Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 18:33, курсовая работа
Основная цель курсовой работы – изучить экономическую суть таких понятий как государственный бюджет, бюджетный профицит/дефицит.
Задачи исследования:
рассмотреть бюджет как экономическую категорию, то есть дать его определение, раскрыть структуру государственного бюджета
дать определение профициту и дефициту бюджета
выделить основные концепции балансирования государственного бюджета;
выявить преимущества и недостатки функционирования российской экономики в условиях дефицита/профицита бюджета
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы образования профицита и дефицита бюджета.……………………………...4
Государственный бюджет и его структура……………………………...4
Понятие профицита и дефицита бюджета………………………………7
Основные концепции балансирования государственного бюджета……………………………………………………………………….14
Глава 2. Бюджетный профицит в экономике современной России и перспективы снижения дефицита с учетом зарубежного опыта…………….18
2.1. Оценка последствий функционирования национальной экономики в условиях профицита федерального бюджета18
2.2. Особенности дефицитного финансирования государственной деятельности…………………………………22
2.3. Преимущества и недостатки функционирования российской экономики в условиях дефицита и профицита бюджета........29
Заключение………………………………………………………………………37
Список литературы
Таблица 1.2. Структура расходов федерального бюджета в 2007-2008 гг., % ВВП
2007 |
2008 |
Темп роста в реал. выражении, % | |
Расходы – всего Общегосударственные вопросы Из них: обслуживание государственного и муниципального долга Национальная оборона Национальная безопасность и правоохранительная деятельность Национальная экономика Жилищно-коммунальное хозяйство Охрана окружающей среды Образование Культура, кинематография и средства массовой информации Здравоохранение и спорт Социальная политика Межбюджетные трансферты |
18.1
2.5
0.4
2.5
2.0
2.1
0.9 0.0 0.9 0.2
0.6 0.6 5.7 |
18.2
2.0
0.4
2.5
2.0
2.5
0.3 0.0 0.9 0.2
0.7 0.7 6.4 |
106.5
86.6
90.2
105.4
105.5
124.6
37.0 104.5 101.5 105.4
119.2 115.5 118.5 |
В наибольшей мере изменения коснулись расходов на осуществление межбюджетных трансфертов (прирост в реальном выражении составил 18.5%). С одной стороны, это обусловлено ростом дефицита Пенсионного фонда РФ, с другой – обострением ситуации с региональными бюджетами (см. раздел 2.5.4).
Также существенно увеличились ассигнования в области национальной экономики, социальной политики и здравоохранения.
Одновременно уровень расходов на ЖКХ вернулся на свой нормальный уровень относительно 2007 г.
Профицит федерального бюджета в 2008 г. составил 4.1% ВВП, сократившись на 1.3 проц. пункта по сравнению с предыдущим годом.
В связи с введением в 2008 г. нового механизма учета нефтегазовых доходов, не менее важным с содержательных позиций показателем становится величина ненефтегазового дефицита. Его значение непосредственно определяет величину необходимых источников финансирования дефицита бюджета.
В 2008 г. величина ненефтегазового дефицита составила 6.5% ВВП. Финансирование ненефтегазового дефицита осуществлялось за счет нефтегазового трасферта (5.1% ВВП), источников финансирования дефицита бюджета (0.7% ВВП) и изменения остатков на счетах (кроме нефтегазовых фондов).
На основе вышеизложенного можно сделать следующий вывод. В последние годы значительно возросла зависимость федерального бюджета от нефтегазовых поступлений, что в условиях резкого падения нефтяных цен станет основной причиной будущей разбалансированности бюджетной системы.
В прошедшем году продолжилось
наращивание бюджетных
Новые принципы формирования нефтегазовых фондов, вкупе с высокими ценами на нефть в начале года и ослаблением рубля в конце, позволили государству накопить значительный объем финансовых ресурсов, что особенно важно в условиях будущего дефицита бюджета.
Заключение
Итак, государственный бюджет – это роспись денежных доходов и расходов государства. Государственный бюджет является средством распределения национального продукта между потреблением и накоплением, инструментом воздействия на предложение факторов производства и объемы выпуска различных секторов экономики.
Нормальное состояние госбюджета является его сбалансированность. Однако часто образуется бюджетный дефицит – превышение расходов над доходами. Действительные меры по улучшению соотношения бюджетных доходов и расходов ведут к профициту (превышению доходов над расходами).
Влияние дефицита/профицита на функционирование экономики, как удалось выяснить, неоднозначно. Как профицит, так и дефицит бюджета имеют свои преимущества и свои недостатки.
Проблемой для российской экономики должна быть не только сбалансированность бюджета, но и содействие экономическому росту, использованию экономического потенциала, полной занятости. Государственный бюджет должен быть инструментом поддержания обеспечения макроэкономической стабильности независимо от того, достигается это в данный период на основе дефицита или профицита. На первом плане должна быть общая стратегия экономического развития, глобальные цели и направление на их достижение программы развития.
Список литературы: