Естественные монополии в российской экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 21:07, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – выявить специфику естественных монополий в экономике России и перспектив их регулирования.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
Определить сущность естественных монополий;
Проанализировать ценообразование в условиях естественной монополии;
Изучить мировой опыт регулирования естественных монополий;
Обозначить необходимость государственного регулирования деятельности естественных монополий;
Выявить особенности российских естественных монополий;
Определить методы регулирования естественных монополий в России.

Содержание

Введение
1. Сущность естественной монополии и её место в экономической системе 3
1.1. Сущность естественных монополий 3
1.2. Ценообразование в условиях естественной монополии 6
1.3. Место естественных монополий в современной экономике. 11
1.4. Необходимость государственного регулирования естественной монополии; опыт зарубежных стран. 13
2.Естественные монополии в российской экономике 21
2.1. Особенности естественных монополий РФ, характеристика сфер их существования. 21
2.2.Принятие Федерального закона «О естественных монополиях». Органы, регулирующие деятельность естественных монополий. 35
2.3.Методы регулирования естественных монополий. 39
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Введение 100% (Восстановлен).docx

— 104.02 Кб (Скачать)

К конкурентному  сектору на железнодорожном транспорте относятся:

  • Перевозка грузов мелкими партиями.
  • Доставка скоропортящихся грузов.
  • Перевозки строительных и других массовых грузов (на параллельных речным путям направлениях).
  • Пассажирские перевозки на большие расстояния

   Ещё одна сфера деятельности естественной монополии, которую следует рассмотреть  - услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов.

     Услуги  транспортных терминалов - это производственные операции по приемке, перемещению и  сдаче грузов. К ним относятся  только те операции, которые неразрывно связаны с обслуживанием перевозчика  грузов. Услуги портов и аэропортов близки по значению к услугам транспортных терминалов, они включают в себя производственные операции по обработке  грузов, обслуживанию пассажиров, морских  и речных судов, самолетов.

     При наличии большого числа хозяйствующих  субъектов, оказывающих услуги морских  и речных портов, развитой конкуренции  в этой отрасли не имеется. Порты, выделившиеся из государственных пароходств, занимают локальное доминирующее положение  на рынке портовых услуг, обладают монопольным  правом на портовые механизмы, устройства, территорию, выступают в качестве единственного арендатора государственного имущества. В частности, на рынке  портовых услуг субъектами естественной монополии являются ОАО "Азовский морской порт", ГУП "Московский западный порт", ОАО "Хабаровский  речной порт" и др.

     Сложность регулирования услуг аэропортов предопределена общими проблемами гражданской  авиации. Основной показатель объема транспортной работы в авиации - это пассажирооборот. За последние 10 лет он уменьшился в  три раза, а число ежегодно перевозимых  пассажиров уменьшилось в четыре раза. Гражданская авиация, являясь  транспортом общего пользования, практически  недоступна для широкого круга пользователей (услугами авиации пользуется не более 5% населения).

     Состояние материально-технической базы критическое, т.к. 90% парка воздушных судов морально устарело. Рост цен на аэропортовые услуги (аэронавигационное обслуживание воздушных судов, обслуживание пассажиров в аэропортах, обеспечение авиационной  безопасности в зоне аэропорта и  пр.) значительно отстает от роста  авиационных тарифов и не является определяющим фактором роста стоимости  авиабилетов. Основное влияние на тарифы оказывают стоимость авиационного топлива, цены на техническое обслуживание и ремонт.

     Государственное ценовое регулирование услуг  аэропортов имеет целью приведение уровня аэропортовых сборов и тарифов  к уровню экономически обоснованной себестоимости этих услуг. Это позволит сократить перекрестное субсидирование пассажирских перевозок за счет грузовых.

     Последняя, подлежащая характеристике область  существования монополии - транспортировка нефти по магистральным нефтепроводам.

     В нефтяной промышленности трубопроводы подразделяются на магистральные ("главная труба") и промысловые.

     Магистральный нефтепровод предназначен для транспортировки  нефти из районов добычи или хранения до мест потребления (т.е. до нефтеперерабатывающего завода, перевалочных нефтебаз, пунктов  налива). Кроме того, нефтепроводы различаются  и по техническим показателям  (величина рабочего давления в трубопроводе, его протяженность, наличие головных и промежуточных насосных станций и пр.).

     Вместе  с тем законодательного разграничения  между этими трубопроводами пока нет. Применяются СНИПы и ГОСТы, в соответствии с которыми трубопроводы строились, но это вызывает ряд проблем. Например, трубопроводы, построенные  как промысловые, со временем реконструируются и подпадают под все технические  характеристики магистральных. Другая проблема - наличие в конкретном регионе только одного нефтепровода (например, промыслового). В такой  ситуации деятельность его владельца  тоже можно признать естественной монополией.

     Уже в течение нескольких лет в  Государственной Думе РФ рассматривается  проект закона "О магистральном  трубопроводном транспорте". Предполагается, что данный закон будет распространять свое действие не только на нефтепроводы, но и на газопроводы, а также на трубопроводы, предназначенные для  транспортировки других углеводородов (нефтяного попутного газа, газового конденсата, газообразных углеводородов).

     В нем предусмотрено, что магистральные  трубопроводы являются стратегическими  объектами федерального значения. Магистральный  трубопровод рассматривается как  единый комплекс сооружений, поэтому  право собственности на него не разделяется  по отдельным объектам. Предусмотрены  некоторые ограничения в пользовании  магистральными трубами, в частности, стандартизация и сертификация оборудования, лицензирование деятельности операторов (тех, кто оказывает услуги по транспортировке  углеводородов).

     Однако  основной недостаток законопроекта  в том, что отличительные черты  магистрального трубопровода в нем  по-прежнему не определены.

Транспортировка нефти и нефтепродуктов разделяется  на несколько технологически неотделимых  процессов, для каждого из которых  устанавливаются свои тарифы (например, прием, перевалка, слив нефти в трубопроводную систему в начале маршрута и сдача, налив и перевалка нефти в  конце маршрута).

    2.2.Принятие Федерального закона «О естественных монополиях». Органы, регулирующие деятельность естественных монополий.

 

     Вопросы функционирования, реорганизации и  повышения эффективности деятельности естественных монополий в России в последнее время находятся  в центре внимания политиков, экономистов, учёных. Особые условия функционирования естественных монополий предопределили необходимость выделить их в особую сферу государственного регулирования.

     В условиях советской экономики естественные монополии как специфический  предмет государственно-правового  регулирования не выделялись, хотя они конечно же имелись. Такой  надобности не возникало потому, что  монополиями в своём роде были все отрасли народного хозяйства. По мере же проведения реформ, направленных на создание рыночной экономики, становилась  всё более очевидной необходимость  выделения в ней сектора, где  экономические отношения не поддаются  свободной конкуренции и потому нуждаются в особом правовом режиме. Практически работа по формированию нормативно-правовой основы естественных монополий началась с середины 90-х  гг. и интенсивно продолжается до сих  пор.

     В процессе разгосударствления, приватизации и демонополизации в России на этапе 1992-1994 гг. не только достаточно конкретно  определился, но и был разработан проект Федерального закона «О естественных монополиях». Первоначально в этот законопроект были также включены нормы, связанные с государственной монополией на производство и оборот отдельных видов продукции. Однако впоследствии стало очевидно, что государственные монополии – предмет особого законодательства.

     Проект  закона находился на рассмотрении в  Государственной Думе и не принимался в течение трёх лет. Основные проблемы возникали на парламентских слушаниях  и на встречах в комитетах Госдумы, где представители отраслей делали попытки изменить содержание иди  даже препятствовать принятию проекта. Обсуждались многочисленные вопросы: о правомерности предоставления органам регулирования права  контролировать инвестиционную деятельность компаний; о границах регулирования  – правомерности регулирования  видов деятельности, которые не относятся  к естественным монополиям, но связаны  с регулируемыми видами деятельности; о возможности сохранения функций  регулирования у отраслевых министерств.

     В 1994-1995гг. цены российских предприятий  в отраслях естественных монополий  росли более быстрыми темпами, чем  в других отраслях экономики. Сложившаяся  на рынке асимметрия цен, непредсказуемость  поведения и действий субъектов  естественных монополий активизировали усилия по принятию закона, регулирующего  деятельность естественных монополий, и Федеральный закон «О естественных монополиях» был принят Госдумой 19.07.1995. Законопроект о естественных монополиях преодолел два президентских  вето. Один из краеугольных камней проекта  – включение в него естественных монополий, относящихся к ведению  субъектов РФ. Каждый субъект Российской Федерации правомочен сам в пределах Конституции РФ принимать законы и иные нормативно-правовые акты о естественных монополия, относящихся к его ведению, и определять в них «свои» сферы этих монополий и свой государственный механизм их регулирования и контроля. Поэтому принятый закон распространяется только на субъекты естественных монополий, регулируемые на федеральном уровне:

    • транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
    • транспортировку газа по трубопроводам;
    • услуги по передаче электрической и тепловой энергии;
    • железнодорожные перевозки;
    • услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
    • услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

     Для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий  образуются соответствующие федеральные  органы исполнительной власти. Суть любого регулирования состоит в упорядочении деятельности участников социального  общения, прежде всего в установлении для них определённых правил поведения. Эффективное регулирование немыслимо  без сопровождения контролем, поэтому  органы регулирования наделены также  контрольными функциями.

      Органы  регулирования естественных монополий  образуются во всех узаконенных сферах естественных монополий. Однако необязательно  в каждой из них иметь отдельный  орган. Один федеральный орган может  регулировать сразу несколько сфер естественных монополий. Для осуществления  своих полномочий они вправе создавать  свои территориальные органы и наделять их полномочиями в пределах своей  компетенции. Субъекты РФ, в свою очередь, могут создавать свои аналогичные  органы, которые входе осуществления  своих полномочий взаимодействуют  с федеральными органами исполнительной власти по регулированию естественных монополий и их территориальными органами, а также федеральными антимонопольными органами.

     Государственное регулирование претерпело существенную перестройку в ходе реформы федеральных  органов исполнительной власти. Оно  стало более концентрированным  и компактным. В настоящее время  государственное регулирование, контроль и надзор в сферах естественных монополий  сосредоточены в двух руководимых  Правительством РФ федеральных органах  исполнительной власти – ФСТ (Федеральная  служба по тарифам) России и ФАС (Федеральная  антимонопольная служба) России.

     ФАС России осуществляет контроль за исполнением  антимонопольного законодательства всеми  субъектами социального общения, в  том числе субъектами естественных монополий. Особенно значительное место  в работе федеральных антимонопольных  органов занимают дела о предупреждении и пресечении злоупотреблений субъектами естественных монополий своим доминирующим положением на рынке. ФСТ регулирует не только деятельность естественных монополий. Она является федеральным  органом  власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере  государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением. Однако основной участок  регулирующего воздействия ФСТ  – естественные монополии. Для определения  основных направлений деятельности ФСТ и принятия решений по определению  цен, а также осуществления контроля по вопросам, связанным с определением и применением цен, в сферах деятельности субъектов естественных монополий  образуются правления, в состав которых  входит не более 7 членов, включая руководителя ФСТ. В состав правления включаются также  представители заинтересованных федеральных министерств и ведомств, в частности Минэкономразвития, Минпромэнерго, Минтранса, Мининформсвязи, Минфина, ФАС.

     Важное  полномочие ФСТ – формирование и  ведение Реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых  осуществляется государственное регулирование  и контроль. Цель Реестра – определение  цен и осуществление контроля по вопросам, связанным с определением и применением цен. ФСТ принимает также решение о включении субъектов естественных монополий в Реестр либо об исключении из него. Она же принимает решения об изменении или о прекращении регулирования в отношении конкретных субъектов естественных монополий, если отпадают установленные для этого основания.

    2.3.Методы регулирования естественных монополий.

 

     Регулирование является основной формой воздействия  государства на естественные монополии. Федеральным законом «О естественных монополиях» установлены два  специфических метода. Применение иных методов не допускается.

Информация о работе Естественные монополии в российской экономике