Финансовая система РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 04:59, курсовая работа

Описание работы

Исторически финансы были связаны с деятельностью государства. Они сложились, как государственные финансы, в виде образования и использования государственной казны. Это положение не только сохранилось, но и получило дальнейшее развитие. В современных условиях государство организует финансовую систему и использует её для управления народным хозяйством страны.
Термин «финансы» в современной мировой экономической литературе имеет расширенную и суженную трактовку.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Сущность и значение финансовой системы и финансового механизма в социально-экономических процессах……………. ………………………………..6
1.1 Содержание, цели, задачи и принципы финансовой системы…….......……...5
1.2 Содержание и структура финансового механизма……………………………8
1.3 Роль финансов в социально-экономическом развитии…………………........11
2 Проблемы становления и развития финансовой политики в РК……………...19
2.1 Финансовое обеспечение экономического роста…..………………………...19
2.2 Организация управления финансами в РК……………………………………21
2.3 Основные направления совершенствования финансового планирования….26
Заключение………………………………………………………………………….30
Список использованной литературы……………………………………………...32
Приложение А

Работа содержит 1 файл

курсовая Финансовая система РК.doc

— 200.00 Кб (Скачать)
tyle="text-align:justify">• сокращение размера государственного долга по отношению к ВВП, оптимизация его структуры;

• развитие инфраструктуры и человеческого капитала;

•повышение качества предоставляемых государством услуг.

   Кроме того, фискальная политика, являясь важнейшей составляющей общеэкономической политики государства, в планируемом периоде должна будет содействовать поддержанию установленного коридора по среднегодовому уровню инфляции, устойчивости платежного баланса, росту конечного потребления товаров и услуг и накопления капитала.

   Реализация задач фискальной политики на 2010-2013 годы будет осуществляться по следующим основным направлениям:

• совершенствование налогового законодательства и администрирования;

• совершенствование механизмов использования нефтяных доходов государства через Национальный фонд Республики Казахстан;

• поддержание расходов на уровне, обеспечивающем, с одной стороны, эффективное выполнение в полном объеме государственных функций и содействие макроэкономической стабильности – с другой стороны;

• повышение результативности и эффективности государственных расходов, в том числе путем дальнейшего внедрения методов бюджетного программирования на всех этапах бюджетного процесса;

• упорядочение процесса подготовки, рассмотрения, отбора инвестиционных проектов с целью обеспечения системности эффективного формирования расходов бюджета, направляемых на развитие;

• совершенствование межбюджетных отношений, установление четкого разграничения доходных и расходных полномочий между различными уровнями бюджетной системы. [8;393-394стр.]   

 

1.2 Содержание и структура финансового механизма

 

   Каждая экономическая категория имеет свою специфику, проявляется через определенные виды, формы и методы выражения соответствующих отношений. Именно эти понятия – виды, формы и методы реализации отношений – выступают в экономической жизни как инструмент, механизм управления соответствующими процессами. Финансы, как специфическая распределительная категория, участвует в распределении и перераспределении созданного продукта путем образования и использования различных целевых фондов денежных средств. Поэтому применяемый в этом процессе механизм – это виды, формы и методы выражения финансовых отношений, связанных с формированием и использованием денежных доходов и фондов.

   Термин «механизм» имеет техническое происхождение и в экономическом понимании означает средство, которым можно привести что-нибудь в действие, побудить определенную дея­тельность. В этом смысле термин применяется в управлении, и его суть связана с содержанием воздействия управляющего субъекта на управляемый объект, определяемого задачами эконо­мической, в том числе и финансовой политики. [1;582]

   Финансы органически связаны со всей системой хозяйство­вания и его такими составляющими, как планирование, про­гнозирование экономическое стимулирование, организация и управление. Более того, финансы взаимодействуют и с анало­гичными составляющими социального механизма, как более общего понятия определяющего динамику системы обществен­ных отношений.

   Действие финансового механизма на экономику и социальную сферу осуществляется:

1) через структуру финансового механизма и нацеленность различных его частей на решение конкретных задач и достижение реального эффекта;

2) через величину финансовых ресурсов, формируемых у государства и хозяйствующих субъектов и направляемых на удовлетворение потребностей общества.

   Финансовый механизм, как и хозяйственный механизм в целом, имеет внутреннюю, присущую ему структуру, которую можно рассматривать с разных позиций. Так, структура финансового механизма исходя из содержания финансов, подразделяется на следующие группы:   

1) механизм государственных финансов;

2) механизм хозяйствующих субъектов;

3) страховой механизм.

   Первая группа состоит из: бюджетного механизма; механизма внебюджетных фондов; механизма государственного кредитования. Бюджетный механизм состоит из механизма республиканского бюджета и механизма местных бюджетов. В структуру финансового механизма хозяйствующих субъектов входят: финансовые методы, финансовые рычаги, правовое, нормативное и информационные обеспечение.

   В структуре финансового механизма выделяют функциональные звенья:

1) мобилизация финансовых ресурсов;

2) финансирование;

3) стимулирование и др.

   Финансовый механизм можно рассматривать также в организационно-управленческом аспекте. Для этого целесообразно использовать такие понятия системного анализа, как подсистема, блок, элемент, определяемые как звенья финансового механизма (Приложение А).

   Из приложения А видно, что подсистема (часть) финансового механизма, представляет собой наиболее существенные движущие силы финансового механизма  - финансовое планирование, финансовые рычаги и стимулы, организационную структуру и правовой режим финансовой системы, организацию управления.

   Блок (звено) финансового механизма – это совокупность однородных взаимосвязанных элементов, объединенных по признаку общей целевой направленности.

   Элемент финансового механизма – это простейшая хозяйственная форма, через которую специфическим образом проявляются интересы участников общественного производства.

   Диалектика финансов в общественной жизни проявляется через взаимодействие форм выражения и методов действия.

   В реальной жизни, хозяйственном и финансовом механизмах, абстрактные экономические (стоимостные) категории конкретизируются и выступают как конкретные формы. Под конкретными формами понимаются такие категории, которые могут планироваться, видоизменяться, учитываться людьми. Конкретные формы – это формы реализации экономических категорий. Не через финансы в целом, а через их конкретные формы (финансовые субкатегории) – бюджет, доходы, расходы – происходит использование людьми экономических законов в своих целях. В этом смысле упомянутые конкретные формы являются стоимостными рычагами управления процессами воспроизводства.

   Метод – это способ действия по выполнению функций управления, причем способ, наиболее рациональный в данных условиях. Способы воздействия оказываются на различные формы проявления экономических законов, заключенные в определенных категориях (цене, финансах, прибыли, налогах, доходах и др.).

   Формы проявления финансовых отношений могут конкретизироваться более детально в зависимости от уровня управления экономикой (национальное хозяйство в целом, сектор экономики, экономический регион, отрасль, подотрасль, хозяйствующий субъект, административно-территориальная единица). Поэтому применяются более конкретные формы – рычаги управления: например, в доходах выделяется налог на добавленную стоимость, акцизы, походный налог, доходы от государственного имущества, рентные платежи и т.д.; в расходах – расходы на экономику (с дальнейшей детализацией), на социально-культурные цели (образование, здравоохранение, социальное страхование и обеспечение и т.д., науку, управление). Большое разнообразие конкретных форм и методов управления применяется на уровне первичного звена – фирмы, компании, организации, учреждения для регулирования многообразных финансовых отношений. [7;62-64стр.]

   В хозяйственном и финансовом механизмах используются финансово-экономическими нормативами и лимитами. Нормативы – расчетно-обоснованные величины затрат или распределения ресурсов, лимиты – предельные размеры использования ресурсов, используются в финансовом планировании. С их помощью обеспечивается оптимальное сочетание в распределительных отношениях общегосударственных, коллективных и личных интересов, сбалансированность потребностей государства, регионов, отраслевых и ведомственных органов управления, хозяйственных единиц в ресурсах для реализации заданий перспективных и текущих планов экономического и социального развития.

   Характерной особенностью финансового механизма является его динамичность, постоянное совершенствование, тесное взаимодействие со звеньями хозяйственного механизма.

   Составляющие хозяйственный механизм отдельные механизмы, как и соответствующие им отношения, действуют в тесной взаимосвязи.

   Плохо работающий элемент любого из механизмов – ценового, финансового, кредитного – может блокировать работу других элементов, звеньев и хозяйственного механизма в целом. Поэтому действие составляющих финансового механизма необходимо рассматривать с сопряженными составляющими других экономических механизмов при их взаимодействии в конкретных условиях с учетом сочетания интересов общества, первичного хозрасчетного звена, отдельных работников.    

   Сложная система экономического механизма, его звеньев, рычагов, элементов, находится в постоянном изменении, взаимодействии в соответ­ствии с выдвигаемыми и решаемыми задачами определенного этапа разви­тия общества, его производственных отношений, или части этих отноше­ний, связанных с развитием той или иной сферы, отрасли национального хозяйства.

   Финансовая политика, вырабатываемая на основе объективных закономерностей определенного этапа общественного развития, предусматривает средства для ее реализации, то есть создание, совершенствование или отме­ну отдельных составляющих финансового механизма, в то числе и рычагов. Общество, выявляя реальные противоречия экономики, экономических ин­тересов, создает конкретные финансовые формы, используемые в управ­лении как рычаги для преодоления возникающих негативных процессов и содействия социально-экономическому развитию.

   С переходом на рыночные отношения в практику вышли такие поня­тия, как акционирование, ценные бумаги, дивиденды, свободные цены, ли­цензии, фонды потребления и накопления предприятий, валютные фонды, введены новые виды налогов (акцизы, налог на добавленную стоимость, земельный налог, налог на имущество, таможенные пошлины, налоги на недропользователей и др.), целевые отчисления денежных средств.

   Названные новые компоненты экономического механизма призваны активизировать творческий потенциал субъектов хозяйствования на уско­рение научно-технического прогресса, интенсификацию производства пу­тем воздействия на материальные интересы людей, сближения интересов общества, основного хозрасчетного звена, отдельных работников.

   Осуществляемая реформа предполагает комплексный подход к перестройке хозяйственного механизма, являющегося проявлением взаимодействия производительных сил и производственных отношений в общественной системе. [10;84-85стр.]

Задачи совершенствования финансового механизма на совре­менном этапе развития экономики связаны с широкой демократи­зацией производства, внедрением коммерческих начал, рыночно­го регулирования, усиления экономической заинтересованности в результатах хозяйствования. Через рациональное использование денежных доходов, накоплений и фондов происходит воздействие финансового механизма на конечные результаты производства.

Финансовый механизм пронизывает все стороны производ­ственных отношений общества. Поэтому с помощью действенно­го, хорошо отлаженного финансового механизма можно активно воздействовать на производство, повышать его эффективность и обеспечивать экономику финансовыми ресурсами для ее роста. [10;87стр.]

 

1.3 Роль финансов в социально-экономическом развитии

 

   Финансы способствуют развитию объективных и субъективных предпосылок революции в области производства, хозяйствования и в других сферах. Их воздействие достигается стимулированием ускорения темпов роста и совершенствования технологии в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и в других отраслях национальной экономики, прямым участием в финансировании инвестиционного процесса в целом, строительства предприятий, новых отраслей и подотраслей экономики. Финансы обеспечивают проведение научных исследований и внедрение их результатов в производство. Они участвуют в формировании и качественном изменении главной производительной силы общества – его работников. Это участие достигается на основе финансового обеспечения функционирования и совершенствования процессов подготовки кадров социального, медицинского и пенсионного обеспечения трудящихся.

   Финансы воздействуют на ускоренное развитие производственных сил, изменение структуры общественного производства, усиление его концентрации и централизации капитала. Новое состояние получает рабочая сила: меняется ее квалификация, структура, потребности.

   Эти изменения в сфере производства и его кадровом обеспечении означают, что финансы способствуют достижению производительными силами такого уровня, когда неизбежен переход к иным общественным формам организации экономической и социальной жизни человека.

   К числу общих направлений развития финансовых отношений в переходных условиях относились в первую очередь формирование классового подхода в использовании финансов.

   Важная закономерность финансового строительства состояла в том, чтобы сначала использовать старые финансовые инструменты, а затем заменить их новыми формами финансовых отношений предопределившимися зарождавшимися экономическими структурами и потребностями государства переходного периода.

   Общей тенденцией развития финансов явилось проведение финансовой централизации, которая выразилась в создании новой бюджетной системы, введении государственной монополии на страхование, слияние бюджетно-социального страхования с бюджетом, полной регламентации сверху порядка распределения прибыли предприятий.

Информация о работе Финансовая система РК