Финансовая система Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 02:25, контрольная работа

Описание работы

Исторически финансы были связаны с деятельностью государства. Они сложились, как государственные финансы, в виде образования и использования государственной казны. Это положение не только сохранилось, но и получило дальнейшее развитие. В современных условиях государство организует финансовую систему и использует её для управления народным хозяйством страны.
В нашей экономической литературе в теоретическом плане выделяют понятия: финансы, финансовая система, финансовая политика.
Финансы представляют собой довольно сложное общественное явление. Они охватывают широкую гамму обменно-распределительных отношений, которые отображаются в различных денежных потоках. При единой сущности этих отношений в них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные признаки и особенности. Изучение финансов основывается как на понимании их необходимости, сущности и роли в обществе, так и на детальном усвоении конкретных форм финансовых отношений.
Выделение форм финансовых отношений характеризует относительное отделение отдельных составляющих финансов. Совокупность этих составляющих определяется термином «финансовая система». Как и всякая другая система, она является не простым набором отдельных элементов, а совокупностью взаимосвязанных элементов, которые имеют однородные признаки.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…...3
1. Сущность и структура финансовой системы Республики Беларусь....4
2. Сферы и звенья финансовой системы Республики Беларусь……..….9
3.Финансы сферы материального производства – исходное звено финансовой системы………………………………………………………….…15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………….………………………20
Список использованных источников…………………………………..21

Работа содержит 1 файл

контр теория финансов.docx

— 40.47 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…...3

1. Сущность и структура  финансовой системы Республики Беларусь....4

2. Сферы и звенья финансовой системы Республики Беларусь……..….9

3.Финансы сферы материального производства – исходное звено финансовой системы………………………………………………………….…15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………….………………………20

Список использованных источников…………………………………..21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Исторически финансы были связаны с деятельностью государства. Они сложились, как государственные  финансы, в виде образования и  использования государственной  казны. Это положение не только сохранилось, но и получило дальнейшее развитие. В современных условиях государство  организует финансовую систему и  использует её для управления народным хозяйством страны.

В нашей экономической  литературе в теоретическом плане  выделяют понятия: финансы, финансовая система, финансовая политика.

Финансы представляют собой  довольно сложное общественное явление. Они охватывают широкую гамму  обменно-распределительных отношений, которые отображаются в различных  денежных потоках. При единой сущности этих отношений в них выделяются отдельные элементы, которые имеют  свои характерные признаки и особенности. Изучение финансов основывается как  на понимании их необходимости, сущности и роли в обществе, так и на детальном усвоении конкретных форм финансовых отношений.

Выделение форм финансовых отношений характеризует относительное  отделение отдельных составляющих финансов. Совокупность этих составляющих определяется термином «финансовая  система». Как и всякая другая система, она является не простым набором  отдельных элементов, а совокупностью  взаимосвязанных элементов, которые  имеют однородные признаки.

Финансовые системы некоторых  государств могут отличаться по своей  структуре, но они все имеют общий  признак – это различные фонды  финансовых ресурсов, которые отличаются по методам мобилизации и их использованию, однако тесно связаны между собой, имеют прямое и обратное влияние  на экономические и социальные процессы в государстве, а также на формирование и использования фондов финансовых ресурсов в разрезе отдельных  звеньев.

1. Сущность финансовой системы государства, критерии и принципы финансовых отношений, включаемых в финансовую систему

 

Понятие финансовой системы  является дальнейшим развитием и  конкретизацией понятия «финансы». Как отмечалось ранее, финансы выражают денежные отношения. При всей качественной однородности этих отношений, тем не менее, различаются между собой. В каждом государстве имеется несколько сфер финансовых отношений, каждая из них имеет свои особенности, которые проявляются, прежде всего, в формах и методах мобилизации финансовых ресурсов и их использовании. Например, у предприятий сферы материального производства финансовые ресурсы формируются за счет прибыли, амортизационных отчислений, выручки от продажи ценных бумаг и др. Государственный бюджет страны образуется в основном за счет налогов с предприятий и населения. Не одинаковы и каналы направления финансовых ресурсов у предприятий и государственного бюджета. У предприятий решающая часть финансовых ресурсов используется на формирование оборотных производственных фондов, на потребности социального характера и другое. Средства государственного бюджета могут направляться на финансирование приоритетных отраслей, на содержание учреждений и организаций непроизводственной сферы (здравоохранение, образование, культура и др.). С учетом сказанного, можно утверждать, что каждая сфера финансовых отношений является в определенной мере самостоятельным звеном финансовой системы, но имеющим определенные отличия. Однако эти отличия находятся внутри единого целого, все звенья тесно взаимосвязаны и составляют единую финансовую систему1.

В экономической литературе нет устоявшегося единого определения  финансовой системы. Многие экономисты определяют финансовую систему как  совокупность различных сфер и звеньев  финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве2.

Такое определение не совсем точно.

Известно, что финансовые отношения объективны, но они подвергаются субъективным воздействиям, могут перестраиваться  в таком направлении, которое  государство сочтет необходимым. Осуществляют это специальные органы, а именно финансовый аппарат в лице Министерства финансов, Министерства по налогам  и сборам и других. Поэтому правы те экономисты, которые в своих дефинициях указанной категории включают в нее и присутствие финансовых органов.

Исходя из сказанного, финансовая система представляет собой совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений  и соответствующих им финансовых учреждений, организующих образование, распределение и использование  централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

В экономической литературе довольно часто термин «финансовая  система» употребляется для обозначения  совокупности финансовых учреждений. Это неправильно. Финансовые учреждения являются лишь составной частью финансовой системы.

К финансовой системе непосредственно  примыкает и тесно взаимодействует  с ней кредитная система, которая  представляет собой совокупность кредитных  отношений и институтов (учреждений), организующих эти отношения.

Однако необходимо иметь  в виду, что в отличие от финансовой системы кредитная система оперирует  только возвратными денежными средствами. Поэтому правомерно кредитную систему  не включать в финансовую систему  и рассматривать ее как самостоятельную. Но в совокупности и финансовая система, и кредитная система, именуемые  в литературе как «финансово-кредитная система» оказывают огромное воздействие на все стороны социально-экономического развития страны.

Финансы возникли с появлением государства. Само понятие финансов связано с движением (наличным или  безналичным) денежных средств. Однако не все денежные отношения можно  назвать финансовыми. Например, покупка-продажа  товаров сопровождается движением  денег, но эти отношения не являются финансовыми.

Финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями  общественного развития. Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру  экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.

Финансы — это экономические  отношения, возникающие в процессе распределения, перераспределения  в денежной форме части стоимости  национального продукта, создания и  использования на этой основе денежных фондов, необходимых для удовлетворения общественных потребностей. Финансы  выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Первая связана с распределением и перераспределением части стоимости  общественного продукта. В ходе этих процессов формируются и используются целевые денежные фонды субъектов  хозяйствования, государства, доходы населения. Вторая обусловлена тем, что движение денежных средств может количественно  отображаться различными финансовыми  показателями, которые “сообщают”, как распределяются и как используются финансовые ресурсы. Это позволяет  обществу контролировать процесс создания денежных фондов, их перераспределение  и стимулировать эффективное  использование финансовых средств.

Финансовые отношения  осуществляются соответствующими учреждениями (финансовые органы, подразделения  налоговой службы, банки и др.). Совокупность финансовых отношений  и институтов, их реализующих, образуют финансовую систему. Иногда ее определяют более узко, включая в систему только финансовые учреждения страны.

С помощью государственных  финансов происходит регулирование  масштабов общественного производства в отраслевом и территориальном  аспектах, защита окружающей среды  и удовлетворение других общественных потребностей.

Финансовая система –  это совокупность финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения  являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется, прежде всего, по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В современных условиях роль и значение государства во всех странах возрастают, вследствие чего возрастают и затраты общества на его содержание. Как показывает практика современной рыночной экономики, основной причиной этой тенденции является изменение содержания функций государства в обществе3.

В финансовую систему входят государственные централизованные и децентрализованные финансы. Последние, к которым относят финансы  предприятий (учреждений, организаций), являются ее исходным звеном. В финансовой системе они занимают определяющее положение, так как, во-первых, обслуживают  основное звено экономической системы, где создаются товары и услуги, во-вторых, образуют основную массу  финансовых ресурсов страны. В зависимости  от формы собственности выделяют финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных и др. Согласно отраслевой структуре различают финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых предприятий и так далее.

Основная задача государственных  финансов состоит в обеспечении  государства денежными средствами, которые необходимы ему для выполнения экономических и политических функций. В состав государственных финансов включают государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, которые  функционируют на разных уровнях  управления (общегосударственном, региональном, местном). Одно из звеньев общегосударственных  финансов — внебюджетные фонды. Они  отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность, хотя и управляются  соответствующими уровню государственного управления органами власти. К внебюджетным фондам относят фонды социального  страхования, пенсионные, фонды занятости  населения, разного рода целевые фонды и так далее. Их средства формируются за счет специальных целевых отчислений, других источников и используются для финансирования отдельных целевых мероприятий, программ. В зависимости от целевого назначения фонды делятся на экономические и социальные; в соответствии с уровнем управления — на государственные и региональные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Сферы и звенья  финансовой системы Республики  Беларусь

 

Сложность и многогранность финансовых отношений обусловливает  необходимость классификации их по сферам функционирования, а последние- по звеньям. Исходя из специфики финансовых отношений их можно разделить на две крупные сферы:

1) финансы субъектов хозяйствования  различных форм собственности  (децентрализованные финансы);

2) государственные или  общегосударственные (централизованные) финансы4.

Внутри первой и второй сфер выделяются ряд звеньев, о которых  будет сказано ниже.

Определяющим признаком  для вычленения отдельных сфер и  звеньев является наличие в стране конкретных субъектов финансовых отношений. Таких крупных, глобальных субъектов  в любом государстве два: субъекты хозяйствования и государство.

Финансы субъектов хозяйствования представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием  и использованием денежных фондов предприятий. Они включают денежные отношения, которые  возникают между: предприятиями (это  главным образом плата за продукцию  и услуги); предприятиями и вышестоящими организациями (образование централизованных фондов министерств и ведомств); предприятиями и входящими в  них структурными подразделениями; предприятиями и государственным  бюджетом (платежи в бюджет, финансирование из бюджета); предприятиями и учреждениями банков (получение кредитов, их возврат, уплата процентов за пользование  кредитом) и др5.

Субъекты хозяйствования как юридические лица создаются  в порядке, установленном законом, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях  удовлетворения общественных потребностей.

Коммерческими организациями, согласно ст. 46 Гражданского кодекса  Республики Беларусь, являются те юридические  лица, которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяют полученную прибыль между участниками.

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут  создаваться в форме хозяйственных  товариществ и обществ, производственных кооперативов, унитарных предприятий  и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Коммерческие организации  часто именуются и как предприятия.

Финансы коммерческих предприятий (коммерческих организаций) являются основой  всей системы финансовых отношений, поскольку именно на этих предприятиях в процессе производства создается  решающая доля национального дохода страны — главного источника формирования как децентрализованных, так и  централизованных фондов. От результатов  деятельности коммерческих предприятий  во многом зависит финансовое положение  страны в целом. Финансовые ресурсы  предприятий, работающих на принципах  коммерции, состоят в основном из собственных средств (денежные доходы и накопления), а также из привлеченных и заемных средств. В зависимости  от организационно-правовой формы предприятия  источниками его финансовых ресурсов могут быть также бюджетные средства, долевые средства учредителей, паевые взносы членов кооперативов, средства акционеров.

Информация о работе Финансовая система Республики Беларусь