Естественные монополии в российской экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 21:07, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – выявить специфику естественных монополий в экономике России и перспектив их регулирования.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
Определить сущность естественных монополий;
Проанализировать ценообразование в условиях естественной монополии;
Изучить мировой опыт регулирования естественных монополий;
Обозначить необходимость государственного регулирования деятельности естественных монополий;
Выявить особенности российских естественных монополий;
Определить методы регулирования естественных монополий в России.

Содержание

Введение
1. Сущность естественной монополии и её место в экономической системе 3
1.1. Сущность естественных монополий 3
1.2. Ценообразование в условиях естественной монополии 6
1.3. Место естественных монополий в современной экономике. 11
1.4. Необходимость государственного регулирования естественной монополии; опыт зарубежных стран. 13
2.Естественные монополии в российской экономике 21
2.1. Особенности естественных монополий РФ, характеристика сфер их существования. 21
2.2.Принятие Федерального закона «О естественных монополиях». Органы, регулирующие деятельность естественных монополий. 35
2.3.Методы регулирования естественных монополий. 39
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Введение 100% (Восстановлен).docx

— 104.02 Кб (Скачать)

     Ценообразование по предельным издержкам ведёт к убыточности естественных монополий. Следует выяснить, какой может быть политика в отношении естественных монополий.

     Как компромиссное решение регулирующий орган может при установлении цены ориентироваться на равенство спроса (средней выручки) и средних издержек, т.е. установить цену P = LAC(Q) = AR(Q), при которой экономическая прибыль монополиста будет нулевой. В этом случае необходимость в дотации пропадает, но, поскольку P > MC(Q₂), выпускаемой монополистом продукции вновь оказывается слишком мало ( по сравнению с Q). Такое решение называют вторично-оптимальной политикой установления цен на продукцию естественных монополий,

     Другим  решением проблемы естественной монополии  является принятие государством (или  муниципалитетом) на себя обязанности  предоставлять соответствующий  вид услуг. В этом случае государственная (муниципальная) компания может получать субсидии из государственного (местного) бюджета. Такова практика в сфере  городского общественного транспорта. Однако нужно помнить, что само субсидирование является источником неэффективности, так как требующееся для этого  налогообложение вносит искажения  в систему конкурентных цен. Кроме  того, чаще всего трудно выяснить, покрывает  ли субсидия высокие постоянные затраты  естественной монополии или также  и неэффективность её технологии и управления.

     Есть  ещё одно решение этой проблемы –  использование двухкомпонентного тарифа. Как уже отмечалось, регулирующий орган должен устанавливать цены максимально приближённые к предельным издержкам, но вместе с тем обеспечивать получение дохода, достаточного для возмещения издержек. Говорилось, что самый правильный и выгодный способ ценообразования в условия естественной монополии это установка цены на уровне предельных издержек, но при этом не возместятся затраты на производство продукции, чтобы этого избежать используют двухкомпонентный тариф. Этот способ представляет собой систему ценообразования, при которой пользователи платят фиксированную сумму за право встать на обслуживание, а затем плата взимается за потребление каждой единицы данного вида услуг.

     Примером  упоминавшейся вторично-оптимальной политики установления цен на продукцию многопродуктовых естественных монополий является ценообразование по Рамсею. Естественные монополии отличаются тем, что их средние затраты выше предельных, так что ценообразование по предельным издержкам приводит к их убыточности (дефициту средств). Это порождает ряд проблем. Во-первых, если указанные дефициты покрывать за счёт налоговых поступлений, то деформация системы рыночных цен, производимая самими налогами, может оказаться большей, чем искажения при ценообразовании по средним издержкам. Во-вторых, мотивация управляющих к эффективной работе ослабевает, когда естественным монополиям гарантировано, что их убытки будут покрываться. Кроме того, в этом случае, если компания, являющаяся естественной монополией, обращается на рынок капитала за инвестиционными ресурсами, ответственность акционеров за эффективность использования капитальных вложений ослабляется. Вдобавок возникает неопределённость и в вопросе о собственнике вновь создаваемых активов компании

     Другое  решение проблемы дефицита средств  у естественных монополий заключается  в отступлении от принципа ценообразования по предельным издержкам для обеспечения безубыточности, но при минимизации потерь в эффективности, вызванных таким отступлением.

     Минимизацию потерь в эффективности обеспечивает так называемое ценообразование  по Рамсею. Фрэнк Рамсей опубликовал  свою ставшую знаменитой статью в 1927 г. Рамсей задался вопросом: на каких  уровнях установить цены, превышающие предельные издержки и обеспечивающие безубыточность естественной монополии в целом, чтобы потери в экономической эффективности были минимальными? Ответ: нужно повысить цены относительно предельных затрат обратно пропорционально эластичности спроса. Математически это правило можно представить так:

       

где цена товара i; – предельные затраты производства товара i; – эластичность спроса на товар i по его цене; k – константа. 

      Это же правило можно сформулировать иначе, если известны оптимальные объёмы выпуска всех продуктов естественной монополии, т.е. объёмы, удовлетворяющие спрос, задаваемый ценами, равными предельным издержкам. Правило формулируется так: сокращайте объёмы выпуска всех продуктов в одинаковой пропорции до тех пор, пока общая выручка не сравняется с общими издержками.

     Другое  решение проблемы дефицита средств  у естественных монополий заключается  в отступлении от принципа ценообразования по предельным издержкам для обеспечения безубыточности, но при минимизации потерь в эффективности, вызванных таким отступлением.

    1. Место естественных монополий в современной экономике.

     Естественная  монополия в рыночной экономике  — явление противоречивое, обладающее положительными и отрицательными свойствами. Как разновидность монополистической  структуры, она сочетает в себе все  негативные проявления монополизации  рынка и может приводить к  злоупотреблению неограниченной рыночной властью. В то же время, выступая необходимым  элементом воспроизводственного процесса и представляя общественно значимые, системообразующие отрасли народного  хозяйства, естественная монополия  играет важную положительную роль в  рыночной экономике.

     При этом естественные монополии являются наиболее устойчивыми отраслями  экономики, а их деятельность тесно  интегрирована во все сферы социальной и экономической жизни. Они занимают существенную долю в ВВП и представлены бюджетообразующими и затратообразующими отраслями экономики, а уровень  цен и тарифов на их продукцию (услуги) оказывает сильное воздействие  на общий уровень цен в стране.

     Место естественных монополий в экономической  системе – зоны наиболее жесткого переплетения интересов различных  подразделений этой системы, зоны, в  которых конкуренция является разрушительной и угрожает самому существованию  системы или является существенным препятствием на пути ее развития. Наиболее часто такие зоны возникают в  использовании природных ресурсов и линий связи между подразделениями системы.

     Роль  естественных монополий в экономической  системе – способ разрешения противоречий между подразделениями системы, замена конкуренции на цивилизованный способ обеспечения подразделений  экономической системы природными ресурсами и каналами связи. Это  обеспечение осуществляется монопольно, причем различные подразделения  экономической системы добровольно отдают естественным монополиям право создания такого способа обеспечения условий существования системы.  
Поскольку основной задачей естественных монополий становится обеспечение условий для развития других секторов экономики, то эти монополии занимают центральное место в инфраструктурных отраслях экономики: электроэнергетике, нефтяной и газовой отраслях, в различных видах транспорта и связи.  
 Особое место естественных монополий вне конкурентной экономики определяет их особый статус. Существование естественных монополий невозможно без специального контроля и регулирования со стороны других подразделений экономики.

     Правовое  регулирование деятельности естественных монополий детерминировано местом естественных монополий в народном хозяйстве. Как говорилось,  они служат базой всей экономики, играют ключевую роль в формировании издержек производства и цены любого товара, в повышении или, напротив, понижении благосостояния людей. Более того, следует отметить, что у естественных монополий есть крайне опасная оборотная сторона – возможность господствовать в соответствующих рыночных отношениях, устанавливать свою безраздельную диктатуру рыночной власти. Это проявляется в возможности определять уровень продажной цены, создавать искушение переложить издержки в значительной мере на конечного потребителя, который не в состоянии оказывать обратного влияния на производителя. Так же естественная монополия может блокировать технический прогресс, «экономить» за счет снижения качества производимой продукции и предоставляемых услуг, принимать форму административного диктата, подменяющего экономический механизм.

     Получается, что у естественной монополии достоинства становятся недостатками и наоборот. Эта форма экономической организации глубоко противоречива. Нельзя однозначно определить, что перевешивает - достоинства или недостатки.

     Однако  общество не может жить в условиях такой неопределенности, зависимости  от естественных монополистов. Рыночная форма экономической организации  не в состоянии преодолеть или  даже ослабить действия негативных факторов естественной монополии. Рыночный механизм распределения ресурсов в данном случае не работает.

     Решением  этой проблемы является применение предусмотренных законом методов государственного регулирования деятельности естественных монополий, либо установление в сферах их деятельности государственной собственности.

     Ограничиваться  только деятельностью федеральной  антимонопольной службы (ФАС) нельзя, так как ФАС осуществляет контроль лишь за тем, чтобы субъекты естественной монополии не мешали развитию свободной конкуренции на рынке, не злоупотребляли своим доминирующим положением. Помимо контроля необходимо непосредственное государственное регулирование каждого отдельного естественного монополиста.

     Отрасли, относящиеся к естественным монополиям, отличает то, что конкурентные механизмы  в них не действуют или практически  не развиты. Баланс интересов производителей и потребителей не может быть установлен «невидимой рукой рынка» в процессе конкуренции различных производителей за право удовлетворять спрос  потребителей. Поэтому и требуется  вмешательство государства. Важнейшими условиями поддержания такого баланса  являются доступность товаров для  потребителей по приемлемым ценам, а для субъектов естественных монополий – эффективное их функционирование и развитие.

     Если  конкуренция невозможна, то нужно  создать регулируемые монополии, чтобы  избежать вероятных злоупотреблений  неконтролируемой монопольной властью. В частности регулированию подлежат цены и тарифы, которые могут назначать  поставщики природного газа и электроэнергии, железные дороги и т.д. Они определяются федеральными и местными регулирующими  комиссиями или управлениями.

     Регулирование должно гарантировать, что потребители  получат выгоду от экономии, обусловленной  масштабами производства, то есть от снижения издержек на единицу продукции.

      Ключевое  положение естественных монополий  в экономической системе определяет возможность регулирования всей системы посредством управления ее естественными монополиями. Такое  регулирование экономики может  осуществляться государством, если оно  сохраняет контроль над естественными  монополиями. При грамотном управлении естественными монополиями их роль в экономике может быть существенно  расширена: из средств разрешения наиболее острых противоречий экономического развития они могут стать средством  управления этим развитием, и позволят добиться решения задачи оптимального роста экономики.

      Итак, если на рынке, имеющем особые экономические  и технологические характеристики, несостоятельны законы конкуренции, то его регулированием должно заниматься государство.

 

    1. Мировой опыт регулирования  естественных монополий

     Мировой опыт свидетельствует о том, что  деятельность фирм, работающих в условиях естественной монополии, должна подвергаться ограничительному и регулирующему  воздействию со стороны государства. В различных странах это устроено по-разному, но существует два наиболее общих пути: первый, характерный для США - создание специальных полномочных органов регулирования, в сферу компетенции которых входит контроль за деятельностью фирм, в том числе частных, и второй, характерный для стран Западной Европы - регулирование со стороны государства (муниципалитета) как реализация его прав собственника на государственные (муниципальные) предприятия. 
 Во всех странах транспорт, связь, электроэнергетика, газовая промышленность являются сферами действия естественных монополий и в той или иной степени подвергаются государственному регулированию.

     Основными методами государственного регулирования  естественных монополий за рубежом  являются:

    • конкуренция за вход на рынок;
    • регулирование нормы прибыли;
    • регулирование верхнего предела тарифа.

 

       

 

     

     

     

       
 

*Источник: Князева И.В. «Антимонопольная политика в России» : учебное пособие для вузов по специальности "Национальная экономика" / И. В. Князева . – М. : Омега-Л, 2006 . – 526 с.

     Следует проанализировать каждый из перечисленных  методов регулирования естественных монополий за рубежом.

     Конкуренция за вход на рынок организуется в форме конкурса. Его победитель приобретает исключительное право производства в масштабах страны или на локальном рынке.

Информация о работе Естественные монополии в российской экономике