Бюджетные дефициты и профициты

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 18:33, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсовой работы – изучить экономическую суть таких понятий как государственный бюджет, бюджетный профицит/дефицит.
Задачи исследования:
рассмотреть бюджет как экономическую категорию, то есть дать его определение, раскрыть структуру государственного бюджета
дать определение профициту и дефициту бюджета
выделить основные концепции балансирования государственного бюджета;
выявить преимущества и недостатки функционирования российской экономики в условиях дефицита/профицита бюджета

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы образования профицита и дефицита бюджета.……………………………...4
Государственный бюджет и его структура……………………………...4
Понятие профицита и дефицита бюджета………………………………7
Основные концепции балансирования государственного бюджета……………………………………………………………………….14
Глава 2. Бюджетный профицит в экономике современной России и перспективы снижения дефицита с учетом зарубежного опыта…………….18
2.1. Оценка последствий функционирования национальной экономики в условиях профицита федерального бюджета18
2.2. Особенности дефицитного финансирования государственной деятельности…………………………………22
2.3. Преимущества и недостатки функционирования российской экономики в условиях дефицита и профицита бюджета........29
Заключение………………………………………………………………………37
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсК.docx

— 129.14 Кб (Скачать)

Таблица 1.2. Структура расходов федерального бюджета в 2007-2008 гг., % ВВП

 

2007

2008

Темп роста в реал. выражении, %

Расходы – всего

Общегосударственные вопросы

Из них: обслуживание государственного и муниципального долга

Национальная  оборона

Национальная  безопасность и правоохранительная деятельность

Национальная  экономика

Жилищно-коммунальное хозяйство

Охрана  окружающей среды

Образование

Культура, кинематография и средства массовой информации

Здравоохранение и спорт

Социальная  политика

Межбюджетные  трансферты

18.1

 

2.5

 

0.4

 

2.5

 

2.0

 

2.1

 

0.9

0.0

0.9

0.2

 

 

0.6

0.6

5.7

18.2

 

2.0

 

0.4

 

2.5

 

2.0

 

2.5

 

0.3

0.0

0.9

0.2

 

 

0.7

0.7

6.4

106.5

 

86.6

 

90.2

 

105.4

 

105.5

 

124.6

 

37.0

104.5

101.5

105.4

 

 

119.2

115.5

118.5


 

В наибольшей мере изменения  коснулись расходов на осуществление  межбюджетных трансфертов (прирост  в реальном выражении составил 18.5%). С одной стороны, это обусловлено  ростом дефицита Пенсионного фонда  РФ, с другой – обострением ситуации с региональными бюджетами (см. раздел 2.5.4).

Также существенно увеличились  ассигнования в области национальной экономики, социальной политики и здравоохранения.

Одновременно уровень  расходов на ЖКХ вернулся на свой нормальный уровень относительно 2007 г.

Профицит федерального бюджета  в 2008 г. составил 4.1% ВВП, сократившись на 1.3 проц. пункта по сравнению с предыдущим годом.

В связи с введением  в 2008 г. нового механизма учета нефтегазовых доходов, не менее важным с содержательных позиций показателем становится величина ненефтегазового дефицита. Его значение непосредственно определяет величину необходимых источников финансирования дефицита бюджета.

В 2008 г. величина ненефтегазового  дефицита составила 6.5% ВВП. Финансирование ненефтегазового дефицита осуществлялось за счет нефтегазового трасферта (5.1% ВВП), источников финансирования дефицита бюджета (0.7% ВВП) и изменения остатков на счетах (кроме нефтегазовых фондов).

На основе вышеизложенного  можно сделать следующий вывод. В последние годы значительно возросла зависимость федерального бюджета от нефтегазовых поступлений, что в условиях резкого падения нефтяных цен станет основной причиной будущей разбалансированности бюджетной системы.

В прошедшем году продолжилось наращивание бюджетных расходов, как за счет социальной компоненты, так и за счет непредвиденных расходов на антикризисную политику и роста  межбюджетных трансфертов.

Новые принципы формирования нефтегазовых фондов, вкупе с высокими ценами на нефть в начале года и  ослаблением рубля в конце, позволили  государству накопить значительный объем финансовых ресурсов, что особенно важно в условиях будущего дефицита бюджета.

 

Заключение

 

Итак, государственный бюджет – это роспись денежных доходов  и расходов государства. Государственный  бюджет является средством распределения  национального продукта между потреблением и накоплением, инструментом воздействия  на предложение факторов производства и объемы выпуска различных секторов экономики.

Нормальное состояние  госбюджета является его сбалансированность. Однако часто образуется бюджетный  дефицит – превышение расходов над  доходами. Действительные меры по улучшению соотношения бюджетных доходов и расходов ведут к профициту (превышению доходов над расходами).

Влияние дефицита/профицита  на функционирование экономики, как удалось выяснить, неоднозначно. Как профицит, так и дефицит бюджета имеют свои преимущества и свои недостатки.

Проблемой для российской экономики должна быть не только сбалансированность бюджета, но и содействие экономическому росту, использованию экономического потенциала, полной занятости. Государственный бюджет должен быть инструментом поддержания обеспечения макроэкономической стабильности независимо от того, достигается это в данный период на основе дефицита или профицита. На первом плане должна быть общая стратегия экономического развития, глобальные цели и направление на их достижение программы развития. 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Макроэкономика: Учебник МГУ им. Ломоносова. Агапов Т.А., Серегина С.Ф. / Под ред. А.В.Сидоровича. – М.: “Дис”, 1997.
  2. Экономика / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 1999.
  3. Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие/ А.З. Селезнев/ под ред. проф. В.Ю. Катасонова. – М.: Магистр, 2007.
  4. Селезнев А. Проблемы бюджетной политики в 2005 году // Экономист. 2004. № 12.
  5. Глазьев. Социально-экономический смысл бюджета // Российский экономический журнал. 2004. № 9-10.
  6. Социально-экономическое положение России - М., Госкомстат, 1997
  7. Концепция бюджета: Pro et contra // Экономика и жизнь. 1996. № 42
  8. Государственный бюджет: Учебное пособие. Под ред. М. И. Ткачук – Минск
  9. Рацане Ю. Дефицит бюджета стимулирует профицит мысли // Экономика и время, № 5, 2009.
  10. Экономическая теория: Учебник/ Под общ. ред. акад.В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, П.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича М.: ИНФРА М, 2008
  11. «Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям». Под ред. Г.Б. Поляка, М.: ЮНИТИДАНА, 2007г.
  12. Фишер С., Дорнбуш Р. Экономика: Учебник. М., 1998. 
  13. Финансы, денежное обращение и кредит - Самсонов Н.Ф.
  14. О государственных финансах в 2008 г. И прогнозе в 2009-2012 – Эксперт ЦМАКП Е.Пенухина.
  15. Вопросы социального обеспечения. – 2009. – №5.
  16. Фадеев, Ю. Стабфонд без будущего / Ю. Фадеев // БОСС. 
  17. Бюджетная политика – важный инструмент в борьбе с кризисом. Финансы.–2009.–№4.
  18. Смирнов Е. Е. Налоговые аспекты бюджета – 2008 // Аудиторские ведомости. 2007. № 9.
  19. Александров, И. М. Бюджетная система Российской Федерации: учебник.
  20. Бабашев С.С. Бюджет и бюджетное устройство Российской Федерации: - М.: Логос, 2003. 
  21. Годин А.М. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учеб. пособ. - М.: Дашков и К, 2001.
  22. Бюджетная система России: Учебник для вузов/ Под ред. Г. Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 
  23. Федеральная служба государственной статистики. Российский статистический ежегодник. М., 2005. 
  24. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.Н. Козырина. М.: ЭКАР, 2002.
  25. Гукасьян Г.М. Экономическая теория. -2006.

 


Информация о работе Бюджетные дефициты и профициты