Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 04:59, курсовая работа
Исторически финансы были связаны с деятельностью государства. Они сложились, как государственные финансы, в виде образования и использования государственной казны. Это положение не только сохранилось, но и получило дальнейшее развитие. В современных условиях государство организует финансовую систему и использует её для управления народным хозяйством страны.
Термин «финансы» в современной мировой экономической литературе имеет расширенную и суженную трактовку.
Введение……………………………………………………………………………...3
1 Сущность и значение финансовой системы и финансового механизма в социально-экономических процессах……………. ………………………………..6
1.1 Содержание, цели, задачи и принципы финансовой системы…….......……...5
1.2 Содержание и структура финансового механизма……………………………8
1.3 Роль финансов в социально-экономическом развитии…………………........11
2 Проблемы становления и развития финансовой политики в РК……………...19
2.1 Финансовое обеспечение экономического роста…..………………………...19
2.2 Организация управления финансами в РК……………………………………21
2.3 Основные направления совершенствования финансового планирования….26
Заключение………………………………………………………………………….30
Список использованной литературы……………………………………………...32
Приложение А
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Сущность и значение финансовой системы и финансового механизма в социально-экономических процессах……………. ………………………………..6
1.1 Содержание, цели, задачи и принципы финансовой системы…….......……...5
1.2 Содержание и структура финансового механизма……………………………8
1.3 Роль финансов в социально-экономическом развитии…………………........11
2 Проблемы становления и развития финансовой политики в РК……………...19
2.1 Финансовое обеспечение экономического роста…..………………………...19
2.2 Организация управления финансами в РК……………………………………21
2.3 Основные направления совершенствования финансового планирования….26
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………...
Приложение А
Введение
Исторически финансы были связаны с деятельностью государства. Они сложились, как государственные финансы, в виде образования и использования государственной казны. Это положение не только сохранилось, но и получило дальнейшее развитие. В современных условиях государство организует финансовую систему и использует её для управления народным хозяйством страны.
Термин «финансы» в современной мировой экономической литературе имеет расширенную и суженную трактовку.
В широком смысле финансы представляют собой движение всех видов стоимостных величин в хозяйственном процессе и всех их форм, включая денежно-кредитные. Такая трактовка финансов получила широкое распространение в американской экономической литературе.
В узком смысле термин «финансы» используется лишь применительно к бюджетным проблемам. Данный подход используется в немецкой и российской экономической литературе. Причём в немецкой экономической литературе более четко используют различие между расширенной и суженой трактовой понятия «финансы».
Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий рассмотренного воспроизводства.
Финансовые отношения образуются там, где есть фонды денежных средств. Только с появлением государства и регулярного товарно-денежного обращения возникает экономическая категория финансы.
Финансы объективно необходимы, их необходимость обусловлена существованием товарного производства, обращения, а также действием закона стоимости.
Денежные отношения, складывающиеся между предприятиями в их хозяйственной деятельности, опосредует кругооборот фондов в процессе производства. Материальной основой финансов является производство.
В современных условиях эффективная финансовая система государства является залогом его процветания и развития. Но к сожалению, на сегодняшний день она не попадает в разряд совершенной, так как механизмы реализации финансовой системы дают сбои в работе и как следствие невозможность приведения ее в определенную деятельность. Данные выводы определяют проблематику выбранной темы.
Актуальность данной темы нельзя преувеличить, ведь финансовая система, по праву, считается основой основ любого современного государства. Многие кризисы экономики связаны с нарушением её функционирования. Поэтому необходимо знать все тонкости её устройства для обеспечения нормального функционирования любой страны. После того, как создана надёжная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.
Целью написания курсовой работы является раскрытие особенностей структуры финансовой системы Республики Казахстан, определение взаимосвязи её элементов, а также выявление путей совершенствования финансового планирования Республики Казахстан.
Цель исследования определяет постановку следующих задач:
• рассмотрение сущности финансов, финансовых отношений и финансовой системы;
• определить механизм функционирования финансовой политики государства, его виды, формы и методы;
• проанализировать финансовую политику Казахстана, её развитие и современные направления;
Структурно курсовая работа состоит из двух глав. Первая глава отражает сущность и значение финансовой системы и финансового механизма в социально-экономических процессах. Вторая глава признана отобразить проблемы становления и развития финансовой политики в Республики Казахстан.
При написании курсовой работы были использованы научные труды таких авторов, как Кенжегузин М.Б., Сахариев С.С., Медьников В.Д. и др.
1 Сущность и значение финансовой системы и финансового механизма в социально-экономических процессах
1.1 Содержание, цели, задачи и принципы финансовой системы
Содержанием финансовой политики государства является планомерная организация финансов с учетом действия экономических законов и в соответствии с задачами развития общества. Финансовая политика каждого этапа общественного развития имеет свои характерные черты, решает различные задачи с учетом состояния экономики, назревших потребностей материальной и социальной жизни общества и других факторов.
При всем разнообразии финансовой политики ее содержание выражается в последовательном осуществлении таких стадий:
1) разработка научно-обоснованной концепции развития финансов в стране на основе действия экономических законов, изучения состояния экономики, перспектив социально-экономического развития общества;
2) формулировка стратегических и тактических мероприятий финансовой политики исходя из соответствующих целей и задач экономической политики;
3) практическое воплощение намеченных действий через финансовый механизм с его реконструкцией или корректировкой в зависимости от радикальности экономических преобразований. [9;54стр.]
Целью финансовой политики в Казахстане является разработка мер и их воплощение через финансовый механизм по обеспечению экономического роста на основе индустриально-инновационного развития, структурной перестройки национального хозяйства, активизации внешнеэкономической деятельности путем интеграции экономики страны в мировое хозяйство, бесперебойному и увеличивающемуся финансированию социальных программ. При этом финансовая политика и механизм должны обеспечить социальную защиту населения в рыночных процессах от инфляции, безработицы, потери доходов. [4;48стр.]
В республике продолжается осуществление программ по углублению рыночных реформ, включающих упомянутые направления с выработкой соответствующей финансовой политики и механизма ее осуществления.
Задачи, решаемые финансовой политикой:
• обеспечение условий для создания наиболее возможного объема финансовых ресурсов на основе особенностей каждого конкретного этапа развития страны;
• рациональное распределение и использование финансовых ресурсов между сферами общественного производства, секторами национального хозяйства, направление ресурсов на определенные цели;
• выработка соответствующего финансового механизма для выполнения намеченных направлений экономического развития, его постоянное совершенствование. [4;50стр.]
При проведении финансовой политики важное значение имеют осуществление следующих принципов финансовой политики:
• соблюдение интересов всех участников общественного производства, социальных, национальных и профессиональных групп при составлении, утверждении и исполнении бюджетов, прогнозов и планов исходя из реального наличия финансовых ресурсов;
• обеспечение планомерной организации финансовых отношений;
• сбалансированность доходов и расходов во всех сферах и звеньях финансовой системы;
• создание финансовых резервов (превышение доходов над расходами в бюджетной системе и финансовых резервов в отраслевых финансах);
• оптимальное распределение финансовых ресурсов между государствами и хозяйствующими субъектами. [3;61стр.]
В программах развития экономики и углубления рыночных реформ Казахстана предусмотрен комплекс мер по финансовому оздоровлению экономики и активизации денежно-кредитной политики, развития потребительского рынка с расширением доли отечественных производителей, обеспечения стабильности производства, укреплении хозяйственных связей. Основными направлениями развития рыночных отношений являются: поддержание инфляции на минимальном уровне, демонополизации экономики, развитие предпринимательства и конкуренции, рыночной инфраструктуры.
В соответствии с этими программами финансовая политика и деятельность финансовой системы в переходный период к рынку направлены на получение необходимых финансовых ресурсов, полную и своевременную их мобилизацию в бюджет, другие целевые фонды бесперебойное финансирование мероприятий, предусмотренных программами и планами социального и экономического развития, и усиление контроля за целевым и рациональным использованием материальных, трудовых и денежных ресурсов. Эти цели вытекают из необходимости финансового обеспечения стратегии социально-экономического развития республики на основе обеспечения устойчивого экономического роста. [2;147стр.]
Финансовая политика – общее направление политики, включая финансовую политику хозяйствующих субъектов, политику финансового рынка, страхования. Из финансовой политики выделяется фискальная политика – то есть налогово-бюджетная политики государства.
Термин <<фискальная политика>> заимствован из западных теоретических концепций и практики, под которым подразумевается комплексное понятие государственной налогово-бюджетной политики и механизма ее реализации в экономических процессах. Фискальная политика охватывает распределительные и перераспределительные действия по изъятию налоговых платежей, размещению ресурсов при производстве <<общественных товаров>>, их распределению, движению трансфертных потоков денежных средств, других действий правительства и местных органов по использованию финансов в экономической и социальной сферах.
Фискальная политика проводится как дискреционная, то есть как сознательное манипулирование государственными налогами и расходами с целью изменения реального объема национального производства, занятости, контроля инфляции, ускорения экономического роста. В зависимости от характера экономического цикла может проводиться стимулирующая или сдерживающая фискальная политика. Недискреционная фискальная политика предполагает действие автоматических или <<встроенных стабилизаторов>> (<<встроенная стабильность>>) под которыми понимается варьирование государственными расходами налоговыми и изъятиями пропорционально объему национального продукта в разных фазах экономического цикла – подъеме или спаде. [6;237стр.]
В Казахстане фискальная политика разрабатывается Правительством на среднесрочный период – 3 года, с ежегодным уточнением основных параметров и мероприятий в зависимости от меняющихся внешних и внутренних условий развития страны. При этом корректируется цель и задачи фискальной политики и ее составляющих – налоговой, бюджетной политик, политики государственного заимствования, а также механизмов их реализации.
Так, в правительственной программе по Среднесрочной фискальной политике на 2010-2013 годы основной целью этой политики является повышение конкурентоспособности экономики страны, выражающееся в устойчивом экономическом развитии и росте благосостояния граждан во всех регионах.
Достижению данной цели будет способствовать решение следующих основных задач:
• диверсификация отраслей экономики, подготовка условий для перехода в долгосрочном плане к сервисно-технологической экономике;
• снижение доли теневой экономики;