Финансовая система РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 04:59, курсовая работа

Описание работы

Исторически финансы были связаны с деятельностью государства. Они сложились, как государственные финансы, в виде образования и использования государственной казны. Это положение не только сохранилось, но и получило дальнейшее развитие. В современных условиях государство организует финансовую систему и использует её для управления народным хозяйством страны.
Термин «финансы» в современной мировой экономической литературе имеет расширенную и суженную трактовку.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Сущность и значение финансовой системы и финансового механизма в социально-экономических процессах……………. ………………………………..6
1.1 Содержание, цели, задачи и принципы финансовой системы…….......……...5
1.2 Содержание и структура финансового механизма……………………………8
1.3 Роль финансов в социально-экономическом развитии…………………........11
2 Проблемы становления и развития финансовой политики в РК……………...19
2.1 Финансовое обеспечение экономического роста…..………………………...19
2.2 Организация управления финансами в РК……………………………………21
2.3 Основные направления совершенствования финансового планирования….26
Заключение………………………………………………………………………….30
Список использованной литературы……………………………………………...32
Приложение А

Работа содержит 1 файл

курсовая Финансовая система РК.doc

— 200.00 Кб (Скачать)

   Финансовая централизация сыграла положительную роль в решении экономических, социальных, военно-политических задач начального этапа переходного периода. Однако постепенно усиливалась тенденция к демократизации финансовой системы. Но из-за бюрократической централизации принимаемых решений в области финансов, местные органы власти и трудовые коллективы так и не получили возможность раскрыть свой потенциал и использовать его в интересах революционного обновления общества.

   Еще одна тенденция заключалась в том, что по мере развития государственного и кооперативного секторов экономики, шло формирование финансов предприятий, как основы, исходного звена всей финансовой системы. Путь к этому был открыт национализацией основной массы средств производства, в большинстве случаев насильственным объединением крестьянства в сельскохозяйственные кооперативы. Постепенно государственные и кооперативные предприятия стали занимать доминирующее положение в экономике, а создаваемый ими чистый доход – подавляющую долю всего чистого дохода общества. Финансы хозяйственных единиц стали основой всей финансовой системы, а отчисления от их прибылей начали играть ведущую роль в доходах государственного бюджета страны.

   Однако преждевременный отказ от многоукладности экономики переходного периода устранил здоровую конкуренцию между предприятиями различных форм собственности, обрек государственные и кооперативные предприятия на многолетний застой, что привело к снижению финансовой эффективности всего народного хозяйства.

   По мере укрепления государственного бюджета и развития прямых бюджетных отношений с хозяйством, за бюджетом закреплялась роль основного финансового плана страны, пронизывающего своим влиянием всю экономику. В этом состояла существенная особенность развития финансов в переходный период. Однако с утверждением планирования бюджетно-налоговые, финансовые методы регулирования хозяйственной жизни все больше стали согласовываться и увязываться с планами экономического и социального развития. Планирование стало пронизывать всю финансовую сторону общественного производства и деятельность государства.

   На основе реального опыта строительства общественной жизни на новых экономических и политических принципах можно сделать выводы о желательных направлениях и тенденциях развития финансов в переходный период. К их числу относятся следующие:

• проведение в области финансов политики установления классового мира и сотрудничества, стимулирование инициативы, опыта и знаний всех слоев общества с целью достижения экономического и социального прогресса;

• не изобретая искусственных форм финансовых отношений, следует стремиться к всемирному использованию проверенных мировой практикой эффективных финансовых рычагов, в числе которых можно назвать полноценный финансовый рынок, налоги, самостоятельные местные бюджеты, финансовую автономию хозяйственных единиц;

• не централизация и унификация финансовых отношений, не бюрократическое руководство через централизованно утверждаемые планы, а многообразие форм финансовых отношений, всемерное использование стимулирующего влияния финансовых рычагов должны ориентировать трудовые коллективы на достижение максимально высоких производственных, научно-технических и социальных результатов их деятельности, чем и обеспечивается воздействие финансов на реальный общественный прогресс;

• во избежание монополизма и застоя государство должно стремиться к установлению такого финансового режима, который бы создавал простор для инициативы любых хозяйственных форм, добросовестную конкуренцию любых видов собственности и на этой основе позволял бы добиваться роста экономической (в том числе финансовой) и социальной эффективности общественного производства.

   С помощью финансовых рычагов решаются следующие основные задачи:

• регулирование общего уровня финансовых ресурсов, аккумулируемых в сфере материального производства;

• экономическое ограничение монопольной деятельности в производственной сфере;

• регулирование внешнеэкономической деятельности предприятий;

• обеспечение соблюдения предприятиями правовой и договорной дисциплин;

• материальное стимулирование развития производства на предприятиях;

• регулирование внутрипроизводственных пропорций распределения денежных ресурсов предприятий;

• регулирование инвестиционных и инновационных процессов в масштабах страны, региона, отрасли, предприятия.

   Реальный механизм финансового воздействия на экономику проявляется не как строгозаданная система рычагов, а как динамичная, постоянно развивающаяся их совокупность, складывающаяся из отдельных компонентов, имеющих специфический характер влияния на народное хозяйство. Наиболее важное значение для развития экономики имеют:

1. Финансовое регулирование и стимулирование производства;

2. Финансирование научно-технического прогресса;

3. Страхованная защита общественного производства.

   Среди рычагов государственного финансового регулирования основная роль принадлежит налогом.

   Среди финансовых методов, воздействующих на экономию издержек производства и роста объемов выпуска продукции, решающее место принадлежит фондам материального поощрения и производственного развития. В условиях перехода к рыночным методом ведения хозяйства на предприятиях основным фондообразующим фактором стала прибыль, оставляемая в распоряжении предприятия.

   Она является обобщающим измерителем его работы, в котором находят отражение как количественные, так и качественные результаты хозяйственной деятельности. Среди них снижение себестоимости продукции, рост объема производства и др. Кроме того, она тесно связана с другими финансовыми рычагами: на ее размеры влияют платежи в бюджет и различные экономические санкции (штрафы, пени и т.д.).

   В условиях рыночной экономики система финансового регулирования воздействует на развитие производства не только через управление интересами предприятий и их трудовых коллективов, но и через прямое регулирование пропорций между денежными фондами, участвующими в воспроизводственном процессе.

   С помощью финансовых методов, изменяя соотношения между инвестициями, направляемыми на простое и расширенное воспроизводство, расширение, техническую реконструкцию и модернизацию действующего производства, общество влияет на темпы экономического развития.

   Особенность современной инвестиционной политики государства – приоритетное развитие производство товаров народного потребления, качественное преобразование материальной базы и структуры производства при сокращении объемов централизованных инвестиций. Характерной чертой ее является упор на техническое перевооружение и реконструкцию действующего производства.

   Социальная сфера отхватывает многие стороны человеческого бытия. Ключевым моментом его развития является повышение жизненного уровня людей. Для характеристики уровня жизни используют натуральные и стоимостные показатели. Первые – конкретны и наглядны, позволяют сделать сопоставление уровней жизни в разных странах, ибо на них не оказывают влияния различия масштабов или доходов. Но у натуральных показателей есть недостаток – отсутствие комплексности, односторонность. Этот недостаток устраняется применением стоимостных показателей, к которым относятся, например, объем национального дохода в расчете на душу населения, величина и удельный вес в национальном доходе фонда потребления, среднедушевой денежный доход семьи, стоимость прожиточного минимума, индекс реальных доходов населения и т.д.

   Независимо от конкретных форм и методов финансовое регулирование денежных доходов населения призвано решать следующие задачи:

− повышение общего уровня жизни населения;

− достижение социальной справедливости по отношению к различным категориям, слоям и социальным группам граждан;

− обеспечение прожиточного минимума и конституционных гарантий для всех граждан независимо от пола и возраста, национальности, а также вида общественно-полезного труда и способов извлечения доходов в рамках действующих законов.

   В понятие уровня жизни огромной составной частью входят производственные и экономические условия труда. Производственные условия труда включают техническую вооруженность и технологию трудового процесса, профессиональную и общегуманитарную подготовленность кадров, уровень охраны труда и техники безопасности. Экономические условия подразумевают в первую очередь мотивацию человека к активной трудовой деятельности. Роль финансов в создании этих условий чрезвычайно важна и многогранна. Прежде всего с помощью финансов создаются условия для подготовки трудовых ресурсов. Для этого необходимо иметь целую систему источников финансирования учебных заведений, обеспечивающих общее среднее, высшее, а также подготовку научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации.

   Одним из направлений воздействия финансов на улучшение производственных условий труда является обеспечение необходимыми денежными средствами для постоянного обновления материально-технической базы производства, стимулирование внедрения прогрессивных технологий, снижения доли неквалифицированных работ. Как правило, связанные с этим мероприятия требуют крупных капитальных затрат, поэтому для их финансирования, помимо собственных средств предприятий и организаций, привлекаются средства новых акционеров, кредиты банков, организаций и частных лиц, а на государственных предприятиях – бюджетные субсидии.

   Главной социальной гарантией в условиях рыночной экономики являются обеспечение материального содержания работников в случае потери или места работы, а также скорейшее их трудоустройство.

   Решение этих задач неразрывно связано с перестройкой финансового механизма, созданием в нем новых звеньев – государственных фондов занятости населения, обеспечивающих материальные предпосылки для быстрого маневрирования трудовыми ресурсами.

   Наряду с обеспечением занятости трудоспособного населения, важной социальной гарантией является материальное содержание и оказание медицинской помощи нетрудноспособной части общества, а также выплата компенсации в связи с рождением детей и необходимостью ухода за ними. Финансам в этой области принадлежит ведущая роль, ибо благодаря им создаются специальные целевые фонды социального страхования и обеспечения, являющееся экономической основой существования и функционирования соответствующих общественных систем.

   Новыми направлениями в области социальных гарантий стали индексация доходов и компенсация потерь населения в связи инфляцией. Необходимость введения этих гарантий реально возникла в результате практически полного отказа от жесткого регулирования цели со стороны государственных органов. Порядок индексации доходов и компенсации потерь населения установлен Законом «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан». В соответствии с ним, на территории республики создана государственная служба наблюдения за изменением потребительских цен, которая призвана давать информацию о прожиточном минимуме. Эта информация должна стать основой для принятия соответствующих финансовых мер, обеспечивающих сохранение установленного минимума при снижении покупательной силы.

   Финансы как экономический инструмент хозяйствования используется для осуществления интеграции Казахстана в мировую экономику. Финансовый механизм, складывающийся в сфере международных экономических связей, выступает орудием реализации финансовой политики государства в области международного сотрудничества Казахстана. Функционируя в международной сфере, финансы оказывают влияние на экономические интересы участников международных связей, выступают как стимул развития международной экономической интеграции.

   Роль финансов в развитии международных связей проявляется по трем направлениям:

1. Изыскание источников и мобилизация необходимых финансовых ресурсов для финансирования различных направлений международного сотрудничества;

2. Регулирование международных интеграционных процессов;

3. Стимулирование развития каждого вида международных отношений и непосредственных участников этих отношений. Финансы оказывают влияние прежде всего на экспортно-импортные операции. С их помощью стимулируется выпуск конкурентоспособной продукции, пользующейся спросом на мировом рынке. Финансы способствуют формированию той доли национального дохода, которая реализуется в результате внешнеэкономической деятельности.

   Важной формой международного сотрудничества является участие в международных организациях и фондах. Это участие предполагает внесение соответствующих квот в уставные капиталы, бюджеты данных организаций. Источниками взносов выступают валютные и другие финансовые фонды и ресурсы, участвующих национальных организаций и государственных структур. Средства международных организаций аккумулируются в соответствующие фонды и распределяются на целевые программы по направлениям деятельности.

   Еще одним направлением воздействия финансов на развитие международных связей является мобилизация ресурсов иностранных инвесторов. Иностранные инвестиции осуществляются в виде привлечения средств иностранных государств-инвесторов, иностранных коммерческих организаций, международных строительных компаний для сооружения объектов в различных отраслях отечественной экономики. Предприятия и объекты создаваемые на условиях кредита, остаются на территории Казахстана в качестве национального достояния. Другие предприятия, финансируемые иностранными предприятиями за счет фондов своих фирм, а также из средств бюджетов иностранных государств, функционируют как совместные предприятия и иностранные юридические лица.

Информация о работе Финансовая система РК