Органы управления финансовой системой Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 12:38, реферат

Описание работы

Совокупность всех институтов и организационных структур, осуществляющих управление финансами, представляет финансовый аппарат. В Республике Беларусь к нему относятся органы общего, оперативного и отраслевого управления финансами.

Работа содержит 1 файл

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.docx

— 27.51 Кб (Скачать)

ОРГАНЫ  УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Министерство  финансов  Республики Беларусь

  Совокупность  всех институтов и организационных  структур, осуществляющих управление финансами, представляет финансовый аппарат. В Республике Беларусь к нему относятся  органы общего, оперативного и отраслевого  управления финансами.

 К органам общего управления относятся Национальное собрание Республики Беларусь с палатой представителей и Советом Республики и совет Министров. В их функции входит формирование финансовой политики, утверждение финансового законодательства, осуществление общего контроля за его соблюдением.

 Органами  оперативного управления являются Министерство финансов, Национальный банк, Министерство по налогам и сборам, Министерство экономики, Государственный таможенный комитет, Комитет по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь, Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты. Министерство финансов, являясь центральным органом и проводя свою деятельность через департаменты и финансовые управления областных и городских исполкомов, обеспечивает эффективное использование финансов и воплощение бюджетной и налоговой политики, а также совершенствование форм финансовых взаимоотношений юридических и физических лиц с централизованной сферой финансовой системы, контролирует соблюдение государственной и валютной дисциплины и финансового законодательства, разрабатывает методологию, отчетность и порядок контроля за состоянием отраслевого контроля, обеспечивает финансами подведомственные учреждения и организации.

 К  органам отраслевого управления финансами относятся финансовые управления, финансовые отделы министерств, ведомств, предприятий, организаций, учреждений.

 Центральным органом  управления финансами в Республике  Беларусь является Министерство  финансов. Создание Министерства финансов было закреплено Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 11 июня 1995г. N 369. Министерство финансов Республики Беларусь является республиканским органом государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь.

Основными задачами Министерства финансов являются:

 проведение  государственной политики, осуществление  управления в финансовой сфере  деятельности и координаций действий  в этой сфере других республиканских  органов государственного управления;

 обеспечение  активного использования финансов  в целях повышения эффективности  производства, роста национального  дохода, создания и развития прогрессивных  рыночных форм и структур;

 разработка  методологии, отчетности и контроля за состоянием ведомственного контроля в министерствах и других республиканских органах государственного контроля;

 контроль за соблюдением финансовых интересов государства в процессе интеграции Республики Беларусь в мировое хозяйство.

 Министерство  финансов в  соответствии с возложенными  на него задачами:

осуществляет  методическое руководство бюджетно-финансовой сферой в республике, изучает экономику, финансы отраслей и административно-территориальных  единиц, разрабатывает предложения  по совершенствованию финансово-кредитного механизма и увеличению доходов  бюджета;

 обеспечивает  исполнение республиканского бюджета,  составляет роспись доходов и  расходов и устанавливает с  участием соответствующих министерств,  других республиканских органов  государственного управления поквартальное  распределение доходов и расходов  республиканского бюджета с бюджетами  областей г. Минска;

 регулирует  финансовые взаимоотношения между  республиканским бюджетом и внебюджетными  фондами;

 организует  учет и проведение бюджетно-финансовых  операций, связанных с государственными  финансовыми средствами;

 осуществляет  подготовку и уточнение правил  управления государственными финансовыми  средствами и их учет;

 определяет, разрабатывает и утверждает формы  бюджетной документации, формы бухгалтерского  учета и отчетности об исполнении  бюджетов и об исполнении смет  расходов бюджетных учреждений  и организаций;

осуществляет  общее методологическое руководство  бухгалтерским учетом и отчетностью  предприятий, объединений, учреждений и организаций всех форм собственности, обеспечивает постоянное совершенствование  учета и отчетности на основе международных  стандартов бухгалтерского учета и  принципов мировой практики;

 организует  методологическое обеспечение и  осуществляет практическую деятельность  по совершенствованию внутригосударственных  и межгосударственных валютно-финансовых  отношений.[6, с. 37-38]

Минфин  РБ осуществляет следующие  контрольные  и надзорные функции:

— систематический  контроль за исполнением республиканского бюджета, соблюдением банками Республики Беларусь кассового исполнения республиканского бюджета;

 — контроль за своевременным поступлением доходов и эффективным расходованием по целевому назначению средств республиканского бюджета и государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами и организациями;

 — контроль за состоянием ведомственного контроля в республике;

 — контроль за соблюдением законодательства, регулирующего лотерейную деятельность;

 — методологическое  руководство аудитом, контроль  за соблюдением аудиторами, осуществляющими  деятельность в качестве индивидуального  предпринимателя, и аудиторскими  организациями законодательства  об осуществлении аудиторской деятельности, лицензионных требований и условий;

 — контроль за выполнением государственного заказа;

— контроль за целевым и рациональным использованием драгоценных металлов и драгоценных  камней и изделий из них из Госфонда;

— надзор за соблюдением страховыми организациями, страховыми посредниками и объединениями  страховщиков требований законодательства о страховании;

 — контроль  и надзор за выпуском и обращением  акций и облигаций, а также  за обращением ценных бумаг,  за деятельностью профессиональных  участников рынка ценных бумаг  и фондовых бирж;

— контроль за финансово-хозяйственной деятельностью подчиненных организаций.[2]

 С  учетом возложенных на Министерство  финансов Республики Беларусь  многочисленных функций и задач,  оно наделено большими правами.  В частности, оно вправе требовать и получать от республиканских органов государственного управления и организаций информацию об осуществлении бюджетно-финансовых операций по формированию и использованию государственных финансовых средств, материалы, необходимые для бюджетно-финансового планирования, бухгалтерские отчеты, балансы и прочие материалы, необходимые для осуществления контроля за выполнением организациями финансовых обязательств перед государством и за соблюдением государственной финансовой дисциплины. А от областных и Минского городского исполнительных комитетов материалы, необходимые для формирования расчетных показателей по проектам местных бюджетов, утвержденные местными Советами депутатов своды местных бюджетов областей и г. Минска, уточненные назначения по этим бюджетам, а также отчеты об их исполнении по формам, утвержденным Минфином.[1]

Кроме всего этого, Министерство финансов Республики Беларусь имеет право:

 — ограничивать  и приостанавливать финансирование  расходов за счет государственных  средств в случаях несоблюдения их получателями законодательства, необоснованного получения либо использования указанных средств не по целевому назначению,

— вкладывать свободные средства республиканского бюджета в хозяйственную деятельность, акции и другие ценные бумаги, выдавать бюджетные займы, бюджетные ссуды  организациям в соответствии с законодательством;

— расходовать  средства с 1 января текущего года в  размере 1/12 бюджетных ассигнований предыдущего года в пределах поступающих в течение каждого месяца доходов вплоть до принятия Закона Республики Беларусь о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год;

— истребовать  данные о доходах и расходах государственных  целевых внебюджетных фондов и внебюджетных средств организаций, финансируемых  из бюджета, по формам и в сроки, установленные  Минфином, и осуществлять контроль за использованием средств государственных целевых внебюджетных фондов и внебюджетных средств;

— проводить  в установленном порядке в  государственных органах, у иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе  по постановлениям (письменным обращениям) правоохранительных органов, соответствующие  проверки (ревизии) по вопросам, относящимся  к компетенции Минфина;

— проводить  проверки по вопросам соблюдения аудиторами, осуществляющими деятельность в  качестве индивидуального предпринимателя, и аудиторскими организациями порядка  осуществления аудиторской деятельности;

— проводить  проверки соблюдения страховыми организациями, их обособленными структурными подразделениями, а также страховыми посредниками требований законодательства о страховании  и др.[1]

Минфин  возглавляет Министр, назначаемый  на должность и освобождаемый  от должности Президентом Республики Беларусь. Министр финансов Республики Беларусь - Харковец Андрей Михайлович (14 августа 2008 года назначен на должность Министра финансов Республики Беларусь).

Министр имеет заместителей, численность  которых определяется Президентом  Республики Беларусь, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Советом Министров  Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

 Для  коллективного обсуждения наиболее  важных вопросов и выработки  решений  по ним в Минфине  образуется коллегия в составе  Министра (председателя коллегии), его  заместителей и руководителя  Главного контрольно-ревизионного  управления (по должности), руководителей  департаментов  Минфина и других  работников. Численность  и персональный  состав коллегии утверждаются  Советом Министров Республики  Беларусь.

Решения коллегии оформляются приказами  Министра либо постановлениями Минфина. В случае разногласий между Министром  и коллегией, возникших при принятии решений, Министр проводит в жизнь  свои решения, докладывая о них Совету Министров Республики Беларусь, а  члены коллегии могут сообщить свое мнение в Совет Министров Республики Беларусь.

 В  составе Министерства финансов  Республики Беларусь функционируют  крупные  подразделения — Главные  управления и управления. На низовом  уровне Министерство осуществляет  свои функции через региональные, областные финансовые управления, а в районах и городах —  через районные и городские  финансовые отделы. Характерная  особенность управления в системе  Минфина — двойное подчинение  его республиканских и местных  органов. Так, например, областные  финансовые управления подчинены  одновременно областным органам  власти и Министерству финансов.[5, с. 96-97]

 

Министерство  по  налогам и сборам  и другие органы  управления финансами  Республики Беларусь

 

Органом оперативного управления финансами является Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь.

 Основными  его задачами являются:

 — осуществление  контроля в  пределах  своей   компетенции  за соблюдением    налогового   законодательства,   законодательства   о предпринимательстве,  декларированием  физическими   лицами  доходов, имущества   и  источников денежных средств,  обеспечением правильного начисления,  полной и своевременной уплаты  налогов,  сборов (пошлин), пеней,  штрафов в  бюджет,  государственные   целевые  бюджетные и   государственные  внебюджетные фонд;

— учет  причитающихся  к уплате и фактически уплаченных сумм налогов, иных обязательных платежей в бюджет;

— разработка предложений по упрощению налоговой  системы,  в том  числе  совершенствованию  порядка  исчисления и уплаты налогов, упрощению порядка налогового учета  и налогового контроля,  и  других предложений  по  совершенствованию  налогового законодательства,  его  унификации,  осуществляемой  в   рамках   интеграционных   процессов  Республики Беларусь и Российской Федерации;

— подготовка налоговых соглашений с другими  государствами, осуществление связей с их налоговыми службами, изучение опыта их работы;

— принятие нормативных правовых актов о  порядке исчисления, уплаты и взыскания  налогов, иных обязательных платежей в  бюджет.[4]

В соответствии с данными задачами Министерство по налогам и сборам осуществляет следующие функции:

контролирует  соблюдение налогового законодательства;

организует  деятельность инспекций, входящих его  структуру;

разрабатывает в пределах своей компетенции  предложения по совершенствованию  налоговой политики, законодательства о налогах и предпринимательстве;

Информация о работе Органы управления финансовой системой Республики Беларусь