Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 21:07, курсовая работа
Цель работы – выявить специфику естественных монополий в экономике России и перспектив их регулирования.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
Определить сущность естественных монополий;
Проанализировать ценообразование в условиях естественной монополии;
Изучить мировой опыт регулирования естественных монополий;
Обозначить необходимость государственного регулирования деятельности естественных монополий;
Выявить особенности российских естественных монополий;
Определить методы регулирования естественных монополий в России.
Введение
1. Сущность естественной монополии и её место в экономической системе 3
1.1. Сущность естественных монополий 3
1.2. Ценообразование в условиях естественной монополии 6
1.3. Место естественных монополий в современной экономике. 11
1.4. Необходимость государственного регулирования естественной монополии; опыт зарубежных стран. 13
2.Естественные монополии в российской экономике 21
2.1. Особенности естественных монополий РФ, характеристика сфер их существования. 21
2.2.Принятие Федерального закона «О естественных монополиях». Органы, регулирующие деятельность естественных монополий. 35
2.3.Методы регулирования естественных монополий. 39
Заключение
Библиографический список
1)Первый специфический метод регулирования – применение ценового регулирования, осуществляемого посредством определения цен (тарифов) или их предельного уровня. Государство не вправе использовать ценовое регулирование в рыночных отношениях. Этот метод логично вытекает непосредственно из понятия естественной монополии, существенный элемент которого – неэластичные цены на её товар. Само ценовое регулирование осуществляется в зависимости от сфер естественных монополий и характера деятельности их субъектов путём фиксации твёрдых тарифов, определения величины их предельных минимальных и (или) максимальных уровней. Соответственно, ФСТ использует три варианта влияния на тарифы – их установление, утверждение, регистрацию.
Основными
законодательными актами в части
регулирования цен на продукцию
и услуги естественных монополий
в Российской Федерации являются:
Указ Президента РФ «О некоторых мерах
по государственному регулированию
естественных монополий в Российской
Федерации» № 220 от 28.02.1995 г.; Федеральный
закон РФ «О естественных монополиях»
№ 147-ФЗ от 17.08.1995 г. (в ред. от 26.03.2003 г.);
Постановление Правительства РФ «О мерах
по ограничению роста цен (тарифов) на
продукцию (услуги) естественных монополий»
№ 140 от 12.02.1996 г.
Основными
задачами государственного регулирования
цен продукции естественных монополий
является:
• обеспечение баланса интересов потребителей
(в виде доступных цен) и регулируемых
предприятий (в виде финансовых результатов,
привлекательных для кредиторов и инвесторов);
• определение структуры тарифов на основе
принципов справедливого и эффективного
отнесения издержек на тарифы для различных
типов потребителей;
• стимулирование предприятий естественных
монополий к сокращению издержек и излишней
занятости, улучшению качества обслуживания,
повышению эффективности инвестиций и
т. д.;
• использование возможностей ценовых
механизмов регулирования при проведении
стабилизирующей макроэкономической
политики;
• управление развитием экономики в регионах.
Государственное
регулирование цен (тарифов) продукции
(услуг) предприятий — естественных
монополистов можно осуществлять на
основе следующих методов:
• установление фиксированных цен и тарифов;
• установление предельного уровня цен и надбавок, наценок (коэффициентов изменения цен);
• установление
предельного уровня рентабельности
и размеров торговых надбавок;
• декларирование цен и тарифов в органах
ценообразования при формировании свободных
цен и тарифов.
Методы
регулирования деятельности естественных
монополий применяются к
Субъекты естественных монополий несут
ответственность в виде штрафов за завышение
цен, установленных органом регулирования
естественной монополии; сумма излишне
полученной выручки изымается в бюджет;
убытки, возникшие у потребителя в результате
завышения цен, должны быть возмещены
ему; при повторном нарушении дисциплины
цен штраф берется в двойном размере.
2)Второй специфический
метод регулирования –
Помимо двух официально закреплённых метода регулирования естественной монополии государство осуществляет контроль за деятельностью естественных монополий
Цель контроля – добиться проведения эффективной государственной политики в сферах деятельности естественных монополий. Контроль органично дополняя регулирование, призван предупредить нарушения законодательства о естественных монополиях, служит правовым средством, с помощью которого применённые методы регулирования последовательно воплощаются в жизнь. Исходя из этой цели Федеральный закон «О естественных монополиях» определил два относительно самостоятельных участка подконтрольных действий с участием или в отношении субъектов естественных монополий.
Первый
– защита потребителей товаров естественных
монополий. Под контроль поставлены
такие действия, которые могут
иметь своим результатом
Второй
– активизация поиска путей демонополизации
естественных монополий, устранение препятствий,
мешающих развитию здесь свободной
конкуренции. Контролю подлежат действия
(сделки) с участием или в отношении
естественных монополий, результатом
которых может стать
Контроль
бывает предварительный и последующий
(уведомительный). Предварительный
контроль охватывает три группы действий.
Первая группа – контроль за любыми
сделками, в результате которых субъект
естественной монополии приобретает
право собственности на основные
средства или право пользования
основными средствами, не предназначенными
для производства товаров, в отношении
которых применяется
Вторая
подконтрольная группа действий –
контроль за инвестициями субъекта естественной
монополии в производство товаров,
в отношении которых не применяется
регулирование и которые
Третья
группа подконтрольных действий –
контроль за продажей, сдачей в аренду
или иной сделкой, в результате которой
хозяйствующий субъект
Во
всех трёх группах контроль не является
глобальным, распространяется не на весь,
а лишь на строго установленный по
стоимости объём имущественных
сделок, если он превышает десятую
часть стоимости собственного капитала
субъекта естественной монополии по
последнему утверждённому балансу.
Такая величина имущественной операции
способна существенно повлиять на результаты
хозяйственной деятельности субъекта
естественной монополии.
Заключение
Значение
естественных монополий, а следовательно,
и правового регулирования их
деятельности детерминировано местом
естественных монополий в народном
хозяйстве. Они, как правило, служат
базой всей экономики, играют ключевую
роль в формировании издержек производства
и цены любого товара, в повышении
или, напротив, понижении благосостояния
людей. Наряду с отмеченными положительными
качествами у естественных монополий
есть и крайне опасная оборотная
сторона – возможность
Естественные монополии, будучи фундаментальной ценностью народного хозяйства, как ничто другое, нуждаются в постоянном контроле за всем, что происходит с сокрытыми ими богатствами.
Для обеспечения эффективной работы естественных монополий на благо всему обществу, регулирующие органы должны, во-первых, постоянно исследовать изменения сфер действия естественных монополий, не допускать сдерживания конкуренции в производстве электроэнергии, демонополизировать сферу железнодорожных перевозок; во-вторых, устанавливать эффективные тарифы, приемлемые для потребителей и для самих организаций естественных монополий; в-третьих, осуществлять контроль за действиями, которые могут иметь результатом ущемление интересов потребителей или сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка. В целях исполнения функций, возложенных на органы регулирования естественных монополий, их работники должны иметь право беспрепятственного доступа к информации о деятельности субъектов естественных монополий. Сами органы регулирования деятельности естественных монополий должны строить свою работу на демократических началах, в обстановке широкой гласности.
Ответить
на вопрос, как должно осуществляться
наиболее эффективное регулирование
естественных монополий достаточно
трудно. Мне кажется, что надо умело
применять в совокупности все
методы регулирования и контроля,
поощрять те естественные монополии, которые
соблюдают законодательство, добросовестно
служат на благо обществу, в противоположном
случае наказывать, применять меры
гражданско-правовой, административной
ответственности субъектов
Информация о работе Естественные монополии в российской экономике