Бюджетный дефицит и инфляционный налог

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 11:48, курсовая работа

Описание работы

Практически невозможно представить себе государство, в котором безупречно работают все финансово - экономические рычаги, стимулирующие приток средств в бюджет, а государственные расходы не превышают доходов.

Целью данной курсовой работы является детальное изучение бюджетного дефицита и инфляционного налога.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3

Глава 1. Понятие бюджетного дефицита ……………………………………….4

1.1. Сущность бюджетного дефицита и причины его возникновения ………..4

1.2. Виды Бюджетного дефицита ………………………………………………..9

1.3. Концепции государственного бюджета …………………………………..11

1.4. Источники финансирования бюджетного дефицита …………………….13

Глава 2. Сущность инфляции и инфляционного налога ……………………...16

2.1. Понятие, причины инфляции и инфляционного налога …………………16

2.2. Формы и виды инфляции …………………………………………………..17

2.3. Социально- экономические последствия инфляции ……………………..21

Заключение ………………………………………………………………………24

Список литературы ……………………………………………………………...

Работа содержит 1 файл

эконом. теория.rtf

— 1.30 Мб (Скачать)

     Операционный дефицит - общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга. Обслуживание задолженности (т.е. выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы долга - его амортизация) является важной статьей государственных расходов.

     Первичный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.

     Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит - существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.

     Квазифискальные операции включают, например, следующие:

     1) финансирование государственными предприятиями избыточной занятости в государственном секторе и выплата ими заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;

     2) накопление в коммерческих банках, отделившихся на начальных стадиях экономических реформ от Центрального Банка, большого портфеля недействующих ссуд - т.н. «плохих долгов» (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти кредиты, в конце концов, выплачиваются, в основном, за счет льготных кредитов Центрального Банка;

     3) отдельные операции, связанные с государственным долгом, а также финансирование Центральным Банком убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (например, на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.); кредиты рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание «плохих долгов», а также рефинансирование Центральным Банком сельскохозяйственных

     промышленных и жилищных программ правительства по льготным ставкам и т.д.). 

     1.3. Концепции государственного бюджета 

     Отношение к дефициту государственного бюджета, как правило, отрицательное.

     Наиболее популярной выступает идея сбалансированного бюджета. Исторически в отношении состояния государственного бюджета выдвигалось три концепции: идея ежегодного сбалансированного бюджета; идея бюджета, сбалансированного по фазам экономического цикла(на циклической основе); идея сбалансированности не бюджета, а экономики (идея «функциональных финансов»)

     1. Концепция ежегодного сбалансированного бюджета состоит в том, что независимо от фазы экономического цикла и состояния экономики каждый год расходы бюджета должны быть равны доходам. На практике это означает, что, например государство для обеспечения сбалансированности бюджета должно снижать государственные расходы (государственные закупки и трансферты). А поскольку снижение и государственных закупок, и трансфертов ведет к уменьшению совокупного спроса и, следовательно, объема производства, то эта мера вызовет еще более глубокий спад. И на оборот, если в экономике бум и налоговые поступления максимальны, то для уравновешивания расходов бюджета с доходами правительства должно увеличить государственные расходы, провоцируя еще больший «перегрев» экономики и, следовательно, еще более высокую инфляцию.

     Таким образом, реализация идеи ежегодного сбалансированного бюджета ведет к усилению циклических колебаний экономики и исключает возможность проведения правительством политики по стабилизации экономики.

     2. Концепция государственного бюджета сбалансированного на циклической основе, заключается в том, что иметь сбалансированный бюджет ежегодно не обязательно. Важно, чтобы бюджет был сбалансированный в целом в течении экономического цикла: профицит бюджета, увеличивающийся в период бума(высокого уровня деловой активности), когда доходы бюджета максимальны, должен использоваться для финансирования дефицита бюджета, возникающего в процессе рецессии (максимальной деловой активности), когда доходы бюджета резко сокращаются. При этом, чтобы противостоять спаду, правительство должно снизить налоги и увеличить расходы, сознательно вызывая дефицит, а в ходе последующего инфляционного подъема оно должно повысить налоги и урезать правительственные расходы, чтобы увеличить профицит бюджета и использовать его на покрытие бюджетного дефицита, возникшего в период спада. Таким образом, действия правительства должны создавать позитивную антициклическую силу. Существенный недостаток этой концепции состоит в том, что фазы бума и рецессии различаются по продолжительности и глубине, поэтому суммы профицита бюджета, который можно накопить в период бума, и дефицита, который накапливается в период спада, обычно не совпадают. В результате задача стабилизации вступает в противоречие с задачей сбалансированного бюджета в ходе цикла.

     3. Наибольшее распространение получила концепция «функциональных финансов», согласно которой целью государства должна быть не сбалансированность бюджета, а стабильность экономики. Эта идея была выдвинута Дж.М.Кейнсом в его работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) и активно использовалась в экономиках развитых стран до середины 1970-х гг.

     Согласно воззрениям Кейнса, инструменты государственного бюджета должны использоваться в качестве антициклических регуляторов, стабилизирующих экономику на разных фазах цикла. Если в экономике спад, то государство в целях стимулирования деловой активности и обеспечение экономического подъема должно увеличивать свои расходы и уменьшить налоги, что привет к росту совокупного спроса. И наоборот, если в экономике бум («перегрев»), то государство должно сокращать расходы и увеличивать налоги, что сдерживает деловую активность и «остужает» экономику, ведет к её стабилизации. Состояние государственного бюджета при этом значения не имеет. Бюджет должен выступать инструментом достижения и поддержания макроэкономической стабильности. Поскольку теория Кейнса была направлена на разработку рецептов борьбы с рецессией, со спадом в экономике, что предлагалось осуществлять, используя в первую очередь инструменты бюджетного регулирования, то эта теория получила название политики «дефицитного финансирования».6

     В результате использования в большинстве развитых стран в 1950-е-1960-е гг. кейнсианских рецептов регулирования экономики проблема хронического дефицита государственного бюджета к середине 1970-х гг. превратилась в серьезную макроэкономическую проблему, что послужила одной из причин усиления инфляционных процессов 

     1.4. Источники финансирования бюджетного дефицита 

     Источники финансирования бюджетного дефицита подразделяются на внутренние и внешние.

     К внутренним источником относятся:

     1) государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг;

     2) кредиты, получаемые правительством от кредитных организаций, номинированные в рублях;

     3) бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней;

     4) поступления от продажи государственного имущества (приватизации);

     5) остатки по государственным запасам и резервам;

     6) профициты прошлых лет.

     К внешним источникам финансирования бюджетного дефицита относятся:

     1) государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска государственных ценных бумаг;

     2) кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, выраженные в иностранной валюте.

     Первый источник внутреннего финансирования бюджетного дефицита является очень распространенным и включает выпуск государственных краткосрочных облигаций (ГКО) и облигаций федерального займа (ОФЗ). ГКО - это краткосрочные (до 1 года) бескупонные облигации, по которым не предполагается выплата текущего процентного дохода, а дисконт формируется как разница между ценой их размещения (продажи) и ценой погашения (выкупа). ОФЗ - это среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (от 5 до 30 лет) государственные обязательства, предполагающие выплату фиксированного или переменного купона (процента). 7

     Этот источник финансирования позволяет быстро и эффективно решать проблемы дефицита бюджета, однако, имеет ряд слабых сторон:

     Во-первых, при его использовании возникает так называемый «эффект вытеснения», означающий «перетягивание» средств из частного сектора, которые могли бы в противном случае использоваться в качестве инвестиций;

     Во-вторых, использование данного способа финансирования бюджетного дефицита накапливает государственный внутренний долг. В-третьих, злоупотребление указанным методом финансирования бюджетного дефицита может привести к дефолту (невозможности платить по долгам) наподобие имевшего место в нашей стране в 1998 г. В этом случае правительство гасило долг по «старым» ценным бумагам выпуском новых ГКО, увеличивая постоянно уровень их доходности. В результате ставки процента (включая ставку рефинансирования Банка России) возросли в несколько раз. Правительство оказалось не в состоянии выплачивать доход по ценным бумагам по новым ставках, а также своевременно их выкупать, что вызвало кризис всей российской финансовой системы.

     Эффективность использования второго способа финансирования бюджетного дефицита зависит от «мощности» кредитной системы государства. В нашей стране коммерческие банки пока не обладают достаточными финансовыми средствами для решения этой задачи. Кроме того, отвлечение кредитных ресурсов на нужды государства снижают инвестиционную активность частного сектора. Использование же средств Центробанка для финансирования бюджетного дефицита запрещается Бюджетным кодексом РФ. Во многом это объясняется тем, что «вливание» денежных средств Банка России в экономику страны, сопровождается обычно их эмиссией (печатанием), что способствует росту инфляции. В условиях повышения уровня инфляции возникает эффект Оливера-Танзи -- сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения налогов в государственный бюджет. Подобная отсрочка дает выигрыш налогоплательщику, так как выплачивать задолженность по налогам ему предстоит более дешевыми деньгами, и выигрыш в условиях высокой инфляции может превысить сумму причитающихся ему в этом случае пеней и штрафов.

     Бюджетные ссуды и кредиты, получаемые от бюджетов других уровней, не являются значительным источником покрытия бюджетного дефицита, возникающего на федеральном уровне, в силу дотационности большинства регионов РФ. Обычной практикой является передача средств с федерального на более низкие уровни бюджетной системы РФ.

     Приватизация государственной собственности является важным источником финансирования бюджетного дефицита. При этом, однако, следует учитывать, что российское правительство может самостоятельно принимать решение о приватизации только мелких и средних предприятий. Решение о приватизации крупных предприятий принимает Государственная Дума. Наконец, последний источник внутреннего финансирования дефицита госбюджета возникает в том случае, если бюджет предыдущего года был исполнен с профицитом. 8

     Важным внешним источником покрытия бюджетного дефицита является выпуск государственных ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте. К ним, например, относятся еврооблигации (ценные бумаги, выраженные в валюте европейских государств), ОГВЗ (облигации государственного валютного займа), ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа) и др.

     Следует, однако, учитывать, что возможность прибегать к внешним источникам финансирования бюджетного дефицита во многом связана с политическими факторами. Кроме того, она зависит от общей суммы внешнего долга страны и ее способности платить по «старым» долгам. Для России возможности использования этих источников финансирования бюджетного дефицита во многом исчерпаны. Следует также заметить, что новые внешние заимствования увеличивают не только основную сумму долга, но и затраты на его обслуживание (выплату процентов). 
 

     Глава 2. Сущность инфляции и инфляционного налога 

     2.1. Понятие, причины инфляции и инфляционного налога 

     В современных условиях во многих странах большое значение приобрело явление инфляции. Инфляция (от латинского inflation - вздутие) - это процесс обесценивания денег, проявляющийся во всеобщем повышении цен. Возникновение инфляции связывают с появлением еще в древности неполноценных денег - порченых монет, снижение покупательной способности которых нередко приводило к бунтам.

     Инфляционный налог - налоги и сборы, которые получает государство, финансируя дефицит бюджета за счет печатания денег в период инфляции.

Информация о работе Бюджетный дефицит и инфляционный налог