Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 04:59, курсовая работа
Исторически финансы были связаны с деятельностью государства. Они сложились, как государственные финансы, в виде образования и использования государственной казны. Это положение не только сохранилось, но и получило дальнейшее развитие. В современных условиях государство организует финансовую систему и использует её для управления народным хозяйством страны.
Термин «финансы» в современной мировой экономической литературе имеет расширенную и суженную трактовку.
Введение……………………………………………………………………………...3
1 Сущность и значение финансовой системы и финансового механизма в социально-экономических процессах……………. ………………………………..6
1.1 Содержание, цели, задачи и принципы финансовой системы…….......……...5
1.2 Содержание и структура финансового механизма……………………………8
1.3 Роль финансов в социально-экономическом развитии…………………........11
2 Проблемы становления и развития финансовой политики в РК……………...19
2.1 Финансовое обеспечение экономического роста…..………………………...19
2.2 Организация управления финансами в РК……………………………………21
2.3 Основные направления совершенствования финансового планирования….26
Заключение………………………………………………………………………….30
Список использованной литературы……………………………………………...32
Приложение А
Как особая сфера функционирования, финансы внешнеэкономической деятельности обладают специфическими чертами. Они воплощаются в ресурсах, формирующихся в иностранной валюте. Обязательным субъектом распределительных отношений является зарубежный партнер в лице иностранного государства, международной организации, иностранной фирмы и т.д. Финансовые отношения выходят за границы национально экономики и опосредуют международный интеграционный процесс, содействуя его развитию и углублению. Расширение международных экономических связей способствует формированию внешних источников финансовых ресурсов, используемых в укреплении экономики.
Важную роль в развитии международных экономических отношений играет финансовое регулирование внешнеэкономических связей через формирование и использование централизованных валютных фондов. В условиях либерализации внешнеэкономической деятельности основная масса валютных поступлений находится в собственности предприятий. Однако для участия государства в международных отношениях и для укрепления национальной валюты – создаются централизованные валютные фонды.
Вся внешнеэкономическая деятельность осуществляется на основе договорных обязательств. Партнеры несут материальную ответственность за выполнение их условий.
Расширяющаяся экономическая заинтересованность предприятий в развитии внешнеэкономических связей предопределяет их участие в разнообразных формах сотрудничества: торговых, производственных, инвестиционных, научно-технических, консультативных и др.
Источниками финансирования зарубежных инвестиций могут быть собственные средства отечественных предприятий, централизованные валютные фонды отраслевых органов управления, заемные средства. Финансирование операций с ценными бумагами осуществляется за счет двух источников: собственных и заемных средств. Заемные средства, в свою очередь, аккумулируются из средств валютных фондов заинтересованных предприятий и организаций, кредитов банков, уполномоченных на ведение валютных операций, иностранных банков, банков с участием иностранного капитала, отечественных банков за границей. [11;133-141стр.]
2 Проблемы становления и развития финансовой политики в Республике Казахстан
2.1 Финансовое обеспечение экономического роста
Естественной целью государственной экономической политики является достижение динамичного общеэкономического равновесия как главного условия для выхода на траекторию устойчивого развития. Она может считаться достигнутой тогда и только тогда, когда одновременно выполняются такие условия, как:
1) постоянный и соразмерный экономический рост, причем не как простое увеличение производства реального ВВП в целом или на душу населения, а вызванный научно-техническим прогрессом и соответствующими структурными изменениями в национальной экономике;
2) экономическая стабильность, что подразумевает стабильность цен и покупательной способности национальной валюты, низкие уровни инфляции и бюджетного дефицита;
3) внешнеэкономическое равновесие, т.е. поддержание положительного платежного баланса страны, предупреждение чрезмерно отрицательного сальдо внешней торговли, поддержание в приемлемых рамках внешнего долга страны;
4) экономическая справедливость, под которой понимается не только обеспечение всех граждан материальными благами и услугами в объемах, гарантированных конституцией страны, но и создание равных экономических условий для всех хозяйствующих субъектов, развитие рыночной конкуренции и регулирование деятельности монополистов;
5) постоянное улучшение уровня жизни населения, повышение «качества человеческого капитала». [5;101-102стр.]
Формирование и развитие кредитной системы неразрывно связано с денежно-кредитной политикой, проводимой Национальным банком. Меры по регулированию денежного предложения, ставка рефинансирования, нормы резервирования, устанавливаемые этим банком, являются инструментами, влияющими на кредитование реального сектора экономики.
Кредитно-денежная политика в странах с переходной экономикой, в соответствии с рекомендациями международных финансовых институтов, имеет прежде всего антиинфляционную направленность. Ее идеологическую основу составляет постулат: необходимым условием оживления экономики и поддержания экономического роста являются низкий бюджетный дефицит и умеренные темпы инфляции. [5;114стр.]
В целях обеспечения макроэкономической стабильности и стимулирования экономического роста денежно-кредитная политика в республике проводится с использованием режима свободно плавающего обменного курса тенге. Валютные интервенции на внутреннем валютном рынке осуществляются Национальным банком только при колебаниях курса, превышающих рациональное ожидание. [5;121стр.]
Кредитная политика в условиях рыночной экономики становится наиболее действенным рычагом в стимулировании экономического роста. Однако существует ряд факторов, препятствующих кредитованию реального сектора экономики.
Интересы развития национальной экономики требуют наиболее полного использования внутреннего финансового потенциала. В настоящее время не привлекаются для инвестирования сбережения населения, которые в рыночной экономике являются основным инвестиционным ресурсом. Трансформация сбережений в инвестиции должна осуществляться через институты кредитной системы или через фондовый рынок. Неразвитость такого сегмента вторичного рынка, как корпоративные ценные бумаги, сводит на нет возможности фондового рынка. В этих условиях для привлечения сбережений велика роль кредитной системы. В экономиках развитых стран перераспределение сбережений в инвестиции осуществляет разветвленная сеть финансовых посредников.
Существуют и другие причины низкого привлечения банками вкладов населения: недоверие населения к частным финансовым институтам, особенно на фоне ликвидации, слияний, реорганизаций в банковской системе, отсутствие законодательной защиты вкладов. С другой стороны, аккумулирование средств населения до сих пор не было приоритетом в деятельности банков из-за краткосрочности и неустойчивости этих ресурсов. В условиях нестабильности национальной валюты и отсутствия других источников инвестиций банки предпочитали деятельность на финансовом и валютном рынках. По мере укрепления национальной валюты и стабилизации экономики коммерческие банки должны активизировать свою деятельность по привлечению средств населения. Представляется, что перспективы инвестиционной деятельности банков лежат именно в этой сфере.
Важным стимулом для увеличения депозитов в банковской системе является создание надежной системы страхования. Как свидетельствует опыт, накопленный банковской системой, в процессе ликвидации банков наименее защищенными являются рядовые граждане – вкладчики банков. [5;122-123стр.]
В условиях начинающегося экономического подъема можно осторожно корректировать политику накопления государственного долга с учетом необходимости финансирования ключевых социальных направлений. Такая коррекция допустима лишь в той мере, в какой уже достигнута стабилизация государственного долга. При этом все усилия должны быть сосредоточены на снижении реальной стоимости его обслуживания и согласования его динамики с темпами экономического роста. Стратегия умеренного наращивания долга по такому принципу вполне обоснованна в начале экономического подъема, поскольку увеличение ВВП само по себе повышает размеры налоговых поступлений. Но, кроме того, проведение реформы налогообложения, ряда структурных и институциональных реформ должно повысить долю налоговых доходов бюджета в ВВП при сохранении или уменьшении налоговой нагрузки на экономику. Необходимо подчеркнуть, что в данном случае речь идет о среднесрочном временном горизонте не менее 5 лет. [5;138стр.]
В условиях транзитной экономики эффективная банковская система может быть сформирована при строгом соблюдении некоторых основных принципов. Банковская система является неотъемлемым элементом экономической системы любого общества, и поэтому ее формирование должно происходить под строгим контролем государства и банковского сообщества и предполагает наличие долгосрочной программы развития. Отсутствие четкой концепции создания и дальнейшего развития банковской системы ведет к непоследовательным практическим действиям, наносящим серьезный ущерб финансовой стабильности государства в целом, порождает высокие риски для всех структурных звеньев экономической системы.
Банковская система на каждом этапе должна соответствовать требованиям реальной экономики, иметь внутренние источники саморазвития, то есть обладать способностью совершенствоваться, оперативно и адекватно реагировать на неблагоприятные факторы и предотвращать их разрушительное воздействие, соблюдать ответственность в отношениях, как между звеньями самой банковской системы, так и другими субъектами экономики. Для полной реализации принципа саморазвития необходимо также осуществить целый комплекс мер, направленных на разработку антикризисных механизмов, процедур санации и ликвидации банков, страхование депозитов физических лиц, создание адекватной правовой среды для обеспечения возвратности кредитов, противодействия мошенничеству и отмыванию «грязных» денег и т.д. [5;151-152стр.]
2.2 Организация управления финансами в Республике Казахстан
Различают стратегическое и оперативное управление финансами.
Стратегическое управление финансами возложено Конституцией Республики Казахстан на высшие органы государственной власти и управления: Парламент, Аппарат Президента, Правительство, Министерство финансов, Министерство экономики и бюджетного планирования.
Президент Республики Казахстан обладает обширными полномочиями в управлении финансами, которые реализуются во многом через Аппарат Президента. Президент ежегодно обращается с посланием к народу о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики республики, издает указы и распоряжения по стратегическим вопросам экономического и социального развития страны, подписывает Акты Парламента и Акты, издаваемые по инициативе Правительства, вносит изменения и дополнения в ранее изданные Акты Президента или отменяет их. Во многом регулирование валютно-финансовых отношений проводится в ходе переговоров и подписания международных договоров Республики Казахстан. Внутренние проблемы экономики и финансов определяются при регулярном заслушивании докладов Премьер-министра об основных направлениях деятельности Правительства и о всех важнейших решениях. Президент отменяет либо приостанавливает полностью или частично действие актов Правительства. Он назначает на должность Председателя Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, заслушивает информацию о работе комитета.
В компетенции Парламента решение финансовых проблем осуществляется в праве законодательной инициативы по внесению на обсуждение и последующее голосование законодательных актов - Законов Республики Казахстан и Постановлений Парламента.
Парламент издает законы, которые регулируют важнейшие общественные отношения, устанавливают основополагающие принципы и нормы, касающиеся:
1) налогообложения, установления сборов и других обязательных платежей;
2) республиканского бюджета;
3) образования, здравоохранения и социального обеспечения;
4) обеспечения обороны и безопасности страны;
5) организации и деятельности государственных органов и органов местного управления;
6) охраны окружающей среды;
7) режима собственности и иных вещных прав.
Рабочими органами Парламента являются постоянные комитеты сената и мажилиса – Комитеты по финансам и бюджету, работающие на постоянной основе. В комитетах прорабатываются законодательные акты до внесения их на голосование в Палатах Парламента.
Компетенция Правительства Республики Казахстан в управлении финансами определяются его статусом как органа исполнительной власти и включает:
1) разработку основных направлений социально-экономической политики, стратегических и тактических мер по ее осуществлению;
2) разработку государственных социально-экономических и научно-технических программ, индикативных планов;
3) разработка и исполнение республиканского бюджета;
4) разработка и осуществление мер по укреплению финансовой системы страны, обеспечение контроля за соблюдением законности при образовании и использовании государственных финансовых, валютных и материальных ресурсов;
5) осуществление структурной и инвестиционной политики;
6) организация управления государственной собственностью;
7) решение вопросов социально-экономического развития регионов;
8) разработка мер по реализации внешнеэкономической политики, сотрудничеству с другими государствами и взаимодействию с международными финансовыми организациями;
9) осуществление иных полномочий в соответствии со статусом, определенным Конституцией страны.
Общегосударственные финансы управляются государственными уполномоченными органами - Министерством финансов и Министерством экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан.
Аппарат финансовой системы проводит свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, с действующим законодательством, распоряжениями правительства республики, решениями местных администраций, приказами, инструкциями и указаниями Министерства финансов, Министерства экономики и бюджетного планирования.