Финансовая система Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:31, контрольная работа

Описание работы

Финансы как экономическая категория – это экономические отношения, возникающие в процессе распределения, перераспределения и использования денежных фондов для обеспечения общественных потребителей.
Однако, не следует отождествлять финансовые и денежные отношения, так как денежные отношения по свому содержанию шире финансовых и включают в свой состав : денежный учет и контроль за всеми видами затрат, определение цен, учет и хранение выручки, регулирование денежного обращения, определение курсов валют, оплата транспортных, бытовых, коммунальных, зрелищных услуг, движение денег при дарении и наследовании.

Работа содержит 1 файл

Контрольная по ЭТ готовая.doc

— 110.50 Кб (Скачать)

8. Финансовая система Республики Беларусь. 

    Финансы как экономическая категория – это экономические отношения, возникающие в процессе распределения, перераспределения и использования денежных фондов для обеспечения общественных потребителей.

    Однако, не следует отождествлять финансовые и денежные отношения, так как денежные отношения по свому содержанию шире финансовых и включают в свой состав : денежный учет и контроль за всеми видами затрат, определение цен, учет и хранение выручки, регулирование денежного обращения, определение курсов валют, оплата транспортных, бытовых, коммунальных, зрелищных услуг, движение денег при дарении и наследовании. [ 1, с.220 ]

    Система  финансовых отношений имеет следующий состав: ( Рис.1)  

Система финансовых отношений
 
Денежные  отношения между предприятиями  как хозяйственными субъектами:

- взаимные платежные обязательства;

- штрафные санкции;

- материальные  вознаграждения за выполнение  требований заказчика.

 
Денежные  отношения между государством и  предприятиями:

- платежи в госбюджет;

- отчисления  в различные фонды и организации  отраслевого и территориального  уровня.

 
Денежные отношения между предприятиями  и банковской системой по поводу получения  и погашения кредитов.
 
Денежные  отношения, складывающиеся внутри предприятий:

- между предприятиями в целом  и его структурными подразделениями;

- между предприятиями  и работником по поводу труда.

 
Денежные отношения между государственными органами различных уровней управления по поводу распределения дифференциальной ренты, финансирования природоохранных мероприятий и прочее.
 

Рис.1 Состав системы  финансовых отношений.

   

   В зарубежной литературе в финансовые потоки включается движение и

денег, и ценных бумаг, и капитала, соответственно которым  существуют финансовые рынки. Они представлены разнообразными средствами обращения и платежа – наличные деньги, кредит, акция, облигация, сертификат, залоговый документ и др. Поэтому в составе финансового рынка существуют относительно обособленные части:

- деньги, кредит  и ценные бумаги.

    Финансовые рынки – это совокупность рыночных институтов, направляющих поток денег от собственников к заемщикам. Они существуют для обеспечения перемещения потоков денежных средств от домашних хозяйств и фирмам и наоборот.

   Функции финансов:

   1. Распределительно - перераспределительная.

    Первичное распределение денежных средств обеспечивает процесс

расширенного  воспроизводства. В результате формируются целевые денежные фонды

   2. Контрольно-стимулирующая функция проявляется в осуществлении

контроля за распределением и использованием финансовых ресурсов стимулировании их правильного использования. Показатели прибыли, рентабельности, выручки, фондоотдачи позволяют контролировать соблюдение установленных норм и нормативов, эффективность экономических процессов.

    Финансовая система – это совокупность финансовых отношений и соответствующих им учреждений.

    Финансовые учреждения – национальный банк и коммерческие банки,

финансово-кредитные  учреждения и финансовые небанковские посредники, а также финансовый аппарат (министерство финансов, отраслевые министерства, ведомства, предприятия). [ 5, с.268 ] 

Финансовая система
 
Государственный бюджет
Местные бюджеты
Фонда социального, имущественного и  личного страхования
Денежные  средства предприятия (финансовые предприятия)

Валютные резервы государства
Социальные денежные фонды
 
 

Рис.2 Структура финансовой системы. 
 
 

Принципы построения финансовой системы: 

- демократический  централизм;

- фискальный  федерализм.

    Демократический централизм означает, что при централизации ресурсов в

разных государствах осуществляет одновременно децентрализация  оставшихся средств.

    Поэтому в Республике Беларусь финансы подразделяются:

- на централизованные (общегосударственные) и

- децентрализованные (финансы предприятий (фирм), домохозяйств,

различных фондов).

    Принцип федерализма означает, что существует четкое разграничение функций между финансовыми звеньями разных уровней. Так, правительство контролирует расходы на национальные программы, космос, оборону. А местные органы власти финансируют развитие школ, охрану окружающей среды и общественного порядка.

   Основным звеном финансовой системы является государственный бюджет.

   Государственный  бюджет – это финансовый счет, в котором представлена

сумма доходов  и расходов государства за определенный период (обычно за

год). [ 1, с.222 ]

   Госбюджет можно рассматривать на стадии его окончательного утверждения законодательной властью как сумму ожидаемых налоговых поступлений и предполагаемых государственных расходов.

    Помимо государственного бюджета существуют внебюджетные фонды

социальной сферы.

    В Республике Беларусь существует внебюджетный фонд социальной защиты населения (на 1 июля 1993 г.). Объединены (как Пенсионный фонд, фонд государственного социального страхования).

    Отраслевые фонды – инвестиционные фонды. При президенте: фонд поддержки талантливой молодежи.

    Через госбюджет перераспределяется значительная часть (от 35 до 55%)

национального дохода.

    Расходы государственного бюджета и его доходы не всегда совпадают.

Если расходы  больше доходов, то правительство сталкивается с бюджетным дефицитом.

    Противоположная ситуация, т.е. превышение доходов над расходами называется бюджетным профицитом или излишком.

    Различают:

    - первичный;

    - фактический;

    - структурный;

    - циклический дефициты госбюджета.

    1. Первичный дефицит – это общий дефицит государственного бюджета,

уменьшенный на сумму процентных выплат по государственному долгу.

    По аналогии определяет и первичный профицит.

    2. Фактический дефицит – это отрицательная разница между фактическими (действительными) доходами и расходами правительств.

    3. Структурный дефицит – это разность между доходами и расходами

госбюджета, рассчитанная для уровня национального дохода, соответствующего полной занятости.

    4. Цикличный дефицит – это разность между фактическим и структурным

дефицитом государственного бюджета.

    Циклический дефицит представляет собой следствие колебаний экономической эффективности в ходе делового цикла.

Графическое изображение  бюджетного дефицита и бюджетного профицита

(излишек) дано  на рисунке 3.

Рис.3

В т. левее Е: Y=60 млрд. руб.

                      Т=600х2=120 млн.

                      G=200 млн.

(20% или 0,2 –  это ставка подоходного налога)

    Фактический бюджетный дефицит = Т-6=120-200 = -80 (млрд. руб.)

Бюджетный профицит: Т-G

Т=1200х0,2=240 млрд. руб.

G=200; Т-G=240-200=40 (млрд.руб.)

    Циклический дефицит это разница между фактическим и структурным дефицитом:

-80 - 40 = -120

    Если в экономике есть дефицит бюджета, то S ¹ J. Государство будет использовать часть сбережений для финансирования бюджета. [ 1, с.223 ] 

При равенстве :

S (утечки) = J (инъекции).

Подход «утечки  – инъекции» можно применить и здесь, т.к. государство

осуществляет  государственные расходы и собирает мелочи. 

«Утечки» это 

1) сбережения (S)

2) чистые налоги (T) 

«Инъекции» это 

1) инвестиции (J)

2) государственные  расходы (G)

Следовательно:

             S+T = J+G;

отсюда S-J = G-T.

    Положительная разница между S и J = дефициту госбюджета.

Если представить  это уравнение на S=(G-T), то видим, что  увеличение дефицита (G-T) при неизмененном объеме сбережений ведет к снижению инвестиций.

    Если в экономике есть дефицит, то S ¹ J.

    Экономическая теория рассматривает два основных способа финансирования бюджетного дефицита:

    1. Выпуск новых денег, т.е. эмиссионный способ финансирования.

    2. Займы (внутренние или внешние). Это называют неэмиссионным способом финансирования бюджетного дефицита.

    В основном бюджетный дефицит покрывается за счет займов. «Нажимать

на печатный станок» для правительств многих стран оказывается невозможным. Например, США вообще запрещено финансировать дефицит госбюджета за счет печатания денег, так как возникает гиперинфляция.

    Поэтому увеличение денежной массы происходит иным путем.

    Первый Минфин берет в долг определенную сумму в ЦБ, продавая государственные ценные бумаги. Взамен Нацбанк увеличивает сумму средств на текущем счете Минфина. Минфин тратит эти деньги, они поступают на счета коммерческих банков. А эти последние выдают ссуды. Денежная масса растет, чековое обращение расширяется.

    Налицо эффект монетизации государственной задолженности.

    В условиях полной занятости это ведет к инфляционному росту цен.

    Второй неинфляционный способ финансирования дефицита – заем

средств не у  ЦБ, а у коммерческих банков населения.

    Государство продает им облигации. Денежная масса уменьшается, процентные ставки возрастут, частные инвестиции уменьшаются. Сократятся и те потребительские расходы, которые связаны с покупкой товаров длительного пользования. В результате государство вытеснит с кредитного рынка частных заемщиков. Расходы государств вырастут, но сократятся частные инвестиции.

    В этом состоит эффект вытеснения (при налогово-бюджетной экспансии).

Информация о работе Финансовая система Республики Беларусь