Национальные
стандарты финансовой
отчетности в банковской
системе Республики
Беларусь, их связь
с международными
стандартами финансовой
отчетности
Национальные
стандарты разрабатываются в соответствии
с международными и с учетом требований
законодательства Республики Беларусь,
то есть НСФО по своему содержанию максимально
приближены к международным и при этом
имеют статус официального нормативного
документа. Им присваиваются те же названия
и номера, что и международным. Такой подход
выбран не случайно, а в целях единого понимания
и использования в практической деятельности,
поскольку специалисты банков могут дополнительно
обратиться к первоисточнику на английском
языке. Из 37 действующих МСФО Национальным
банком выбраны 18 наиболее значимых для
банковской деятельности. НСФО применяются
банками при составлении финансовой отчетности
общего назначения (индивидуальной) и
консолидированной.
К
сожалению, необходимо констатировать,
что отдельные международные принципы
и стандарты не реализованы через национальную систему бухгалтерского
учета, а соответственно, и отчетности
в силу ряда объективных причин. Основная
из них — зависимость бухгалтерского
учета от налогового, и как пример: метод
начисления и амортизирования стоимости
финансовых инструментов. Также не реализованы
требования отдельных стандартов, таких,
как МСФО 2 "Запасы", МСФО 12 "Налоги
и прибыль", МСФО 16 "Основные средства",
которые не могут разрабатываться Национальным банком,
поскольку регулирование этих вопросов
находится в компетенции Министерства финансов,
Министерства экономики и Министерства
по налогам и сборам Республики Беларусь.
Рассмотрим
представление финансовой отчетности
в соответствии с национальными и международными
стандартами (Табл. – 1)
по
НСФО
|
по МСФО
|
Баланс
|
Отчет о финансовом
положении
|
Отчет
о прибылях и убытках
|
Отчет о совокупном
доходе
|
Отчет
об изменении капитала
|
Отчет об изменении
капитала
|
Отчет
о движении денежных
средств
|
Отчет о движении
денежных
средств
|
Табл.1
– Предоставление финансовой отчетности
- НСФО 1
«Представление финансовой
отчетности» определяет общие требования
к финансовой отчетности банков, ее составу,
структуре и содержанию для достижения
сопоставимости как с собственной финансовой
отчетностью банка за предшествующие
периоды, так и с финансовой отчетностью
других банков. НСФО 1 должен применяться
при формировании финансовой отчетности
банка, как индивидуальной, так и консолидированной.
- НСФО 3-F
«Объединение юридических
лиц»
Цель
данного стандарта состоит в определении
понятия и форм объединения юридических
лиц, а также в определении содержания
финансовой отчетности при осуществлении
объединения юридических лиц.
- НСФО 5-F
«Долгосрочные активы,
предназначенные для
продажи, и прекращенная
деятельность»
Целью
настоящего стандарта является определение:
требований
к классификации банком долгосрочных
активов в качестве предназначенных
для продажи и их оценке для
разграничения данных активов от
активов, которые банк намеревается
продолжать использовать;
основных
характеристик прекращенной деятельности;
требований
к представлению и раскрытию
информации о прекращенной деятельности
банка в его финансовой отчетности.
- НСФО 7
«Отчет о движении денежных
средств
Данный
стандарт устанавливает требования
по представлению информации об изменениях
в денежных средствах и эквивалентах
денежных средств банка за отчетный
период и период, предшествующий отчетному,
путем составления отчета о движении
денежных средств. Отчет является обязательной
составной частью финансовой отчетности
банков и формируется за каждый период,
за который представляется финансовая
отчетность. Информация о движении
денежных средств позволяет пользователям
оценить изменения в активах,
обязательствах и собственном капитале
банка, его финансовой структуре (включая
ликвидность) и способность банка
воздействовать на величину и время
движения денежных средств для того, чтобы
адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам
и возможностям.
Отчет
о движении денежных средств отдельно
показывает потоки денежных средств
по видам деятельности банка: операционной,
инвестиционной и финансовой.
-
от операционной деятельности (полученные
процентные доходы; уплаченные процентные
расходы; полученные комиссионные
доходы; уплаченные комиссионные
расходы; чистый доход по операциям
с иностранной валютой; чистый
доход по операциям с ценными
бумагами; доход в форме дивидендов;
прочие полученные доходы; прочие
уплаченные расходы; уплаченный
налог на прибыль; размещение
денежных средств в Нацбанке и
их возврат; размещение денежных средств
в ценные бумаги (кроме ценных бумаг, удерживаемых
до погашения) и их возврат; размещение
денежных средств в форме кредитов и размещение
других денежных средств в банках и их
возврат; размещение денежных средств
в форме кредитов клиентам и их возврат;
размещение денежных средств в прочие
операционные активы и их возврат; привлечение
денежных средств Нацбанка и их возврат;
привлечение кредитов и других денежных
средств банков и их возврат; привлечение
денежных средств клиентов и их возврат;
привлечение денежных средств от ценных
бумаг, выпущенных банком, и их возврат;
прочие операционные обязательства и
их погашение);
-
от инвестиционной деятельности
(денежные платежи для приобретения
основных средств, нематериальных
активов и других долгосрочных
активов, не относящихся к эквивалентам
денежных средств; денежные поступления
от продажи основных средств,
нематериальных активов и других
долгосрочных активов, не относящихся
к эквивалентам денежных средств;
денежные платежи для приобретения
долгосрочных финансовых вложений
в уставные фонды других юридических
лиц; денежные поступления от реализации
долгосрочных финансовых вложений в уставные
фонды других юридических лиц; денежные
платежи для приобретения ценных бумаг,
удерживаемых до погашения; денежные поступления
от погашения (реализации) ценных бумаг,
удерживаемых до погашения);
-
от финансовой деятельности (денежные
поступления от эмиссии акций;
денежные платежи при выкупе
собственных акций; денежные поступления
от продажи ранее выкупленных
собственных акций; денежные платежи
при выплате дивидендов).
- НСФО 7-F
«Финансовые инструменты:
раскрытие информации»
Цель настоящего стандарта состоит в установлении
требований к раскрытию в финансовой отчетности
информации (в том числе сравнительной
информации), которая позволит пользователям
финансовой отчетности оценить:
влияние
финансовых инструментов на финансовое
положение и результаты деятельности
банка;
характер
и степень связанных с финансовыми
инструментами рисков, которым подвержен
банк, а также как банк управляет
этими рисками.
- НСФО 8
«Учетная политика,
изменения в расчетных
бухгалтерских оценках
и ошибки» устанавливает требования
при выборе, применении и изменении учетной
политики банками, а также требования
к порядку отражения в бухгалтерском учете
и раскрытия в финансовой отчетности изменений
в учетной политике, в расчетных бухгалтерских
оценках и исправлений ошибок.
- НСФО 10
«События после отчетной
даты» применяется при отражении в финансовой
отчетности банка событий после отчетной
даты и раскрытии информации о них в данной
отчетности. При этом стандарт устанавливает
требования:
по
разделению событий после отчетной
даты на отражаемые события (события, подтверждающие
существовавшие на отчетную дату хозяйственные
условия, в которых банк вел свою
деятельность) и неотражаемые в финансовой
отчетности банка события (события, свидетельствующие
о возникших после отчетной даты хозяйственных
условиях);
в
определении даты утверждения финансовой
отчетности к выпуску (дата подписания
форм финансовой отчетности руководителем
и главным бухгалтером банка).
Стандартом
также предусмотрены перечни
событий, которые влияют и не влияют
на результаты финансовой отчетности
за отчетный год.
- НСФО 21
«Влияние изменений
валютных курсов» определяет требования
к порядку отражения в бухгалтерском учете
и финансовой отчетности банков операций
в иностранной валюте, к пересчету статей
финансовой отчетности банка и иностранной
компании в валюту представления, к порядку
отражения в бухгалтерском учете курсовых
разниц, возникших в связи с изменением
валютных курсов. НСФО 21 предусмотрено,
что в качестве функциональной валюты
и валюты представления банки и иностранные
подразделения используют белорусский
рубль, а в качестве валютного курса - установленный
Нацбанком РБ официальный курс белорусского
рубля по отношению к другим валютам. В
стандарте представлено деление всех
статей в иностранной валюте на денежные
(денежные средства в иностранной валюте,
активы и обязательства к получению или
выплате, выраженные фиксированными или
определимыми суммами в иностранной валюте)
и неденежные (статьи, не являющиеся денежными)
и определен порядок их первичного признания,
последующей оценки и переоценки. Также
определен порядок признания курсовых
разниц, возникающих при переоценке денежных
статей в качестве доходов или расходов
в периоде их возникновения, и отражение
их в отчете о прибыли и убытках банка
либо иностранной компании.
- НСФО 24
«Раскрытие информации
о связанных сторонах» для банков определяет
требования к наличию в финансовой отчетности
банка информации об операциях со связанными
с банком сторонами для выяснения влияния
указанных операций на финансовое состояние
и результаты деятельности банка. Согласно
стандарту связанными с банком сторонами
являются:
юридические
(физические) лица, которые непосредственно
или косвенно (через другие юридические
лица) контролируют банк, имеют возможность
оказывать значительное влияние
на деятельность банка, имеют совместный
контроль над банком;
юридические
лица, находящиеся вместе с банком
под общим контролем (имеющие
общую с банком контролирующую сторону
в соответствии с законодательством
Республики Беларусь);
юридические
лица, находящиеся под контролем
(совместным контролем) банка;
зависимые
юридические лица банка;
ключевой
управленческий персонал банка или
контролирующего его юридического
лица;
физические
лица, являющиеся в соответствии с
законодательством Республики Беларусь
супругами, детьми либо находящиеся
в отношениях усыновителя или
усыновленного, а также опекуна,
попечителя и подопечного со связанными
сторонами - физическими лицами.
Информация
о связанных сторонах представляется
обособленно в составе пояснительной
записки к финансовой отчетности.
- НСФО 27
«Консолидированная
и отдельная финансовая
отчетность» устанавливает единые методологические
подходы к составлению консолидированной
финансовой отчетности банка с учетом
инвестиций в уставные фонды его дочерних
юридических лиц (более 50%), операций и
сделок с этими юридическими лицами. Консолидированная
финансовая отчетность - финансовая отчетность
группы, представленная как финансовая
отчетность единого целого, - формируется
с применением метода полной консолидации.
Суть метода: на основании финансовой
отчетности участников группы составляется
сводная финансовая отчетность путем
постатейного сложения аналогичных статей
активов, обязательств, капитала, доходов
и расходов и в ней следует:
исключить
балансовую стоимость инвестиций банка
- основного юридического лица в
дочернее юридическое лицо и соответствующую
часть капитала дочернего юридического
лица, принадлежащую банку - основному
юридическому лицу;
определить
долю меньшинства в капитале группы
и долю меньшинства в прибыли
или убытках группы и выделить
их отдельными статьями в консолидированной
финансовой отчетности;
исключить
остатки по внутригрупповым счетам;