Ценные бумаги и их рынки

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:18, курсовая работа

Описание работы

Российский рынок ценных бумаг находится в стадии становления, активно формируются его элементы и инфраструктура.
Основная задача, решаемая на рынке ценных бумаг, - обеспечение взаимодействия нуждающихся в заемном капитале и тех, кто может его предоставить, т.е. эмитентов и инвесторов. Решение этой задачи способствует перераспределение ресурсов на наиболее эффективные направления на основе рыночных механизмов.

Содержание

Общая характеристика российского рынка ценных бумаг стр. 3
Инструменты займа стр. 3
2.1. Облигации стр. 3
2.2. Векселя стр. 8
2.3. Сертификаты стр. 10
Инструменты собственности стр. 11
Структура и классификация рынка ценных бумаг стр. 12
Активность рынка ценных бумаг стр. 14
Заключение стр. 15
Список используемой литературы стр. 16

1. Общая характеристика российского рынка ценных бумаг

Работа содержит 1 файл

Ценные бумаги и их рынки.docx

— 314.04 Кб (Скачать)

Фондовый  рынок является чутким барометром состояния  экономики. Ныне основными целями на российском рынке ценных бумаг являются цели становления и закрепления  отношений собственности, а главными участниками этого рынка –  коммерческие банки.

Участники российского  рынка ценных бумаг имеют общую  задачу – получение прибыли. Именно под воздействием источников и условий, при которых она образуется, и  складывается структура отечественного фондового рынка, одной из отличительных  черт которой стало существенное преобладание государственных ценных бумаг. Кроме того, весьма характерно для отечественного фондового рынка  и то, что основная часть ценных бумаг проходит только стадию первичного размещения, почти не обращаясь на вторичном рынке.

К государственным ценным бумагам России относятся:

  • Государственные краткосрочные обязательства (ГКО);
  • Государственные долгосрочные обязательства (ГДО);
  • Облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ);
  • Золотой сертификат;
  • Краткосрочные обязательства (КО);
  • Облигации федерального займа (ОФЗ);
  • Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ).

Поскольку управлять  экономикой может только тот, кто  владеет собственностью, то и рынок  ценных бумаг приобретает особую экономическую и историческую значимость.

Как и любой  другой рынок, РЦБ складывается из спроса, предложения и уравновешивающей их цены. Спрос создается компаниями и с некоторых пор государством, которым не хватает собственных  доходов для финансирования инвестиций. Бизнес и правительства выступают на РЦБ чистыми заемщиками (больше занимают, чем одалживают), а чистыми кредитором является население, личный сектор, у которого по разным причинам доход превышает сумму расходов на текущее потребление и инвестиции в материальные активы (главным образом жилье).

   Роль  фондового рынка как инструмента  рыночного регулирования должно  рассматриваться особо, поскольку  его закономерности очень сложны  и неоднозначны и представляют  особый коммерческий интерес.  К тому же до сих пор считается,  что выявить эти закономерности  с приемлемой точностью практически  нереально. 

   Прежде  чем перейти собственно к ценным  бумагам, следует объяснить такое  понятие, как фиктивный капитал,  поскольку именно движение фиктивного  капитала и является основой  функционирования фондового рынка.  Фиктивный капитал представляет  собой общественное отношение,  суть которого состоит в его  способности улавливать некоторую  часть прибавочной стоимости.  Историческая основа возникновения  фиктивного капитала состояла  в обособлении ссудного капитала  от производственного и образовании  кредитной системы, а технический  отрыв фиктивного капитала от  реального произошел на базе  ссуды капитала. В результате  чего в руках владельца ссудного  капитала  остается титул собственности,  а реально распоряжается этим  капиталом функционирующий предприниматель.  Тем самым фиктивный капитал  проявляется в форме титула  собственности, способного вступать  в обращение, и более того, способного  обращаться относительно  независимо  от движения действительного  капитала. Реально фиктивный капитал  опосредует процессы концентрации  и централизации капитала, распределения  и перераспределения прибыли,  а также перераспределения национального  дохода через систему государственных  финансов.

Инвестициями  являются денежные средства, целевые  банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество  или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты  предпринимательской и других видов  деятельности в целях получения  прибыли и достижения положительного социального эффекта.   Инвестиционная деятельность - это вложение инвестиций, или инвестирование, и совокупность практических действий по реализации инвестиций.          

Инвестирование  в создание и воспроизводство  основных фондов осуществляется в форме  капитальных вложений. Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, а так  же поставщики, юридические лица (банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные биржи) и другие участники  инвестиционного процесса.

Субъектами  инвестиционной деятельности могут  быть физические и юридические лица, в том числе иностранные, а  так же государства и международные  организации. Инвесторы – субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение собственных, заемных или  привлеченных средств в форме  инвестиций и обеспечивающие их целевое  использование.

Объектами инвестиционной деятельности в Р.Ф. являются вновь  создаваемые и модернизируемые  основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного  хозяйства РФ, ценные бумаги, целевые  денежные вклады, научно-техническая  продукция, другие объекты собственности, а так же имущественные права  и права на интеллектуальную собственность. Запрещается инвестирование в объекты, создание и использование которых  не отвечает требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других норм, установленных законодательством, действующим на территории РФ, или  наносит ущерб охраняемым законом  правам и интересам граждан, юридических  лиц и государства.

Я думаю, что, прежде всего надо начать с того, что нормативно-правовая рынка ценных бумаг в странах  с развитым рыночным хозяйством создавалась  на протяжении многих десятилетий. В  России, где формирование рыночных отношений связано с преодолением многих препятствий, созданных старой системой, этот процесс протекает  особенно трудно. Административно-командная  экономика почти не нуждалась  в ценных бумагах. Ликвидация после 1917 года рынка ценных бумаг и замена экономических методов хозяйствования методами командно-административными  исключили какую-либо историческую преемственность в  законотворческой деятельности. С конца 20-х и до конца 70-х годов не было принято  никаких нормативных актов о  ценных бумагах. Единственным документом такого рода было «Положение о простом  и переводном векселе», он был издан  в 1937 году.

       Объективные и субъективные предпосылки для возрождения в стране рынка ценных бумаг начали формироваться  только в конце 80-х годов. В связи с развитием товарно-денежных отношений, появилось множество нормативных актов и постановлений, не образующих, какой-либо целостной системы, объединенных единой правовой концепцией. Необходимость упорядочивания этого процесса потребовало установления правовых норм, регулирующих на государственном уровне выпуск и обращение ценных бумаг, а также деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг. Разработанные и принятые в этом плане документы можно разделить на три группы:

  • Законодательные и нормативные акты, исходившие от Союзного и Российского парламентов;
  • Указы Президента Российской Федерации и постановления правительства;
  • Ведомственные нормативные акты Министерства финансов, Центрального банка, Госкомимущества Российской Федерации и других правительственных органов;

         В Российской Федерации нормативные документы, регламентирующие деятельность на рынке ценных бумаг, начали разрабатываться в конце 1990года. Это были прежде всего « Закон о Центральном банке РСФСР», Закон «О банках и банковской деятельности в РСФСР» (от 2 декабря 1990года), Закон «Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах В РСФСР» , «Положение об акционерных обществах»(от 28 декабря  1991 года). Эти нормативные документы впервые за последние 60 лет дали официальную трактовку таких понятий, как акция, облигация, сертификат ценной бумаги, опцион, а также определили порядок выплаты дивидендов и процентов. С этого времени работа по определению принципов и правил регулирования рынка ценных бумаг сконцентрировалась в исполнительных органах – в Правительстве, в Министерстве финансов и Центральном банке РФ.

      К числу  основных  нормативных документов рынка  ценных бумаг относится Закон  РСФСР от 3 июля 1991года «О приватизации  Государственных и муниципальных  предприятий в Российской Федерации»  и «Государственная программа  приватизации государственных и  муниципальных предприятий Российской  Федерации», закон от 22 апреля 1996 года  «О рынке ценных бумаг», «об  акционерных обществах». Более частный  характер имеют многие другие  законодательные акты, изданные  государственными органами. К их  числу принадлежат решения о  применении векселя в хозяйственном  обороте; о введении залога; о  развитии ипотечных операций; о  создании холдинговых компаний; о разрешении иностранцам приобретать  акции российских акционерных  обществ;  и т.д. Самый основной  правовой акт принятый не так  давно, по моему мнению, и не  только, это закон  «О рынке  ценных бумаг». Этот правовой  акт становится своеобразным  стержнем, который будет определять  стратегию развития фондового  рынка на ближайшие лет пять. С вступлением его в силу  появляется четкое разграничение  полномочий всех органов власти, которые до этого времени, так  или иначе, контролировали данный  рынок. А их  было около десятка.  Это Федеральная комиссия по  ценным бумагам и фондовому  рынку, Центробанк, Минфин, Госкомимущество  и другие. Теперь каждому из  них отводится свое место. Главенствующее  положение занимает Федеральная  комиссия по рынку ценных бумаг.  Она контролирует деятельность  профессиональных участников фондового  рынка.      

        В нормативной базе рынка ценных бумаг существуют несомненные пробелы и нестыковки, одни из них достаточно серьёзны, другие тактического характера.

Главной стратегической проблемой является ответственность. У нас есть множество норм в  законах, но нет никакой ответственности  за их нарушение. 

Основными перспективами  развития современного рынка ценных бумаг на нынешнем этапе являются:

    • концентрация и централизация капиталов;
    • интернационализация и глобализация рынка;
    • повышения уровня организованности и усиление государственного контроля;
    • компьютеризация рынка ценных бумаг;
    • нововведения на рынке;
    • секьюритизация;
    • взаимодействие с другими рынками капиталов.

 

Тенденции к концентрации и централизации  капиталов имеет два аспекта по отношению к рынку ценных бумаг. С одной стороны, на рынок вовлекаются все новые участники, для которых данная деятельность становится основной, а с другой  идет процесс выделения крупных, ведущих профессионалов рынка на основе как увеличение их собственных капиталов(концентрация капитала), так и путем их слияния в еще более крупные структуры рынка ценных бумаг(централизация капитала). В результате на фондовом рынке появляются торговые системы которые обслуживают крупную долю всех операций на рынке. В тоже время рынок ценных бумаг притягивает все большие капиталы общества.

     Интернационализация рынка ценных бумаг означает, что национальных капитал переходит границы стран, формируется мировой рынок ценных бумаг, по отношению к которому национальные рынки становятся второстепенными. Рынок ценных бумаг принимает глобальный характер. Торговля на таком глобальном рынке ведется непрерывно. Его основу составляют ценные бумаги транснациональных компаний.

     Надежность рынка ценных бумаг и степень доверия к нему со стороны массового инвестора напрямую связаны с повышением уровня организованности рынка и усиление государственного контроля за ним. Масштабы и значение рынка ценных бумаг таковы, что его разрушение прямо ведет к разрушению экономического прогресса. Государство должно вернуть доверие к рынку ценных бумаг, что бы люди вкладывающие сбережения в ценные бумаги были уверены в том, что они их не потеряют в результате каких-либо действий государства и мошенничества. Все участники рынка, поэтому заинтересованы в том, чтобы рынок был правильно организован и жестко контролировался в первую очередь главным участником рынка – государством.

       Компьютеризация рынка ценных бумаг – результат широчайшего внедрения компьютеров во все области человеческой жизни в последние десятилетия. Без этой компьютеризации рынок ценных бумаг в своих современных формах и размерах  был бы просто невозможен. Компьютеризация позволила совершить революцию как в обслуживании рыка, прежде всего через современные системы быстродействующих и всеохватывающих расчетов для участников и между ними, так и в его способах торговли. Компьютеризация составляет фундамент всех нововведений на рынке ценных бумаг.

         Нововведения на рынке ценных бумаг:

  • новые инструменты данного рынка;
  • новые системы торговли ценными бумагами;
  • новая инфраструктура рынка.

     Новыми инструментами рынка ценных бумаг являются, прежде всего, многочисленные виды производных ценных бумаг, создание новых ценных бумаг, их видов и разновидностей.

     Новые системы торговли – это системы торговли, основанные на использовании компьютеров и современных средств связи, позволяющие вести торговлю полностью в автоматическом режиме, без посредников, без непосредственных  контрактов между продавцами и покупателями.

      Новая инфраструктура рынка – это современные информационные системы, системы клиринга и расчетов, депозитарного обслуживания рынка ценных бумаг.

     Секьюритизация - это тенденция перехода денежных средств из своих традиционных форм  в форму ценных бумаг; тенденция перехода одних форм ценных бумаг в другие, более доступные для широких кругов инвесторов.

     Развитие рынка ценных бумаг вовсе не ведет к исчезновению других рынков капиталов, происходит  процесс их взаимопроникновения. С одной стороны, рынок ценных бумаг оттягивает на себя капиталы, но с другой – перемещает эти капиталы через механизм  ценных бумаг на другие рынки, тем самым способствует их развитию.

До кризиса 17 августа Государственная политика в отношении рынка ценных бумаг  была следующей. Условно все реформы  можно разделить на три этапа:

На  первом этапе, а он проходил с 1990-1992 год, происходило создание предпосылок для развития фондового рынка:  образование фондовых бирж и рынка акций коммерческих банков, товарных и фондовых бирж. Началось формирование законодательной базы российского рынка ценных бумаг.

На  втором этапе, это с 1993 – первая половина 1994 года  фондовый рынок существовал в форме приватизационных чеков. Это было начало, расцвет и закрытие рынка приватизационных чеков, которые были выпущены государством в большом количестве и выдавались гражданам Российской  федерации бесплатно. А люди обменивали приватизационные чеки на акции приватизируемых предприятий или продавали на биржевом и внебиржевом рынке. Надо отметить что на этом этапе было слабо развита нормативная база по ценным бумагам, что привело к появлению финансовых пирамид.

Информация о работе Ценные бумаги и их рынки