Национальные стандарты финансовой отчетности в банковской системе Республики Беларусь, их связь с международными стандартами финансово

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 00:18, реферат

Описание работы

Национальные стандарты разрабатываются в соответствии с международными и с учетом требований законодательства Республики Беларусь, то есть НСФО по своему содержанию максимально приближены к международным и при этом имеют статус официального нормативного документа. Им присваиваются те же названия и номера, что и международным.

Работа содержит 1 файл

Национальные стандарты финансовой отчетности в банковской системе Республики Беларусь.docx

— 36.92 Кб (Скачать)

    Национальные  стандарты финансовой отчетности в банковской системе Республики Беларусь, их связь  с международными стандартами финансовой отчетности 

    Национальные  стандарты разрабатываются в соответствии с международными и с учетом требований законодательства Республики Беларусь, то есть НСФО по своему содержанию максимально приближены к международным и при этом имеют статус официального нормативного документа. Им присваиваются те же названия и номера, что и международным. Такой подход выбран не случайно, а в целях единого понимания и использования в практической деятельности, поскольку специалисты банков могут дополнительно обратиться к первоисточнику на английском языке. Из 37 действующих МСФО Национальным банком выбраны 18 наиболее значимых для  
банковской деятельности. НСФО применяются банками при составлении финансовой отчетности общего назначения (индивидуальной) и консолидированной.

    К сожалению, необходимо констатировать, что отдельные международные принципы и стандарты не реализованы через национальную систему бухгалтерского учета, а соответственно, и отчетности в силу ряда объективных причин. Основная из них — зависимость бухгалтерского учета от налогового, и как пример: метод начисления и амортизирования стоимости финансовых инструментов. Также не реализованы требования отдельных стандартов, таких, как МСФО 2 "Запасы", МСФО 12 "Налоги и прибыль", МСФО 16 "Основные средства", которые не могут разрабатываться Национальным банком, поскольку регулирование этих вопросов находится в компетенции Министерства финансов, Министерства экономики и Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.

    Рассмотрим  представление финансовой отчетности в соответствии с национальными и международными стандартами (Табл. – 1) 

    по  НСФО      по МСФО
    Баланс      Отчет о финансовом положении
    Отчет о прибылях и убытках      Отчет о совокупном доходе
    Отчет об изменении капитала      Отчет об изменении  капитала
    Отчет о движении денежных  
средств
    
Отчет о движении денежных  
средств

    Табл.1 – Предоставление финансовой отчетности 

    
  1. НСФО 1 «Представление финансовой отчетности»  определяет общие требования к финансовой отчетности банков, ее составу, структуре и содержанию для достижения сопоставимости как с собственной финансовой отчетностью банка за предшествующие периоды, так и с финансовой отчетностью других банков. НСФО 1 должен применяться при формировании финансовой отчетности банка, как индивидуальной, так и консолидированной.
  2. НСФО 3-F «Объединение юридических лиц»

    Цель  данного стандарта состоит в определении понятия и форм объединения юридических лиц, а также в определении содержания финансовой отчетности при осуществлении объединения юридических лиц.

  1. НСФО 5-F «Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность»

    Целью настоящего стандарта является определение:

    требований  к классификации банком долгосрочных активов в качестве предназначенных  для продажи и их оценке для  разграничения данных активов от активов, которые банк намеревается продолжать использовать;

    основных  характеристик прекращенной деятельности;

    требований  к представлению и раскрытию  информации о прекращенной деятельности банка в его финансовой отчетности.

  1. НСФО 7 «Отчет о движении денежных средств

    Данный  стандарт устанавливает требования по представлению информации об изменениях в денежных средствах и эквивалентах денежных средств банка за отчетный период и период, предшествующий отчетному, путем составления отчета о движении денежных средств. Отчет является обязательной составной частью финансовой отчетности банков и формируется за каждый период, за который представляется финансовая отчетность. Информация о движении денежных средств позволяет пользователям  оценить изменения в активах, обязательствах и собственном капитале банка, его финансовой структуре (включая  ликвидность) и способность банка  воздействовать на величину и время  движения денежных средств для того, чтобы адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам и возможностям.

    Отчет о движении денежных средств отдельно показывает потоки денежных средств  по видам деятельности банка: операционной, инвестиционной и финансовой.

    НСФО 7 определяет виды потоков:

    - от операционной деятельности (полученные  процентные доходы; уплаченные процентные  расходы; полученные комиссионные  доходы; уплаченные комиссионные  расходы; чистый доход по операциям  с иностранной валютой; чистый  доход по операциям с ценными  бумагами; доход в форме дивидендов; прочие полученные доходы; прочие  уплаченные расходы; уплаченный  налог на прибыль; размещение  денежных средств в Нацбанке и их возврат; размещение денежных средств в ценные бумаги (кроме ценных бумаг, удерживаемых до погашения) и их возврат; размещение денежных средств в форме кредитов и размещение других денежных средств в банках и их возврат; размещение денежных средств в форме кредитов клиентам и их возврат; размещение денежных средств в прочие операционные активы и их возврат; привлечение денежных средств Нацбанка и их возврат; привлечение кредитов и других денежных средств банков и их возврат; привлечение денежных средств клиентов и их возврат; привлечение денежных средств от ценных бумаг, выпущенных банком, и их возврат; прочие операционные обязательства и их погашение);

    - от инвестиционной деятельности (денежные платежи для приобретения  основных средств, нематериальных  активов и других долгосрочных  активов, не относящихся к эквивалентам  денежных средств; денежные поступления  от продажи основных средств,  нематериальных активов и других  долгосрочных активов, не относящихся  к эквивалентам денежных средств;  денежные платежи для приобретения  долгосрочных финансовых вложений  в уставные фонды других юридических  лиц; денежные поступления от реализации долгосрочных финансовых вложений в уставные фонды других юридических лиц; денежные платежи для приобретения ценных бумаг, удерживаемых до погашения; денежные поступления от погашения (реализации) ценных бумаг, удерживаемых до погашения);

    - от финансовой деятельности (денежные  поступления от эмиссии акций;  денежные платежи при выкупе  собственных акций; денежные поступления  от продажи ранее выкупленных  собственных акций; денежные платежи  при выплате дивидендов).

  1. НСФО 7-F «Финансовые инструменты: раскрытие информации» Цель настоящего стандарта состоит в установлении требований к раскрытию в финансовой отчетности информации (в том числе сравнительной информации), которая позволит пользователям финансовой отчетности оценить:

    влияние финансовых инструментов на финансовое положение и результаты деятельности банка;

    характер  и степень связанных с финансовыми  инструментами рисков, которым подвержен  банк, а также как банк управляет  этими рисками.

  1. НСФО 8 «Учетная политика, изменения в расчетных бухгалтерских оценках и ошибки» устанавливает требования при выборе, применении и изменении учетной политики банками, а также требования к порядку отражения в бухгалтерском учете и раскрытия в финансовой отчетности изменений в учетной политике, в расчетных бухгалтерских оценках и исправлений ошибок.
  2. НСФО 10 «События после отчетной даты» применяется при отражении в финансовой отчетности банка событий после отчетной даты и раскрытии информации о них в данной отчетности. При этом стандарт устанавливает требования:

    по  разделению событий после отчетной даты на отражаемые события (события, подтверждающие существовавшие на отчетную дату хозяйственные  условия, в которых банк вел свою деятельность) и неотражаемые в финансовой отчетности банка события (события, свидетельствующие о возникших после отчетной даты хозяйственных условиях);

    в определении даты утверждения финансовой отчетности к выпуску (дата подписания форм финансовой отчетности руководителем  и главным бухгалтером банка).

    Стандартом  также предусмотрены перечни  событий, которые влияют и не влияют на результаты финансовой отчетности за отчетный год.

  1. НСФО 21 «Влияние изменений валютных курсов» определяет требования к порядку отражения в бухгалтерском учете и финансовой отчетности банков операций в иностранной валюте, к пересчету статей финансовой отчетности банка и иностранной компании в валюту представления, к порядку отражения в бухгалтерском учете курсовых разниц, возникших в связи с изменением валютных курсов. НСФО 21 предусмотрено, что в качестве функциональной валюты и валюты представления банки и иностранные подразделения используют белорусский рубль, а в качестве валютного курса - установленный Нацбанком РБ официальный курс белорусского рубля по отношению к другим валютам. В стандарте представлено деление всех статей в иностранной валюте на денежные (денежные средства в иностранной валюте, активы и обязательства к получению или выплате, выраженные фиксированными или определимыми суммами в иностранной валюте) и неденежные (статьи, не являющиеся денежными) и определен порядок их первичного признания, последующей оценки и переоценки. Также определен порядок признания курсовых разниц, возникающих при переоценке денежных статей в качестве доходов или расходов в периоде их возникновения, и отражение их в отчете о прибыли и убытках банка либо иностранной компании.
  2. НСФО 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах» для банков определяет требования к наличию в финансовой отчетности банка информации об операциях со связанными с банком сторонами для выяснения влияния указанных операций на финансовое состояние и результаты деятельности банка. Согласно стандарту связанными с банком сторонами являются:

    юридические (физические) лица, которые непосредственно  или косвенно (через другие юридические  лица) контролируют банк, имеют возможность  оказывать значительное влияние  на деятельность банка, имеют совместный контроль над банком;

    юридические лица, находящиеся вместе с банком под общим контролем (имеющие  общую с банком контролирующую сторону  в соответствии с законодательством  Республики Беларусь);

    юридические лица, находящиеся под контролем (совместным контролем) банка;

    зависимые юридические лица банка;

    ключевой  управленческий персонал банка или  контролирующего его юридического лица;

    физические  лица, являющиеся в соответствии с  законодательством Республики Беларусь супругами, детьми либо находящиеся  в отношениях усыновителя или  усыновленного, а также опекуна, попечителя и подопечного со связанными сторонами - физическими лицами.

    Информация  о связанных сторонах представляется обособленно в составе пояснительной  записки к финансовой отчетности.

  1. НСФО 27 «Консолидированная и отдельная финансовая отчетность» устанавливает единые методологические подходы к составлению консолидированной финансовой отчетности банка с учетом инвестиций в уставные фонды его дочерних юридических лиц (более 50%), операций и сделок с этими юридическими лицами. Консолидированная финансовая отчетность - финансовая отчетность группы, представленная как финансовая отчетность единого целого, - формируется с применением метода полной консолидации. Суть метода: на основании финансовой отчетности участников группы составляется сводная финансовая отчетность путем постатейного сложения аналогичных статей активов, обязательств, капитала, доходов и расходов и в ней следует:

    исключить балансовую стоимость инвестиций банка - основного юридического лица в  дочернее юридическое лицо и соответствующую  часть капитала дочернего юридического лица, принадлежащую банку - основному  юридическому лицу;

    определить  долю меньшинства в капитале группы и долю меньшинства в прибыли  или убытках группы и выделить их отдельными статьями в консолидированной  финансовой отчетности;

    исключить остатки по внутригрупповым счетам;

Информация о работе Национальные стандарты финансовой отчетности в банковской системе Республики Беларусь, их связь с международными стандартами финансово