Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 13:08, курсовая работа
Потребности товарного обращения и обеспечения непрерывного процесса воспроизводства вызвали необходимость в упорядочении денежного обмена и централизации выпуска денег путем создания денежной системы. Денежная система – это форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством. Денежное обращение характеризуется движением денег в наличной и безналичной формах, обслуживающих кругооборот товаров, а также нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве. Наличная форма денежного обращения обслуживается банкнотами, казначейскими билетами и металлической монетой (денежными знаками). Безналичная форма расчетов осуществляется с помощью чеков, кредитных карточек, векселей, аккредитивов, платежных поручений. Совокупность государственных мероприятий в области денежного обращения и кредита получила название денежно- кредитной политики.
Введение
Глава.I. Деньги и денежные средства
Природа и сущность денег
Виды денег и денежных средств
Глава.II. Денежное обращение
2.1..Эмиссия денег
2.2.Структура денежной массы.
2.3. Денежное обращение: сущность формы денежного обращения
2.4. Законы денежного обращения. Скорость обращения денег
Глава III.Денежная система КР
3.1.Денежная единица КР
3.2.Денежная система КР, пути ее оптимизации
Заключение
Список литературы
- от стоимости денег, то есть
при неизменной стоимости
Будучи средством обращения деньги становятся промежуточным звеном в процессе товарного обращения: товар – деньги - товар. Как средство обращения деньги могут быть не обязательно полноценными и могут быть заменены знаками стоимости, например бумажными деньгами или монетами.
Как средство накопления деньги особо ценятся экономическими субъектами. За деньги можно получить в любое время любой товар. Наличие денег становится воплощением реального богатства. Стремление к обладанию богатством побуждает людей копить деньги. В этом случае деньги извлекаются из обращения и превращаются в накопления или сокровища. Товаропроизводитель должен регулярно покупать предметы потребления и средства производства. Сбыт же продукции не всегда происходит регулярно. Поэтому, чтобы производство шло без перебоев, нужны накопления.
Кроме того, с развитием товарно-денежных отношений растет власть денег в обществе. Деньги превращаются в могучую общественную силу. Это дает новые стимулы к накоплению денег. Для выполнения функции накопления деньги должны быть одновременно полноценными и реальными деньгами.
Важной функцией денег является их использование как средства платежа. Товары не всегда продаются за наличные или реальные деньги, так как к моменту появления на рынке какого-либо товара у покупателей может не быть нужной суммы наличных денег. Причинами этого могут являться неодинаковая продолжительность периодов производства или обращения различных товаров, сезонный характер производства или сбыта товаров. Например, когда производитель одежды или обуви выходит на рынок, у производителя зерна может не быть денег, так как зерно может быть еще не реализовано или даже не выращено. В результате возникает необходимость купли - продажи товаров в кредит, т.е. с отсрочкой уплаты денег.
Когда товары продаются в
кредит, средством обращения
служат не сами деньги, а
выраженные в них долговые
обязательства, например
Международные экономические отношения вызывают необходимость функционирования денег на мировом рынке. Здесь они обслуживают внешнеторговые связи, международные займы и т.д. Мировые деньги выступают в виде слитков благородных металлов, в виде золота. Национальные знаки стоимости теряют свою силу.
Мировые деньги имеют следующие три назначения:
- мировое платежное
средство. Существует международный
кредит. В течение года страна
должна уплачивать определенную
сумму денег другим странам
за ввезенные товары, за полученные
ранее займы. Ей же причитается
известная сумма денег от
- международное покупательное
средство. При чрезвычайных
- всеобщее воплощение
1.2.Виды денег и денежных средств.
Существует два вида денег: наличные и безналичные.
Под наличными деньгами понимаются монеты или бумажные деньги, т.е. деньги, которые передаются из рук в руки в натуральном виде. В основе своей это символические деньги, т.е. сделанные из материалов, не соответствующих их номинальной стоимости. Например, стоимость металла в монетах ниже их номинала, обозначенного на монетах; это делается, чтобы предотвратить переплавку символических монет.
Второй вид денег - безналичные деньги. В первую очередь это чеки и кредитные карточки, а также депозиты в банках, где деньги существуют в форме записи на счет, но эти записи позволяют покупать реальные товары. Безналичные деньги имеют преимущество над наличными.
Необходимо отметить, что наличные деньги являются самым ликвидным активом, по сравнению, например, с любой недвижимостью, акциями и т.д. Это означает, что их быстро можно обменять на любой товар без потери их стоимости. Любой другой актив нужно сначала обменять на деньги, иногда с потерями, выплатой налогов со сделок и т.д.
Государство обладает суверенным правом на выпуск собственных денежных знаков в виде бумажных банкнот, казначейских билетов и монет. Такой выпуск принято называть эмиссией.
Выпуск денег может
В целом эмиссия денежных средств
обусловливается двумя
В условиях товарного хозяйства играет значительную роль цена как денежное выражение стоимости товара. От ее уровня зависит величина прибыли, объем продаж, конкурентоспособность, финансовая устойчивость предприятия. Цена выступает главным ориентиром поведения предприятия на рынке, от нее непосредственно зависит, какие издержки будут возмещены в процессе реализации товаров, какие нет, каковы будут доходы предпринимателей, в какие отрасли будут направлены капиталы и т.д.
В экономике цена выполняет следующие функции:
1) распределительная.
2) учетная. С помощью цены
можно учитывать результаты
3) стимулирующая. Колебание рыночных
цен вокруг стоимости
Ц=С/С+П+НДС+А,
где Ц - цена товара;
С/С - себестоимость товара, складывающаяся из суммы затрат, идущих на его производство;
П - прибыль;
НДС- налог на добавленную стоимость;
А- амортизация
4) балансирующая. Через цену
осуществляется связь между
5) средство рационального
Для конкурентного рынка характерны
свободные рыночные цены. Они
заключают в себе интересы продавцов
и покупателей. Вряд ли найдется
производитель товаров, реализующих
их по цене ниже издержек производства
и обращения. Механизм рыночного
ценообразования относится к
условиям совершенной конкуренции.
Однако для российской экономики
более приемлемой является модель
монополистической конкуренции
с большим числом крупных предприятий.
Жестко устанавливая объем выпуска
и продаж, диктуя цены товаров, поведение
производителя не согласуется со
стремлением к наращиванию
Следующим фактором, влияющим на цену,
является государственное регулирование
цен. Оно представляет собой вмешательство
государства в процесс
Методы государственного регулирования цен можно разделить на прямые и косвенные.
Прямые методы:
1) фиксирование цен;
2) замораживание;
3) установление предельного
4) таксация (правительство само устанавливает и изменяет цены, исходя из рыночной ситуации).
Косвенные методы:
1) эмиссионная политика;
2) фискальная политика (налоги, дотации);
3) госзаказы;
4) нормирование затрат, включаемых
в цену, и манипулирование их
уровнем (амортизационная
Анализируя необходимость и содержание прямых методов регулирования цен, в то же время необходимо видеть их противоречивость. К примеру, установление предельного уровня цен на потребительские товары (как правило, ниже равновесных) порождает сокращение предложения над спросом и, как следствие, явление товарного дефицита, а следовательно, желание потребителей купить товары по более высокой цене, что ведет к возникновению "черного" рынка с ценами выше равновесных.
Определенный урон наносится и предприятиям-производителям. По низким ценам им невыгодно производить продукцию, они начинают сокращать производство.
В товарном производстве и обмене действуют присущие им экономические законы: закон стоимости, закон спроса и предложения товаров, закон денежного обращения.
Остановимся более подробно на одном из законов, определяющих развитие товарного хозяйства, законе стоимости.
В зависимости от уровня цен возможны следующие ситуации на рынке: 1) высокие цены - большое предложение, небольшой спрос, результат-затоваривание и необходимость снижать цены (рынок потребителя);
2)
низкие цены - большой спрос, низкое
предложение, результат-дефицит
и необходимость повышения
цен для увеличения
3)
оптимальные цены: интересы
продавцов и покупателей
Данная закономерность товарного производства выражается в законе стоимости:
Стоимость есть равновесие интересов покупателей и продавцов, то есть равновесие цены спроса, в основе которой лежит предельная полезность, и цены предложения, отражающей общественно необходимые затраты на производство блага. |
Закон стоимости выполняет ряд функций
1. Является стихийным
- сократится производство и предложение обуви, цены на нее повысятся;
- увеличится производство и предложение тканей на рынке, цены на них понизятся.
2. Является двигателем стихийного
развития производительных сил.
3. Является основой
Рассмотрев различные типы
хозяйств, мы создали многокрасочную
и многоликую мозаику
Наряду с наличными
деньгами люди издавна стали пользоваться
безналичными денежными средствами. Они
представляют собой суммы:
выраженные в тех же денежных единицах,
что и наличные деньги;
хранящиеся в специальных коммерческих
организациях – банках;
используемые для расчетов путем изменения
записей в специальных книгах или на магнитных
носителях для компьютеров. С учетом этого
устройство современных денежных систем
можно представить так, как показано на
рисунке:
Установленная Законом «О Национальном банке Кыргызской Республики» цель деятельности НБКР, достижение и поддержание стабильности цен в стране, как одного из основных условий устойчивого экономического роста, будет предопределять разработку и реализацию денежно-кредитной политики НБКР.3 В среднесрочном периоде денежно-кредитная политика будет нацелена на сокращение темпов инфляции с тем, чтобы вернуть ее к однозначным показателям к 2012 году.