Финансовая система Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 14:36, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – доказать, что финансовая система представляет собой совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений и соответствующих им финансовых учреждений, организующих образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Задачи курсовой работы:
Раскрыть сущность понятия «финансовая система государства». Дать краткую характеристику сферам и звеньям финансовой системы.
Охарактеризовать финансы хозяйствующих субъектов (децентрализованные финансы).
Дать характеристику общегосударственных (централизованных) финансов.

Содержание

Введение … 3
Общее понятие о финансовой системе. Сферы и звенья финансовой системы, их краткая характеристика … 5
Финансы хозяйствующих субъектов … 12
2.1. Финансы предприятий материального производства … 12
Финансы учреждений и организаций
непроизводственной сферы … 20
3. Общегосударственные финансы … 24
3.1. Государственный бюджет … 24
3.2. Внебюджетные и республиканские
целевые бюджетные фонды … 34
3.3. Государственный кредит … 36
Заключение … 40
Приложения … 42
Список использованных источников … 45

Работа содержит 1 файл

Курсовая ФС РБ.doc

— 190.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ЧУО «ИНСТИТУТ  ПАРЛАМЕНТАРИЗМА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

Кафедра «Финансы и кредит» 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по учебной  дисциплине «Теория финансов»

на тему: Финансовая система Республики Беларусь 
 
 
 

Студентка Гирко Наталья Геннадьевна

4 курса  22512 группы

факультета  заочного обучения

специальность Финансы и кредит

Номер зачетной книжки 22532/03

Место работы: ОАО «Универсалремстрой»

Телефон: 250 12 11, 757 26 99 
 
 

МИНСК 2006

 

СОЕРЖАНИЕ

Введение  … 3

  1. Общее понятие  о финансовой системе. Сферы и звенья финансовой системы, их краткая характеристика  … 5
  2. Финансы хозяйствующих субъектов   … 12

    2.1. Финансы  предприятий материального производства … 12

    1. Финансы учреждений и организаций

              непроизводственной сферы  … 20

    3. Общегосударственные  финансы  … 24

    3.1. Государственный  бюджет  … 24

    3.2. Внебюджетные  и республиканские 

           целевые бюджетные фонды  … 34

    3.3.  Государственный  кредит  … 36

    Заключение  … 40

    Приложения  … 42

    Список использованных источников  … 45  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    ВВЕДЕНИЕ

 

     Финансовая  система – совокупность экономических  отношений по поводу формирования, распределения и перераспределения  централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, а также  их использование на удовлетворение государственных потребностей.

     Появление понятия финансовой системы связано  с дальнейшим развитием и конкретизацией понятия «финансы». Финансы выражают денежные отношения, которые, при всей своей качественной однородности, тем не менее различаются. В каждом государстве существует несколько сфер финансовых отношений со специфическими формами и методами мобилизации финансовых ресурсов и их использования. Например, формирование финансовых ресурсов в организациях сферы материального производства происходит за счет прибыли, амортизационных отчислений, выручки от продажи ценных бумаг и др. Государственный бюджет страны образуется в основном за счет налогов с предприятий и населения. Различаются и каналы направления финансовых ресурсов. У организаций решающая часть финансовых ресурсов используется на формирование основных и оборотных производственных фондов, на потребности социального характера и др. Средства государственного бюджета идут на финансирование приоритетных отраслей, содержание учреждений и организаций непроизводственной сферы (здравоохранения, образования, культуры и др.). С учетом сказанного можно утверждать, что каждая сфера финансовых отношений является в определенной мере самостоятельным звеном финансовой системы, имеющим некоторые отличия. Однако это отличия внутри единого целого, все звенья тесно взаимосвязаны и составляют единую финансовую систему.

     Финансовые  отношения объективны, но они подвергаются субъективным воздействиям, могут перестраиваться в тех направлениях, которые государство (а именно финансовый аппарат в лице Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь) сочтет необходимыми.

     Цель  курсовой работы – доказать, что  финансовая система представляет собой совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений и соответствующих им финансовых учреждений, организующих образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

      Задачи  курсовой работы:

    1. Раскрыть сущность понятия «финансовая система государства». Дать краткую характеристику сферам и звеньям финансовой системы.
    2. Охарактеризовать финансы хозяйствующих субъектов (децентрализованные финансы).
    3. Дать характеристику общегосударственных (централизованных) финансов.

      Данная  курсовая работа содержит введение, три главы и заключение. В первой главе рассмотрены сферы и звенья финансовой системы. Во второй главе дано полное описание децентрализованных финансов. Третья глава посвящена централизованным финансам.

      В процессе написания курсовой работы были проанализированы такие источники, как «Теория финансов» под ред. Заяц Н.Е., Фисенко М.К. – учебное пособие, «Финансы» под ред. В.В.Ковалева – учебник и многие другие. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Общее понятие  о финансовой системе. Сферы и  звенья финансовой системы, их краткая характеристика
 

     Финансовая  система представляет собой совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений и соответствующих им финансовых учреждений, организующих образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

     В экономической литературе довольно часто термин «финансовая система» применяется для обозначения совокупности финансовых учреждений. Это неправильно. Финансовые учреждения, являются лишь составной частью финансовой системы.

     Сложность и многогранность финансовых отношений  обусловливает необходимость классификации их по сферам функционирования, а последние — по звеньям. Исходя из специфики финансовых отношений их можно подразделить на две крупные сферы:

  1. финансы хозяйствующих субъектов, предприятий, организаций разных форм собственности, или децентрализованные финансы;
  2. финансы государственные (общегосударственные), или централизованные финансы.

     Определяющим  признаком здесь служит наличие  в стране конкретных субъектов финансовых отношений. Таких крупных, глобальных субъектов в любом государстве два — хозяйствующие субъекты (предприятия, фирмы, объединения, компании и т.п.) и государство.

     Финансы хозяйствующих субъектов представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятий. Они включают денежные отношения, которые возникают между: а) предприятиями (это главным образом плата за продукцию и услуги); б) предприятиями и вышестоящими организациями (образование централизованных фондов министерств и ведомств); в) предприятиями и входящими в них структурными подразделениями; г) предприятиями и государственным бюджетом (платежи в бюджет, финансирование из бюджета); д) предприятиями и учреждениями банков (получение кредитов, их возврат, уплата процентов за пользование кредитом) и др.

     Финансы хозяйствующих субъектов — исходная сфера финансовой системы страны, основа общегосударственных финансов, поскольку именно на предприятиях в процессе производства создается решающая доля национального дохода страны — главного источника формирования как децентрализованных, так и централизованных денежных фондов. От состояния данного участка финансовой системы во многом зависит финансовое положение страны в целом.

     Финансы хозяйствующих субъектов (децентрализованные финансы) состоят из двух подсфер: финансов предприятий материального производства и финансов учреждений и организаций непроизводственной сферы.

     Решающую  роль в национальной экономике государства занимают финансы предприятий материального производства, которые непосредственно обслуживают производство, кругооборот средств предприятий. Именно в этой подсфере создается наиболее значимая часть финансовых ресурсов предприятий, весомая доля которых посредством налогов направляется на формирование доходной части государственного бюджета.

     В зависимости от ряда объективных  факторов, существенно влияющих на организацию финансовых отношений, формирование и использование денежных фондов, каждая  подсфера финансовой системы может подразделяться на отдельные звенья.

     По  отраслевой направленности финансы  предприятий материального производства распределяются по следующим звеньям (Рис. 1):

    • финансы предприятий промышленности;
    • сельского хозяйства;
    • строительства;
    • грузового транспорта;
    • связи;
    • торговли и заготовок и др.

     В непроизводственной подсфере различают  следующие финансовые звенья (Рис. 2):

    • финансы образования;
    • культуры и искусства;
    • здравоохранения и физической культуры;
    • науки и научного обслуживания;
    • пассажирского транспорта;
    • жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания;
    • коммерческих страховых, кредитных и других учреждений;
    • общественных организаций;
    • обороны страны и др.

     В зависимости от формы собственности  в составе обеих подсфер финансовой системы различают финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на государственной и на частной собственности.

     В настоящее время в Российской Федерации доминирующее место (около 80%) занимают финансы предприятий  негосударственной формы собственности, в то время как в Республике Беларусь преобладают финансы предприятий государственной формы собственности (около 65%).  Такое различие объясняется разными темпами разгосударствления и приватизации в двух государствах. В перспективе, по мере дальнейшего  развития приватизации и разгосударствления, ожидается, что и в Беларуси главенствующее место займут финансы второй группы.

     В условиях дальнейшего развития рыночных отношений все предприятия материального  производства и небольшая часть  организаций непроизводственной сферы осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета. Он представляет собой такой метод хозяйствования, который предполагает обязательное получение прибыли, достаточной для осуществления простого и расширенного воспроизводства.

     До  недавнего времени подавляющая  часть организаций непроизводственной сферы осуществляла некоммерческую деятельность, т.е. такую деятельность, которая не преследует цели получения прибыли. Однако в последние годы многие учреждения непроизводственной сферы стали оказывать платные услуги и у них появились некоторые элементы коммерческой деятельности. В связи с этим финансы учреждений и организаций непроизводственной сферы можно подразделить на три группы:

  1. финансы учреждений и организаций, функционирующих на коммерческой основе (организации бытового обслуживания; коммерческие банки; вузы; страховые организации и др.);
  2. финансы учреждений и организаций, частично функционирующих на коммерческой основе (государственные вузы, осуществляющие подготовку сверхпланового контингента студентов на платной основе; медицинские учреждения и др.);
  3. финансы учреждений и организаций, полностью финансируемых из бюджета (большинство учреждений здравоохранения, образования, культуры и др.).

     Общегосударственные (централизованные) финансы можно определить как систему денежных отношений, связанных с формированием централизованных доходов и фондов денежных средств и использованием их на общегосударственные потребности.

Информация о работе Финансовая система Республики Беларусь