Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 21:07, курсовая работа
Цель работы – выявить специфику естественных монополий в экономике России и перспектив их регулирования.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
Определить сущность естественных монополий;
Проанализировать ценообразование в условиях естественной монополии;
Изучить мировой опыт регулирования естественных монополий;
Обозначить необходимость государственного регулирования деятельности естественных монополий;
Выявить особенности российских естественных монополий;
Определить методы регулирования естественных монополий в России.
Введение
1. Сущность естественной монополии и её место в экономической системе 3
1.1. Сущность естественных монополий 3
1.2. Ценообразование в условиях естественной монополии 6
1.3. Место естественных монополий в современной экономике. 11
1.4. Необходимость государственного регулирования естественной монополии; опыт зарубежных стран. 13
2.Естественные монополии в российской экономике 21
2.1. Особенности естественных монополий РФ, характеристика сфер их существования. 21
2.2.Принятие Федерального закона «О естественных монополиях». Органы, регулирующие деятельность естественных монополий. 35
2.3.Методы регулирования естественных монополий. 39
Заключение
Библиографический список
Оглавление
Введение
1. Сущность естественной монополии и её место в экономической системе 3
1.1. Сущность естественных монополий 3
1.2. Ценообразование в условиях естественной монополии 6
1.3. Место естественных монополий в современной экономике. 11
1.4. Необходимость государственного регулирования естественной монополии; опыт зарубежных стран. 13
2.Естественные монополии в российской экономике 21
2.1. Особенности естественных монополий РФ, характеристика сфер их существования. 21
2.2.Принятие Федерального закона «О естественных монополиях». Органы, регулирующие деятельность естественных монополий. 35
2.3.Методы регулирования естественных монополий. 39
Заключение
Библиографический
список
Введение
В
современной экономике
Несмотря на то что образование монополий является провалом рынка, один из её видов – естественная монополия имеет объективные причины существования. В этом случае наличие монополии эффективнее, чем функционирование в условиях конкуренции.
Естественная
монополия – монополия на производство
и продажу товаров и услуг,
применительно к которым
Цель
работы – выявить специфику
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
Монополия – это рыночная структура, предполагающая наличие одной крупной фирмы в отрасли, являющейся единственным продавцом уникального продукта, полностью контролирующего цены на свою продукцию, выставляющая высокие барьеры для входа в отрасль.
Монополии по своему характеру, движущим силам, степени достижения и
формам проявления можно классифицировать по различным признакам.
Рис.1. Классификация монополии
Приведённое
выше определение описывает
рынка - «чистую монополию». Эта модель рассматривается при изучении монополий в рамках учебной программы, для того, чтобы абстрагироваться от различных деталей каждого вида этой рыночной структуры. Это абсолютная, идеализированная модель монополии.
Исследуемый
вид монополии – естественная монополия
имеет все признаки, присущие «чистой
монополии», такие как наличие единственного
продавца; уникальность, незаменимость
продукта; непреодолимые барьеры для вступления
в отрасль; возможность полного контроля
над ценой товара. Но это не значит, что
естественная монополия и есть та абсолютная
модель, все эти признаки не раскрывают
её сущности. Главное кроется в причинах
их образования. Естественной монополии
присуща объективная детерминированность,
которая кроется в её сущности.
Естественная монополия существует, когда экономия от масштаба позволяет одному предприятию удовлетворить весь рыночный спрос без (до) того, чтобы (как) отдача от масштаба стала снижаться. Такого типа монополию называют естественной потому, что в этом случае входные барьеры основаны на особенностях технологии, отражающих естественные
законы природы, а не на правах собственности или правительственных лицензиях. Принудительное рассредоточение производства
на нескольких предприятиях в этом случае нецелесообразно,
оно привело
бы к росту затрат.
Для естественной монополии характерно снижение средних издержек производства с увеличением выпуска при любом его объёме, так что эффективность производства крупной фирмы выше, нежели мелких фирм.
Риc.2. Долгосрочные средние издержки естественной монополии
Причинами возникновения естественной монополии могут быть:
Естественные монополии функционируют в следующих сферах: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов.
Отличительная черта естественных монополий – наличие сетевых структур (трубопроводный транспорт, линии электропередач, системы водоснабжения, железнодорожные пути), что типично для отраслей, осуществляющих услуги коммуникационного характера. Как правило, в них высоки постоянные издержки, что обеспечивает возможность экономии на масштабах, то есть снижения средних издержек по мере увеличения объёмов производства. Именно это определяет эффективность сосредоточения выпуска у единственного производителя. К тому же конкуренция здесь невозможна вследствие исключительно высоких невозвратных издержек. Активы, воплощённые в проложенных параллельно железных дорогах, телефонных линиях связи и т.п., исключительно специфичны, имеют ограниченные рамки применимости и не могут быть переориентированы на другие рынки. Продать такие активы будет практически невозможно, а потенциальная выручка от их реализации в случае демонтажа не покроет издержек.
Товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие товары.
Однако и сказанного мало, чтобы
считать ту или иную
Как и в случае конкурентных рынков, в условиях естественной монополии издержки должны минимизироваться, а цены определяться на основе предельных издержек. Необходимо рассмотреть все возможные варианты ценообразования в условиях естественной монополии.
Ситуация естественной монополии представлена на рис.3.
Здесь LAC и LMC – кривые средних и предельных затрат длительного периода, D – кривая спроса, MR – соответствующая ей кривая предельной выручки. Из-за больших постоянных издержек кривая спроса (D) пересекает кривую долгосрочных средних издержек (LAC) в точке M, когда средние издержки все еще понижаются. Оптимальный выпуск и цена (Q₁;P₁) определяются пересечением кривых LMC и MR. Прибыль монополиста составит в этом случае сумму равную СP₁AB.
Так ведёт себя нерегулируемая естественная монополия: имея огромную рыночную власть, назначает цены, намного превышающие её издержки, что создаёт проблему неэффективности распределения ресурсов с точки зрения общества. Кроме того, высокая цена на продукцию естественного монополиста ведет к повышению цен в отраслях, использующих продукт такой фирмы в качестве ресурса, т. е. неэффективность естественного монополиста распространяется по всей технологической цепочке взаимосвязанных отраслей. Чистые потери общества в этом случае составят площадь фигуры ABF.
Ценовое регулирование является одним из методов государственного регулирования естественной монополии, устраняющее отрицательные последствия монопольного поведения.
Регулирующий орган должен соблюдать баланс между потребителем, который желает низких цен, и экономической жизнеспособностью производителя. Существуют различные варианты ценообразования при государственном регулировании естественной монополии.
Первый вариант - ценообразование по предельным издержкам. Оптимальная, с точки зрения общества, деятельность отрасли соответствует уровню точки F (выпуск Q₃ и цена P₃), в которой долгосрочные предельные издержки (LMC) совпадают с ценностью дополнительной единицы продукции для потребителей, т. е. с кривой спроса D. Объемы выпуска продукции ниже Q₃ неэффективны в силу того, что потребители были бы готовы заплатить больше величины долгосрочных предельных издержек за больший объем производства продукции (кривая LMC расположена ниже кривой спроса D). Если выпуск превышает Q₃, то дополнительное производство продукции превышает уровень имеющегося на данную продукцию спроса (кривая LMC расположена выше кривой спроса D). Таким образом, выпуск продукции в объеме Q₃ является оптимальным с точки зрения общества в целом. Проблема в том, что цена P₃ не возместила бы затрат на производство продукции, она оказалась бы ниже средних затрат при объёме производства Q₃, P₃ < LAC(Q₃) = GQ₃ = OH. В итоге монополист, производящий оптимальный с точки зрения общества объём продукции Q₃, получал бы отрицательную прибыль (убыток), равную площади P₃HGF. Чтобы монополия не покинула рынок, необходимо было бы предоставить ей дотацию в размере, по крайней мере, равном той же величине P₃HGF. Но предоставление дотаций может привести, хотя и не обязательно, к чистым потерям для общества.
Информация о работе Естественные монополии в российской экономике