджетного процесса на всех уровнях является шагом в расширении прав областей и других территориально-административных образований в планировании зависимости от результатов деятельности и поступления доходов на соответствующие территории.

Информация о работе Финансовая система РК